Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 12:35, курсовая работа
Во всех странах регулирование внешней торговли осуществляется в той или иной мере государством, в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. Любое государство в мировой экономике стремится защитить свои интересы, интересы отечественных производителей, а, следовательно, заинтересовано в политике протекционизма.
Введение этой диспозиции вызывает претензии и по другой причине. Представляется, что преимущественное право покупки доли участниками или обществом по заранее установленной уставом общества цене, в том случае, если она будет явно не соответствовать ее рыночной стоимости и ущемлять имущественные интересы участника общества - продавца доли, возможно трактовать как конфискационное изъятие доли. В связи с чем нельзя исключить оспаривание этой нормы в Конституционном суде на предмет соответствия ее Конституции РФ.
В целом, соглашаясь с необходимостью внесения изменений в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», все же отмечу некоторые моменты, требующие, на мой взгляд, более взвешенной проработки.
Многие из перечисленных проблем закона об обществах с ограниченной ответственностью были решены путем внесения в закон диспозитивных норм, предоставляющих, на первый взгляд, возможность участникам избежать негативных последствий тех или иных действий отдельных участников (участники могут выбрать, предусмотреть ли им право выхода участника из общества или нет; прежний порядок реализации преимущественного права покупки доли участники могут заменить на новый, т.е., заранее определить цену, по которой они могут приобрести долю и т.д.). Однако вряд ли такое решение проблемы можно назвать удачным.
Конечно, гибкие конструкции закона, предоставляющие выбор участникам гражданского оборота, каким образом им строить свои отношения, в наибольшей мере могут учесть особенности интересов конкретных лиц. Тем не менее следует помнить, что использование таких гражданских норм предполагает определенный уровень юридической, экономической подготовки сторон, определенную степень правовой культуры. Стороны должны четко осознавать и предвидеть последствия своего выбора и последствия развития своей компании.
Надо признать, что ООО, главным образом, соответствует целям и задачам, прежде всего, малого бизнеса. Даже для среднего бизнеса эта форма, по моему глубокому убеждению, не является оптимальной. И хотя крупный бизнес также организуется в ООО, такие шаги носят, скорее, тактический характер; стратегические интересы крупного бизнеса требуют от него, все-таки, быть открытым для рынка.
Малый бизнес имеет ряд качественных особенностей, принципиально отличающего его от крупного бизнеса. Не охватывая всего перечня особенностей малого бизнеса, лишь выделю некоторые. Отношения в сфере малого предпринимательства достаточно архаичны и связаны, в основном, узами личной кооперации. Начиная свое небольшое дело, как правило, люди стремятся объединить свои усилия в большей мере, нежели свои капиталы. Отсюда, присущее этому бизнесу единство собственности и управления.
Немаловажным является особый характер финансирования: преимущественно за счет банковских кредитов, причем кредиты выдаются, как правило, не под залог бизнеса, а под залог конкретного имущества. Частные инвестиции в малый бизнес практически не идут. И это понятно. С такой системой отношений, где субъективные связи имеют определяющее значение, очень сложно рассчитывать на полноценное участие стороннего лица. Вместе с тем сделать привлекательной для инвестиций такую форму как ООО, означало бы окончательно сблизить ее с акционерным обществом. Для объективных предпосылок инвестиций в ООО эта форма содержит в себе неустранимый недостаток: это его закрытый характер и право выхода участника из общества. Устранив это, мы не оставим принципиальных различий между обществом с ограниченной ответственностью и акционерным обществом, в связи с чем неизбежно встанет вопрос о целесообразности такой формы как ООО. Как мне кажется, необходимо примириться с тем, что развитее малого бизнеса должно осуществляться не за счет инвестиций, а за счет кредитования. Причем главным кредитором, учитывая социальную значимость малого бизнеса, должно выступить государство.
Следует сказать, что с возрастанием масштабности бизнеса отношения внутри него существенно усложняются. Необходимость соблюдения баланса интересов различных групп инвесторов, трудового коллектива, местных органов власти (если это градообразующее предприятие), других заинтересованных лиц влечет значительные транзакционные издержки и в большей степени повышает вероятность возникновения конфликта. Поэтому представляется вполне целесообразным для данных форм бизнеса предусмотреть как можно более широкий перечень возможностей, которые стороны могли бы выбрать для белее адекватного выстраивания отношений между собой. Финансовые, интеллектуальные ресурсы крупного бизнеса позволяют ему на весьма профессиональном уровне оценивать возможные риски и прогнозировать развитие своих отношений при выборе той или иной модели взаимодействия.
Совершенно по иному обстоят дела в малом бизнесе. Не имея тех возможностей, которые есть у крупного бизнеса, малое предприятие, зачастую, учреждается на свой страх и риск. Наш предприниматель, во многом движимый психологией выживания, а не развития, стремится как можно быстрее преодолеть процесс регистрации общества и начать уже зарабатывать. Учредительные документы составляются крайне безграмотно, нередко, положения устава противоречат друг другу, некоторые вообще не понимают, для чего нужен устав. И если раньше регистрационные палаты хоть как-то проверяли на соответствие закону устав общества, то сейчас, с вступлением в силу ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», регистрирующие органы должны зарегистрировать любой документ, на котором указано, что это устав.
В этой ситуации трудно говорить о том, что устав общества станет выражением действительной воли участников, что участники совершили свой выбор осознано. Очень часто участники узнают истинный смысл положений своего устава только в ходе судебного разбирательства, когда что-либо изменить уже поздно. Подчас исход судебного дела, зависит от положений устава, которые были выбраны случайно, и в конкретный момент оказались выгодны одной из сторон конфликта, хотя из обстоятельств дела будет вытекать, что это не является справедливым.
Реалии нашей страны сегодня таковы, что бизнес малого формата живет сиюминутными потребностями и заботами, перспективы его развития либо слабо представляются, либо вообще никого не интересуют. Достаточно сказать, что все чаще в настоящий момент предприниматели отказываются от общества с ограниченной ответственностью в пользу индивидуальной предпринимательской деятельности. Вызвано это, главным образом, тем, что осуществление предпринимательской деятельности в качестве предпринимателя без образования юридического лица, позволяет существенно облегчить бухгалтерский учет, и сократить связанные с этим финансовые издержки, при этом абсолютно не учитываются возможные риски, которые неизбежны, если вы намерены осуществлять свою деятельность как физическое лицо. В отличие от ООО, где имущественная ответственность учредителей (участников) ограничена, индивидуальный предприниматель отвечает по своим долгам всем своим имуществом.
Думаю, что императивное регулирование отношений на данном историческом этапе в нашей стране является наиболее оптимальным для малого бизнеса. Это тем более является возможным, поскольку в отличие от крупного бизнеса в малом бизнесе условия, при которых он создается и далее действует, примерно одинаковые. Небольшие средства, которыми обладают участники малого бизнеса, не позволяют им сильно дифференцировать свою деятельность и создавать сложные схемы взаимодействия. Их отношения прямолинейны и не обременены тяжелым грузом социальной ответственности. Все это дает возможность законодателю стандартизировать такие отношения. Едва ли можно признать рациональным перекладывание бремя ответственности за сделанный выбор на плечи мелкого предпринимателя. Деятельность малого предприятия будет более предсказуемой и стабильной, если предусмотреть, как и в каком случае должны поступать участники общества, а не как они могут поступить. Уверен, что такой подход избавил бы участников от многих конфликтов и соблазнов пересмотреть свои отношения.
Резюмируя сказанное, нужно еще раз отметить, что в законопроекте учтены основные проблемы законодательства об обществах с ограниченной ответственностью. Вместе с тем, делая ООО приемлемой для разных форм бизнеса, растягивая диапазон его возможностей, авторы законопроекта рискуют создать невнятную, с нечеткими целями организационно-правовую форму, которая станет неинтересной как для крупного, так и для малого бизнеса. Абсолютно убежден, что качественно разный характер отношений разных категорий участников гражданского оборота требуют особого регулирования для каждой из этих групп. Универсальные конструкции права лишь ослабляют четкую позицию законодателя и ведут к злоупотреблениям, к необходимости уточнения норм закона высшими судебными инстанциями.
На мой взгляд, было бы разумным четко очертить круг лиц, которые могут избрать для осуществления предпринимательской деятельности ООО. Безусловно, это должны быть малые предприятия. Объективный критерий отнесения предприятия к субъекту малого предпринимательства может быть связан с величиной либо уставного капитала, либо чистых активов, либо всех активов общества. Уверена, что это позволило бы сделать закон об обществах с ограниченной ответственностью более адекватным отношениям именно в этой сфере.
По своей правовой
природе акционерное общество является
юридическим лицом, имеет в собственности
обособленное имущество, учитываемое
на его самостоятельном балансе, может
от своего имени приобретать и осуществлять
имущественные и личные неимущественные
права, нести обязанности, быть истцом
и ответчиком в суде.
В соответствии со
статьей 66 Гражданского кодекса Российской
Федерации (далее - ГК РФ) акционерные общества
являются одной из форм хозяйственных
обществ.
Порядок создания,
реорганизации, ликвидации, правовое положение
акционерных обществ, права и обязанности
их акционеров, а также защита прав и интересов
акционеров определяются ГК РФ, а также
Федеральным законом от 26 декабря 1995 года
N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"
(далее - Закон об акционерных обществах).
Указанный Закон распространяется
на все акционерные общества, созданные
или создаваемые на территории Российской
Федерации, если иное не установлено Законом
об акционерных обществах и иными федеральными
законами.
Статьей 1 Закона об
акционерных обществах установлено, что
особенности создания, реорганизации,
ликвидации, правового положения акционерных
обществ в сферах банковской, инвестиционной
и страховой деятельности определяются
федеральными законами.
Такими законами являются:
Федеральный закон
от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных
фондах";
Федеральный закон
от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и
банковской деятельности".
Федеральным законом
от 19 июля 1998 года N 115-ФЗ "Об особенностях
правового положения обществ работников
(народных предприятий)" предусмотрено
специальное регулирование порядка создания
и деятельности таких обществ, включая
определение прав и обязанностей его участников,
формирование органов управления и контроля
за деятельностью этих обществ, установление
порядка принятия решений общим собранием
акционеров и прочее. Указанный Закон
является специальным и имеет преимущество
в регулировании содержащихся в нем вопросов.
Закон об акционерных обществах применяется
к таким обществам в части, не урегулированной
специальными законодательными нормами.
Кроме того, пункт
5 статьи 1 Закона об акционерных обществах
установил, что особенности создания акционерных
обществ при приватизации государственных
и муниципальных предприятий определяются
федеральным законом и иными правовыми
актами Российской Федерации о приватизации
государственных и муниципальных предприятий.
Особенности правового положения акционерных
обществ, созданных при приватизации государственных
и муниципальных предприятий, более 25
процентов акций которых закреплено в
государственной или муниципальной собственности
или в отношении которых используется
специальное право на участие Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации
или муниципальных образований в управлении
указанными акционерными обществами ("золотая
акция"), определяются Федеральным законом
от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации
государственного и муниципального имущества".
Особенности правового
положения акционерных обществ, созданных
при приватизации государственных и муниципальных
предприятий, действуют с момента принятия
решения о приватизации до момента отчуждения
государством или муниципальным образованием
75 процентов принадлежащих им акций в
таком акционерном обществе, но не позднее
окончания срока приватизации, определенного
планом приватизации данного предприятия.
Согласно статье 96
ГК РФ акционерным обществом признается
общество, уставный капитал которого разделен
на определенное число акций; участники
акционерного общества (акционеры) не
отвечают по его обязательствам и несут
риск убытков, связанных с деятельностью
общества, в пределах стоимости принадлежащих
им акций.
В данном определении
содержатся основные признаки
акционерных обществ:
"Акционерным
обществом признается коммерческая организация,
уставный капитал которой разделен
на определенное число акций, удостоверяющих
обязательственные права участников общества
(акционеров) по отношению к обществу"
(пункт 1 статьи 2 Закона об акционерных
обществах).
Участниками хозяйственных
обществ могут быть граждане и юридические
лица. В соответствии со статьей 98 ГК РФ
акционерное общество не может иметь в
качестве единственного участника другое
хозяйственное общество, состоящее из
одного лица.
Акционеры вправе
свободно, по своему усмотрению, распоряжаться
принадлежащими им акциями, в том числе
отчуждать их без согласия других акционеров
и общества.
Акционерное общество
имеет гражданские права и несет обязанности,
необходимые для осуществления любых
видов деятельности, не запрещенных федеральными
законами. Общество обладает общей правоспособностью.
Пункт 3 статьи 2 Закона
об акционерных обществах вводит ограничение
на совершение сделок обществом:
"До оплаты 50 процентов
акций общества, распределенных среди
его учредителей, общество не вправе совершать
сделки, не связанные с учреждением общества".
Как видно, до оплаты
50 процентов акций общество не вправе
осуществлять действия, направленные
на извлечение прибыли.
Отдельными видами
деятельности акционерное общество может
заниматься только на основании специального
разрешения (лицензии). Перечень видов
деятельности, на осуществление которых
требуется лицензия, установлен статьей
17 Федерального закона от 8 августа 2001
года N 128-ФЗ "О лицензировании
отдельных видов деятельности". Следует
отметить, что действие указанного Закона
не распространяется на следующие виды
деятельности: