Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 23:07, курсовая работа
Правовое регулирование тех или иных отношений, возникающих и функционирующих в обществе, осуществляется в рамках политических приоритетов, вырабатываемых публичной властью. В области таможенного дела первостепенной задачей государства выступает развитие внешнеторговых отношений, активизация международного товарообмена, расширение возможностей для сбыта отечественной продукции. Продуманные, обоснованные политические установки в большинстве случаев приводят к развитию экономически выгодного производства, процветанию государства, повышению благосостояния его граждан. Наряду с таможенно-тарифным и нетарифным
1 Понятие льгот в таможенном праве и их виды
2 Тарифные льготы
3 Порядок предоставления льгот. Проблемы их применения и правового регулирования
Заключение
Список используемых источников
- специальные упрощенные
- места совершения таможенных
операций при применении
- таможенные органы, в которых может производиться таможенное оформление товаров с использованием специальных упрощенных процедур;
- документы (транспортные (перевозочные),
коммерческие и другие
- порядок действий должностных
лиц таможенных органов при
применении специальных
Отмена данной льготы также происходит по распоряжению ФТС России.
Итак, участие таможенных органов в процессе льготирования вариативно, однако во всех случаях оно предполагает производство ими контрольных мер, направленных на подтверждение оснований и условий предоставления субъектам конкретных видов льгот.
Рассмотрим различные условия предоставления льгот в таможенном законодательстве. Льготы по таможенному оформлению, как правило, предполагают прохождение субъектами данной процедуры в упрощенном порядке, что отражается на объеме требуемых таможенными органами документов и сведений.
Они могут выражаться в следующих аспектах:
- упрощенный вид и
- специальные упрощенные
- освобождение от таможенного оформления .
Упрощенный вид и
Первоочередной порядок
- от видов товаров (скоропортящи
- от особенностей перемещения
товаров (экспресс-грузы,
- от целей перемещения товаров
(ликвидация последствий
В отличие от процедур, составляющих
содержание упрощенного вида таможенного
оформления, названный порядок
Например, ФТС России установлен срок
принятия решения о помещении
плодоовощной продукции, перевозимой
автомобильным транспортом, под
процедуру внутреннего
Ярким примером предоставления льгот в процессе таможенного оформления являются специальные упрощенные процедуры таможенного оформления, предусмотренные ст. 68 ТК РФ. Они выражаются в возможности лиц, зарекомендовавших себя как законопослушные участники внешнеэкономической деятельности, производить подачу периодической таможенной декларации, выпуск товаров при представлении сведений, необходимых для идентификации товаров, проведение таможенного оформления на объектах таких лиц, хранение товаров на своих складах и другие упрощенные процедуры, предусмотренные ТК РФ. К таким лицам следует отнести субъектов:
- не имеющих на день обращения
в таможенный орган вступивших
в силу и неисполненных
- ведущих систему учета в порядке, определяемом федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров;
- осуществляющих
Если первые два фактора вполне объяснимы, то последний критерий является весьма спорным. Представляется, что трехлетний срок ведения внешнеэкономической деятельности велик, поскольку существенно ограничивает круг претендентов. Устанавливая такую норму, законодатель, видимо, хотел ограничить круг кандидатов, исключив фирмы-однодневки. Сами таможенники считают, что именно трехлетний срок добросовестной работы на российском рынке -- достаточная гарантия для того, чтобы рассмотреть вопрос об установлении упрощенных процедур . При этом ФТС России проверяет заявленные данные, исходя из информации, содержащейся в базе грузовых таможенных деклараций, смотрит, когда и какие объемы товаров лицо ввозило в период трехлетней деятельности.
Не умаляя такой перспективы, представляется
достаточным установление годичного
срока для возможности
Лицо, претендующее на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления, обращается в таможенный орган с заявлением в письменной форме об их применении. В этом заявлении указываются сведения о заявителе и его внешнеэкономической деятельности. Кроме того, представляется обязательство в письменной форме о согласии вести систему учета своей коммерческой документации указанным способом, а также о согласии обеспечивать доступ должностных лиц таможенных органов к такой системе учета. Срок рассмотрения заявления не может превышать 30 календарных дней со дня его регистрации. Правом установления специальных упрощенных процедур обладает Федеральная таможенная служба РФ, а в случае планирования их применения в отдельно взятом регионе -- региональное таможенное управление.
Освобождение от таможенного оформления производится в исключительных случаях. Во-первых, согласно ст. 297 ТК РФ, таможенное оформление международных почтовых отправлений, перемещаемых транзитом по территории Российской Федерации, не производится. Во-вторых, не подлежит таможенному оформлению продукция морского рыбного промысла, выловленная и (или) произведенная судами за пределами территориального моря и поставляемая за пределы таможенной территории Российской Федерации без захода перевозящего ее судна в российские порты (на рейды).
Льготный таможенный контроль чаще всего выражается в освобождении от различных его форм (как правило, таможенного досмотра). В соответствии со ст. 386 ТК РФ таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ, в том числе прекратившего свои полномочия, и следующих вместе с ним членов его семьи. Такая льгота применяется в отношении личного багажа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, судей, неприкосновенных в соответствии с законодательством РФ, если все они пересекают границу в связи с исполнением служебных или депутатских обязанностей.
Не подлежат таможенному досмотру иностранные военные корабли, боевые воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом. В случае освобождения от каких-либо форм таможенного контроля условиями международных договоров Российской Федерации, такая льгота применяется после их ратификации.
Интересна законодательная формулировка:
руководитель ФТС России или лицо,
его замещающее, вправе освобождать
отдельных лиц, отдельные товары
и транспортные средства от определенных
форм таможенного контроля в случаях,
когда это связано с обеспечени
- льготы не должны быть
- льготы, как правило, вводятся
законодательными актами, а не
ведомственными нормативными
- в законодательстве должны
быть сформулированы четкие
В связи с изложенным предлагается исключить названную норму из ст. 386 ТК РФ.
Законодательными нормами
Личному досмотру может быть подвергнуто любое физическое лицо независимо от гражданства.
Не могут быть подвергнуты данной форме таможенного контроля:
- Президент Российской
- депутаты Совета Федерации и Государственной Думы, а также судьи Конституционного Суда Российской Федерации, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей;
- прокуроры и следователи
судьи Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей, а также присяжные заседатели;
- сотрудники органов
- сотрудники федеральных
- уполномоченные по правам
- лица, обладающие иммунитетом
на территории Российской
- иные лица, освобожденные от проведения личного досмотра в соответствии с актами законодательства Российской Федерации и международными договорами.
Освобождение данных лиц от личного досмотра вытекает из их правового статуса или служебного положения. К сожалению, в ТК РФ не установлен перечень лиц, пользующихся льготами в данной области. Категории таких субъектов «разбросаны» по отдельным, самостоятельным законам. Представляется целесообразным объединить их путем указания в положении ТК РФ.
Таможенные льготы по уплате таможенных платежей могут касаться таможенной пошлины, НДС, акцизов, таможенных сборов. Льготы, выраженные либо в возврате таможенной пошлины, либо в полном или частичном освобождении от ее уплаты, либо в установлении тарифных ограничений на перемещение товара, именуются тарифными преференциями. Они предоставляются на условиях взаимности или в одностороннем порядке в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации, исключительно по решению Правительства РФ.
Анализируя указанную систему преференций, следует отметить, что в ее основе находится уровень развития страны, ее экономическое положение . При этом в России список развивающихся и наименее развитых стран формируется по принципам, принятым в ЕС, -- в зависимости от дохода на душу населения. Средний показатель данного фактора в развивающихся странах принимается равным от 2 до 6 тыс. долл. США, что в 5 раз ниже среднеевропейских показателей. При таком соотношении предоставление преференций со стороны развитых европейских государств развивающимся странам вполне оправданно. Однако соотношение между среднедушевым доходом в России и в названных развивающихся странах будет явно не в пользу нашего государства. Возникает вопрос: почему Российская Федерация должна предоставлять тарифные преференции в отношении товаров из стран с более высоким уровнем дохода на душу населения? Как представляется, такая льгота не является обоснованной с учетом действующих экономических реалий. В данной связи целесообразно было бы пересмотреть перечень стран-пользователей преференций, ограничив его лишь теми государствами, в которых принятый за основу показатель (среднедушевой доход) ниже российского.