Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 06:07, курсовая работа
Цель данной курсовой работы выявить проблемы и перспективы импорта машин и оборудованием в России.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач, в том числе:
- дать понятие торговли машинами и оборудованием, его форм
- рассмотреть историю внешней торговли России машинами и оборудованием
- выявить место России на мировом рынке машин и оборудования
- проанализировать динамику внешней торговли России машинами и оборудованием, выявить основные проблемы, актуальные для страны на сегодня и предложить пути их решения.
СОДЕРЖАНИЕ
В современном мире машины и оборудование являются наиболее динамичной статьей международной торговли. Рынок машин и оборудования развивается под воздействием наиболее прогрессивных форм международной специализации и кооперирования, объединения усилий специализированных продуцентов в международном научно-техническом и производственном сотрудничестве.
Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Это наиболее крупная комплексная отрасль, определяющая отраслевую и территориальную структуру промышленности мира и уровень научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве, поскольку обеспечивает все отрасли машинами, оборудованием, приборами, а население - предметами потребления.
Курсовая посвящена таможенно-тарифному регулированию машин и оборудованием.
Актуальность изучения этой отрасли промышленности в том, что машины играют поистине революционную роль в развитии производительных сил, изменении характера труда и качества жизни. Машиностроение является одной из наиболее динамичных отраслей современной экономики и ее состояние и динамика развития во многом определяет состояние и перспективы как других отраслей, так и экономики любой крупной страны в целом. Доля машин и оборудования в объеме экспорта страны является важным показателем направленности экспорта и может сказать о проблемах как экономики в целом, так и некоторых её отраслей. Российское машиностроение в настоящее время находится далеко не на лучшем этапе своего существования. Спад, обусловленный экономическим кризисом и структурной перестройкой народного хозяйства, заметно пошатнул позиции российских машиностроительных предприятий как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Цель данной курсовой работы выявить проблемы и перспективы импорта машин и оборудованием в России.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач, в том числе:
- дать понятие торговли машинами и оборудованием, его форм
- рассмотреть историю внешней торговли России машинами и оборудованием
- выявить место России на мировом рынке машин и оборудования
- проанализировать динамику внешней торговли России машинами и оборудованием, выявить основные проблемы, актуальные для страны на сегодня и предложить пути их решения.
Объектом работы является таможенно-тарифное регулирование, предметом – машины и оборудование в России в условиях ТС.
В качестве источников информации при написании работы были использованы ресурсы Интернета, учебник Клинова В.Г. «Мировой рынок высокотехнологичной продукции. Тенденции развития и особенности формирования конъюнктуры и цен», статьи периодических изданий БИКИ, «Внешнеэкономический вестник», данные Госкомстата и Федеральной таможенной службы России.
Работа включает в себя введение, основную часть из трёх глав, заключение и список использованной литературы.
Изучение конкурентоспособности товара, по существу, является начальным этапом изучения конъюнктуры рынка конкретного вида оборудования, т.е. позволяет ответить на вопрос: какое место занимает или мог бы занять изучаемый товар в ряду подобных ему товаров конкурентов. Следующий этап - изучение самого рынка как такового, которое должно ответить на главный вопрос: что же предприятие может выиграть от каких-либо действий со своим товаром на этом рынке1.
Работа по изучению рынка должна предшествовать разработке нового продукта. Степень потребности покупателей в том или ином товаре, в том или ином свойстве товара, цены товара, которую покупатели готовы уплатить: все эти параметры должны учитываться при разработке товара. При разработке экспортной стратегии предприятия или намерении осуществлять импорт какого-либо вида машин и оборудования производственного или бытового назначения решающую роль играют выводы полученные при анализе конъюнктуры. Конъюнктуру рынка того или иного оборудования следует также учитывать при осуществлении инвестиций в предприятия отрасли, выпускающие этот товар, или связанные с ними. Анализ конъюнктуры является неотъемлемой частью разработки маркетинг плана - одной из основных частей бизнес-плана инвестиционного проекта.
Изучение конъюнктуры мирового рынка машин и оборудования является неотъемлемой частью разработки маркетинговой стратегии предприятия. Цель любого рыночного исследования состоит в оценке существующей ситуации (конъюнктуры) на рынке и разработке прогноза развития рынка. Программа или план такого исследования зависит от особенностей товара, характера деятельности предприятия, масштабов производства и ряда других факторов.
Работа по анализу конъюнктуры рынка машин и оборудования проводится в несколько стадий. Первая стадия состоит в накоплении исходных данных. На этой стадии определяется круг необходимых для исследования основных экономических показателей, выявляются и подбираются источники, содержащие соответствующие показатели, и проводится накопление данных по этим показателям.
Процесс накопления данных о конъюнктуре является не разовым, а длительным систематическим мероприятием. Только в этом случае можно надеяться, что для проведения анализа исследователь будет располагать достаточным объемом исходных материалов. Детальный анализ конъюнктуры предопределяет не только изучение уже сложившихся в течение длительного периода тенденций. Как обязательный элемент исследования, он должен включать глубокое рассмотрение новых явлений и процессов на рынке с целью должного их учета при проведении конкретного анализа и при построении прогноза развития конъюнктуры. Особую сложность при этом представляет определение значимости, силы воздействия отдельных факторов на развитие экономических показателей и конъюнктуры в целом, выявление ведущих факторов, оказывающих решающее влияние на происходящие на рынке изменения2.
Сам процесс анализа конъюнктуры, который следует за накоплением материала, состоит из нескольких стадий. Прежде всего проводится работа по группировке всей совокупности фактов и показателей состояния конъюнктуры по элементам - отдельные оценки, факты, сведения, статистические показатели. Обязательным условием этой первой стадии анализа является построение динамических рядов, характеризующих отдельные показатели развития ситуации во времени. Это дает возможность судить о наличии определенных долгосрочных тенденций в развитии анализируемых показателей.
Следующей стадией анализа развития конъюнктуры является рассмотрение факторов, лежащих в основе происходящих изменений соответствующих показателей, выявление силы и направления действия основных конъюнктурообразующих факторов. По существу, это является наиболее сложной и важной частью конъюнктурного исследования.
Заключительная стадия анализа состоит в рассмотрении всех факторов, воздействующих на конъюнктуру, их взаимодействия как единого целого. На этой стадии определяется совокупный результат воздействия, а следовательно, и поведение конъюнктуры, а также обеспечивается выявление места и роли каждого фактора в ее формировании. Такой метод анализа позволяет вскрыть внутреннюю взаимообусловленность очень сложных и часто противоречивых явлений конъюнктуры и понять объективные причины ее изменения.
При изучении конъюнктуры рынка продукции машиностроения (особенно инвестиционного назначения) основное внимание исследователя должно концентрироваться на анализе активности и масштабов действия долгосрочных факторов. Одним из важнейших таких факторов является циклический характер развития экономики. Для определения активности действия циклических факторов прежде всего необходимо установить фазы цикла, которые проходит экономика или отрасль в период, в течение которого анализируется развитие конъюнктуры. Для этой цели могут быть использованы публикуемые в печати оценки характера и особенностей циклов воспроизводства, а также прогнозов его развития. При этом значительный интерес представляют оценки как фаз цикла воспроизводства в целом, так и отдельных его элементов: спрос, капиталовложения, производство, область кредитно-финансовых отношений и т.д3.
После проведения работы по определению конкретной фазы цикла, в которой находится экономика и отрасли, потребляющие соответствующие виды оборудования, а также определения показателей силы воздействия циклических факторов, следует перейти к выявлению другой группы основных конъюнктурообразующих факторов. Как уже отмечалось ранее, важное значение для анализа конъюнктуры рынка машин и оборудования имеет определение активности факторов, постоянно действующих в экономике, но не являющихся циклическими. В первую очередь речь идет о таких факторах как: научно-технический прогресс, экологический кризис, государственное регулирование экономики, процесс концентрации и централизации производства и капитала и др.
При изучении конъюнктуры рынков изделий потребительского назначения (легковые автомобили, бытовая электротехника и электроника, фотокиноаппаратура, часы и т.д.) наряду с отмеченными большое значение имеют факторы уровня заработной платы, занятости населения, безработицы, инфляции, насыщенности рынка и т.д. На современном этапе развития мировой экономики перечисленные конъюнктурообразующие факторы относятся к числу важнейших. Более того, нередко эти факторы составляют основу формирования конъюнктуры (в рамках одной фазы цикла).
Обе отмеченные группы факторов и элементов формирования конъюнктуры (как постоянно действующие, так и временные) воздействуют одновременно и в тесном переплетении, дополняя, усиливая друг друга или, наоборот, ослабляя силу воздействия один другого на развитие конъюнктуры экономики или рынка в данный конкретный момент4.
Анализ конъюнктуры завершается разработкой прогноза ее динамики. Выработка детально обоснованного прогноза развития экономики, ее отдельной отрасли или отдельного рынка является наиболее сложным этапом анализа. Вместе с тем, эта часть исследования - определение перспектив развития конъюнктуры представляет собой наиболее важную с практической точки зрения часть исследования. Прогноз - главная цель и конечный результат осуществляемого исследования конъюнктуры. Прогноз служит основой для разработки политики и тактики выступления на рынке конкретного товара в длительной перспективе или разработки тактических мероприятий на данный конкретный момент. Качество прогноза развития конъюнктуры, его точность и достоверность зависят прежде всего от следующих положений.
Во-первых, от тщательности и фундаментальности установления важнейших конъюнктурообразующих факторов, анализа их активности и роли в формировании текущей конъюнктуры, их воздействия и взаимной обусловленности, должного уяснения на основе показателей конъюнктуры глубинных процессов, развивающихся в рыночной экономике как в сфере производства, так и в сфере обращения; а также политических, социальных, военных, научно-технических и других факторов и условий, которые формируют конъюнктуру.
Во-вторых, качество прогноза зависит от того, насколько фундаментально определены и установлены те изменения в значимости, активности и направлении действия основных конъюнктурообразующих факторов, которые будут иметь место в перспективе на прогнозируемый период развития конъюнктуры соответствующих стран или рынка5.
Разработка прогноза конъюнктуры осуществляется в конкретно-историческом плане, а именно: происходит рассмотрение и анализ развития тенденций в историческом плане, берутся факты вчерашнего дня, рассматривается текущее положение и текущая конъюнктура, и вся эта динамика развития увязывается с показателями перспектив положения в отдельной группе стран, в отдельной стране или на отдельном товарном рынке.
Прогноз конъюнктуры рынка машин и оборудования или его отдельных сегментов представляет собой наиболее сложную и, вместе с тем, совершенно необходимую часть всей коммерческой работы. На базе оценки перспектив развития конъюнктуры рынка в значительной мере строится производственная и сбытовая тактика производителей, экспортеров и импортеров, в частности, политика в области цен, а также банков и инвестиционных фондов, планирующих инвестировать в ту или иную отрасль экономики. Особая актуальность этой работы на рынке машин и оборудования определяется спецификой самого товара. Известно, что большинство изделий машиностроения продается не со склада, а по индивидуальным заказам, причем даты заключения сделки и поставки товара разделены значительным промежутком времени, часто измеряемым годами. При заключении таких контрактов покупатель и продавец стремятся определить развитие конъюнктуры рынка соответствующего изделия в течение этого периода с тем, чтобы учесть это в коммерческих условиях сделки, особенно в ценах6.
Говоря о методике анализа конъюнктуры рынка машин и оборудования на определенный момент и построении на этой базе прогноза следует подчеркнуть, что таких прямых показателей как объем производства в машиностроении в целом и в отдельных отраслях, экспорт и импорт продукции машиностроения бывает далеко недостаточно, поскольку подобные показатели характеризуют прежде всего сложившуюся конъюнктуру в прошлом (объем, например, экспорта промышленного оборудования за только что истекший месяц, отражает внешнеторговые сделки, заключенные 1-2 года тому назад). Показателем текущего спроса на такое оборудование служит поступление за данный месяц новых заказов, полученных в целом машиностроением и его отдельными отраслями. Соотношение поступающих и выполняемых заказов отражается на объеме портфеля заказов, который в основных развитых странах публикуется по многим отраслям машиностроения на первое число каждого месяца. Для анализа и прогноза стандартного рынка, массовой, в особенности потребительской техники, которая изготавливается на неизвестного покупателя, аналогичную роль играют показатели, характеризующие объем запасов (автомобилей, стандартных станков и т.п.) на складах оптовых и розничных торговцев, которые публикуются, как правило, в отраслевой статистике основных стран Запада. Наиболее общим показателем, характеризующим движение спроса на машины и оборудование, является динамика капиталовложений в экономику и особенно в промышленность, поскольку основная масса инвестиций, независимо от того идут ли они на модернизацию существующих или на создание новых производственных мощностей, направляется на закупку оборудования7.
Информация о работе Таможенное регулирование импорта машин и оборудования в Россию