Таможенно-тарифное регулирование как метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение правовых основ таможенно – тарифного регулирования как метода государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

В рамках поставленной цели основными задачами являются:

- рассмотреть правовую и экономическую сущность таможенно - тарифного регулирования;

- проследить тенденции исторического развития таможенно - тарифного регулирования;

- рассмотреть понятие и функции таможенных пошлин;

- выявить основные способы исчисления и уплаты таможенных платежей;

- сделать соответствующие выводы.

Содержание

Введение.……………………………………………………………………3

Глава 1. Таможенно - тарифный метод регулирования внешнеэкономической деятельности.
Правовая и экономическая сущность таможенно - тарифного регулирования………………………………………………………………5
Таможенно - тарифное регулирование: исторический аспект………..…9

Глава 2. Меры таможенно - тарифного регулирования.
Таможенные пошлины: понятие и функции…………………………….19
Исчисление и уплата таможенных платежей…………………………...21

Заключение………………………………………………………………..28

Список использованной литературы…………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая2.docx

— 61.03 Кб (Скачать файл)

     5) Применение принципов ВТО позволяет  повысить эффективность внешнеэкономической  деятельности государства, прежде  всего за счет упрощения системы  таможенных пошлин и других  торговых барьеров;

     6) Торговая политика будет осуществляться  в интересах экономики в целом,  а не лоббистских групп.

 

     Глава 2

     2.1. Таможенная пошлина:  понятие и функции.

     Таможенная  пошлина является основным инструментом тарифно-таможенного регулирования, с помощью которого регулируется внешнеторговый оборот государства.12

     Таможенная  пошлина представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию ТС или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.13

     Таможенная  пошлина выполняет три основные функции:

     (а)  фискальную, т. е. функцию пополнения  доходной части государственного  бюджета (относится как к импортным,  так и к экспортным пошлинам);

     (б)  протекционистскую (защитную), призванную защищать местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции (характерна для импортных пошлин);

     (в)  балансировочную, вводимую для предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (присуща экспортным пошлинам).

     Таможенные  пошлины можно классифицировать по различным классификационным признакам. Приведем некоторые варианты классификации пошлин:

     •  по объекту обложения: (а) импортные; (б) экспортные; (в) транзитные (накладываются на товары,  перевозимые транзитом через территорию данной страны);

     •  по способу взимания: (а) адвалорные (исчисляются в процентах к таможенной стоимости товаров); (б) специфические (исчисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара); (в) комбинированные (сочетают оба вида таможенного обложения);

     •  по характеру происхождения: (а) автономные (являются максимальными по размеру и применяются к товарам, которые происходят из стран и их союзов, не пользующихся в данной стране режимом наибольшего благоприятствования); (б) конвенциальные (применяются к товарам, происходящим из стран и их союзов, пользующихся в данном государстве режимом наибольшего благоприятствования в торговле; их размеры устанавливаются в соответствии с международными договорами и являются минимальными);

     •  по специфичности применения: (а) антидемпинговые; (б) специальные; (в) компенсационные; (г) преференциальные;

     •  по времени действия: (а) генеральные;  (б) временные;  (в) сезонные;

     •  по способу исчисления:  (а)  номинальные  (сюда  относятся тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе); (б) эффективные (отражают реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленных с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров);

     •  по  величине  и  последствиям:  (а)  запретительные  (тариф  настолько велик, что полностью прерывает международную торговлю); (б)  ограничительные   (тариф притормаживает  международную  торговлю, порождает повышение цен, снижение объема экспортно-импортных операций);

     •  по количеству ставок для одного товара: (а) простые; (б) сложные. 

           Антидемпинговые таможенные пошлины могут быть как конвенциальными, так и автономными. Их применение призвано не допустить на национальный рынок товары, продаваемые экспортерами по заведомо низким ценам. Демпинг в строго точном понимании определяется как продажа товара на внешнем рынке по цене ниже издержек производства. Поскольку фирмы неохотно предоставляют документацию, касающуюся себестоимости продукции, на практике используются косвенные доказательства демпинга. Например, международные организации определяют демпинг как продажу товаров по цене ниже цены на мировом или внутреннем рынке. (С 1967 г. действует Международный антидемпинговый кодекс.) 

           Специальные пошлины носят автономный характер, отличаются повышенными размерами ставок и применяются в качестве защитной меры для отечественных производителей от иностранных конкурирующих товаров либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других стран. 

           Компенсационные пошлины вводятся в случае установления факта запрещенного международным законодательством получения экспортером прямой государственной субсидии в целях повышения его. 

           Преференциальные  таможенные пошлины отличаются пониженным размером ставок и применяются в отношении товаров, происходящих из государств, заключивших договоры о взаимном снижении размеров таможенных пошлин на определенные товары, образующих таможенный союз или зону свободной торговли, обращающихся в приграничной торговле, происходящих из развивающихся государств, пользующихся Всеобщей системой преференций в соответствии с нормами международной торговли. 

           При классификации  таможенных пошлин по времени действия автономные считаются постоянно  действующими, временные вводятся на определенный период времени (например, на период применения экономических  санкций), сезонные используются в определенное время года сроком, как правило, не более четырех месяцев.14

 

     

     2.2. Исчисление и уплата  таможенных платежей.

     Одной из составляющих доходной части федерального бюджета являются таможенные платежи. По оценкам специалистов таможенные платежи составляют более 35 процентов  доходной части федерального бюджета. От того, насколько законодательство подробно закрепит полный правовой механизм их уплаты и все вопросы, которые с этой уплатой связаны, настолько снижаются возможные риски ухода от уплаты таких платежей.

     Итак, к таможенным платежам относятся (п. 1 ст. 70 ТК ТС):

     1) ввозная таможенная пошлина;

     2) вывозная таможенная пошлина;

     3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

     4) акциз, взимаемый при ввозе  товаров на таможенную территорию таможенного союза;

     5) таможенные сборы.15

     В соответствии с пунктом 2 ст. 70 ТК ТС - специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины. Также, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины представляют отдельный предмет регулирования Федерального закона РФ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» и относятся к особым видам пошлин. 

     В соответствии со ст. 75 ТК ТС:

     1) Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.

     2) Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).

     3) Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза.16

     В соответствии со ст. 76 ТК ТС исчисление таможенных пошлин, налогов          осуществляется:

     1) Плательщиками таможенных пошлин, налогов самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС и (или) международными договорами государств – членов таможенного союза.

     2) При взыскании таможенных пошлин, налогов исчисление подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом государства – члена таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.

     3) Исчисление сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, осуществляется в валюте государства – члена таможенного союза, таможенному органу которого подана таможенная декларация, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами государств – членов таможенного союза.

     4) Сумма таможенных платежей, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин, если иное не установлено ТК ТС.

     Сумма налогов, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется в соответствии с законодательством  государства – члена таможенного  союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру  либо на территории которого выявлен  факт незаконного перемещения товаров  через таможенную границу, если иное не установлено настоящей статьей.

     - В случае, установленном частью второй пункта 2 ст. 84 ТК ТС, суммы таможенных пошлин, налогов подлежат исчислению в соответствии с законодательством того государства – члена таможенного союза, в котором они подлежат уплате.

     - Общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, в случае если бы иностранные товары были выпущены для внутреннего потребления, без учета льгот по уплате таможенных платежей, указанных в подпунктах 2) и 3) пункта 1 ст. 74 ТК ТС, пеней и процентов, за исключением случаев, когда сумма таможенных пошлин, налогов увеличивается вследствие изменения ставок таможенных пошлин, налогов, когда к иностранным товарам применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом при заявлении иной таможенной процедуры, в отношении этих иностранных товаров.17

     При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает в соответствии со статьями 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306 и 360 ТК ТС (ст. 80 ТК ТС).

 

     Согласно  п. 3 ст. 80 ТК ТС, таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случаях:

     - при помещении товаров под  таможенные процедуры, не предусматривающие  такую уплату, при соблюдении  условий соответствующей таможенной  процедуры;

     - при ввозе товаров, за исключением  товаров для личного пользования,  в адрес одного получателя  от одного отправителя по одному  транспортному (перевозочному) документу,  общая таможенная стоимость которых  не превышает суммы, эквивалентной  200 (двумстам) евро по курсу валют,  устанавливаемому в соответствии  с законодательством государства  - члена таможенного союза, таможенным  органом которого осуществляется  выпуск таких товаров, действующему  на момент возникновения обязанности  по уплате таможенных пошлин, налогов;

     - при перемещении товаров для  личного пользования в случаях,  установленных международными договорами  государств - членов таможенного  союза;

     - если в соответствии с ТК  ТС, законодательством и (или)  международными договорами государств - членов таможенного союза, товары  освобождаются от обложения таможенными  пошлинами, налогами (не облагаются  таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в  связи с которыми предоставлено  такое освобождение.18

     В соответствии с п.2 ст. 80 ТК ТС, обязанность  по уплате таможенных пошлин, налогов  прекращается в следующих случаях:

     - уплаты или взыскания таможенных  пошлин, налогов в размерах, установленных  ТК ТС;

     - помещения товаров под таможенную  процедуру выпуска для внутреннего  потребления с предоставлением  льгот по уплате таможенных  пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;

     - уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие  аварии или действия непреодолимой  силы либо в результате естественной  убыли при нормальных условиях  перевозки (транспортировки) и  (или) хранения;

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование как метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности