Таможенные льготы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 23:07, курсовая работа

Краткое описание

Правовое регулирование тех или иных отношений, возникающих и функционирующих в обществе, осуществляется в рамках политических приоритетов, вырабатываемых публичной властью. В области таможенного дела первостепенной задачей государства выступает развитие внешнеторговых отношений, активизация международного товарообмена, расширение возможностей для сбыта отечественной продукции. Продуманные, обоснованные политические установки в большинстве случаев приводят к развитию экономически выгодного производства, процветанию государства, повышению благосостояния его граждан. Наряду с таможенно-тарифным и нетарифным

Содержание

1 Понятие льгот в таможенном праве и их виды
2 Тарифные льготы
3 Порядок предоставления льгот. Проблемы их применения и правового регулирования
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

 

- специальные упрощенные процедуры,  установленные для субъекта, и  срок их применения;

 

- места совершения таможенных  операций при применении специальных  упрощенных процедур;

 

- таможенные органы, в которых может производиться таможенное оформление товаров с использованием специальных упрощенных процедур;

 

- документы (транспортные (перевозочные), коммерческие и другие документы), которые должны представляться  заявителем в таможенный орган  для выпуска товаров;

 

- порядок действий должностных  лиц таможенных органов при  применении специальных упрощенных  процедур таможенного оформления, связанных с хранением товаров,  находящихся под таможенным контролем  (при необходимости).

 

Отмена данной льготы также происходит по распоряжению ФТС России.

 

Итак, участие таможенных органов  в процессе льготирования вариативно, однако во всех случаях оно предполагает производство ими контрольных мер, направленных на подтверждение оснований  и условий предоставления субъектам  конкретных видов льгот.

 

Рассмотрим различные условия  предоставления льгот в таможенном законодательстве. Льготы по таможенному  оформлению, как правило, предполагают прохождение субъектами данной процедуры  в упрощенном порядке, что отражается на объеме требуемых таможенными органами документов и сведений.

 

Они могут выражаться в следующих  аспектах:

 

- упрощенный вид и первоочередной  порядок таможенного оформления;

 

- специальные упрощенные процедуры  таможенного оформления;

 

- освобождение от таможенного  оформления .

 

Упрощенный вид и первоочередной порядок таможенного оформления предусмотрен ст. 67 ТК РФ и распространяется на товары, необходимые для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также товары, подвергающиеся быстрой порче, живых животных, радиоактивные материалы, международные почтовые отправления и экспресс-грузы, сообщения и иные материалы для средств массовой информации и другие подобные товары. Упрощенный порядок декларирования упоминается и в ст. 137 ТК РФ. Особенностями его применения выступают: вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации; использование по желанию декларанта; непрепятствование осуществлению таможенного контроля; обязательность соблюдения декларантом установленных законодательством требований и условий в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, а также соблюдения таможенных режимов.

 

Первоочередной порядок таможенного  оформления имеет место быть в  зависимости:

 

- от видов товаров (скоропортящиеся товары, живые животные, радиоактивные материалы и другие товары);

 

- от особенностей перемещения  товаров (экспресс-грузы, международные  почтовые отправления);

 

- от целей перемещения товаров  (ликвидация последствий стихийных  бедствий, аварий и катастроф, ввоз товаров для средств массовой информации).

 

В отличие от процедур, составляющих содержание упрощенного вида таможенного  оформления, названный порядок предусматривает  как уменьшение количества требуемых  таможенными органами документов, так  и сокращение времени прохождения всех таможенных формальностей.

 

Например, ФТС России установлен срок принятия решения о помещении  плодоовощной продукции, перевозимой  автомобильным транспортом, под  процедуру внутреннего таможенного  транзита. Он составляет 25 минут.

 

Ярким примером предоставления льгот  в процессе таможенного оформления являются специальные упрощенные процедуры  таможенного оформления, предусмотренные  ст. 68 ТК РФ. Они выражаются в возможности  лиц, зарекомендовавших себя как  законопослушные участники внешнеэкономической деятельности, производить подачу периодической таможенной декларации, выпуск товаров при представлении сведений, необходимых для идентификации товаров, проведение таможенного оформления на объектах таких лиц, хранение товаров на своих складах и другие упрощенные процедуры, предусмотренные ТК РФ. К таким лицам следует отнести субъектов:

 

- не имеющих на день обращения  в таможенный орган вступивших  в силу и неисполненных постановлений  по делам об административных  правонарушениях в области таможенного дела и не считающихся подвергнутыми административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 16.2, 16.7, ч. 1 ст. 16.9, ч. 3 ст. 16.12, ст. 16.15 КоАП РФ;

 

- ведущих систему учета в  порядке, определяемом федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров;

 

- осуществляющих внешнеэкономическую  деятельность не менее трех  лет.

 

Если первые два фактора вполне объяснимы, то последний критерий является весьма спорным. Представляется, что  трехлетний срок ведения внешнеэкономической  деятельности велик, поскольку существенно ограничивает круг претендентов. Устанавливая такую норму, законодатель, видимо, хотел ограничить круг кандидатов, исключив фирмы-однодневки. Сами таможенники считают, что именно трехлетний срок добросовестной работы на российском рынке -- достаточная гарантия для того, чтобы рассмотреть вопрос об установлении упрощенных процедур . При этом ФТС России проверяет заявленные данные, исходя из информации, содержащейся в базе грузовых таможенных деклараций, смотрит, когда и какие объемы товаров лицо ввозило в период трехлетней деятельности.

 

Не умаляя такой перспективы, представляется достаточным установление годичного  срока для возможности применения к лицу специальных упрощенных процедур таможенного оформления. Кроме того, законодательным пробелом можно считать отсутствие указания при решении вопроса предоставления льготы на факт возможной реорганизации юридического лица. Пользуется ли правопреемник правом на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления -- не ясно. Думается, что данный вопрос может быть разрешен в методических рекомендациях по поводу применения данной нормы.

 

Лицо, претендующее на применение специальных  упрощенных процедур таможенного оформления, обращается в таможенный орган с  заявлением в письменной форме об их применении. В этом заявлении указываются сведения о заявителе и его внешнеэкономической деятельности. Кроме того, представляется обязательство в письменной форме о согласии вести систему учета своей коммерческой документации указанным способом, а также о согласии обеспечивать доступ должностных лиц таможенных органов к такой системе учета. Срок рассмотрения заявления не может превышать 30 календарных дней со дня его регистрации. Правом установления специальных упрощенных процедур обладает Федеральная таможенная служба РФ, а в случае планирования их применения в отдельно взятом регионе -- региональное таможенное управление.

 

Освобождение от таможенного оформления производится в исключительных случаях. Во-первых, согласно ст. 297 ТК РФ, таможенное оформление международных почтовых отправлений, перемещаемых транзитом по территории Российской Федерации, не производится. Во-вторых, не подлежит таможенному оформлению продукция морского рыбного промысла, выловленная и (или) произведенная судами за пределами территориального моря и поставляемая за пределы таможенной территории Российской Федерации без захода перевозящего ее судна в российские порты (на рейды).

 

Льготный таможенный контроль чаще всего выражается в освобождении от различных его форм (как правило, таможенного досмотра). В соответствии со ст. 386 ТК РФ таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ, в том числе прекратившего свои полномочия, и следующих вместе с ним членов его семьи. Такая льгота применяется в отношении личного багажа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, судей, неприкосновенных в соответствии с законодательством РФ, если все они пересекают границу в связи с исполнением служебных или депутатских обязанностей.

 

Не подлежат таможенному досмотру иностранные военные корабли, боевые воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом. В случае освобождения от каких-либо форм таможенного контроля условиями международных договоров Российской Федерации, такая льгота применяется после их ратификации.

 

Интересна законодательная формулировка: руководитель ФТС России или лицо, его замещающее, вправе освобождать  отдельных лиц, отдельные товары и транспортные средства от определенных форм таможенного контроля в случаях, когда это связано с обеспечением безопасности России. Указанное положение противоречит ряду основополагающих начал института льгот:

 

- льготы не должны быть индивидуализированными. Они предоставляются не отдельным  лицам, а определенным категориям  лиц. Анализируемая законодательная норма казуальна, поскольку может распространить свое действие на конкретных субъектов;

 

- льготы, как правило, вводятся  законодательными актами, а не  ведомственными нормативными приказами.  Из смысла же названного положения  вытекает, что руководитель ФТС России может издать правовой акт управления, позволяющий тому или иному лицу воспользоваться льготами при прохождении таможенного контроля;

 

- в законодательстве должны  быть сформулированы четкие условия  (основания) предоставления льгот.  В данной же норме содержится весьма абстрактная, расплывчатая формулировка: «случаи, когда это связано с обеспечением безопасности России».

 

В связи с изложенным предлагается исключить названную норму из ст. 386 ТК РФ.

 

Законодательными нормами предусмотрены  также основания освобождения физических лиц от такой формы таможенного контроля, как личный досмотр. В соответствии со ст. 373 ТК РФ он является исключительной формой таможенного контроля, поскольку связан с ограничением прав и свобод гражданина (посягательством на личную неприкосновенность). Личный досмотр проводится при наличии достаточных оснований полагать, что гражданин скрывает при себе и не выдает предметы, являющиеся объектами совершения правонарушения и преступления .

 

Личному досмотру может быть подвергнуто  любое физическое лицо независимо от гражданства.

 

Не могут быть подвергнуты данной форме таможенного контроля:

 

- Президент Российской Федерации  (в соответствии со ст. 91 Конституции  РФ), в том числе прекративший  свои полномочия;

 

- депутаты Совета Федерации  и Государственной Думы, а также судьи Конституционного Суда Российской Федерации, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей;

 

- прокуроры и следователи органов  прокуратуры, за исключением  случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления;

 

судьи Российской Федерации, за исключением  случаев, предусмотренных федеральным  законом в целях обеспечения  безопасности других людей, а также присяжные заседатели;

 

- сотрудники органов федеральной  службы безопасности при исполнении  ими служебных обязанностей -- без  официального представителя данных  органов или решения суда;

 

- сотрудники федеральных органов  государственной охраны при исполнении ими служебных обязанностей -- без представителя соответствующего федерального органа государственной охраны или без решения суда;

 

- уполномоченные по правам человека, за исключением случаев, когда  это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц;

 

- лица, обладающие иммунитетом  на территории Российской Федерации  в соответствии с Венской конвенцией  о дипломатических сношениях  1961 г.;

 

- иные лица, освобожденные от  проведения личного досмотра  в соответствии с актами законодательства Российской Федерации и международными договорами.

 

Освобождение данных лиц от личного  досмотра вытекает из их правового  статуса или служебного положения. К сожалению, в ТК РФ не установлен перечень лиц, пользующихся льготами в данной области. Категории таких субъектов «разбросаны» по отдельным, самостоятельным законам. Представляется целесообразным объединить их путем указания в положении ТК РФ.

 

Таможенные льготы по уплате таможенных платежей могут касаться таможенной пошлины, НДС, акцизов, таможенных сборов. Льготы, выраженные либо в возврате таможенной пошлины, либо в полном или частичном освобождении от ее уплаты, либо в установлении тарифных ограничений на перемещение товара, именуются тарифными преференциями. Они предоставляются на условиях взаимности или в одностороннем порядке в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации, исключительно по решению Правительства РФ.

 

Анализируя указанную систему  преференций, следует отметить, что  в ее основе находится уровень развития страны, ее экономическое положение . При этом в России список развивающихся и наименее развитых стран формируется по принципам, принятым в ЕС, -- в зависимости от дохода на душу населения. Средний показатель данного фактора в развивающихся странах принимается равным от 2 до 6 тыс. долл. США, что в 5 раз ниже среднеевропейских показателей. При таком соотношении предоставление преференций со стороны развитых европейских государств развивающимся странам вполне оправданно. Однако соотношение между среднедушевым доходом в России и в названных развивающихся странах будет явно не в пользу нашего государства. Возникает вопрос: почему Российская Федерация должна предоставлять тарифные преференции в отношении товаров из стран с более высоким уровнем дохода на душу населения? Как представляется, такая льгота не является обоснованной с учетом действующих экономических реалий. В данной связи целесообразно было бы пересмотреть перечень стран-пользователей преференций, ограничив его лишь теми государствами, в которых принятый за основу показатель (среднедушевой доход) ниже российского.

Информация о работе Таможенные льготы