Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 06:07, курсовая работа
Цель данной курсовой работы выявить проблемы и перспективы импорта машин и оборудованием в России.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач, в том числе:
- дать понятие торговли машинами и оборудованием, его форм
- рассмотреть историю внешней торговли России машинами и оборудованием
- выявить место России на мировом рынке машин и оборудования
- проанализировать динамику внешней торговли России машинами и оборудованием, выявить основные проблемы, актуальные для страны на сегодня и предложить пути их решения.
В то же время, если на пути новейшего оборудования протекционистские барьеры все-таки останутся, то автоматически будет реализовано так называемое «консервирование отсталости» производства, когда производители оборудования ТС просто будут продолжать «вариться в собственном соку», не имея практического доступа к воплощенным в новейшем оборудовании идеям извне, поскольку ввоз этого оборудования будет по существу заблокирован.
Таким образом, в случае устранения барьеров производители ТС хотя бы будут иметь возможность покупать новейшие образцы (по мировым ценам без отечественной надбавки — пошлина и НДС, размер которых может увеличивать стоимость товара на треть и выше) и творчески изучать их в деле, а потом внедрять нечто аналогичное у себя на производстве. Подобный компонент материальной базы творческого копирования наиболее широко задействован в Китае, и в этой области международного трансфера технологий нашим производителям и их коллегам по ТС есть чему поучиться.
Например, как отмечает российский профессор В. Иноземцев, открыв для себя западные технологии, китайцы реализовали стратегию инновационного копирования. Через 3—5 лет после появления в стране западных предприятий с новыми технологиями производства электронной техники, оборудования и автомобилей возникали китайские заводы, выпускавшие аналогичные товары. В результате в 2000—2002 гг. в КНР работало 9 западных автосборочных заводов, выпускавших 1,7 млн машин в год. К 2011 г. уже 13 таких заводов выпускали 2,1 млн машин, а китайские — 7,3 млн24.
Для того чтобы приближаться к подобным результатам и задействовать при модернизации новейшие технологии, а затем их адаптацию и творческое копирование, должны быть устранены преграды на пути импорта новейшего оборудования как основного канала инновационного импорта для стран ТС.
Импорт новейшего оборудования может представлять собой самостоятельный этап покупки и/или входить в качестве начального этапа в комплексные схемы международного трансфера новых технологий, такие как формирование/расширение уставных фондов иностранных и совместных предприятий, а также франчайзинг и инновационный лизинг. Но независимо от целей и бизнес-схем, как известно, при ввозе новейшего оборудования на таможенную территорию ТС на границе необходимо заплатить таможенные пошлины и НДС, базой начисления которых является таможенная стоимость товаров. Рассмотрим возникающие при этом проблемы.
Согласно существующему законодательству, при ввозе новейшего оборудования его таможенная стоимость должна быть увеличена на стоимость лицензии и/или лицензионных платежей, которые в большинстве случаев не всегда известны заранее (например, если они зависят от будущих объемов производства и/или продаж). Отметим, что, согласно данным Всемирной таможенной организации, в законодательстве большинства западных стран стоимость исключительных прав на объекты интеллектуальной деятельности также включается в состав стоимости товара25.
Все это требует предварительной работы при определении таможенной стоимости для оплаты импортной пошлины с последующей тщательной проверкой таможенными органами ее обоснованности. Подобная тщательность обусловлена тем, что операции с неопределенной начальной таможенной стоимостью отнесены таможенными органами к группам риска, т. е. к тому типу сделок, которые могут приводить к недоплате и/или неуплате таможенных платежей, чем и объясняется повышенное внимание фискальных органов к участникам подобных проектов. При этом в нашем случае выявленное в результате несовпадение фактических и расчетных лицензионных платежей может быть квалифицировано как умышленное занижение таможенной стоимости товара путем представления недостоверных сведений, что создает достаточно высокий риск привлечения декларанта к ответственности вплоть до уголовной, чему есть немало примеров из действующей судебной практики.
По мнению специалистов, данную проблему можно было бы решить путем включения в Таможенный кодекс права импортера на подачу неполной таможенной декларации на условиях, которые действовали и действуют в настоящее время для экспортных деклараций, где срок уточнения данных и предоставления недостающих сведений не должен превышать 8 месяцев. Однако в Таможенном кодексе ТС, хотя и предусмотрена возможность подачи неполной таможенной декларации при импорте, но срок уточнения недостающих сведений в ней (в нашем случае — точный расчет лицензионных платежей) не должен превышать 45 дней. За такой срок решить проблему точного расчета лицензионных платежей (например, с учетом объемов производства продукции) достаточно проблематично, поскольку за это время выпуск продукции на ввезенном, как правило, сложнейшем оборудовании может быть еще даже не начат ввиду длительности процесса его установки, наладки и адаптации персонала. Таким образом, для устранения этого «узкого места» требуется нечто иное26.
Интересен опыт решения подобных вопросов в Украине, где с 1 июня 2012 г. введен новый порядок включения суммы роялти и лицензионных платежей при определении таможенной стоимости. В соответствие с данным порядком для товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, предусмотрена процедура неполного таможенного декларирования с возможностью уточнения данных таможенной декларации в течение 180 дней с даты выпуска товаров в свободный оборот. Кроме того, дополнительно определено, что если изменение заявленной суммы роялти происходит по истечении указанного срока, в соответствии со статьей 50 Налогового кодекса Украины для импортера предусмотрена возможность исправления ошибок прошлых отчетных периодов в рамках декларации за последующий период. Ввиду того, что никто не застрахован от ошибок, особенно в новом направлении бизнеса, данное дополнение также целесообразно было бы учитывать в едином законодательстве ТС, и в первую очередь — для новейшего оборудования.
Кроме того, в плане реализации рисков следует учитывать, что в рамках процедуры неполного таможенного декларирования недобросовестными участниками ВЭД могут организовываться схемы оптимизации налогов ради получения отсрочки платежей путем занижения суммы таможенной стоимости, подлежащих уплате при пересечении границы (возможно, с последующей доплатой). Для недопущения подобных схем могут быть введены проценты на недоплаченную или переплаченную сумму таможенных платежей, что позволит компенсировать сторонам инфляционные потери как в случае их недоплаты, так и переплаты (пример реализации данного подхода также содержит ст. 50 Налогового кодекса Украины)27.
Таким образом, по нашему мнению, для импорта новейшего оборудования как можно оперативнее должно быть законодательно задействовано неполное таможенное декларирование с продлением срока уточнения данных по лицензионным платежам, как минимум до уровня, действующего в настоящее время для экспорта (сейчас это срок до восьми месяцев). При этом целесообразно предусмотреть введение технических уточнений (например, корректировка данных должна осуществляться не позднее 30—45 дней после осуществления лицензионного платежа с учетом инфляции и т. п.). Кроме того, должна быть предусмотрена возможность исправления ошибок прошлых отчетных периодов в рамках налоговой декларации за последующий период, чтобы технические ошибки не квалифицировались как уклонение от уплаты налогов и в случае возникновения могли быть оперативно исправлены.
Проведенный нами анализ показал, что в отношении уплаты таможенных пошлин для новейшего технологического оборудования по сравнению с обычным его одноименным вариантом (без использования новейших технологий) никаких отдельных льгот законодательством стран ТС не предусмотрено.
Однако уже достаточно давно в практике ВЭД был успешно задействован так называемый Перечень кодов товаров, именуемых как технологическое оборудования (в дальнейшем — перечень). Данный перечень был определен Декретом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)». Согласно Декрету, для перечня технологического оборудования с кодами ТН ВЭД ТС 7309 00, 7311 00, 8402—8408, 8410—8431, 8433—8443, 8444 00, 8445—8448, 8449 00 000 0, 8450—8466, 8468, 8471—8475, 8477—8481, 8483, 8484, 8486, 8487, 8501, 8502, 8503 00, 8504—8508, 8514—8517, 8523, 8528—8531, 8535—8537, 8543, 8545, 8603, 8604 00 000 0, 8605 00 000, 8608 00 000, 9010—9013, 9015, 9016 00, 9022, 9023 00, 9024, 9026, 9027, 9030—9032 было предусмотрено освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин (правда, с ограничениями только для коммерческих организаций, действующих в сельской местности в населенных пунктах численностью не более 50 тыс. человек).
В целом, как показала практика, данный перечень зарекомендовал себя как достаточно удобный для идентификации технологического оборудования на основании кода ТН ВЭД, что было признано всеми экспертами и послужило поводом для последующего включения практически всех его позиций из Таможенного тарифа Республики Беларусь в единый Таможенный тариф ТС без ограничений для всех участников ВЭД ТС.
Отметим, что в настоящее время для стимулирования деятельности коммерческих организаций сельской местности действует Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6, который, расширив положения Декрета № 1, отменил его действие. В новом Декрете в явном виде нет перечня кодов технологического оборудования, поскольку данный перечень расширен за счет включения новых товарных позиций, которые не относятся к технологическому оборудования (например, товарные группы 87—89, 91, 92, 94, 95). Декретом № 6 для всех указанных в нем товарных позиций введена нулевая ставка импортной таможенной пошлины и НДС.
В дальнейшем будет использоваться для идентификации новейшего технологического оборудования Перечень кодов товарных позиций в редакции Декрета № 128.
О рисках «консервирования отсталости» в Едином таможенном тарифе ТС. В связи с тем, что по Перечню технологического оборудования применяется нулевая ставка ввозной пошлины, вопрос льгот, в том числе и для новейшего технологического оборудования, классифицируемого согласно кодам из указанного перечня, в настоящее время не стоит так остро. Однако остаются вопросы по поводу льгот для новейшего оборудования, не вошедшего в данный перечень, т. е. по товарным позициям, изъятым из товарных групп 84—86 и 90, по которым классифицируется практически все виды технологического оборудования. Например, такая отрасль промышленности, для оборудования которой традиционно сохраняется ставка ввозной таможенной пошлины на уровне 10 %, — это металлообработка (в основном это металлорежущее оборудование). Это объясняется необходимостью защиты интересов значительного количества станкостроительных предприятий Беларуси и России. Данная мера защиты национальных производителей понятна, ибо здесь ставится барьер на пути однотипного импортного оборудования, которое конкурирует с отечественными образцами (например, с более дешевыми китайскими станками, оперативно скопированными с отечественных станков).
Однако, по оценкам экспертов, парк металлообрабатывающего оборудования в странах ТС нуждается в серьезном и скорейшем обновлении, а российские и белорусские станкостроители не могут на сегодняшний день по многим позициям достойно конкурировать с ведущими мировыми производителями (из Италии, Германии, Южной Кореи, Китая и Японии). Кроме того, они также не способны покрыть потребности рынка ТС за счет собственного производства отнюдь не новейшего оборудования, что обусловливает необходимость импортных закупок (и это оборудование может быть как новейшим, так и наоборот).
В связи с этим, по нашему мнению, при ввозе новейшего технологического оборудования для модернизации производства в целом должна быть предусмотрена нулевая ставка таможенной пошлины по всем позициям технологического оборудования товарных групп 84—86 и 90 без протекционистских изъятий (возможно, с дополнительным изучением возможностей расширения этого списка). Это позволит уйти от принципа «консервирования отсталости» из-за сохранения протекционистских таможенных пошлин и будет содействовать модернизации производства на основе новейшего оборудования. Кроме того, что немаловажно, появится возможность развития конкуренции отечественного и новейшего импортного оборудования, когда отечественные производители и их коллеги из ТС получат возможность изучить принципы действия новых технологий с перспективой их творческой адаптации и внедрения на собственном производстве.
При импорте оборудования необходимо также заплатить и НДС (установление ставок, изменение порядка и сроков уплаты НДС отнесено к компетенции национального законодательства стран — участниц ТС). Анализ законодательства стран ТС показывает, что по уровню налогообложения на сегодняшний день несколько предпочтительнее представляются позиции субъектов хозяйствования Казахстана. Это объясняется тем, что ставки ввозных таможенных пошлин едины для всех стран — участниц ТС, а ставка НДС в Казахстане составляет в настоящее время 12 %, в то время как в России — 18, а в Беларуси — 20 %.
Проведенный анализ показал, что никаких отдельных льгот относительно уплаты НДС при ввозе новейшего оборудования ни в одной стране ТС не предусмотрено. Однако для технологического оборудования и его запасных частей в соответствии с Декретом Президента от 13 июня 2001 г. № 16 предоставляется рассрочка уплаты НДС сроком на 12 месяцев без взимания процентов и обеспечения. Кроме того, в целом для технологического оборудования в каждой из стран можно в дальнейшем получить освобождение от НДС (или его части) путем вычета, но первоначально надо заплатить все пошлины и налоги, что требует привлечения немалых финансовых средств, которых в начале проекта, как правило, не хватает. Поэтому при ввозе новейшего оборудования считаем целесообразным наряду с нулевыми ввозными пошлинами предусмотреть полное освобождение от уплаты НДС.
По нашему мнению, при импорте новейшего оборудования господдержка не должна ограничиваться только сферой таможенных льгот и упрощения таможенного администрирования. Государственное стимулирование также может быть дополнено, например, комплексными налоговыми мерами, в том числе с использованием мирового опыта такими как предоставление отсрочек по уплате налогов, налоговых льгот, льгот по налогу на прибыль, а также других видов налогового стимулирования. Кроме того, наряду с перечисленными должны быть задействованы меры финансового стимулирования (например, путем предоставления доступа к льготному банковскому кредитованию), чтобы еще больше увеличить заинтересованность бизнеса в импорте новейшего оборудования для модернизации производства.
Информация о работе Таможенное регулирование импорта машин и оборудования в Россию