Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 15:55, дипломная работа
Целью дипломного проекта - проанализировать в комплексе современную таможенно-тарифную политику и тенденции ее развития на многостороннем, региональном и национальном уровнях, а также особенности в основных группах стран и в России для формулирования конкретных предложений, направленных на повышение эффективности этой политики в нашей стране.
Конкретные
предложения по совершенствованию
национального таможенно-
1. Подчинить структуру и ставки таможенного тарифа РФ целям и задачам разработанной Концепции социально-экономического развития страны до 2020 г. и формируемой на ее основе национальной промышленной политики. Речь, прежде всего, идет о более тщательном учете состояния и специфики отдельных отраслей и производств, по отношению к которым таможенно-тарифное регулирование может в различной степени и комбинации выполнять протекционистские, структурные, стимулирующие или фискальные функции. Положение конкретных отраслей и производств на внутреннем рынке страны определяется, главным образом, уровнем их конкурентоспособности. С точки зрения критерия конкурентоспособности на внутреннем рынке различные виды выпускаемой в России продукции сведены в диссертации в пять основных групп, требующих соответствующей расстановки акцентов в таможенно-тарифном регулировании импорта.
2.
Сделать акцент на
3.
С целью стимулирования
4.
Упорядочить действующие
Если проанализировать изменения таможенной политики за несколько столетий, то можно сделать следующие выводы о ее связи с другими политиками. В различные периоды истории нашего государства различными государственными деятелями перед таможней ставились различные, часто противоположные задачи: фискальные, протекционистские и др. [30]При этом значимость таможенной политики для внешней торговли также изменялась. В некоторые периоды военные, внешнеполитические и другие интересы государства отодвигали таможенные методы на второй план, и таможня становилась подспорьем в решении внешнеполитических и военных проблем. В другие периоды, наоборот, внешнеэкономические задачи становились главными, таможня превращалась в основной инструмент их решения и таможенные методы либо стимулировали развитие общественного производства, либо способствовали увеличению доходов государства. Факторами и условиями, определяющими различные цели таможенной политики, были внешние и внутренние политические, военные, экономические, социальные и другие условия жизни государства. До сих пор не выявлены такие законы, закономерности и тенденции изменения таможенной политики, которые позволяли бы надежно прогнозировать ее роль и значение в будущем.
Все страны в той или иной форме используют инструменты таможенно-тарифной политики, с помощью которых они решают многие приоритетные социально-экономические проблемы, выходящие за рамки экспортно-импортной деятельности, в частности, реформирование и модернизация хозяйства, поддержание определенного уровня внутренних цен, стимулирование роста перспективных отраслей производства, пополнение доходной части бюджета и т.д.
За истекшее десятилетие Россия сделала важные шаги по созданию системы таможенно-тарифного регулирования, отвечающей международным нормам и правилам. Но сегодня перед нашей страной стоят сложные задачи по переходу на инновационную модель развития, диверсификации экономики и экспорта, укреплению национальной конкурентоспособности. Реализация этого экономического курса требует адекватных мер и в области государственного таможенно-тарифного регулирования, что повышает актуальность темы данного исследования.
Несмотря на либерализацию мировой торговли и упрощение таможенных процедур таможенно-тарифная политика продолжает оказывать большое влияние на динамику и структуру товарооборота, поскольку таможенные тарифы применяют почти все страны, импортные пошлины охватывают преобладающую часть товарной номенклатуры и являются наиболее транспарентным видом торговых ограничений.
Изменение
ставок таможенных пошлин позволяет
регулировать поступление в страну
иностранных товаров в
Таможенно-тарифное регулирование эффективно выполняет свои функции только при качественной организации таможенного дела: достоверного статистического учета и их строгого контроля, нацеленного на обеспечение уплаты причитающихся платежей, борьбу с контрабандой и ввозом некачественной и фальсифицированной продукции. Громоздкая и запутанная система таможенного администрирования создает простор для принятия субъективных решений и коррупции в таможенных органах, формирует благоприятную почву для злоупотреблений и обременяет потребителей дополнительными расходами.[31]
Таможенно-тарифное регулирование различных групп стран имеет специфику, что отражает объективно существующие различия в национальных интересах. В отличие от невысокого уровня таможенного обложения в развитых странах (по данным экспертов ВТО, в странах ЕС - 5,4%, США - 3,5%, Японии - 5,6%) большинство развивающихся государств применяет среднеарифметическую ставку пошлин в диапазоне 10-20%. Высокий уровень таможенного обложения позволяет правительствам диверсифицировать структуру экономики, создавать собственную промышленность, а также значительно пополнять доходную часть бюджета. Многие развивающиеся государства при вступлении в ВТО "связали" ставки пошлин на очень высоком уровне, но фактически применяют более низкие ставки, сохранив возможность существенного повышения импортных пошлин.
В настоящее время Правительством РФ принято решение о возможном вступлении России в ВТО в составе таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Завершается разработка ЕТТ и правовых документов в сфере нетарифного и технического регулирования. Утвержден базовый перечень ЕТТ более чем из 4 тыс. позиций. Сформирован проект ЕТТ, включающий более 11 тыс. десятизначных подсубпозиций.
Проведенные исследования показывают, что средняя адвалорная ставка ЕТТ таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана составляет 6,54%, что меньше чем средняя адвалорная ставка российского тарифа на 4,4%. Несмотря на незначительное уменьшение средней ставки тарифа, бюджетные последствия такого изменения тарифа весьма существенны. Расчеты показывают, что вклад ставок таможенного тарифа в платежи составляет всего 44% от платежей 2008 г. В финансовых поступлениях бюджет России может потерять до 9 млрд. долл. США (по сравнению с доходами от импортных таможенных пошлин, полученных в 2008 г.). Такая ситуация возникает в первую очередь из-за значительного снижения средней величины адвалорных ставок разд. XVI – от 6,9% до 0,94% и разд. XVII – от 10,86% до 2,3%. Между тем, если оставить средние ставки разд. XVI и XVII прежними, как в российском тарифе, то собираемость платежей составит около 90%.
Рассмотрения спорных вопросов таможенно-тарифного регулирования в Таможенном союзе осуществляется согласно «Рекомендации по подготовке Доклада по итогам рассмотрения спорных вопросов таможенно-тарифного регулирования», от 28 января 2011года.
Решение по подготовке Доклада принимается Комиссией Таможенного союза в случаях, когда Стороны при рассмотрении вопроса не выработали согласованного решения Комиссии Таможенного союза (далее – Комиссия).
В таких случаях решением Комиссии Таможенного союза поручается Секретариату Комиссии Таможенного союза (далее - Секретариат Комиссии) подготовить соответствующий Доклад.
Секретариат Комиссии (Департамент таможенно - тарифного и нетарифного регулирования) осуществляет сбор и подготовку дополнительной статистической и иной информации, а также обосновывающих материалов, которые отсутствуют в инициативном предложении, подготовленном в соответствии с Регламентом внесения предложений по мерам регулирования внешней торговли в Комиссию Таможенного союза, утвержденным Решением Комиссии от 18 июня 2010 года №308, и предоставление которых не противоречит договорно-правовой базе Таможенного союза.
Примерный
Перечень дополнительных сведений, необходимых
для проведения оценки влияния предлагаемой
меры таможенно-тарифного
Предоставление Секретариату сведений, указанных в Перечне, осуществляется следующим образом:
1.
Данные таможенной статистики
внешней торговли и статистики
взаимной торговли товарами
2.
Иные сведения предоставляются
Сторонами по запросу Секретари
Предлагаемой
меры регулирования указывается
размер и срок действия ставки ввозной
таможенной пошлины Единого таможенного
тарифа Таможенного союза (далее - ЕТТ
ТС), дается оценка и приводится расчет,
свидетельствующий о
Основанием для введения предлагаемой меры являются:
• при повышении ставки ввозной таможенной пошлины ЕТТ ТС в качестве меры структурного регулирования экономики: прогнозируемое суммарное увеличение выпуска продукции сопоставимого качества и технического уровня в государствах - членов Таможенного союза, перекрывающее возможное снижение импорта;
• при повышении ставки ввозной таможенной пошлины ЕТТ ТС в качестве временной меры: прогнозируемое снижение общего объема импорта в государства-члены Таможенного союза, что будет способствовать созданию дополнительных рыночных ниш для конкурентоспособных производителей государств-членов Таможенного союза или реализации приоритетных инвестиционных проектов;
• при снижении ставки ввозной таможенной пошлины ЕТТ ТС в качестве меры структурного регулирования экономики: прогнозируемое суммарное увеличение объемов импорта соответствующего товара в течение ближайших трех лет после введения меры не превысит 10% общего объема потребления данной продукции государствами – членами Таможенного союза за тот же период;
• при снижении ставки ввозной таможенной пошлины ЕТТ ТС в качестве временной меры: прогнозируемое увеличение объема импорта позволит улучшить баланс производства и потребления и ограничить рост цен на внутреннем рынке государства - члена Таможенного союза или будет способствовать реализации приоритетных инвестиционных проектов.
Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе