Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 07:49, курсовая работа
Краткое описание
Цель данной курсовой работы исследовать таможенные органы РФ как органы дознания. Цель определила задачи работы, которые заключаются в следующем: – исследовать понятие дознания как формы и стадии предварительного расследования, в том числе виды дознания. – проанализировать преступления в сфере таможенного дела;
Содержание
Введение …………………………………………………………………. 3 1. Понятие дознания как формы и стадии предварительного расследования. Виды (формы) дознания ………………………………….. 6 2. Преступления в сфере таможенного дела ……………………… 9 3. Органы дознания: понятие, виды. Задачи и компетенция таможенных органов как органов дознания. Порядок возбуждения уголовных дел таможенными органами. Порядок проведения дознания. Производство неотложных следственных действий. Завершение производства дознания ...13 3.1 Общая характеристика органов дознания …………………... ……13 3.2 Таможенные органы как органы дознания ……..………………... 18 Заключение …………………………………………………………..… 25 Список использованной литературы ……
Федеральный закон РФ от 8 января
1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах»;6
Федеральный закон РФ от 13 декабря 1996 г. «Об оружии»;7
Закон РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном
тарифе»;8
Закон РФ от 9 октября 1992 г. «О
валютном регулировании и валютном контроле»;9
Закон РФ от 15 апреля 1993 г. «О
вывозе и ввозе культурных ценностей»10 и др.,
а также указов Президента РФ, постановлений Правительства
РФ и иных подзаконных актов.
3 Органы дознания: понятие,
виды. Задачи и компетенция таможенных
органов как органов дознания.
Порядок возбуждения уголовных
дел таможенными органами. Порядок
проведения дознания. Производство
неотложных следственных действий.
Завершение производства дознания
3.1 Общая характеристика
органов дознания
Дознание является наиболее
простой разновидностью (формой) расследования
преступлений. Под дознанием понимается
совокупность оперативно-розыскных и
процессуальных (следственных) действий,
осуществляемых специально управомоченными
на то административными органами
и должностными лицами в целях своевременного
обнаружения и закрепления следов преступления
и установления лиц, его совершивших, а
также для предотвращения и пресечения
общественно опасного деяния.
Орган дознания, возбудив уголовное
дело, как при наличии признаков преступления,
не являющегося тяжким, так и по тяжкому
преступлению производит оперативно-розыскные
и следственные действия.
Так, при наличии признаков
преступления, не являющегося тяжким,
орган дознания возбуждает уголовной
дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального
закона, производит следственные действия
до установления лица, его совершившего.
После этого орган дознания, соблюдая
сроки, не более десяти дней, начиная с
момента установления лица, его совершившего,
составляет постановление о передаче
дела следователю, которое представляет
прокурору для утверждения. Если такое
лицо не установлено, дознание приостанавливается
с соблюдением требований УПК РФ, т.е. в
случае, когда лицо совершившее преступление
не установлено, предварительное следствие
(дознание) может быть приостановлено
лишь после производства всех необходимых
и возможных следственных действий для
установления лица, совершившего преступление.
Орган дознания принимает меры к установлению
этого лица.11
В случае возбуждения органом
дознания дела о тяжком преступлении он
обязан передать его следователю через
прокурора, после выполнения неотложных
следственных действий, в срок не более
десяти дней с момента возбуждения дела.
Если по делу о тяжком преступлении, переданном
следователю, не установлено лицо его
совершившее, орган дознания продолжает
выполнять оперативно-розыскные действия,
и уведомляет следователя об их результатах.
При осуществлении следственных
действий по установлению и закреплению
следов преступления, орган дознания производит:
осмотр, обыск, выемку, освидетельствование,
задержание и допрос подозреваемых, допрос
потерпевших и свидетелей в строгом соответствии
с требованиями уголовно-процессуального
законодательства.
Из сказанного следует сделать
вывод о том, что хотя органы дознания
и применяют оперативно-розыскные меры,
однако, имеющая значение для судебного
рассмотрения дела основная деятельность
этих органов происходит целиком и полностью
в рамках процессуального законодательства.
Это важно подчеркнуть потому, что органы
дознания являются не следственными,
а административными органами. Однако
в своей деятельности по подготовке материалов,
они обязаны соблюдать уголовно-процессуальные
нормы. Не случайно, поэтому уголовно-процессуальный
закон предъявляет в равной мере к суду,
прокуратуре, следователю и лицу, производящему
дознание требование о всестороннем,
полном и объективном исследовании обстоятельств
дела на основе оценки доказательств по
внутреннему убеждению. Этим обеспечивается
не только доброкачественность материалов
дознания, но и законность во всей их деятельности,
соблюдения конституционных прав граждан.
Итак, органы дознания – согласно
п. 24 статьи 5 Уголовно-процессуального
кодекса государственные органы и должностные
лица, уполномоченные в соответствии с
УПК РФ осуществлять дознание и другие
процессуальные полномочия.
К органам дознания относятся:
1) органы внутренних дел
Российской Федерации, а также
иные органы исполнительной власти,
наделенные в соответствии с
федеральным законом полномочиями
по осуществлению оперативно-розыскной
деятельности;
2) органы Федеральной
службы судебных приставов;
3) командиры воинских
частей, соединений, начальники военных
учреждений или гарнизонов;
4) органы государственного
пожарного надзора федеральной
противопожарной службы.
Кроме того, дознание производится:
дознавателями пограничных
органов федеральной службы безопасности;
дознавателями таможенных органов
Российской Федерации;
дознавателями органов по контролю
за оборотом наркотических средств и психотропных
веществ.
Выше мы перечислили перечень
органов дознания, но еще раз повторим,
что с учетом характера совершаемых преступлений,
места и времени, а также субъектов преступной
деятельности дознание в уголовном судопроизводстве
рассредоточено по различным органам
государственного управления. В соответствии
с ныне действующим законодательством
к числу органов дознания относятся:
1. Полиция;
2. Командиры воинских частей,
соединений и начальники военных учреждений;
3. Органы федеральной службы
безопасности;
4. Начальники исправительных
учреждений и следственных изоляторов;
5. Органы государственного пожарного
надзора;
6. Органы пограничной службы
РФ;
7. Капитаны морских судов, находящиеся
в дальнем плавании, и начальники зимовок
в период отсутствия транспортных связей
с зимовкой;
8. Федеральные органы налоговой
полиции;
9. Таможенные органы;
Данный перечень органов дознания,
в совокупности с подсудными им делами,
приведен в ст. 117 УПК. Он не подлежит произвольному
толкованию и может быть изменен только
в соответствии с Законом.
Процессуальная деятельность
органа дознания основана на уголовно
- процессуальном законодательстве и производна
от основной функции данного органа. Тем
не менее, для одних органов производство
дознания непосредственно вытекает из
их основных функций, составляет их постоянную
обязанность, а для других - носит эпизодический
характер. Так, полиция вправе возбуждать
уголовное дело по любому преступлению.
В то время как деятельность остальных
органов дознания Закон ограничивает
по различным основаниям:12
─ по составам преступлений
(например, органы государственного пожарного
надзора вправе производить дознание
лишь по делам о пожарах и о нарушении
правил пожарной безопасности.);
─ территориальными и погодными
условиями (например, производство дознания
возлагается на капитанов морских судов,
находящихся в дальнем плавании или на
начальников зимовок - в период отсутствия
транспортных связей с зимовкой. Они выполняют
деятельность по дознанию эпизодически,
в связи с возникшей необходимостью.);
─ субъектами преступлений
(например, командиры воинских частей,
соединений, военных учреждений проводят
дознание по делам обо всех преступлениях,
совершенных подчиненными им военнослужащими
и т. д.);
Анализируя статью 117 УПК, можно
выявить, что уголовно-процессуальный
закон в одних случаях при определении
круга органов дознания относит к ним
руководителей отдельных учреждений (начальников,
командиров), а в других - государственные
органы (милиция, государственный пожарный
надзор, федеральные органы налоговой
полиции и т.д.) без указания, какие должностные
лица должны вести дознание.
Закон различает понятие и компетенцию
органа дознания и лица, производящего
дознание.
Орган дознания представляет
его руководитель, который вправе производить
дознание по любому делу, отнесенному
к компетенции дознания, и осуществлять
отдельные следственные действия, принимая
по ним любые, предусмотренные законом
решения. В этих случаях он руководствуется
процессуальными нормами, адресованными
как органу дознания, так и лицу, производящему
дознание. В тоже время орган дознания
в лице его начальника вправе поручить
производство дознания по уголовному
делу, уполномоченному должностному лицу
- лицу, производящему дознание. Стоит
отметить, что именно с этого момента данное
лицо приобретает предусмотренные уголовно-процессуальным
законом процессуальные права и обязанности.
Будучи самостоятельным субъектом процесса,
оно тщательно исследует все обстоятельства
дела и, как и суд, прокурор, следователь,
на основе ч. 1 ст. 71 УПК оценивает доказательства
по своему внутреннему убеждению, основанному
на всестороннем, полном и объективном
рассмотрении всех обстоятельств дела
в их совокупности, руководствуясь законом
и правосознанием. Лицо, производящее
дознание, несет ответственность за законность
и обоснованность своих действий.
Однако его процессуальная
самостоятельность более ограничена,
чем следователя. Это проявляется во взаимоотношениях
и с руководителем органа дознания, и с
прокурором.
Если следователь все решения
принимает самостоятельно, кроме случаев,
когда требуется санкция прокурора или
решение суда, то лицо, производящее дознание,
многие решения принимает с согласия начальника
органа дознания, который при поручении
расследования преступления должностному
лицу, начальник органа дознания сохраняет
за собой право контролировать его процессуальную
деятельность и так же как и должностное
лицо в полной мере несет ответственность
за решение процессуальных задач, касающихся
раскрытия преступления, изобличения
виновных, обеспечения возмещения причинённого
материального ущерба и др. Он также несет
ответственность за качество и сроки проведения
дознания или по его поручению.
3.2 Таможенные органы как
органы дознания
Дознание в таможенных органах
является важным инструментом правовой
защиты экономических интересов России
и ее безопасности.
Таможенным органам право на
производство дознания по делам о контрабанде
впервые было предоставлено в 1991 г. В 1993
г. это право было подтверждено при принятии
Таможенного кодекса Российской Федерации,
но с существенным расширением компетенции.
Таможенные органы правомочны
вести предварительное следствие по уголовным
делам о преступлениях, предусмотренных
статьями 194 частями первой и второй, 200.1
частью первой Уголовного кодекса Российской
Федерации
Неотложные следственные действия
производят таможенные органы - по уголовным
делам о преступлениях, предусмотренных
статьями 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, 194
частями третьей и четвертой, 200.1 частью
второй, 200.2, 226.1, 229.1 Уголовного кодекса
Российской Федерации, выявленных таможенными
органами Российской Федерации.13
Выше мы уже отмечали то, что
дознание в уголовном процессе выступает
как форма предварительного расследования
уголовных дел. По тяжким преступлениям
оно нередко предшествует предварительному
следствию и обеспечивает предупреждение
и пресечение преступлений, сбор доказательств
по делу.
Дознание делится на две разновидности:
дознание по делам, по которым производство
предварительного следствия обязательно,
и дознание по делам, по которым производство
предварительного следствия не обязательно.
Таможенные органы правомочны осуществлять
обе разновидности дознания.
Дознание по делам, по которым
предварительное следствие обязательно,
проводится в течение 10 дней. Этот срок
является максимальным и продлению не
подлежит, в том числе и прокурором.
По всем преступлениям, отнесенным
к компетенции таможенных органов предварительное
следствие обязательно.
Таможенные органы как органы
дознания, возбудив уголовное дело в пределах
своей компетенции, имеют право (и обязаны)
по «горячим» следам преступления провести
неотложные следственные действия, к которым
относятся: осмотр, обыск, выемка, освидетельствование,
задержание, допрос подозреваемых, допрос
свидетелей и потерпевших.
Таможенные органы обязаны
пресечь преступление и по «горячим» следам
собрать и задокументировать доказательства,
в отношении которых имеется реальная
угроза утраты, в том числе в результате
явлений природы, умышленных действий
или по неосторожности. Кроме того, таможенные
органы также должны принять меры уголовно-процессуального
принуждения, исключающие уклонение лица,
совершившего преступление, от расследования
и суда.
Наряду с неотложными следственными
действиями орган дознания правомочен
избрать любую меру пресечения, в том числе
заключение под стражу, строго руководствуясь
при этом требованиями уголовно-процессуального
закона.
При производстве дознания
первой разновидности таможенные органы
не вправе производить следственные действия,
выходящие за рамки неотложных, например:
предъявление для опознания, очную ставку,
следственный эксперимент, проверку показаний
на месте, привлечение в качестве обвиняемого
и допрос обвиняемого. Дознание должно
вестись оперативно и в строгом соответствии
с уголовно-процессуальным законом.
Следователь вправе в любой
момент дознания изъять уголовное дело
у таможенного органа и принять его к своему
производству.