Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана – проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить вопросы по формированию и деятельности Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть формирование Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана;
- изучить роль Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана в экономической интеграции государства;
- проанализировать результаты деятельности ТС за 2011-2012гг.;
- раскрыть проблемы и перспективы развития Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана……………………..4
1.1.История формирования Таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана ………………………………………………………………………4
1.2. Нормативно-правовое регулирование Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана………………………………..………………………..7
2. Роль Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана в экономической интеграции государства………………………………………12
2.1. Таможенный союз и зона свободной торговли как формы экономической интеграции…………………………………………………… ……………..…12
2.2.Анализ деятельности Таможенного союза за 2011-2012 гг………….…16
3. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана – проблемы и перспективы…………………………………………………………………….22
3.1 Проблемы, возникшие в таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана… ..…………………………………………………………………22
3.2. Перспективы развития таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана………………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа экономика таможенного дела.docx

— 145.76 Кб (Скачать файл)

   Из выше сказанного следует, что торговые отношения внутри Таможенного союза развиваются, а торговый оборот внутри союза растет. Во многом это результат улучшения взаимоотношений с Минском и увеличения доли российского бизнеса в агросекторе данного региона. Но статистика по России складывается негативная. Импорт все равно превалирует над экспортом. Доходы от продажи сырья — основания статья доходов России.

 И исходя из данных статистики, можно прогнозировать положительную динамику в отношении развития торговых взаимоотношений. Но Россия вступила в ВТО, которой ТС не приносит выгоды. Если организация будет препятствовать операциям внутри союза или торговле с третьими лицами, это может негативно сказаться на статистических показателях. В отношении же России пока приходится делать только неутешительные прогнозы. Экспорт вряд ли будет расти. Потребность в газе среди иностранных потребителей сокращается, а вместе с ней и доход России. Далее — налоги. В России они не снижаются, а страховые взносы выросли в сравнении со ставками прошлых лет. Как результат — стремление российских производителей переносить производство в Казахстан, где дешевле ресурсы, труд и ниже налоговые ставки. Поэтому оборот внутри ТС, скорее всего, в этот год будет расти в пользу Белоруссии и Казахстана.

   Но, безусловно, интеграция в рамках Таможенного союза себя оправдывает, причем пока скорость роста товарооборота с внешними странами достаточно низкая в силу мировых экономических причин. Большинство партнеров сейчас замедляют свою торговую деятельность, снижается объем потребления. К примеру, только по товарам черной металлургии спрос за 2011–2012 годы упал практически на 30%. Снизился спрос на продукцию нефтегазового сектора, тем более в условиях развития отрасли в Европе.

   Продовольствие, товары легкой промышленности также испытывали в прошедшие года давление кризиса. Так, одна из товарных единиц Казахстана — хлопок — сейчас не пользуется спросом просто в силу избытка сырья на мировых складах, который будет исчерпан в лучшем случае к концу текущего года. Поэтому, сам факт роста торгового оборота в рамках Таможенного союза — это уже хороший знак.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана – проблемы и перспективы.
    1. Проблемы, возникшие в таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана. 

Формирование таможенного  союза со странами ЕврАзЭС, включая гармонизацию законодательства и правоприменительной практики, является частью главного стратегического плана России, выразившегося в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р. Согласно данной Концепции, формирование таможенного союза относится к первому этапу инновационного развития России (2010 – 2012 гг). Второй этап инновационного развития России в области укрепления внешнеэкономических позиций России (2013 – 2020 гг.) предусматривает обеспечение полномасштабного функционирования таможенного союза и формирование единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС.

   ТК ТС базируется  на нормах Международной конвенции  об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции), а также  соответствует принципам Генерального  соглашения о тарифах и торговле. Законодательство таможенного союза  ориентировано на долгосрочную  перспективу, его положения направлены  на дальнейшую интеграцию государств  – членов таможенного союза  в систему ГАТТ/ВТО.

   С учетом международного  опыта, любая экономическая интеграция  сопровождается различного рода  проблемами и трудностями. Часть  из них связана с отработкой  норм унифицированного таможенного  законодательства на практике. Приведем  конкретные примеры таких проблем  и возникших вопросов после  вступления в силу ТК ТС  с 1 июля 2010 года.

   ТК ТС содержит  много отсылочных норм к законодательству  государства - члена таможенного  союза. Таким образом, в настоящее  время существует много пробелов в законодательстве, которые не могут быть разрешены вплоть до вступления в силу «Закона о таможенном регулировании». Например, статьей 215 ТК ТС не предусмотрена процедура таможенного транзита между складами временного хранения (СВХ) и таможенными складами (ТС). Данной статьей предусмотрено применение таможенного транзита только между таможенными органами. Однако пунктом 3 указанной статьи установлено, что при перевозке товаров, перемещаемых по территории только одного государства – члена таможенного союза, могут быть установлены законодательством такого государства – члена таможенного союза. Национальное законодательство РФ, а именно, пункт 2 статьи 79 Таможенного кодекса РФ, предусматривает внутренний таможенный транзит между СВХ и ТС. Вместе с тем, в соответствии с письмом ФТС России от 29.06.10 № 01-11/31847 «О неприменении отдельных норм Таможенного кодекса РФ от 28.05.03 № 61-ФЗ», которое не является нормативным правовым актом, положения главы 10 (статьи 79-92) ТК РФ не применяются. Таким образом, проблема применения таможенной процедуры таможенного транзита в настоящее время не урегулирована на законодательном уровне и вызывает много вопросов.

   В настоящее время  при пересечении транспортным  средством государственной границы  Белоруссия – Россия, Казахстан  – Россия, таможенный орган в  соответствии с пунктом 1 Решения  Комиссии таможенного союза от 17.08.10 № 335, вправе требовать коммерческие  и товаротранспортные документы,  подтверждающие страну происхождения  товаров. На основании представленного на границе пакета документов, таможенные органы идентифицируют, являются ли товары происходящими с территории стран – членов таможенного союза, или третьих стран. По отзывам участников ВЭД, процедура проверки документов с целью признания статуса товаров таможенного союза занимает много времени, часть товаров (примерно 20%) при этом помещается на СВХ. В данной ситуации участники ВЭД наблюдают не упрощение процедуры перемещения товаров и транспортных средств, а наоборот, ее усложнение и увеличение транспортных очередей на государственной границе. Полное решение данной проблемы возможно лишь на этапе формирования единого экономического пространства (ЕЭП).

   Спорным остается  вопрос применения процедуры  предварительного декларирования. Согласно части 1 статьи 193 ТК ТС, таможенная декларация может  быть подана в отношении иностранных  товаров до их ввоза на таможенную  территорию таможенного союза.  Поскольку иных случаев подачи  предварительной декларации ТК  ТС не предусмотрено, российские  таможенные органы часто отказывают  в регистрации предварительной  таможенной декларации, если товары  уже пересекли таможенную границу  таможенного союза. Здесь возникает  вопрос, каким образом внутренний  таможенный орган контролирует  момент пересечения таможенной  границы, и будет ли нарушением  подача предварительной декларации  на товары (ДТ) после ее пересечения,  учитывая, что Единая система  контроля за передвижением грузов таможенного союза находится на стадии разработки. Следует отметить, что статья 193 ТК ТС прямо не запрещает осуществлять подачу предварительной декларации на товары после пересечения товаров таможенной границы ТС, административная ответственность за это КоАП России не предусмотрена. Поэтому для участников ВЭД было бы важно получить соответствующие разъяснения Комиссии таможенного союза и ФТС России о возможности использования процедуры предварительного декларирования после пересечения товаром границы таможенного союза.

   В настоящее время участники ВЭД сталкиваются в большими трудностями при получении разрешительных документов (к примеру, Свидетельств о регистрации или сертификатов соответствия) по новым Единым формам, утвержденным Комиссией таможенного союза, также полностью не урегулированы вопросы, связанные с получением разъяснений уполномоченных органов, к примеру, разъяснений Минпромторга РФ о необходимости сертификации той или иной продукции.

    ТК ТС предусмотрена  новая норма, которая решает  проблему приобретения статуса  товаров таможенного союза условно  выпущенных товаров, ввезенных,  например, в качестве вклада в  уставный капитал. В соответствии со статьей 211 ТК ТС в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами прекращается у декларанта по истечении 5 (пяти) лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой для внутреннего потребления. Поскольку согласно п. 4 статьи 200 ТК ТС, условно выпущенные товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные по ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами, считаются условно выпущенными до момента прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, по истечении пяти лет условно выпущенные товары автоматически приобретут статус товаров таможенного союза. Однако, в соответствии со статьей 366 ТК ТС (Общие переходные положения) по отношениям, регулируемым таможенным законодательством таможенного союза, возникшим до вступления в силу ТК ТС (до 01.07.10), ТК ТС применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу. То есть, в отношении товаров, которые были ввезены в уставный капитал до 01.07.2010 сохраняется порядок, предусматривающий полную уплату таможенных платежей в случае отчуждения товаров, а новая норма будет применяться только в отношении товаров, ввезенных после 01.07.2010 года.

Отмечая текущие проблемы на стадии формирования таможенного  союза, следует упомянуть, что реализация любого глобального проекта, несущего изменения в сложившейся системе, требует времени и координации  усилий со стороны государственных  органов и представителей бизнеса. Экономическая интеграция предполагает рост взаимной торговли, модернизацию и рост производства, а, следовательно, и ВВП. По оценке Минэкономразвития, создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана принесет суммарный эффект в размере 16% роста ВВП в ближайшие 10 лет для всех стран-участниц.

Таким образом, учитывая процессы мировой глобализации, а также  в рамках реализации стратегических целей государства, таможенный союз является одним из этапов экономической  интеграции на пути к единому экономическому пространству и оказывает непосредственное влияние на развитие национальной экономики  России. Эффективное взаимодействие таможни и бизнеса по вопросам разработки и реализации положений  нового таможенного законодательства будет способствовать унификации таможенных процедур и совершенствованию внешней  торговли России с государствами-участниками  таможенного союза и третьими странами

 

 

 

3.2. Перспективы развития таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

В Таможенном союзе должны быть созданы простые и необременительные  механизмы администрирования процесса перемещения товаров добропорядочными участниками внешнеэкономической  деятельности.

Согласно проекту, подготовленному Евразийской экономической комиссией, основные направления работы по совершенствованию таможенного администрирования включают в себя, в частности:

- внедрение принципа первичности электронных документов и сведений в электронном виде при построении таможенных технологий и подготовке нормативных правовых актов;

- внедрение принципов "единого окна" и "одной остановки" в работу пунктов пропуска;

- создание механизмов расширенного использования предварительной информации для обработки грузовых автомобилей и железнодорожных составов в пунктах пропуска, а также для ускорения погрузки-разгрузки при морских и воздушных перевозках;

- создание условий, способствующих преимущественному использованию предварительного таможенного декларирования товаров вместо обязательного предварительного информирования о товарах как минимум в 25% случаев;

- внедрение принципа "однократного представления" документов в государственные органы, в том числе через наднациональные и национальные порталы государственных органов;

- обязательное условие широкого внедрения автоматического выпуска - снятие с инспектора ответственности за выпуск товаров, решение по которым принимается информационными системами автоматически;

- отказ от представления в таможенные органы сертификатов соответствия (качества) и санитарно-гигиенических сертификатов (изменение принципа контроля таких товаров - сертификаты должны быть у импортёра и предъявляться непосредственно при торговле);

- внедрение уникального идентификатора (кода) для каждого участника ВЭД вне зависимости от того, резидентом какого государства - члена Таможенного союза он является, и использование этого номера в таможенных целях;

- создание условий для обработки не менее 30% товарооборота уполномоченными экономическими операторами за счёт радикального снижения административных барьеров для добросовестных участников ВЭД (уполномоченных экономических операторов, таможенных перевозчиков и участников, прошедших дифференциацию);

- создание в основных автомобильных, воздушных и морских пунктах пропуска специальных коридоров для ускоренного пропуска граждан государств - членов Таможенного союза.

Таможенное законодательство Таможенного союза должно совершенствоваться, исходя из современного состояния и  развития таможенных служб и информационных технологий. В 2009 г., когда формировался текст Кодекса, уровень развития информационных технологий в таможенных службах стран существенно отличился  от текущего состояния. За несколько  лет был сделан огромный шаг на пути к автоматизации таможенных операций. Совершенно на другой уровень  перешло электронное декларирование, введено обязательное предварительное  информирование в отношении товаров, ввозимых автомобильным транспортом. Да и сам бизнес и его взаимоотношения  с таможенными органами изменились. Более открыто ведется диалог таможенных органов с бизнес-сообществом, а хозяйствующие субъекты с учетом применяемой системы управления рисками дорожат своей репутацией в таможенных органах. Начал применяться институт уполномоченных экономический операторов.

Чтобы закрепить имеющиеся  достижения и выработать общие подходы  к совершенствованию таможенного  законодательства, ЕЭК разработаны  Основные направления совершенствования  таможенного администрирования  в перспективе до 2015 г. Основные направления  разрабатывались с учетом анализа  подходов, заложенных в Дорожной карте  «Совершенствование таможенного администрирования» (утверждена Постановлением Правительства  Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 11-25 р), а также на основе мониторинга  правоприменительной практики сторон и тех инициатив и приоритетов, которые были ими приняты. Планируется дальнейшее развитие технологий электронного декларирования и предварительного информирования, смещение акцента таможенного контроля на контроль после выпуска товаров, переход к внедрению автоматического выпуска товаров, совершенствование института уполномоченного экономического оператора, сокращение сроков осуществления таможенных формальностей и количества документов, представляемых таможенным органам. Планируется также внедрить принцип «двух служб» на границе.

Информация о работе Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана – проблемы и перспективы