Таможня аванс пошлина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 08:36, курсовая работа

Краткое описание

С момента возникновения государства перед обществом стоял важнейший вопрос поиска источников формирования государственной казны. В ходе исторического развития государства методы изъятия доходов изменялись от натуральных сборов до денежных платежей, регулярно, принудительно, индивидуально, безвозмездно взимаемых в прямой либо косвенной форме, получивших название налогов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 6
2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ АКЦИЗАМИ ОПЕРАЦИЙ С АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Вложенные файлы: 1 файл

КЦИЗ НА АЛКОГОЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ РЕФЕРАТ ).docx

— 48.03 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ИСТОРИЯ  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 6

2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ  АКЦИЗАМИ ОПЕРАЦИЙ С  АЛКОГОЛЬНОЙ  ПРОДУКЦИЕЙ 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С момента возникновения  государства перед обществом  стоял важнейший вопрос поиска источников формирования государственной казны. В ходе исторического развития государства  методы изъятия доходов изменялись от натуральных сборов до денежных платежей, регулярно, принудительно, индивидуально, безвозмездно взимаемых в прямой либо косвенной форме, получивших название налогов. Основная причина широкого распространения акцизов со времен глубокой древности и до наших  дней обусловлена их ощутимыми фискальными  выгодами и высокой скоростью  их получения. Косвенные налоги имеют  способность давать государству  естественно возрастающий доход  без всяких изменений в размерах налоговых ставок, и только за счет увеличения количества населения, роста  благосостояния и т.д. Как всякий косвенный налог, акцизы формируют  цену товара, и фактически его уплата перекладывается на покупателя. Данный налог стал применяться в основном в отношении тех товаров, производство и реализация которых является сверхрентабельными.

Акцизы относятся к  косвенным налогам: то есть они вносятся в бюджет производителями или  оптовым звеном, но уплачиваются при  этом конечным потребителем. Иными  словами, юридические плательщики  акцизов включают их в цену товара. В отличие от других косвенных налогов (например, НДС), акцизами облагаются лишь определенные, достаточно узкие группы товаров, внесенные в специальный перечень.

Акциз – удобный фискальный инструмент. Его собираемость достаточно высока, а расходы на администрирование налога невелики. Особенно эффективны акцизы, которые взимаются в процессе производства (если изготовителей подакцизных товаров не слишком много). В этом случае уклониться от уплаты налога или укрыть часть продукции практически невозможно – государство выставляет на заводах специальные акцизные посты и оборудует контрольными приборами производственные линии.

Экономическая сущность каждого  конкретного акциза зависит от объекта обложения. Уникальным объектом исследования в этом плане выступает алкоголь.

Алкоголь – необычный товар. Он играет различные роли в социальных и культурных устоях общества. В  различных культурах употребление алкогольных напитков применительно к тем или иным жизненным ситуациям является традицией (социальной нормой), однако в каждой из них потребление алкоголя в одиночестве считается нездоровым симптомом.

Актуальность данной работы обуславливается  тем, что среди акцизов, акцизы на алкогольную продукцию, как одна из статей налоговых доходов, занимают второе место в формировании консолидированных бюджетов субъектов РФ, уступая лишь акцизам на нефтепродукты. За период времени с января по октябрь 2010 г. они составили 51,3 млрд. руб. что составляет 25,35 % от общего объема поступлений доходов от акцизов в консолидированные бюджеты субъектов РФ, за этот же период в 2011 г. они составили 55,8 млрд. руб. что составляет 21,55 %. [19]. Для любого предприятия, которое производит или продает алкогольную продукцию, главенствующим налогом, без сомнения, является не налог на прибыль и даже не НДС, а акциз. Объектом данной курсовой работы являются акцизы на алкогольную продукцию. Предметом изучения является действующий механизм исчисления и взимания данного вида акциза.

Цель данной работы заключается в изучении порядка  исчисления и уплаты акциза на алкогольную продукцию, а также в изучении истории возникновения данного вида акцизов.

Исходя из этого, определены основные задачи, которые необходимо решить в данной работе:  а) изучить историю налогообложения алкогольной продукции; б) рассмотреть теоретические аспекты налогообложения в виде акцизов на алкогольную продукцию, определить объект налогообложения, определить налоговую базу, ставки акцизов, рассмотреть порядок исчисления акциза и применения налоговых вычетов.

 

1. ИСТОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ  АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

 

В России первыми алкогольными акцизами можно считать появившиеся при Иване Грозном в XVI в. винные откупа. В тот период государство монополизировало розничную торговлю алкоголем, разрешив продавать спиртное только в «царевых кабаках». Это нововведение дореволюционный историк И.Г. Прыжов охарактеризовал так: «Прежде в корчме пили и ели, а теперь в кабаке стали только пить» [11]. Контингент, как сказали бы теперь, московских кабаков составляли преимущественно крестьяне и посадские люди.

Чтобы не заниматься их содержанием, власти стали отдавать кабаки в откуп частным лицам. С ними заключался специальный контракт, который определял порядок реализации алкогольных напитков – их цену, часы работы, условия продажи и т.д. Сам откупщик становился лицом государственным и именовался отныне «коронным поверенным». Ставка акциза (говоря современным фискальным языком) составляла 100 % (включая сумму налога) – весь доход, полученный от реализации алкоголя, подлежал перечислению в бюджет.

Таким образом, сами откупщики  не получали от казны никакого вознаграждения и имели возможность зарабатывать, оказывая «сопутствующие» услуги. В их число входили: производство и продажа алкогольных напитков пониженной крепости (пива, меда и др.), продажа закусок, денежные штрафы, взимаемые с тех, кто нарушал государственную монополию. Такая система была не слишком эффективной и породила массовые злоупотребления. При этом откупщики буквально сидели на золотой жиле, продавая алкоголь в огромных количествах – ведь Россия всегда была «пьющей» страной. Соблазн утаивать весомую часть откупных денег был слишком велик, и держатели кабаков повсеместно обворовывали государство, наживая огромные состояния. Считается, что «теневой оборот» подобных заведений составлял не менее 75 % от общегосударственного [18].

Подобная откупная система  существовала, долгие годы и благополучно пережила Великую смуту начала XVII в. При новой династии Романовых  власти очень быстро осознали, что  казна теряет от столь неэффективной  системы огромные суммы, которые, учитывая постоянные войны, очень бы пригодились бюджету. Откупа пытались запрещать, вводить жесткую государственную монополию на питейные заведения. Но все это закончилось полным провалом: откупная система в том или ином виде сохранилась вплоть до середины XIX в., и ее окончательный демонтаж практически совпал по времени с отменой крепостного права.

Учитывая объем злоупотреблений, повсеместное воровство и ухудшение  качества водки, в 1819 году Александр I издал  очередной высочайший указ об отмене откупов и переходе на жесткую  государственную водочную монополию: вводился контроль государства за производством и оптовой продажей водки. Однако система откупов опять не сдалась без боя: семь лет спустя, в 1826 году Николай I частично восстанавливает откупную систему, а в 1828 году полностью отменяет государственную монополию [18].

Несмотря на то, что такая  фискальная система была неэффективной, винные откупа просуществовали в России почти 300 лет. Причин тому несколько. Самая главная – отсутствие в России условий для должного налогового администрирования. Иными словами, контроля за производством спиртного и учета собираемого налога. Это было характерно для всех стран мира. Даже в развитой Европе становление административного государства произошло лишь в XVI-XVIII вв. Тогда же появился чиновничий аппарат, и возникли условия для появления централизованной налоговой системы. В России все было гораздо сложнее, учитывая колоссальное отставание в экономическом развитии и огромную территорию. Именно поэтому методы сбора налогов (и не только «алкогольных») через систему откупщиков веками оставались более эффективными, чем все иные. В середине XIX века Российская империя наконец достигла того уровня развития когда стало возможным введение цивилизованной налоговой системы. Другой причиной, по которой водочный акциз не был введен ранее, можно считать жуткую неразбериху в российском государственном управлении. Это ярко видно на примере возрождения откупов во времена Николая I, что привело к задержке в реформировании налоговой системы почти на 40 лет. Так уж исторически сложилось в России, что каждый новый государь либо считал, что он лучше знает, как управлять финансовыми потоками, либо назначал себе не вполне компетентных финансовых консультантов.

Все это приводило к  постоянным метаниям в финансовой сфере  и, как следствие, к значительным перекосам в налоговой системе. В результате необдуманных действий правительства в бюджете постоянно  возникали прорехи, которые заполнялись введением новых налогов или изменением в порядке сбора существующих, что обычно порождало все новые проблемы. В те годы в финансовом ведомстве еще не понимали, что лобовое увеличение ставок налога не означает автоматический прирост доходов в бюджет, и, наоборот, зачастую послабления в налоговой сфере приводило к увеличению поступлений в бюджет за счет уменьшения «теневого» сектора.

Так произошло и с винными  откупами: упомянутые решения Николая I привели к тому, что бюджет империи  понес значительные потери, что усугубилось другой проблемой, требовавшей огромных денежных средств – Крымской войной, развязанной в 1853 году [18].

Полная и бесповоротная  отмена винных откупов произошла  при новом императоре – Александре II, в 1863 году. После падения крепостного  права вместо откупов был введен питейный акциз. Однако, несмотря на то, что поступления от этого налога росли из года в год, внедрение новой системы не сопровождалось продуманной государственной политикой в этой сфере: не было предусмотрено жестких механизмов контроля, да и сама форма сбора акциза не была тщательно проработана. Правительство при Александре II, а затем и Александре III, пыталось изменить ситуацию, проводя акцизные реформы, но не добилось особых успехов. Бюджет по-прежнему недосчитывался значительных сумм.

Акцизами в России в  XIX в. называли только налоги на предметы внутреннего производства, производимые частными предприятиями (импортные товары акцизами не облагались, для них существовали специальные таможенные пошлины). Под действие этих налогов попадали: продукция свеклосахарного производства, крепкие напитки, табак, осветительные нефтяные масла, спички и соль. Восхождение на трон Николая II ознаменовало новый этап в налогообложении алкогольной продукции. В 1894 году Правительство решило свернуть акцизную систему, а вместо нее ввести полную государственную монополию на алкоголь, которая сохранялась до революции 1917 года.

В период революции, гражданской  войны и военного коммунизма налогообложение было крайне хаотичным и бессистемным. В 1921 году, с началом НЭПа, акцизная система в России была восстановлена. Для пополнения бюджета Советское Правительство ввело акцизы на широкий перечень товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, чай, кофе, цикорий, водку, вино, мед, квас, текстиль, гильзы, галоши и парфюмерию. Очевидно, вводя налог на ходовые товары, большевики временно забыли о том, что акцизы «отличаются величайшей несправедливостью, всей тяжестью своею ложатся на бедноту» и что «чем беднее человек, тем большую долю своего дохода он отдает государству в виде косвенных налогов» [6]. Налоговая реформа 1930-32 гг. подвела черту под политикой НЭПа. Акцизы и другие косвенные налоги, были упразднены, как пережитки буржуазного общества, а в советских энциклопедиях появилась фраза о том, что акцизы в СССР, как вид налога, отсутствуют. Впрочем, если разобраться, то в советской стране действительно не было надобности в налогах на потребление: ведь розничные цены целиком и полностью контролировались правительством, да и все доходы предприятий тоже были собственностью государства [5].

В Россию полноправные акцизы вернулись в конце 1991 г. с переходом к рыночной экономике, когда были приняты законы «Об основах налоговой системы» и «Об акцизах». С тех пор правила взимания этого налога постоянно изменяются: государство пытается повысить эффективность налогообложения. Главной проблемой, которая возникла еще в начале 1990 г. по-прежнему остается существование огромного «теневого» сектора по производству алкоголя. Это касается как крупных предприятий, скрывающих часть своего оборота, так и мелких подпольных цехов по выпуску и розливу «спиртосодержащих жидкостей» под видом алкогольной продукции.

Таким образом, за последние  годы экспериментов в акцизной сфере  было предостаточно. Одним из наиболее абсурдных экспериментов – постоянное перекладывание «акцизных денег» из одного бюджета в другой, что приводит к волнообразным всплескам регионального алкогольного сепаратизма.

 

2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ  АКЦИЗАМИ ОПЕРАЦИЙ С  АЛКОГОЛЬНОЙ  ПРОДУКЦИЕЙ

 

Для целей Закона № 171-ФЗ под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена  с использованием или без использования  этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием  этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции. Исключением  является пищевая продукция в  соответствии с перечнем, установленным  Правительством РФ. Алкогольная продукция  подразделяется на такие виды, как  спиртные напитки (в том числе  водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые  на основе пива (пп. 7 ст. 2 Закона № 171-ФЗ).

Алкогольная продукция согласно пункту 1 статьи 181 НК РФ относится к  подакцизным товарам в Российской Федерации.

Порядок учета расчетов по начислению и оплате акцизов регулируется главой 22 «Акцизы» Налогового Кодекса  РФ.

Согласно положению Федерального закона №171-ФЗ следует, что производство и оборот алкогольной продукции  вправе осуществлять лишь организации - юридические лица.

Лицами, ответственными за уплату акцизов в связи с перемещением товаров через таможенную границу  Российской Федерации, являются:

- декларанты – лица, которые  декларирует товары либо от  имени которого декларируются  товары (подпункт 15 пункта 1 статьи 11 ТК  РФ);

- таможенные брокеры.  Согласно подпункту 17 пункта 1 статьи 11 ТК РФ таможенный брокер это  посредник, совершающий таможенные  операции от имени и по поручению  декларанта или иного лица, на  которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с ТК РФ.

Информация о работе Таможня аванс пошлина