Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 15:55, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного проекта - проанализировать в комплексе современную таможенно-тарифную политику и тенденции ее развития на многостороннем, региональном и национальном уровнях, а также особенности в основных группах стран и в России для формулирования конкретных предложений, направленных на повышение эффективности этой политики в нашей стране.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ ТТР.doc

— 277.00 Кб (Скачать файл)

Пострадавшие  от введения протекционистских мер  государства были вынуждены принимать ответные меры, которые в большинстве случаев принимаются либо в виде инициаций антидемпинговых расследований, либо в ответном протекционизме.

Рядом государств принимались активные меры в сфере поддержки национального  экспорта, включающие массированную финансово-кредитную поддержку экспорта, налоговые льготы, организационно-информационную и техническую поддержку малого и среднего бизнеса. Данные меры ориентированы на преодоление кризиса путем создания стимула для расширения производства и выхода на новые рынки.

Стоит отметить, что если в 2009 году антикризисные  меры являлись в основном компенсационными, направленными на ограничение потерь компаний, то в I квартале 2010 года иностранные  государства значительно сократили  применение протекционистских мер и сконцентрировали максимальные усилия на поддержку компаний-экспортеров и повышение инвестиционной привлекательности своих стран.

Некоторыми  государствами в 2010 году были приняты  так называемые «послекризисные» меры, направленные на посткризисное развитие страны и на поддержание национальных секторов экономики.[19]


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Система  таможенно-тарифного регулирования  на современном этапе

 

2.1 Нормативно-правовая основа таможенно-тарифного регулирования

Особое  место в нормативной базе таможенно-тарифного  регулирования отводится его  принципам, в которых в концентрированном  виде выражено содержание таможенного  права, важнейшие основы таможенно-тарифного  регулирования. Давая определение принципам права, известный югославский исследователь в области теории права Р. Лукич отмечал: «Общие правовые принципы... относятся к производным понятиям. Это - абстрактные нормы, выведение из менее абстрактных норм и действующие в случаях, охваченных нормами низшего порядка».[20]

Комплексный характер таможенного законодательства находит свое выражение в системе  принципов правового регулирования  таможенно- тарифной политики. Часть этих принципов представляют собой административно-правовые принципы регулирования внешнеторговой деятельности и перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. К числу таких принципов российским таможенным законодательством отнесены следующие:

- принцип охраны государственной  и общественной безопасности  при перемещении товаров через  таможенную границу;

- принцип защиты экономических  интересов Российского государства;

- принцип дифференциации в правовом  регулировании таможенных процедур.

Наряду  с административно-правовыми принципами для регулирования таможенно-тарифного  механизма используются и принципы налогового права. Их применение предполагает налоговая природа таможенной пошлины.[21] таможенный тарифный внешнеэкономический регулирование

Исторически формирование системы нормативно-правового  регулирования в ТС началось еще  в начале 1995 года с подписанием  Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 год, к которому 20 февраля 1995 года присоединился Казахстан. На тот момент, невзирая на мнения специалистов из таможенных ведомств, руководители приняли решение, что таможенный союз можно построить путем введения единого таможенно-тарифного регулирования и унификации таможенного законодательства. Время показало обратное и с учетом того негативного, а может и полезного опыта и с подписанием Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года (вступил в силу 23.12.1999г. в РБ,РК и 02.07.2001г. в РФ) фактически началось формирование существующей системы нормативно-правового регулирования в ТС.

Все законодательство, касающееся организации  и функционирования таможенного союза условно можно разделить на 8 блоков:

Базовые документы, определяющие суть и этапы  создания ТС, его цели, задачи(7 международных  договоров).

Акты, определяющие меры таможенно-тарифного  регулирования во взаимной торговле стран-членов ТС и в отношении третьих стран(9 международных договоров и 6 решений комиссии ТС).

Акты, определяющие меры нетарифного регулирования  во взаимной торговле стран-членов ТС и в отношении третьих стран(5 международных договоров и 6 решений  комиссии ТС).

Акты, касающиеся таможенного регулирования на таможенной территории ТС( 18 международных договоров и 21 решение комиссии ТС).

Акты, определяющие единый порядок надзора(контроля) за безопасностью товаров(продукции) во взаимной торговле с третьими странами(12 международных договоров и 3 решения комиссии ТС).

Акты, регулирующие вопросы взимания налогов  во внутренней торговли государств- членов ТС(5 международных договоров).

Акты, определяющие ведение статистики и  внутренней торговли государств-членов ТС(5 международных договоров).

Акты, определяющие ведение статистики внешней  и внутренней торговли государств-членов ТС(3 международных договора).

Акты, касающиеся органов ТС, в частности  комиссии ТС(2 международных договора и 3 решения комиссии ТС).

Таким образом, нормативную базу таможенного союза составляют:

Международные договоры государств-членов таможенного  союза трех уровней (межгосударственные, межправительственные и межведомственные) - 72 договора;

Решения Комиссии таможенного союза (носящие  нормативный характер и непосредственно принимаемые в государствах-членах таможенного союза) – более 42-х решений.

В целях формирования правовой базы таможенного  союза подписаны международные  документы, направленные на унификацию таможенного администрирования, включая  определение порядка декларирования, а также таможенного оформления и таможенного контроля товаров, уплаты таможенных платежей на единой таможенной территории, обеспечение единообразного применения правил определения таможенной стоимости товаров и страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран. [22]

Основными международными актами, регулирующими  эти правоотношения являются вступившие в силу с 1 января 2010 года:

Соглашение  о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года;

Соглашение  об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года;

Протокол  от условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа от 12 декабря 2008 года;

Протокол  о единой системе тарифных преференций  таможенного союза от 12 декабря 2008 года;

Протокол  о предоставлении тарифных льгот  от 12 декабря 2008 года;

Далее Решениями Межгоссовета от 27 ноября 2009 года № 18 и 19 утверждены:

Единая  Товарная номенклатура внешнеэкономической  деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС);

Единый  таможенный тариф таможенного союза;

Следующими  значимым документом, регулирующим эти  правоотношения является Решение Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». А также ряд Соглашений, принятых в 2008-2009 году и определяющих единые правила определения страны происхождения и таможенной стоимости товаров.

Основным  международным договором, в соответствии с которым осуществляется таможенное регулирование на таможенной территории таможенного союза является Договор  о Таможенном кодексе таможенного союза. А также целый блок международных договоров – это соглашения, подготовленные непосредственно в развитие ТК ТС. По состоянию на 1 августа 2010 года подписано 12 соглашений:

Соглашение  о взаимной административной помощи таможенных органов государств-членов таможенного союза от 21 мая 2010 года;

Соглашение  о требованиях к обмену информацией  между таможенными органами и  иными государственными органами государств-членов таможенного союза от 21 мая 2010 года;

Соглашение  о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 21 мая 2010 года;

Соглашение  об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным  транспортом по таможенной территории таможенного союза от 21 мая 2010 года;

Соглашение  об основаниях, условиях и порядке  изменения сроков уплаты таможенных пошлин от 21 мая 2010 года;

Соглашение  о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года. (Обеспечения уплаты таможенных платежей, внесенные в таможенные органы Казахстана, пока не принимаются таможенными органами Беларуси и России);

Соглашение  об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях от 18 июня 2010 года;

Соглашение  об освобождении от применения таможенными органами государств-членов таможенного союза определенных форм таможенного контроля от 18 июня 2010 года;

Соглашение  о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада от 18 июня 2010 года;

Соглашение  об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также железнодорожного подвижного состава общего пользования, осуществляющего перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории таможенного союза от 18 июня 2010 года;

Соглашение  по вопросам свободных (особых) экономических  зон на таможенной территории таможенного  союза и таможенной процедуры  свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года;

Соглашение  о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с выпуском таких товаров от 18 июня 2010 года.

Все перечисленные соглашения до их вступления в силу после ратификации временно применяются с 6 июля 2010 года – дня вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года.


 

 

 

 

 

2.2 Сравнительный  анализ таможенно-тарифного регулирования  в России до вступления в  Таможенный союз

Анализируя  российскую систему таможенно-тарифного регулирования до вступления в Таможенный союз, можно сделать вывод, что в целом она соответствовала международным требованиям, однако имела ряд особенностей.

Во-первых, обращено внимание на сравнительно высокий, в том числе на фоне других стран СНГ, уровень тарифной защиты внутреннего рынка: средневзвешенная ставка ввозных пошлин составляла в 2008 г. 11,17%. Причем в отличие от большинства стран мира указанная величина в России в текущем десятилетии имела тенденцию к росту.[23]

Во-вторых, указано на существенную долю импорта, охваченного международными тарифными  пиками (на долю позиций со ставками свыше 15% в 2006 г. приходилось 18,4% их общего числа) и неадвалорными пошлинами (26% его стоимости в 2007 г.).

В-третьих, констатируется сравнительно низкая степень  дифференциации (разброса ставок) импортного тарифа, что затрудняет реализацию структурных задач тарифной политики и не в полной мере соответствует потребностям динамично развивающейся российской экономики. Отмеченное, вкупе с большим числом тарифных пиков и неадвалорных ставок, говорит о преимущественно фискальной направленности национального таможенного тарифа.

В-четвертых, в качестве характерной черты российской таможенно-тарифной политики называется сохранение экспортных пошлин на широкий круг товаров. Несмотря на трехкратное сокращение числа облагаемых пошлинами товаров в 2005-2007 гг. (отменены на многие виды продукции с высокой добавленной стоимостью), к концу 2007 г. вывозные пошлины действовали в отношении 397 товарных позиций (на уровне 10 знаков ТН ВЭД). Экспортные пошлины служат для нашей страны инструментом изъятия природной ренты (нефть и газ), ограничивают вывоз ряда товаров (аграрные товары, лес круглый, лом и отходы металлов), пополняют доходы бюджета (полимеры, металлы, рыба и морепродукты).

В целом для России фискальная функция  таможенных пошлин играет огромную роль. В 2007 г. объем поступлений от взимания таможенных пошлин (ввозных и вывозных) составил почти 30% общей суммы доходов федерального бюджета. Этот показатель не имеет аналогов в зарубежной практике, за исключением 4-5 беднейших или карликовых африканских государств.

Отличительной чертой таможенно-тарифного регулирования  в РФ является частое изменение ввозных и вывозных таможенных пошлин. В 2007 г., например, были изменены ставки импортных пошлин по 1570 тарифным позициям. С одной стороны, изменения позволяют учитывать сдвиги в структуре товарных потоков, решать задачи развития национальной экономики, но с другой – создают неопределенность и риски для отечественных и зарубежных предпринимателей.[24]

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе