Таможенное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 13:28, контрольная работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть виды таможенных платежей, их классификацию и роль, основные цели и инструменты осуществления таможенного регулирования.

Содержание

1. Введение …………………………………………………………..2
2. Цели и функции таможенного регулирования……………………..4
3. Таможенное регулирование: методы его осуществления…………8
4. Понятие, предмет и метод таможенного права России…………..11
5. Основные понятия в системе таможенно-тарифного регулирования. Понятия, основные цели и элементы таможенного тарифа…………….18
6. Заключение…………………………………………………………..30
7. Список литературы………………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

     Важно отметить, что на основе таможенной стоимости товаров и транспортных средств исчисляются, кроме того, НДС, акцизы, и таможенные сборы.

     Поэтому характеристике методов определения  таможенной стоимости товара посвящен целый раздел Закона РФ «О таможенном тарифе».

     Определение стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, производится путем применения следующих методов: по цене сделки с ввозимыми товарами (основной метод); по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитания стоимости; сложения стоимости; резервного метода. Принцип их применения следующий: если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных методов. При этом каждый последующий применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.

     При изучении методов по цене сделки с  идентичными и однородными товарами важно учитывать признаки идентичности и однородности товаров. Тщательного  анализа заслуживают и методы на основе вычитания и сложения стоимости. В первом случае в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена единицы товара с вычитанием из нее определенных расходных компонентов. Во втором случае в качестве такой основы принимается цена товара, рассчитываемая путем сложения стоимости трех групп компонентов. Резервный метод вступает в силу тогда, когда таможенная стоимость товара не может быть определена декларантом в результате последовательного применения предыдущих методов или когда таможенный орган аргументированно считает, что предыдущие методы определения таможенной стоимости не могут быть использованы. В этом случае таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется с учетом мировой практики ценообразования (ценовую информацию декларанту предоставляет таможенный орган).

     Целый раздел в Законе РФ «О таможенном тарифе»  посвящен определению страны происхождения  товара, принципы которого основываются на существующей международной практике. Обратим внимание на ключевые положения:

  • страна происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию РФ и вывоза товара с этой территории,
  • страной происхождения товара является страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными данным Законом;
  • для удостоверения происхождения товара из данной страны таможенный орган РФ вправе требовать предоставления сертификата о происхождении товара; обязательное предоставление указанного сертификата необходимо при ввозе товара на таможенную территорию РФ;
  • сертификат о происхождении товара предоставляется вместе с таможенной декларацией и другими документами при таможенном оформлении.

     Специальный раздел посвящен предоставлению тарифных льгот. Здесь определены существо и виды тарифной льготы (тарифной преференции); указаны товары, подлежащие освобождению от пошлины; зафиксированы условия предоставления тарифных преференций и тарифных льгот в отношении определенных государств и определенных товаров.

     Практически все страны, участвующие в международной  торговле, используют таможенный тариф  как одно из важных средств регулирования  внешнеэкономических связей. Единообразия в подходах к определению уровня ставок таможенных пошлин, перечня товаров, подпадающих под такое обложение, не было в прошлом, нет и в настоящее время.

     Такие инструменты как тарифные и нетарифные барьеры могут существенно влиять на общую эффективность промышленной политики. Один из самых эффективных  инструментов защиты внутреннего рынка - таможенные тарифы.

     В настоящее время действуют ряд  методов определения таможенной стоимости:

  • по цене сделки с ввозимыми товарами;
  • по цене сделки с идентичными товарами;
  • по цене сделки с однородными товарами;
  • вычитания стоимости;
  • сложения стоимости;
  • резервного метода.

     В интересах защиты отечественной  обрабатывающей промышленности может  использоваться метод построения тарифов  на основе эскалации ставок таможенных пошлин, то есть их повышения в зависимости  от степени обработки товаров: сырье ввозится беспошлинно или по крайне низким ставкам, полуфабрикаты - по небольшим ставкам, а уже готовые изделия облагаются по высоким ставкам таможенных пошлин.

           Помимо тарифного регулирования внешнеэкономических связей в международной торговле используются и так называемые нетарифные ограничения (нетарифные барьеры). Последние можно классифицировать по следующим группам: барьеры экономического характера; барьеры административного характера; установление монопольного (государственного) канала для импорта; технические н другие специальные требования.

     Барьеры экономического характера включают антидемпинговые меры, налогообложение, меры валютного и финансового  характера. Налогообложение в рассматриваемом  аспекте представляет собой введение различного рода налогов и налоговых платежей с импортеров, широко используемых в международной торговле. К ним относятся:

  • налог на добавленную стоимость, взимаемый с импортера в некоторых странах;
  • налог с оборота (или налог на продажу);
  • скользящие компенсационные сборы; налог на потребление; акцизные сборы;
  • специальные импортные налоги и сборы, также взимаемые на границе;
  • сборы с импортера в связи с таможенным оформлением груза;
  • гербовый сбор;
  • статистический сбор;
  • сборы на развитие национального экспорта;
  • благотворительный сбор;
  • лицензионный сбор;
  • консульский сбор и др.
  • К мерам валютного и финансового характера относят:
  • множественность валютных курсов;
  • налог при операциях с иностранной валютой или сбор за ее получение;
  • импортный депозит;
  • систему предварительной оплаты пошлин и налогов.

     Не  одно десятилетие существуют и барьеры административного характера, которые используют и развитые, и развивающиеся страны. В реестр таких мер включены запрещение импорта (экспорта), количественные ограничения и лицензирование, « добровольное» самоограничение экспорта.

     Наибольшее распространение получили квоты. Государство выдает ограниченное количество лицензий, разрешающих ввоз (вывоз), и запрещает нелицензированный импорт (экспорт).

     Квоты бывают индивидуальные, тарифные, сезонные и глобальные. Распространены следующие виды лицензий:

  • разовая индивидуальная;
  • генеральная;
  • лицензирование с целью наблюдения;
  • выдача разрешений на импорт для избранных покупателей;
  • обусловленность выдачи лицензий закупками аналогичных товаров на внутреннем рынке;
  • выдача импортных лицензий продуценту в зависимости от его экспортной деятельности;
  • выдача лицензий на ввоз товаров, обеспеченных финансированием;
  • лицензии на бартерные и другие безвалютные коммерческие операции.

     В группу технических и других специальных требований включают: национальные стандарты, системы сертификации и прочие нормы; требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и эдравоохранительными органами; требования экологического характера; требования к упаковке и маркировке товара.

     В современных условиях все без  исключения государства регулируют свою внешнеэкономическую политику и через таможенный тариф, и через  нетарифные ограничения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Заключение
 

     Исторически динамика государственного регулирования степени открытости или закрытости экономики (таможенная политика) движется от свободной торговли к протекционизму и наоборот. Однако, как известно, протекционистские барьеры эффективны в краткосрочном периоде, они создают временный эффект, приводящий затем к существенным провалам, будь то таможенная политика, экспорт и импорт товаров, инвестиции.

     В настоящее время сложилось несколько  форм протекционизма:

  • селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или товаров;
  • отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли (например, автомобилестроение);
  • коллективный протекционизм – проводится союзами некоторых государств в отношении стран, в них не входящих;
  • скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики.

     Инструменты государственного регулирования международной  торговли по своему характеру делятся  на тарифные (основаны на использовании  тарифов) и нетарифные (все остальные  методы). Нетарифные методы государственного регулирования выключают количественные методы и методы скрытого протекционизма.

     В роли институционального обеспечения  таможенной политики выступает Государственный  таможенный комитет: именно им осуществляется протекционистская политика поощрения  отечественного производства через  льготные пошлины; меры тарифного и нетарифного регулирования.

     Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования  товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки и других задач экономической политики.

     В целях совершенствования фискальной и регулирующей функций таможенной системы необходимо: последовательно снижать средневзвешенную и максимальную импортную пошлину; максимально укрупнить товарные группы; отказаться от прямых и косвенных форм квотирования экспорта и импорта; ликвидировать все существующие льготы в максимально короткие сроки; исключить регулятивные функции из компетенции таможенных органов.

     Таможенные  пошлины и платежи в 2000-х годах  стали выполнять более серьезную  роль,  чем они делали это с  начала 90-х. Роль пошлин возросла в связи  со стабилизацией структуры импорта и экспорта, а также их объемом. Россия, преодолевая экономический кризис, выходит на качественно новый уровень в таможенных отношениях.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Список  литературы.
 
  1. Конституция  Российской Федерации, 1993 г.
  2. Таможенный кодекс Российской Федерации, 2003 г.
  3. Габричидзе Б.Н. «Российское таможенное право». Учебник для вузов. «Норма» - М., 2002 г.
  4. Шапошников Н.Н. «Таможенная политика России». 2003г.

Информация о работе Таможенное регулирование