Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана – проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить вопросы по формированию и деятельности Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть формирование Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана;
- изучить роль Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана в экономической интеграции государства;
- проанализировать результаты деятельности ТС за 2011-2012гг.;
- раскрыть проблемы и перспективы развития Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана……………………..4
1.1.История формирования Таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана ………………………………………………………………………4
1.2. Нормативно-правовое регулирование Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана………………………………..………………………..7
2. Роль Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана в экономической интеграции государства………………………………………12
2.1. Таможенный союз и зона свободной торговли как формы экономической интеграции…………………………………………………… ……………..…12
2.2.Анализ деятельности Таможенного союза за 2011-2012 гг………….…16
3. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана – проблемы и перспективы…………………………………………………………………….22
3.1 Проблемы, возникшие в таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана… ..…………………………………………………………………22
3.2. Перспективы развития таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана………………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа экономика таможенного дела.docx

— 145.76 Кб (Скачать файл)

- Протокол о порядке  взимания косвенных налогов и  механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11 декабря 2009 года;

- Протокол о порядке  взимания косвенных налогов при  выполнении работ, оказании услуг  в таможенном союзе от 11 декабря  2009 года.

- Договор о Таможенном  кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года и соответственно  ТК ТС вступили в силу с  1 июля 2010 г. для Казахстана и  России и с 6 июля 2010 г. –  для Беларуси.

В связи с формированием  нормативной правовой базы таможенного  союза Беларуси, Казахстана и России изменяется таможенное законодательство государств-участников. Прежде всего, в дополнение к действующему национальному  законодательству появились еще  два уровня регулирования: международные  соглашения государств–участников  таможенного союза и решения  Комиссии таможенного союза.

Согласно п. 1 ст. 3 ТК ТС таможенное законодательство таможенного союза  представляет собой четырехуровневую систему:

– ТК ТС;

– международные соглашения государств–участников таможенного  союза, регулирующие таможенные правоотношения;

– решения Комиссии Таможенного  союза;

– национальное таможенное законодательство стран-участниц.

В силу п. 3 ст. 1 ТК ТС при таможенном регулировании применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день регистрации  таможенной декларации или иных таможенных документов, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС.

При перемещении товаров  через таможенную границу с нарушениями  требований, установленных таможенным законодательством таможенного  союза, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее  на день фактического пересечения товарами таможенной границы.

Если день фактического пересечения  товарами таможенной границы не определен, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее  на день выявления нарушения требований, установленных таможенным законодательством  таможенного союза.

Базовым документом, регулирующим таможенные правоотношения в рамках таможенного союза, является ТК ТС.

Международными соглашениями устанавливаются нормы таможенного  регулирования, которые должны применяться  одинаково на всей территории таможенного  союза. Это, прежде всего, определение  и контроль таможенной стоимости, правила  определения страны происхождения  товаров, нормы о предоставлении тарифных льгот и преференций, правила  уплаты косвенных налогов и некоторые  другие общие нормы.

Комиссия таможенного  союза принимает решения по вопросам практической реализации норм таможенного  регулирования: устанавливает порядок  декларирования и форму таможенной декларации; порядок применения таможенных процедур (списки товаров, сроки применения процедур); порядок ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в  области таможенного дела; определяет формы документов для таможенных целей. В настоящий момент это  более 150 решений по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии таможенного  союза.

На современном этапе  продолжается формирование правовой базы таможенного союза Беларуси, Казахстана и России для обеспечения свободного перемещения товаров по территории стран-участниц, создания благоприятных  условий торговли с третьими странами, развития взаимной экономической интеграции.

 

 

 

 

 

 

 

2. Роль Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана в экономической интеграции государства.

2.1.Таможенный  союз и зона свободной торговли как формы экономической интеграции.

   Главной причиной экономической интеграции является стремление к повышению экономической эффективности производства. На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего рынка» - в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами.

   С 1 января по 1 июля 2012 года осуществляется передача функций КТС Евразийской экономической комиссии. После этого Секретариат КТС прекращает свою деятельность.

   Выделяют четыре основные формы экономической интеграции.

1. Зона свободной торговли (free trade area, FTA). Между странами-участниками отменяются все таможенные пошлины. Для стран, не входящих в зону свободной торговли, внешние таможенные тарифы сохраняются.

2. Таможенный союз (customs union). В таможенном союзе все внутренние тарифы заменяются внешними.

3. Общий рынок (common market). В общем рынке все характеристики таможенного союза дополняются отсутствием ограничений на перемещение факторов производства.

4. Экономический союз  – унифицируется стратегия экономического  развития, налогообложение, создается  наднациональный орган, решения  которого обязательны для каждого  члена экономического союза.

В других исследованиях добавляется  пятая форма – платежный союз, которая некоторыми экономистами трактуется как «экономический и валютный союз».

Следует отметить, что первой логической и хронологической ступенью является зона свободной торговли. В современном понимании –  это преференциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная  от таможенных и количественных ограничений  международная торговля товарами. Как  правило, конкретные соглашения о соответствующих  зонах предусматривают создание зоны свободной торговли промышленными  товарами в течение ряда лет путем  постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений. По отношению к сельскохозяйственным товарам либерализация носит  ограниченный характер, охватывает лишь некоторые позиции по таможенной номенклатуре. Соглашения о создании зон свободной торговли, как правило, основаны на принципе взаимного моратория  на повышение пошлин. Это означает, что партнеры не могут в одностороннем  порядке повышать таможенные пошлины  либо возводить новые торговые барьеры. Случаи, при которых стороны могут  увеличить уровень таможенного  обложения или применить специальные  защитные меры, условия, срок и действия, сфера распространения защитных мер, а также величина пошлин предусматриваются  в соглашениях о зоне свободной  торговли.

К положительным чертам таких  соглашений следует отнести более  стабильный и предсказуемый характер торговой политики стран-участниц. Функционирование зоны свободной торговли позволяет  странам более четко выполнять  принятые на себя обязательства, совершенствовать всю систему внешнеэкономической  деятельности, более гибко приспосабливаться  к международной практике. Вместе с тем следует отметить, что  взаимодействие стран-участниц зоны свободной  торговли, регулирование деятельности в соответствующей области происходит без создания постоянно действующих  наднациональных систем управления или принятия специальных общих решений. Все решения, как правило, принимаются высшими должностными лицами стран-участниц по политическим проблемам и руководителями министерств и ведомств (внешнеторговых, финансовых и др.) – по экономическим. Эти решения уже на данной стадии должны носить обязательный характер, обеспечивая скоординированность шагов и обязательность сторон. С правовой точки зрения международные договоренности приобретают преференциальное по отношению к внутренним законодательным актам положение.

Следующей ступенью международной  экономической интеграции является таможенный союз – соглашение двух или более государств об упразднении  таможенных пошлин, форма коллективного  протекционизма. В соответствии со ст. 14 ГАТТ таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри таможенного союза и создание единого внешнего таможенного тарифа.

 Таможенный союз предполагает  свободное движение на единой  таможенной территории товаров  не только собственного производства, но и товаров из третьих  стран, выпущенных в свободное  обращение.

Становление теории экономической  интеграции и, в частности, таможенных союзов обычно связывают с именем канадского ученого Якоба Вайнера. В соответствии с теорией таможенного союза Вайнера в результате его создания в экономике возникают два типа эффектов:

– статические, являющиеся непосредственным результатом создания таможенного союза;

– динамические – экономические  последствия, проявляющиеся на более  поздних стадиях функционирования таможенного союза.

Следует отметить, что среди  российских и зарубежных специалистов нет единства в отношении определения  зоны свободной торговли и таможенного союза. Зона свободной торговли представляет собой более высокую стадию межгосударственного экономического сотрудничества, поскольку предусматривает в качестве конкретной цели формирование единого торгового пространства, внутри которого были бы уже полностью отменены (сразу или по истечении некоторого фиксированного времени) пошлины во взаимной торговле, а нетарифные ограничения составляли бы часть заранее согласованной торговой политики. Основным аргументом такого утверждения выступает исторический аспект этой проблемы. Действительно, первой формой развития межгосударственной экономической интеграции явились таможенные союзы, созданные в 30-е годы. Вступавшие в них государства договаривались о сокращении либо полной отмене пошлин во взаимной торговле. Исторически зона свободной торговли появилась значительно позже, чем первоначальные таможенные союзы. Однако следует заметить, что первые таможенные союзы имели ярко выраженный протекционистский характер и использовались главным образом для защиты национальных экономик стран-участниц. Предполагалось, что такая защита будет способствовать ускорению экономического роста. Однако такого роста не произошло, а экономика тех стран, которые стали частью протекционистских торговых блоков, стала приходить в упадок.

Таким образом, таможенный союз представляет собой более совершенную, чем зона свободной торговли, интеграционную структуру, поскольку зона свободной  торговли предусматривает постепенное  снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров и, в конечном итоге, призвана обеспечить беспошлинную торговлю между странами-участницами. В таможенном союзе существует беспошлинная торговля между странами-членами и общий  таможенный тариф по отношению к  третьим странам.

В рамках таможенного союза, проводя единую внешнеторговую политику по отношению к таможенным тарифам, различные внешние преференции, протекционизм и т.п., страны регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это  дает импульс к изменению структуры  потребления и производства.

Возможны два варианта развития событий: устанавливаемый  на внешних границах таможенного  союза внешний тариф на какой-либо товар может быть выше средневзвешенного  тарифа, существовавшего до возникновения  данной интеграционной структуры, или  ниже. Если внешний тариф выше, то странам-членам таможенного союза  приходится отказываться от более дешевого внешнего источника снабжения в  пользу более дорогих внутри интеграционных ресурсов. Такие меры могут применяться  исходя из самых различных соображений, например из стратегических посылок: страны сообща решают приступить к интенсивной разработке новых материалов, энергоносителей и т.д. с тем, чтобы уйти от внешней зависимости. Принятие таких мер заставляет разработчиков технологий идти на проведение совместных исследований, переориентирует потоки ресурсов, товаров, полуфабрикатов. Производство внутри таможенного союза вынуждено изыскивать дополнительные резервы и т.д.

Функционирование таможенного  союза требует изменений в  подходе к управлению интеграционными  процессами. Как уже отмечалось, деятельность в рамках зоны свободной  торговли не обусловливает создание постоянно действующих органов. Для таможенного союза возникает  необходимость в регулирующих институтах.

 

 

2.2 Анализ деятельности Таможенного союза за 2011-2012 гг.

   Согласно оперативным данным Евразийской экономической комиссии, в 2012 году объемы взаимной торговли государств-членов Таможенного союза выросли по сравнению с 2011 годом на 8,7%, до 68,6 млрд долларов.

   В отчетный период между Россией и Белоруссией взаимная торговля выросла на 9,6% и составила 43,9 млрд долларов, между Россией и Казахстаном — на 6,8%, до 23,8 млрд долларов, между Белоруссией и Казахстаном — на 15,1%, до 0,9 млрд долларов соответственно ( рис. 1).

(рис. 1)

 Удельный вес товаропотоков между Россией и Белоруссией при этом сложился на уровне 64,0%, между Россией и Казахстаном — 34,7%, Белоруссией и Казахстаном — 1,3% (рис. 2).

             

                    (рис. 2)

 При этом по итогам 2012 года объем внешней торговли товарами государств-членов Таможенного союза с третьими странами составил 939,3 млрд долларов. Таким образом, показатель по сравнению с прошлым годом вырос на 3,2%, или на 28,7 млрд долларов. Как указывается в материалах ЕЭК, в 2012 году сложилось положительное сальдо внешней торговли товарами в размере 260,9 млрд долларов — в 2011 году его величина составляла 258,7 млрд долларов (рис. 3). Таким образом из гистограммы мы видим что положительное сальдо в 2012 году вырос по сравнению с 2011 годом на 2,2 млрд долларов.

             

                     (рис.3)

Так, экспорт в третьи страны в прошлом году составил 600,1 млрд долларов, импорт — 339,2 млрд долларов. Стоимостной объем экспорта товаров возрос на 2,6%, или на 15,5 млрд долларов, импорта — на 4,1%, или на 13,2 млрд долларов.

Экспорт России в 2012 году в  третьи страны вырос на 1,6%, до 485,8 млрд долларов, импорт — на 3,2%, до 293,7 долларов, сальдо внешнеторгового баланса оказалось на уровне 192,1 млрд долларов. В Белоруссии экспорт вырос на 10,2%, до 28,9 млрд долларов, импорт упал на 6,9%, до 18,7 млрд долларов, сальдо оказалось, как и у России, положительным — 10,2 млрд долларов. В Казахстане экспорт вырос на 6,1%, до 85,4 млрд долларов, импорт — на 26,6%, до 26,8 млрд долларов, сальдо составило 58,6 млрд долларов (рис. 4, 5)


(рис. 4) (рис.5)

По результатам аналитических  данных, во-первых, лучше 2011 года,  а во-вторых, опровергли опасения резкого увеличения объемов импорта после присоединения России к ВТО, ведь почти 83% общего объема внешней торговли по-прежнему приходится на Россию. При этом следует отметить, что увеличился вклад Белоруссии в общий объем экспорта и Казахстана в общий объем импорта по сравнению с 2011 годом и эта тенденция сохранится и по итогам 2013 года. Недаром ООН отмечает возрастающее значение Белоруссии в качестве поставщика продовольствия и сельхозтехники на мировые рынки. Положительно и то, что, несмотря на некоторые дискриминационные меры в отношении российских, казахских и белорусских товаров, страны Евросоюза по-прежнему остались основным покупателем товаров ТС. Благодаря росту положительного сальдо внешней торговли в 2012 году можно говорить о продолжающемся развитии внешней торговли государств-членов ТС с третьими странами.

   Однако кроме развития внешней торговли активация товарооборота между станами ТС будет положительно сказываться на макроэкономических показателях стран-участниц союза и росте их экономик в целом, а также инвестиционной привлекательности региона функционирования ТС. Вполне вероятно, что эффективность создания союза будет и впредь подтверждаться на практике, ведь уже сейчас темп роста объема внешней торговли ТС превышает прогнозируемый на 2012 год темп прироста мировой торговли на уровне 2,5%.

Информация о работе Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана – проблемы и перспективы