Таможенный тариф как инструмент государственного регулирования внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Пройденный исторический путь российской таможенной системы свидетельствует о том, что в России таможенное дело, таможенная политика сложились как важнейшая сфера политики государства и инструмент защиты национальных интересов.
Цель курсовой работы – раскрыть функции таможенных органов в обеспечении таможенно – тарифного регулирования, рассмотреть основные методы, инструменты таможенно-тарифного регулирования ВЭД государства и контроль таможенных органов за определением таможенной стоимости товаров, заявления страны происхождения и кода товаров.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Роль таможенно-тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности 5
1.1 Основные методы регулирования внешнеэкономической деятельности 5
1.2 Инструменты таможенно-тарифного регулирования 7
1.2.1 Таможенный тариф во внешнеторговом регулировании 7
1.2.2 Ставки таможенных пошлин и порядок их установления 10
1.2.3 Страна происхождения 11
1.2.4 Режим наиболее благоприятствования 14
1.2.5 Таможенная стоимость товара 15
Глава 2. Расчёт таможенных пошлин 19
Заключение 22
Список источников 25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 52.60 Кб (Скачать файл)

    Российский  тариф  необходимо совершенствовать таким  образом, чтобы он максимально   соответствовал задаче защиты  экономических  интересов страны.  

    В последние  десятилетия значение тарифов  падало по мере того, как   нарастали различные косвенные  барьеры регулирования внешней  торговли - такие, как разнообразные  технические стандарты или добровольные  экспортные ограничения на основе  неформального соглашения. Решительные  действия по устранению подобных  ограничений проводит ВТО. Рекомендации  данной организации направлены  на существенное повышение роли  таможенных тарифов во внешнеторговом  регулировании. Средние ставки  тарифов экономически развитых  стран в современных условиях  невысоки, но влияние их на  внешнюю торговлю остается весьма  значительным. Ведь и с помощью  сравнительно небольших пошлин  можно делать ввоз определенных  товаров невыгодным и стимулировать  их производство внутри страны, облагая их более высокими  пошлинами по сравнению с сырьем  для их производства. К тому  же высокая степень дифференциации  тарифов позволяет, сохраняя сравнительно  малый общий уровень обложения,  обеспечивать защиту от импорта  отдельных разновидностей товаров.  При современном уровне научно-технического  развития, крайне высокой степени  специализации такая защита оказывается  весьма эффективной.

    В то же время  опыт индустриализации ряда стран  свидетельствует, что  таможенный  тариф может быть эффективным   орудием целенаправленного стимулирования  ввоза товаров, необходимых для  определенных отраслей промышленности. В этих целях применяются такие  инструменты, как использование целевых таможенных льгот в рамках таможенных режимов переработки и просто установление дифференцированных тарифных ставок в зависимости от того, насколько вписывается импорт данного товара в принятую стратегию экономического развития.

      Играя роль  непосредственного  регулятора, таможенный тариф в  то же  время выполняет и  другую  функцию - является косвенным  средством давления на другие  государства в целях содействия  развитию экспорта. 

      Дадим более  подробную характеристику функций таможенного тарифа:

фискальная - обеспечивает необходимое  пополнение доходной части бюджета;

защитная - предохраняет отечественное  производство (отдельные национальные отрасли экономики) от чрезмерного  уровня иностранной конкуренции, которым  может быть нанесен существенный ущерб;

регулирующая - оказывает  определенное влияние на формирование структуры производства,  на механизм ценообразования, поощряет развитие одних  отраслей и сдерживает развитие других;

торгово-политическая (которая  может рассматриваться также  как элемент регулирующей функции) - является инструментом косвенного воздействия  на экономическую политику других государств, играет определенную роль в достижении баланса экономических интересов  между странами.

    Таким образом,  таможенный тариф является основным  инструментом торговой политики  и государственного регулирования  внутреннего рынка товаров Российской  Федерации при его взаимосвязи  с мировым рынком. Основные экономические  задачи таможенного тарифа сформулированы  в законе Российской Федерации  «О таможенном тарифе» от 21.05.1993г.  №5003-1, которым предусматриваются  следующие меры:

    - рационализация  товарной структуры ввоза товаров  в Российскую Федерацию;

    - поддержание  рационального соотношения ввоза  и вывоза товаров, валютных  доходов и расходов на территории  Российской Федерации;

    - создание условий  для прогрессивных изменений  в структуре производства и  потребления товаров в Российской  Федерации;

    - защита экономики  Российской Федерации от неблагоприятного  воздействия иностранной конкуренции.  Протекционизм состоит в том,  чтобы за счет взимания импортных  пошлин повысить цену ввозимых  иностранных товаров и сделать  за счет этого более конкурентоспособными  свои собственные товары. 

    - обеспечение  условий для эффективной интеграции  Российской Федерации в мировую  экономику.

        Многоплановость  и специфика  влияния таможенного  тарифа на развитие внешнеторговых  отношений и экономики страны  в целом требуют взвешенного  подхода к определению уровня  ставок пошлин, так как необходимо  учитывать всю совокупность возможных  экономических, а также социальных  последствий.

1.2.2 Ставки  таможенных пошлин и порядок  их установления

    Основные  правовые  положения, касающиеся определения   таможенных ставок даны в законе  Российской Федерации от 21.05.1993 №  5003-1 «О таможенном тарифе» в  ст. 3.

    Ставки  таможенных  пошлин являются едиными  и  не подлежат изменению в зависимости  от лиц, перемещающих товары  через таможенную границу Российской  Федерации, видов сделок и других  факторов, за исключением предусмотренных  законом.

    Ставки  таможенных  пошлин определяются и устанавливаются   Правительством Российской Федерации.  На сегодняшний момент, в сложившейся  экономической ситуацией таможенный  тариф не является застывшей,  незыблемой структурой. Изменяются  ставки пошлин, виды ставок пошлин, вводятся дополнительные и особые  пошлины.  На переходном этапе   развития экономики столь частые  изменения пошлин, наверное, оправдано. 

    Все частичные  изменения видов ставок осуществляет  Правительство Российской Федерации,  юридически оформляя в виде  издания постановлений. Предельные  ставки таможенных пошлин применяются  в отношении товаров, ввозимых  из стран, которым Россия в  торгово-экономических отношениях  предоставляет режим наибольшего  благоприятствования.

      Режим наибольшего  благоприятствования  – имеет  правовой принцип,  который устанавливается  в договорном порядке в торговых  отношениях между двумя странами. По этому принципу каждая из  договаривающихся сторон обязуется  предоставить другой договаривающейся  стороне такие же благоприятные  условия, которыми будет пользоваться  и сама. Собственно в таможенном  тарифе указаны предельные ставки  пошлин для товаров, происходящих  из стран, в торгово-политических  отношениях, с которыми Россия  применяет режим наиболее благоприятствуемой  нации.

    В отношении  товаров, происходящих из стран,  торгово-политические отношения,  с которыми не предусматривают  такой режим, или если страна  происхождения таковых товаров  не установлена, ставки импортных  таможенных пошлин увеличиваются  вдвое, а если  предусмотрены  торговые льготы (преференции) в  отношении этих стран, то таможенная  пошлина уменьшается по сравнению  с базовой. Это направление  приобретает все большее значение  для решения социально-политических  и торгово-экономических задач,  связанных с разработкой и  реализацией системы преференций  Российской Федерации.  Для таможенных  органов особо актуальна в  этой области организация контроля  за обоснованностью предоставления  таких льгот.

      Многоплановость  и специфика влияния таможенного   тарифа на развитие внешнеторговых  отношений  и экономики страны  в целом  требуют взвешенного  подхода  к определению уровня  ставок пошлин, так как необходимо  учитывать всю совокупность возможных  экономических, а также социальных  последствий.

1.2.3 Страна  происхождения

    Еще одним инструментом  регулирования  внешней торговли  является определение страны  происхождения товаров. 

    Страна  происхождения  товара определяется с целью  осуществления тарифных и нетарифных  мер регулирования ввоза товара  на таможенную территорию Российской  Федерации и вывоза товара  с этой территории.    Определение страны происхождения товаров в сравнение с другими аспектами таможенно-тарифного регулирования в меньшей степени было подвергнуты унификации на международном уровне. Эти вопросы были урегулированы в Киотской конвенции. В данной конвенции были установлены три основных критерия для определения страны происхождения: критерий переработки, критерий процентного содержания, а также был установлен перечень товаров, в отношении которых страной происхождения будет считаться то государство, в котором товар полностью произведен.

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке. Следующие товары считаются полностью произведенными в данной стране4:

полезные ископаемые, добытые  из недр данной страны, в ее территориальном  море или на его морском дне;

продукция растительного  происхождения, выращенная или собранная  в данной стране;

животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

продукция, полученная в  данной стране от выращенных в ней  животных;

продукция, полученная в  результате охотничьего и рыболовного  промысла в данной стране;

продукция морского рыболовного  промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны;

продукция, полученная с  морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права  на разработку этого морского дна  и этих морских недр;

отходы и лом (вторичное  сырье), полученные в результате производственных и иных операций по переработки в  данной стране, а также бывшие в  употреблении изделия, собранные в  данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

продукция высоких технологий, полученная на космических объектах, находящихся в космическом пространстве, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта;

    Если  в производстве  товара участвует две и более  страны, происхождение товара определяется  в соответствии с критериями  достаточной переработки. Критерии  достаточной переработки товара  в данной стране являются5:

выполнение определенных производственных или технологических  операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения  товаров считалась страна, где  эти операции имели место;    

изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости  использованных материалов или добавленной  стоимости достигает фиксированной  доли в цене конечной продукции (правило  адвалорной доли).               

    Операции, которые  не отвечают критериям достаточной  переработки:

операции по обеспечению  сохранности товаров во время  хранения или транспортировки (раскладывание, сушка, охлаждение, проветривание);

операции по подготовке товаров  к продаже и транспортировке (дробление  партии, формирование отправок, переупаковка);

простые сборочные операции;

смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции  характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих.

    Основным  документом, подтверждающим страну происхождения   является сертификат происхождения.

      Непредставление  надлежащим образом оформленного  сертификата  или сведений  о происхождении  товара не  является основанием для отказа  в выпуске товара через таможенную границу таможенного союза.

      Ставки  таможенных пошлин, предусмотренные   для товаров, происходящих из  стран или союзов, в торгово-политических  отношениях с которыми РФ применяет  режим наиболее благоприятствуемой  нации, применяются независимо  от страны отправления указанных  товаров, за исключением случаев  предоставления тарифных преференций.

      В удостоверение  происхождения товаров  из  данной страны таможенные органы  Российской Федерации вправе  требовать предоставление сертификата  о происхождении товаров, который  является одним из важнейших  сертификационных документов. Он  должен однозначно свидетельствовать  о том, что указанный товар происходит из данной страны и тем самым служить одним из условий предоставления преференций по уплате таможенных пошлин. Таким образом, данный сертификат содержит в себе элемент тарифного регулирования. Сертификат происхождения должен включать в себя:

письменное заявление  отправителя о том, что товар  удовлетворяет соответствующему сертификату  качества;

письменное удостоверение  компетентного органа страны ввоза, выдавшего сертификат, о том, что  представленные в сертификате сведения соответствуют действительности.

Информация о работе Таможенный тариф как инструмент государственного регулирования внешней торговли