Таможенный досмотр товаров и транспортных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой состоит в комплексном исследовании основ осуществления таможенного контроля в форме таможенного досмотра товаров и транспортных средств.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
1. изучить таможенный контроль и его формы
2. определить сущность, цели и методы проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств
3. раскрыть проблемные аспекты реализации правовых основ таможенного досмотра товаров и транспортных средств
4. исследовать порядок проведения процедуры таможенного досмотра товаров и транспортных средств
5. изучить технические средства, используемые при таможенном досмотре товаров и транспортных средств
6. проанализировать правовые основы применения технических средств при таможенном досмотре товаров и транспортных средств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................2
Глава 1. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств как форма таможенного контроля............................................................................................4
1.1 Таможенный контроль и его формы................................................................4
1.2 Сущность, цели и методы проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств...........................................................................................11
Глава 2. Порядок проведения и применение технических средств при таможенном досмотре товаров и транспортных средств ….............................14
2.1 Порядок проведения процедуры таможенного досмотра товаров и транспортных средств...........................................................................................14
2.2 Технические средства, используемые при таможенном досмотре товаров и транспортных средств........................................................................................18
2.3 Правовые основы применения технических средств при таможенном досмотре товаров и транспортных средств.........................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................30

Вложенные файлы: 1 файл

!таможенный досмотр товаров и транспортных средств.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

2.3 Правовые  основы применения технических  средств при таможенном досмотре  товаров и транспортных средств

Технические средства таможенного контроля (ТСТК) - это комплекс специальной техники, применяемой таможенными органами в процессе оперативного таможенного  контроля всех видов объектов, перемещаемых через таможенную границу, с целью  проверки декларирующих их документов, установления соответствия содержимого контролируемых объектов представленным на них данным, а также выявления в этих объектах предметов таможенных правонарушений.

Под правомерностью применения научно-технических средств  и методов понимается применение их тогда, когда это прямо предусмотрено или рекомендовано законом, либо не противоречит закону по своей сущности.

Так в статье 107 ТК ТС определяется, что при проведении таможенного контроля могут применяться  технические средства.

Однако их применение ограничивается определенными пределами, регламентируемыми соответствующими статьями ТК ТС.

В соответствии со статьей 107 ТК ТС технические средства, применяемые таможенными органами, должны быть безопасными для жизни  и здоровья человека, животных и растений и не должны причинять вред лицам, товарам и транспортным средствам.

ТСТК не могут  применяться в отношении личного  багажа особой категории лиц, освобожденных  от определенных форм таможенного контроля (статья 105 ТК ТС).

Таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ, в том числе прекратившего свои полномочия, и следующих вместе с ним членов его семьи. Личный багаж членов Совета Федерации Федерального собрания РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, судей, неприкосновенных в соответствии с законодательством РФ, не подлежит таможенному досмотру, если указанные лица пересекают Государственную границу РФ в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей.

ТСТК не могут  быть использованы в отношении иностранных военных кораблей (судов), боевых и военно-транспортных воздушных судов и военной техники, следующей своим ходом в связи с тем, что они освобождаются от таможенного досмотра (статья 386 ТК РФ).

главы государств-участников таможенного союза и следующих вместе с ними членов их семей;

главы правительств, членов правительств государств-участников таможенного союза, если указанные  лица пересекают таможенную границу  в связи с исполнением служебных  обязанностей или депутатских полномочий;

главы иностранных государств, глав правительств иностранных государств, министров иностранных дел, посещающих государства-участники таможенного союза с официальным визитом;

Освобождаются от таможенного досмотра:

1) иностранные  военные корабли (суда), боевые  воздушные суда и военная техника, следующие своим ходом;

2) военное  имущество, которое согласно специальным  заявлениям соответствующих государственных  органов государств-участников таможенного  союза, перемещается через таможенную  границу;

3) выполняющие  международные авиарейсы иностранные воздушные суда в период стоянки в зонах таможенного контроля в международных аэропортах государств-участников таможенного союза.

Декларантам, иным лицам, обладающим полномочиями в  отношении товаров и транспортных средств, и их представителям предоставлено право присутствовать при досмотре товаров и транспортных средств и по требованию должностных лиц таможенных органов оказывать необходимое содействие (статья 116 ТК ТС). Данная правовая норма накладывает определенные требования к ТСТК, поскольку среди этого контингента лиц могут находиться и правонарушители, которым могут стать известны оперативно-технические возможности ТСТК и методики их применения.

Применение  технических средств осуществляется для ускорения проведения таможенного контроля, повышения его оптимизации и эффективности в целях получения информации о товарах (их количество, состав, физические и химические свойства, подлинность, наличие тайников и т.п.), транспортных средствах, выявления подделки таможенных документов и средств таможенной идентификации, контрабанды и признаков нарушений таможенных правил.

Перечень  технических средств, применяемых  в таможенных органах РФ, определяется Федеральной таможенной службой  РФ.

К применению при проведении таможенного контроля допускаются технические средства, соответствующие требованиям нормативной и эксплуатационной документации, полностью укомплектованные, в том числе и эксплуатационной документацией, зарегистрированные (учтенные) или освидетельствованные (сертифицированные) Национальным органом РФ по стандартизации.

Технические средства применяются должностными лицами таможенных органов, прошедшими соответствующую подготовку и имеющими разрешение на допуск к самостоятельной  работе и применению технических  средств. Порядок подготовки и допуска должностных лиц таможенных органов к применению технических средств определяется Федеральной таможенной службой РФ.

При применении технических средств должны соблюдаться  требования существующей нормативной  правовой базы по охране труда и  мерам техники безопасности. Таможенные органы РФ и их должностные лица при применении технических средств, причинившие неправомерный вред здоровью человека, товарам и транспортным средствам, несут ответственность в соответствии с законодательством.

ТСТК применяются в местах нахождения таможенных органов во время работы этих органов, а также в зонах таможенного контроля, создаваемых в соответствии с требованиями статьи 97 Таможенного кодекса Таможенного союза (ФЗ от 2 июня 2010 года N 114-ФЗ "О ратификации Договора о ТК ТС", и в иных местах, нахождение в которых должностных лиц таможенных органов связано с исполнением ими служебных обязанностей.

При применении ТСТК должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации  по охране и безопасности труда.

Безопасность  ТСТК должна быть подтверждена санитарно-эпидемиологическими  заключениями в соответствии с законодательством  РФ. Применение ТСТК осуществляется в  соответствии с эксплуатационной документацией.

Решение о  применении ТСТК принимается должностными лицами таможенных органов самостоятельно, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Федеральной таможенной службой РФ.

К применению при проведении таможенного контроля допускаются ТСТК, соответствующие  требованиям нормативной и эксплуатационной документации, полностью укомплектованные, в том числе и эксплуатационной документацией, зарегистрированные (учтенные) или освидетельствованные (сертифицированные) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ТСТК могут  использоваться при таможенном контроле:

любых товаров (в соответствии с техническими характеристиками ТСТК), перемещаемых через таможенную границу, в том числе ручной клади  и сопровождаемого багажа пассажиров и транспортных служащих, несопровождаемого  багажа пассажиров, среднегабаритных грузовых (товарных) упаковок, крупногабаритных грузовых упаковок;

всех видов  транспортных средств;

международных почтовых отправлений;

таможенных  документов на товары и транспортные средства;

средств идентификации (специальных марок, идентификационных знаков), наложенных на документы, товары и транспортные средства.

Должностные лица таможенных органов, ответственные  за применение технических средств  при проведении таможенного контроля, за нарушение настоящего порядка, использование  технических средств не по прямому назначению, разукомплектование, утрату и вывод их из строя, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В основе проведения таможенного контроля по действующему законодательству лежат следующие международные принципы таможенного администрирования:

- Минимальное  вмешательство с соблюдением  принципов выборочности и достаточности  таможенного контроля, а также  применение системы управления  рисками (СУР);

- Сбалансированность  в части обеспечения безопасности  и мер таможенного контроля  и развития международной торговли.

На сегодняшний  день под принципами выборочности и  достаточности проведения таможенного  контроля понимают применение форм таможенного  контроля. При этом выбор тех или  иных форм таможенного контроля осуществляется в соответствии с принятой системой управления рисками, под которой понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства ТС.

Какими бы не были формы, виды, способы и средства проведения таможенного контроля, следует  помнить, что таможенный контроль может  проводиться исключительно таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.

Таможенные  органы, обеспечивая реализацию внешнеэкономических  интересов и, одновременно, защищая  внутренний рынок, отечественного производителя, всегда контролировали процесс перемещения грузов через таможенную границу, в частности, проводили их досмотр.

Таможенный  досмотр является одной из форм таможенного  контроля, применяемого к грузам в  соответствии с показаниями системы учета рисков. Под понятием риска в таможенной практике понимается вероятность нарушения таможенного законодательства при перевозке грузов. Взаимодействие основных заинтересованных сторон во время проведения таможенного досмотра нормируется статьей №116 ТК ТС.

Таможенный  досмотр товаров и транспортных средств - административное действие, заключающееся в получении взаимосвязанной  оценки соответствия исследуемого товара характеристикам, заявленным в таможенной декларации, путем сравнения физических, качественных и количественных характеристик, в целях установления законности его перемещения через таможенную границу, предотвращения ввоза или вывоза запрещенных предметов и обнаружения скрытого провоза.

Таможенный  досмотр производится с соблюдением принципа ненанесения умышленного ущерба перевозимому участником внешнеэкономической деятельности грузу.

При принятии решения о проведении таможенного  досмотра используется система управления рисками, основанная на эффективном  использовании ресурсов таможенных органов для недопущения и (или) предотвращения нарушения таможенного законодательства Российской Федерации.

Решение о  проведении таможенного досмотра может  быть принято уполномоченным должностным  лицом только при выявлении риска, содержащегося в действующем профиле риска, предусматривающего проведение таможенного досмотра.

При принятии решения о таможенном досмотре товара или транспортного средства, должностное  лицо таможенного органа обязано  уведомить о данном решении декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении этого товара или транспортного средства.

Проведение  таможенного досмотра в отсутствие декларанта в определенных случаях, а также иных уполномоченных лиц, возможно только при участии двух понятых.

По результатам  таможенного досмотра товаров и транспортных средств составляется акт таможенного досмотра в двух экземплярах по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза.

Для ускорения  проведения таможенного досмотра и  повышения его эффективности  применяются различные виды технических средств таможенного контроля (ТСТК), позволяющие выявлять необходимые сведения о товарах (их количество, состав, физические и химические свойства, подлинность, наличие тайников и т.п.).

Применение  ТСТК осуществляется в целях получения  информации о товарах и транспортных средствах, выявления случаев перемещения делящихся и радиоактивных материалов, выявления признаков нарушений таможенных правил.

В соответствии со статьей 107 ТК ТС технические средства, применяемые таможенными органами, должны быть безопасными для жизни и здоровья человека, животных и растений и не должны причинять вред лицам, товарам и транспортным средствам.

Перечень  технических средств, применяемых  в таможенных органах РФ, определяется Федеральной таможенной службой  РФ.

К применению при проведении таможенного контроля допускаются технические средства, соответствующие требованиям нормативной и эксплуатационной документации

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция  Российской Федерации (принята  всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета.- № 7.- 21.01.2009.

2. Таможенный  кодекс Таможенного союза (приложение  к Договору о Таможенном кодексе  Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010) // СПС «Консультант-Плюс».

3. Таможенный  кодекс Российской Федерации  от 28.05.2003 № 61-ФЗ (принят ГД ФС  РФ 25.04.2003) (ред. от 28.11.2009) // Российская газета.- № 106.- 2003.

4. Закон РФ  от 01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 31.05.2010) «О  Государственной границе Российской  Федерации» // Российская газета.- №  84.- 1993.

5. Действующее  международное право.- В 3-х томах  / Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчиковой.- М.: Гардарики, 2009. - 539 с.

6. Дюмулен  И.И. Барьеры на торговых путях. - М.: Инфра-М, 2007. - 105с.

7. Ершов А.Д.  Международные таможенные отношения:  Учебное пособие. - СПб.: ИВЭСЭП, 2008.- 415 с.

8. 4Ильина  В.А. Особенности организации таможенного режима и таможенного оформления // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала РТА.- М., 2008.- № 2. - 499 с.

9. Козырин  А.Н. Таможенные режимы. - М.: Логос, 2010. - 215 с.

Информация о работе Таможенный досмотр товаров и транспортных средств