Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 12:35, курсовая работа
Во всех странах регулирование внешней торговли осуществляется в той или иной мере государством, в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. Любое государство в мировой экономике стремится защитить свои интересы, интересы отечественных производителей, а, следовательно, заинтересовано в политике протекционизма.
Порядок лицензирования
названных видов деятельности регулируется
отраслевыми федеральными законами.
Если условиями предоставления
лицензии на занятие определенным видом
деятельности предусмотрено требование
о занятии такой деятельностью как исключительной,
то общество в течение срока действия
лицензии не вправе осуществлять иные
виды деятельности, за исключением видов
деятельности, предусмотренных лицензией,
и им сопутствующих. В данном случае можно
говорить о специальной правоспособности
акционерного общества.
Согласно статье 4
Закона об акционерных обществах общество
обязано иметь полное наименование и вправе
иметь сокращенное фирменное наименование
на русском языке.
Полное фирменное
наименование общества на русском языке
должно содержать полное наименование
общества и указание на тип общества (закрытое
или открытое). Сокращенное фирменное
наименование общества на русском языке
должно содержать полное или сокращенное
наименование общества и слова "закрытое
акционерное общество" или "открытое
акционерное общество" либо аббревиатуру
"ЗАО" или "ОАО".
Общество вправе иметь
также полное и (или) сокращенное фирменное
наименование на языках народов Российской
Федерации и (или) иностранных языках.
Фирменное наименование
общества на русском языке не может содержать
иные термины и аббревиатуры, отражающие
его организационно-правовую форму, в
том числе заимствованные из иностранных
языков, если иное не предусмотрено федеральными
законами и иными правовыми актами Российской
Федерации (например, LTD, Company).
Местом нахождения
общества является место его государственной
регистрации. Согласно статье 8 Федерального
закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О
государственной регистрации юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей"
государственная регистрация юридического
лица осуществляется по месту нахождения
указанного учредителями в заявлении
о государственной регистрации постоянно
действующего исполнительного органа,
в случае отсутствия такого исполнительного
органа - по месту нахождения иного органа
или лица, имеющих право действовать от
имени юридического лица без доверенности.
Акционерное общество
для осуществления деятельности вправе
в установленном порядке открывать банковские
счета на территории Российской Федерации
и за ее пределами, так как подавляющее
число расчетов проводится в безналичной
форме.
Согласно статье 4
Закона об акционерных обществах общество
должно иметь круглую печать, содержащую
его полное фирменное наименование на
русском языке и указание на место его
нахождения (юридический адрес).
Обратите внимание,
понятие "юридический адрес" не предусмотрено
законодательством, поэтому правильнее
будет указать "адрес, указанный в учредительных
документах".
"Место нахождения".
Пунктом 2 статьи 54
ГК РФ установлено, что место нахождения
юридического лица определяется местом
его государственной регистрации. Государственная
регистрация юридического лица осуществляется
по месту нахождения его постоянно действующего
исполнительного органа, а в случае отсутствия
постоянно действующего исполнительного
органа - по месту нахождения иного органа
или лица, имеющих право действовать от
имени юридического лица без доверенности.
Ранее действовавшая редакция ГК РФ допускала
иное установление места нахождения в
соответствии с учредительными документами
юридического лица.
Место нахождения
юридического лица указывается в его учредительных
документах.
Федеральный закон
от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей" (подпункт "в"
пункта 1 статьи 5) определяет место нахождения
как адрес постоянно действующего исполнительного
органа юридического лица (в случае отсутствия
постоянно действующего исполнительного
органа юридического лица - иного органа
или лица, имеющих право действовать от
имени юридического лица без доверенности),
по которому осуществляется связь с юридическим
лицом.
Налоговый кодекс
Российской Федерации (далее - НК РФ) (по
смыслу статьи 11) - место нахождения - понятие,
употребляемое применительно к обособленному
подразделению российской организации,
как место осуществления этой организацией
деятельности через свое обособленное
подразделение.
Из положений арбитражного
и гражданского процессуального законодательства
о подсудности по выбору истца напрашивается
вывод о том, что в гражданско-правовых
отношениях "место нахождения" юридического
лица может определяться по признакам
"место нахождения имущества" или
"место осуществления деятельности".
Например, иск к организации, вытекающий
из деятельности ее филиала или представительства,
может быть предъявлен также в суд по месту
нахождения ее филиала или представительства
(пункт 2 статьи 29 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации).
Таким образом, из
вышеизложенного видно, что место нахождения
юридического лица и место осуществления
деятельности могут не совпадать.
Юридические лица,
сведения о месте нахождения которых в
соответствии с законодательством Российской
Федерации должны быть отражены в его
учредительных документах, при изменении
своего места нахождения представляют
в регистрирующий орган по прежнему месту
нахождения заявление о государственной
регистрации изменений, вносимых в учредительные
документы юридического лица по форме
N Р13001.
В соответствии со
статьей 25 Федерального закона от 8 августа
2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
за непредставление или несвоевременное
представление необходимых для включения
в государственные реестры сведений, а
также за представление недостоверных
сведений заявители, юридические лица
несут ответственность, установленную
законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3
статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях
непредоставление, или несвоевременное
предоставление, или предоставление недостоверных
сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий
государственную регистрацию юридических
лиц, в случаях, если такое предоставление
предусмотрено законом, влечет предупреждение
или наложение административного штрафа
на должностных лиц в размере пяти тысяч
рублей.
"Юридический адрес".
Необходимо отметить,
что действующее законодательство понятий
"юридический адрес" и "почтовый
адрес" не предусматривает. На практике,
как правило, под юридическим адресом
понимается место нахождения, а под почтовым
- тот адрес, куда следует направлять почту.
ГК РФ, определяя правовое
положение юридических лиц, не использует
собственно термин "юридический адрес",
а говорит лишь о "месте нахождения
юридического лица" как о месте государственной
регистрации (часть 2 статьи 54 ГК РФ).
Федеральный закон
от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей" (подпункт "в"
пункта 1 статьи 5): "адрес юридического
лица" определяет место нахождения
постоянно действующего исполнительного
органа юридического лица (в случае отсутствия
постоянно действующего исполнительного
органа юридического лица или иного органа,
имеющего право действовать от имени юридического
лица без доверенности), по которому осуществляется
связь с юридическим лицом, то есть указанный
Закон определяет данные понятия как синонимы.
Таким образом, указанный Закон исходит
из того, что у юридического лица может
быть только один адрес - юридический.
На практике иногда
не совпадают юридический и фактический
адреса юридического лица, то есть место
нахождения юридического лица не совпадает
с местом его государственной регистрации
(юридическим адресом).
При этом возможно
указание почтового адреса, отличного
от юридического.
Статья 83 НК РФ предусматривает
обязанность организации по постановке
на учет как по месту своего нахождения,
так и по месту нахождения ее обособленных
подразделений.
Если организация
ведет деятельность вне места своей государственной
регистрации ("юридического адреса"),
то такая деятельность приводит к образованию
обособленного подразделения. Не позднее
одного месяца после создания обособленного
подразделения в налоговый орган должно
быть подано заявление о постановке на
учет организации по месту нахождения
обособленного подразделения (пункт 4
статьи 83 НК РФ).
В случае ведения деятельности
не по юридическому адресу юридическому
лицу необходимо внести изменения в учредительные
документы и указать фактический адрес
(письмо Минфина России от 5 августа 2005
года N 03-02-07/1-212 "О регистрации обособленного
подразделения").
"Юридический адрес",
"место нахождения" как категории,
используемые в процессе регистрации
юридических лиц, становятся конкретными
и определенными после ознакомления с
текстами специальных, утвержденных Правительством
Российской Федерации форм заявлений
о регистрации или уведомлений об изменении
сведений о юридических лицах. Кроме того,
Правительство Российской Федерации,
ФНС России, иные федеральные органы государственной
власти подробно разъясняют порядок заполнения
документов, необходимых при государственной
регистрации юридических лиц.
Фактический адрес
общества на печатях не указывается. В
печати может быть также указано фирменное
наименование общества на любом иностранном
языке или языке народов Российской Федерации.
Общество вправе зарегистрировать
собственный товарный знак. Порядок регистрации
установлен Законом Российской Федерации
от 23 сентября 1992 года N 3520-1 "О товарных
знаках, знаках обслуживания и наименованиях
мест происхождения товаров". В качестве
товарных знаков могут быть зарегистрированы
словесные, изобразительные, объемные
и другие обозначения или их комбинации.
После регистрации общество приобретает
исключительные права на зарегистрированный
знак.
Общество вправе иметь
штампы и бланки со своим наименованием,
собственную эмблему и другие средства
визуальной идентификации.
Законодательством
Российской Федерации предусмотрено два
типа акционерных обществ: открытое и
закрытое.
"Акционерное общество,
участники которого могут отчуждать принадлежащие
им акции без согласия других акционеров,
признается открытым акционерным обществом"
(пункт 1 статьи 97 ГК РФ).
Открытое акционерное
общество вправе проводить открытую подписку
на выпускаемые им акции и их свободную
продажу на условиях, устанавливаемых
Законом об акционерных обществах и иными
правовыми актами.
Открытое общество
вправе проводить и закрытую подписку
на выпускаемые им акции, за исключением
случаев, когда возможность проведения
закрытой подписки ограничена уставом
общества или правовыми актами Российской
Федерации.
Число акционеров
открытого общества не ограничено.
В открытом обществе
не допускается установление преимущественного
права общества или его акционеров на
приобретение акций, отчуждаемых акционерами
этого общества.
Пункт 4 статьи 7 Закона
об акционерных обществах вводит ограничение:
акционерные общества, учредителями которых
выступают Российская Федерация, субъект
Российской Федерации или муниципальное
образование (за исключением обществ,
образованных в процессе приватизации
государственных и муниципальных предприятий),
могут быть только открытыми.
Открытое акционерное
общество обязано ежегодно публиковать
для всеобщего сведения годовой отчет,
бухгалтерский баланс, счет прибылей и
убытков. Обязанность публичной отчетности
открытого акционерного общества обусловлена
широким кругом акционеров, которые вправе
обладать информацией о деятельности
общества.
"Акционерное общество,
акции которого распределяются только
среди его учредителей или иного заранее
определенного круга лиц, признается закрытым
акционерным обществом" (пункт 2 статьи
97 ГК РФ).
Такое общество не
вправе проводить открытую подписку на
выпускаемые им акции либо иным образом
предлагать их для приобретения неограниченному
кругу лиц.
Создание закрытого
акционерного общества обусловлено прежде
всего желанием учредителей не допустить
сторонних субъектов в общество. Максимальное
количество акционеров общества изначально
ограничивается.
Число акционеров
закрытого общества не должно превышать
пятидесяти. Из этого правила есть ряд
исключений.
Пункт 4 статьи 94 Закона
об акционерных обществах установил, что
данное правило применяется только для
обществ, созданных после вступления указанного
Закона в силу, то есть после 1 января 1996
года.
Положения об ограничении
предельной численности акционеров не
применяются к закрытым акционерным обществам,
созданным в результате преобразования
обществ (товариществ) с ограниченной
ответственностью с числом участников
более 50 в соответствии с абзацем 2 пункта
3 статьи 59 Федерального закона от 8 февраля
1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной
ответственностью" (далее - Закон об
обществах с ограниченной ответственностью)
(письмо Центрального банка Российской
Федерации от 5 мая 2000 года N 100-Т "О порядке
применения пункта 4 статьи 94 Федерального
закона "Об акционерных обществах"
и пункта 3 статьи 59 Федерального закона
"Об обществах с ограниченной ответственностью").
Кроме того, число
акционеров народного предприятия не
должно превышать пять тысяч (пункт 4 статьи
9 Федерального закона от 19 июля 1998 года
N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения
акционерных обществ работников (народных
предприятий)").
В случае если число
акционеров закрытого общества превысит
установленный предел, закрытое акционерное
общество в течение одного года должно
преобразоваться в открытое. Если число
его акционеров не уменьшится до установленного
предела, общество подлежит ликвидации
в судебном порядке.
Следует отметить,
что в данном случае преобразование не
является сменой организационно-правовой
формы общества. Речь идет лишь о преобразовании
(из закрытого общества в открытое) в рамках
одной организационно-правовой формы
- акционерного общества.
В закрытом акционерном
обществе в отличие от открытого действует
преимущественное право приобретения
акций акционерами общества. Преимущественное
право покупки направлено на ограничение
круга акционеров.
В случаях, предусмотренных
Законом об акционерных обществах, закрытое
акционерное общество может быть обязано
публиковать для всеобщего сведения годовой
отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей
и убытков.
Акционерное общество
вправе иметь филиалы и представительства
как в Российской Федерации, так и за границей.
В последнем случае деятельность филиала
или представительства подпадает под
юрисдикцию того государства, в котором
они расположены. В своей деятельности
зарубежные филиалы и представительства
руководствуются российским законодательством
и законодательством страны нахождения.
В соответствии со
статьей 5 Закона об акционерных обществах:
"Филиалом общества
является его обособленное подразделение,
расположенное вне места нахождения общества
и осуществляющее все его функции, в том
числе функции представительства, или
их часть.
Представительством
общества является его обособленное подразделение,
расположенное вне места нахождения общества,
представляющее интересы общества и осуществляющее
их защиту".
Филиалы и представительства
не являются самостоятельными юридическими
лицами. Вследствие этого вся деятельность
филиала и представительства осуществляется
от имени общества. Ответственность за
деятельность филиала и представительства
несет общество.
Филиалы и представительства
наделяются имуществом, которое учитывается
как на отдельных балансах, так и на балансе
общества.
Как видно из определений,
филиалы и представительства обладают
разным объемом полномочий.
Филиал общества выполняет
все функции общества, в том числе осуществляет
хозяйственную деятельность.
Представительство
осуществляет лишь одну функцию - представляет
интересы общества. Представительство
не выполняет производственной функции.
В соответствии со
статьей 19 НК РФ филиалы и иные обособленные
подразделения российских организаций
исполняют обязанности этих организаций
по уплате налогов и сборов по месту нахождения
этих филиалов и иных обособленных подразделений.
В уставе общества
должны содержаться сведения о его филиалах
и представительствах. Сообщения об изменениях
в уставе общества, связанных с изменением
сведений о его филиалах и представительствах,
представляются органу государственной
регистрации юридических лиц в уведомительном
порядке.
Указанные изменения
в уставе общества вступают в силу для
третьих лиц с момента уведомления о таких
изменениях органа, осуществляющего государственную
регистрацию юридических лиц. Таким образом,
закреплен момент юридического создания
филиала и представительства - момент
уведомления органа, осуществляющего
государственную регистрацию юридических
лиц о внесении изменений в устав общества.
Филиалы и представительства
действуют на основании положения, утвержденного
акционерным обществом. В положении оговариваются
функции и полномочия филиала и представительства.
Руководитель филиала
и руководитель представительства назначаются
обществом и действуют на основании доверенности,
выданной обществом. Порядок выдачи доверенности
руководителю установлен статьями 182 -
189 ГК РФ.
Доверенность от имени
общества выдается за подписью его руководителя
с приложением печати. В случае если она
уполномочивает правами на получение
или выдачу денег и других имущественных
ценностей, то доверенность должна быть
подписана также главным (старшим) бухгалтером
этой организации.
Срок доверенности
не может превышать трех лет.
Помимо филиалов и
представительств акционерные общества
вправе иметь дочерние и зависимые общества.
Акционерное общество
вправе иметь дочерние и зависимые общества
как на территории Российской Федерации,
так и за ее пределами. Дочерние и зависимые
общества обладают правами юридического
лица.
"Общество признается
дочерним, если другое (основное) хозяйственное
общество (товарищество) в силу преобладающего
участия в его уставном капитале, либо
в соответствии с заключенным между ними
договором, либо иным образом имеет возможность
определять решения, принимаемые таким
обществом" (пункт 2 статьи 6 Закона об
акционерных обществах).
Как видно из определения, основное общество
может стать таковым по отношению к дочернему
в двух случаях:
Дочернее общество
не отвечает по долгам основного общества.
По общему правилу
основное общество не несет ответственности
за действия дочернего. Исключение составляют
действия дочернего общества, совершенные
во исполнение указаний основного общества.
В таком случае основное
общество отвечает солидарно с дочерним
обществом по сделкам, заключенным последним
во исполнение таких указаний.
Обратите внимание,
основное общество имеет право давать
дочернему обществу обязательные для
последнего указания только в случае,
когда это право предусмотрено в договоре
с дочерним обществом или уставе дочернего
общества.
В случае несостоятельности
(банкротства) дочернего общества по вине
основного общества последнее несет субсидиарную
ответственность по его долгам. Субсидиарная
ответственность основного общества наступает
только при недостаточности имущества
дочернего общества.
Несостоятельность
дочернего общества считается происшедшей
по вине основного общества только в случае,
когда основное общество использовало
указанные право и возможность в целях
совершения дочерним обществом действия,
заведомо зная, что вследствие этого наступит
банкротство дочернего общества.
На практике проблематично
доказать наличие вины основного общества.
Кроме того, акционеры
дочернего общества вправе требовать
возмещения основным обществом убытков,
причиненных по его вине дочернему обществу.
"Общество признается
зависимым, если другое (преобладающее)
общество имеет более 20 процентов голосующих
акций первого общества" (пункт 4 статьи
6 Закона об акционерных обществах).
Законом об акционерных
обществах закреплена обязанность общества,
которое приобрело более 20 процентов голосующих
акций, незамедлительно опубликовать
сведения об этом в порядке, определяемом
федеральным органом исполнительной власти
по рынку ценных бумаг и федеральным антимонопольным
органом. Порядок раскрытия указанной
информации установлен Приказом ФСФР
РФ от 16 марта 2005 года N 05-5/пз-н "Об утверждении
Положения о раскрытии информации эмитентами
эмиссионных ценных бумаг".
Законом РСФСР от 22
марта 1991 года N 948-1 "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках" установлено, что
приобретение акций с правом голоса в
уставном капитале хозяйственного общества,
при котором такое общество получает право
распоряжаться более чем 20 процентами
указанных акций, осуществляется с предварительного
согласия антимонопольного органа на
основании ходатайства. Данное требование
не распространяется на учредителей хозяйственного
общества при его образовании.
Предварительное согласие
на осуществление указанной сделки требуется
в случаях, если суммарная стоимость активов
по последнему балансу преобладающего
и зависимого обществ превышает 30 миллионов
минимальных размеров оплаты труда или
одним из них является хозяйствующий субъект,
внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов,
имеющих долю на рынке определенного товара
более 35 процентов, либо приобретателем
является группа лиц, контролирующая деятельность
указанного хозяйствующего субъекта.
В случае неисполнения
указанного требования антимонопольный
орган вправе обратиться в суд с заявлением
о признании такой сделки не соответствующей
закону.
Более того, предварительное
согласие антимонопольного органа требуется
и в тех случаях, когда преобладающее общество
уже имеет более 20 процентов акций зависимого
общества и желает приобрести еще. Поэтому
согласие является обязательным и в тех
случаях, когда лицо уже имело в своем
распоряжении 20 процентов голосующих
акций хозяйственного общества на момент
приобретения дополнительного их количества.
Согласие необходимо на каждую сделку
по приращению, если результат превышает
квоту, ранее согласованную данным приобретателем
с антимонопольным органом (пункт 22 информационного
письма Президиума Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации от 30 марта
1998 года N 32 "Обзор практики разрешения
споров, связанных с применением антимонопольного
законодательства").
Пределы взаимного
участия хозяйственных обществ в уставных
капиталах друг друга и число голосов,
которыми одно из таких обществ может
пользоваться на общем собрании участников
или акционеров другого общества, определяются
законом (статья 106 ГК РФ). Законом об акционерных
обществах в настоящее время таких ограничений
не установлено. Однако участники общества
вправе самостоятельно ограничить максимальное
количество голосов, предоставляемых
одному акционеру, закрепив такое положение
в уставе общества (статья 11 Закона об
акционерных обществах).
|
Производственный кооператив (артель) — добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.
Законом и учредительными документами кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Основными видами деятельности являются производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание. Юридические лица, являясь членами производственного кооператива, могут участвовать в его деятельности посредством выполнения каких-либо работ или услуг.
Члены кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законами о производственных кооперативах. Фирменное наименование кооператива должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или «артель». Правовое положение производственных кооперативов, права и обязанности их членов регулируются ст. 107-112 ГК РФ и Федеральным законом от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах». Особенности создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов (производственных, перерабатывающих, обслуживающих сельскохозяйственных производителей) установлены Законом о сельскохозяйственной кооперации.
Учредительным документом производственного кооператива выступает устав, утверждаемый общим собранием его членов.
В производственном кооперативе не создается уставный капитал, а находящееся в его собственности имущество делится на паи его членов. Уставом может быть установлено, что определенная часть принадлежащего имущества составляет неделимые фонды, используемые на цели, определяемые уставом кооператива. Член кооператива обязан внести к моменту регистрации кооператива не менее 10% паевого взноса, а остальную часть — в течение года со дня регистрации. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен законом и уставом кооператива. В таком же порядке распределяется и имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворения требований его кредиторов (ст. 109 ГК РФ).
Член кооператива вправе по своему усмотрению выйти из кооператива, и ему должна быть выплачена стоимость пая или выдано имущество, соответствующее его паю. Член кооператива может быть исключен из кооператива по решению общего собрания в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на него уставом, а также в других случаях, предусмотренных законом и уставом кооператива.
В случае необходимости обратить взыскание на пай члена кооператива по его личным долгам и при недостатке его имущества допускается обращение взыскания на его пай в порядке, предусмотренном законом и уставом (ст. 111 ГК РФ).
Высший орган управления кооператива — общее собрание его членов. В кооперативе с числом членов более пятидесяти может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива. Последними являются правление и (или) председатель кооператива. Исполнительные органы осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива. Членами наблюдательного совета и правления кооператива, а также председателем кооператива могут быть только члены кооператива. Член кооператива не может быть одновременно членом наблюдательного совета и членом правления либо председателем кооператива. Член наблюдательного совета или исполнительного органа может быть исключен из кооператива по решению общего собрания в связи с его членством в аналогичном кооперативе. К исключительной компетенции общего собрания членов кооператива относятся: изменение устава кооператива; образование наблюдательного совета и прекращение полномочий его членов, а также образование и прекращение полномочий исполнительных органов кооператива; прием и исключение членов кооператива, утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов кооператива и распределение его прибылей и убытков; решение о реорганизации и ликвидации кооператива.
Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием (ст. 110 ГК РФ).
Производственный кооператив по единогласному решению его членов может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество.
За все время существования кооперации в мире не появилось более эффективной организационной формы самоподдержки и взаимопомощи сельскохозяйственных товаропроизводителей, позволяющей совмещать преимущества индивидуального хозяйства с крупным производством, обладающим техническим и экономическим преимуществом, а также конкурентоспособностью на рынке.
Кооперативные формы деятельности составляют неотъемлемую часть хозяйственной жизни большинства стран. По имеющимся оценкам, наибольшее развитие получила сельскохозяйственная кооперация.
Россия имеет собственный опыт развития сельскохозяйственной кооперации. Начав позднее других стран (на рубеже XIX-XX веков), кооперация развилась столь стремительно, что уже к началу Первой мировой войны Россия считалась одной из ведущих стран по развитию сельскохозяйственной кооперации.
После Октябрьской революции кооперация была запрещена, однако в 1921 году вновь разрешена и в период нэпа получила второе бурное развитие. В 1926-1927 годах сложилась система управления сельскохозяйственной кооперацией на всех уровнях.
Затем был взят курс на сплошную коллективизацию сельского хозяйства, более 70 лет оно было обречено на неэффективное существование при полном господстве государственных форм собственности и административно-командной системы управления производством. Таким образом, дважды в своей истории российская кооперация являлась самой лучшей в мире. Характерно отметить, что эти краткие периоды развития сельскохозяйственной кооперации приходились на периоды интенсивного оживления рыночных отношений в стране.
Производственные кооперативы остаются самой многочисленной организационно-правовой формой сельхозпроизводителей. В ч. 1 ст. 107 ГК РФ производственный кооператив определен как «добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов».
Выбор данной организационно-правовой формы сельхозпредприятиями объясняется поиском более эффективных моделей хозяйствования, что делает необходимым изучение условий их эффективной деятельности и разработку методов хозяйствования в целях выявления положительных и отрицательных сторон деятельности данной формы организации производства.
По сравнению с другими формами хозяйствования сельскохозяйственный производственный кооператив имеет свои отличительные особенности.
В производственном кооперативе, наиболее полно отвечающем специфике сельскохозяйственного производства, происходитполное соединение в одном лице работника и собственника, поскольку одним из главных условий членства в кооперативе является трудовое участие его основных членов в производственной деятельности.
Каждый работник самостоятельно решает о вступлении в производственный кооператив. Решение о приеме нового члена кооператива принимается общим собранием. Каждый член кооператива вносит обязательный пай, размер которого должен быть указан в уставе. Обязательный пай дает право решающего голоса на собрании. При этом каждый из членов кооператива имеет один голос. Физические и юридические лица, внесшие пай, но не принимавшие участие в деятельности кооператива, получают статус ассоциированных членов и не имеют права решающего голоса на собрании.