В необходимых случаях взятие
проб или образцов производится
с участием эксперта или специалиста.
Пробы или образцы берутся
в минимальных количествах, обеспечивающих
возможность их исследования.
Декларанты и их представители
вправе присутствовать при взятии
проб или образцов товаров
должностными лицами таможенных
органов и других государственных
органов. Должностные лица таможенных
органов имеют права присутствовать
при взятии проб или образцов
товаров сотрудниками других
государственных органов, а также
иными лицами.
Согласно законодательству
должностные лица таможенных
органов вправе брать пробы
или образцы товаров в отсутствие
декларантов и их представителей.
О взятии проб или образцов
составляется акт по форме, определяемой
инструкцией Министерства финансов
Кыргызской Республики, второй экземпляр
которого подлежит вручению лицу, обладающему
полномочиями в отношении товаров, или
его представителю.
Таможенные органы должны
быть поставлены в известность
о результатах проведенного исследования
проб или образцов товаров, взятых
другими государственными органами.
Порядок получения проб или
образцов товаров, находящихся под
таможенным контролем, а также
сроки и порядок их исследования
устанавливаются инструкцией Министерства
финансов Кыргызской Республики в соответствии
с Таможенным Кодексом и иными правовыми
актами Кыргызской Республики. По окончании
исследования пробы или образцы возвращаются
их владельцу, за исключением случаев,
когда такие пробы или образцы подлежат
уничтожению или утилизации в соответствии
с законодательством Кыргызской Республики.
Экспертиза товаров, транспортных
средств или документов, содержащих
сведения о товарах и транспортных
средствах либо о совершении
операций в отношении них, назначается
в случаях, если при осуществлении
таможенного контроля для разъяснения
возникающих вопросов необходимы
специальные познания в науке,
искусстве, технике или ремесле.
Экспертиза проводится экспертами
соответствующих организаций или
другими экспертами, назначаемыми
таможенными органами Кыргызской
Республики с согласия декларанта. Согласно
Таможенному Кодексу Кыргызской Республики
в качестве эксперта может быть назначено
любое лицо, обладающее необходимыми познаниями
для дачи заключения. Для проведения экспертизы
организации либо эксперты привлекаются
на договорной основе. При назначении
экспертизы по инициативе декларанта
либо иного заинтересованного лица, указанные
лица вправе представить таможенным органам
Кыргызской Республики предложения по
кандидатурам экспертов.
Признав необходимым назначение
экспертизы, сотрудник таможенного
органа с согласия начальника
таможенного органа или его
заместителя составляет об этом
постановление, в котором указываются
основания для проведения экспертизы,
фамилия эксперта или наименование
организации, которыми должна быть
проведена экспертиза, вопросы, поставленные
перед экспертом или организацией,
и материалы, предоставляемые в
распоряжение эксперта или организации.
Расходы по проведению экспертиз,
возникшие у таможенных органов,
заинтересованные лица не возмещают,
за исключением случаев проведения
экспертизы по инициативе этих
лиц либо если по результатам
таможенного контроля лица привлекаются
к уголовной или административной
ответственности – согласно Таможенному
кодексу и иным актам законодательства
Кыргызской Республики.
В заключение эксперта заключение
дается в письменной форме
от своего имени. Заключение содержит
проведенные им исследования, используемые
при этом методы, сделанные в
результате исследований выводы
и обоснованные ответы на поставленные
вопросы. Если эксперт при проведении
экспертизы установит имеющиеся
существенные для дела обстоятельства,
по поводу которых ему не
были поставлены вопросы, он вправе
включить выводы об этих обстоятельствах
в свое заключение.
Согласно законодательству
Кыргызской Республики эксперт может
отказаться от дачи заключения, если предоставленные
ему материалы являются недостаточными
или если он не обладает необходимыми
знаниями для проведения экспертизы. Сообщение
о невозможности дать заключение представляется
таможенному органу, назначившему экспертизу,
в письменном виде.
При недостаточной ясности
или полноты заключения может
быть назначена дополнительная
экспертиза, поручаемая этим же
или другим эксперту либо организации
согласно Таможенному Кодексу
Кыргызской Республики.
В случае необоснованности
заключения эксперта или сомнений
в его правильности может быть
назначена повторная экспертиза,
поручаемая другим эксперту или
организации.
Согласно Таможенному Кодексу
Кыргызской Республики при назначении
и проведении экспертизы декларант, иное
лицо, обладающее полномочиями в отношении
товаров и транспортных средств, и их представители
вправе:
мотивированно заявлять отвод
эксперту;
ходатайствовать о назначении
конкретного эксперта или организации;
ходатайствовать о постановке
дополнительных вопросов эксперту
для получения по ним заключения;
присутствовать с согласия
эксперта и разрешения таможенного
органа, назначившего экспертизу, при
проведении экспертизы и давать
объяснения эксперту;
знакомиться с заключением
эксперта либо его сообщением
о невозможности дать заключение.
Если удовлетворения ходатайства
декларанта, иного лица или их
представителя должностное лицо
таможенного органа, назначившего
экспертизу, выносит соответствующее
постановление либо изменяет
или дополняет свое постановление
о назначении экспертизы.
1.3. Перемещение транспортных
средств через таможенную границу
Кыргызской Республики
Таможенное оформление является
совокупностью таможенных процедур.
К ним относятся:
Внутренний таможенный транзит;
Декларирование;
Временное хранение.
Рассмотрим процедуры внутренний
таможенный транзит. И так внутренний
таможенный транзит – это таможенная
процедура, при которой иностранные
товары перевозятся по таможенной
территории Кыргызской Республики
без уплаты таможенных пошлин, налогов
и применения запретов и ограничений экономического
характера, установленных в соответствии
с законодательством Кыргызской Республики
о государственном регулировании внешнеторговой
деятельности.
Внутренний таможенный транзит применяется
при перевозке товаров из места их прибытия
до места нахождения таможенного органа
назначения, из места нахождения товаров
при их декларировании до места вывоза
с таможенной территории Кыргызской Республики,
между складами временного хранения, таможенными
складами, а также в иных случаях перевозки
иностранных товаров по таможенной территории
Кыргызской Республики, если на эти товары
не предоставлено обеспечение уплаты
таможенных платежей.
Согласно статье 48 Таможенного
Кодекса Кыргызской Республики внутренний
таможенный транзит допускается с письменного
разрешения таможенного органа, в регионе
деятельности которого начинается перевозка
товаров в соответствии с таможенной процедурой
внутреннего таможенного транзита.
Внутренний таможенный транзит
осуществляется на основе транзитной
декларации, в качестве которой
таможенный орган отправления
принимает любые коммерческие, транспортные
документы и таможенные документы,
содержащие сведения25.
Согласно статье 49 Таможенного
Кодекса Кыргызской Республики срок
внутреннего таможенного транзита устанавливается
таможенным органом отправления, исходя
из обычного срока перевозки товаров,
вида транспорта и возможностей транспортного
средства, его маршрута и других условий
перевозки. По мотивированному запросу
заинтересованного лица таможенный орган
продлевает первоначально установленный
срок внутреннего таможенного транзита.
Место доставки товаров при
внутреннем таможенном транзите
определяется таможенным органом
отправления на основании сведений
о пункте назначения, указанных
в транспортных документах. Местом
доставки товаров является зона
таможенного контроля, находящаяся
в регионе деятельности таможенного
органа назначения. При этом товары,
перевозимые из места их прибытия,
доставляются в место нахождения таможенного
органа26.
Таможенный орган отправления
вправе принять следующие меры
по обеспечению соблюдения таможенного
законодательства Кыргызской Республики
при внутреннем таможенном транзите:
1) обеспечение уплаты таможенных
платежей в отношении иностранных
товаров в размерах, соответствующих
сумме ввозных таможенных пошлин,
налогов, которые подлежали бы
уплате при выпуске товаров
для свободного обращения. Если
сведений о товарах, предоставленных
для целей внутреннего таможенного
транзита, недостаточно для исчисления
суммы ввозных таможенных пошлин,
налогов, размер обеспечения уплаты
таможенных платежей определяется
в порядке;
2) таможенное сопровождение;
3) определение маршрутов в соответствии
с Таможенным Кодексом Кыргызской
Республики.
Таможенный орган, в котором завершается
внутренний таможенный транзит, оформляет
завершение внутреннего таможенного транзита
товаров в возможно короткие сроки, но
не позднее 24 часов с момента регистрации
прибытия транспортного средства, если
при проверке документов и идентификации
товаров этим таможенным органом не были
выявлены нарушения таможенного законодательства
Кыргызской Республики, путем выдачи перевозчику
свидетельства о завершении внутреннего
таможенного транзита по форме, определяемой
министерством, уполномоченным в области
таможенного дела.
Таможенный орган назначения
обязан зарегистрировать прибытие
транспортного средства в место
доставки товаров в течение двух часов
с момента представления перевозчиком
документов, таможенному органу и незамедлительно
после регистрации выдать перевозчику
письменное подтверждение о прибытии
транспортного средства по форме, определяемой
федеральным министерством, уполномоченным
в области таможенного дела.
В месте доставки товаров
до завершения внутреннего таможенного
транзита транспортные средства
размещаются в зоне таможенного
контроля.
Размещение транспортных средств
в зоне таможенного контроля допускается
в любое время суток.
Для завершения внутреннего
таможенного транзита в таможенный
орган назначения наряду с
документами, предоставляемых таможенному
органу, в течение суток после
прибытия транспортного средства
в места доставки товаров представляются
документы, подтверждающие принятие
товаров. В течение трех дней
со дня представления указанных
документов таможенный орган
удостоверяет доставку товаров
по форме и в порядке, которые
определяются непосредственно Правительством
Кыргызской Республики.
Поскольку перемещение товаров
и транспортных средств через
таможенную границу производится
в соответствии с их таможенными
режимами, правом выбора и применения
которых наделены декларанты
и таможенные брокеры, то основной
частью таможенного оформления
является процедура декларирования
предоставляемых таможенному органу
товаров и транспортных средств.
Декларирование — это операция,
являющаяся составной частью
процедуры помещения товаров
и транспортных средств под
определенный таможенный режим
или по завершению действия
такого режима. Суть декларирования
заключается в заявлении по установленной
форме таможенному органу сведений о товарах
и транспортных средств, перемещаемых
через таможенную границу Кыргызской
Республики, товарах и транспортных средствах,
уже перемещенных через таможенную границу,
таможенный режим которых изменяется,
а также о других товарах и транспортных
средствах, которые подлежат декларированию28.
Перечень сведений, подлежащих
указанию в таможенной декларации,
ограничивается только теми сведениями,
которые необходимы для целей
исчисления и взимания таможенных
платежей, формирования таможенной
статистики и применения таможенного
законодательства Кыргызской Республики.
Согласно Таможенному Кодексу
Кыргызской Республики в таможенной декларации
могут быть указаны следующие основные
сведения:
1) заявляемый таможенный режим;
2) сведения о декларанте, таможенном
брокере, лице, перемещающем товары,
об отправителе и о получателе
товаров;
3) сведения о транспортных средствах,
используемых для международной
перевозки товаров и их перевозки
по таможенной территории Кыргызской
Республики под таможенным контролем;