Торгово-экономические отношения России и Белоруссии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение состояние и перспективы развития торгово-экономических отношений Российской Федерации и Республики Белоруссии.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности экономического развития Республики Белоруссии.
2. Рассмотреть характеристику договорно-правовой базы и состояние внешнеэкономических связей России и Республики Белоруссии.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая женя.docx

— 72.13 Кб (Скачать файл)

Среди основных направлений внешнеполитической деятельности Союзного государства  можно выделить: координацию действий в сфере внешней политики, связанных  с осуществлением Договора; принятие в состав Союзного государства других государств; взаимодействие в международной сфере по военным и пограничным вопросам, включая реализацию международных договоров по вопросам сокращения вооруженных сил и ограничения вооружений. Кроме того, важнейшими направлениями внешнеполитической деятельности являются обеспечение признания Союзного государства всем мировым сообществом, активное участие в деятельности и мероприятиях международных организаций, развитие всесторонних связей с бывшими республиками СССР в рамках СНГ, участие в обеспечении стабильности и безопасности на евразийском континенте и в мире.

Одним из важных направлений интеграции является реализация около 40 межгосударственных экономических, оборонных, социальных программ и проектов. Их финансирование осуществляется из бюджета Союзного государства, объем которого в 2011 г. составил более 3 млрд. российских рублей. Расширению экономического сотрудничества содействует образование межгосударственных финансово-промышленных групп (МФПГ). Зарегистрировано 6 МФПГ: «БелРусАвто» - по развитию дизельного автомобилестроения; «Формаш» - по производству оборудования для выпуска химических волокон и нитей, переработки льна и шерсти; «Межгосметиз» - по производству металлокорда; «Электронные технологии» - по производству телевизоров и средств связи; «Оборонительные системы» и «Аэрокосмическое оборудование». Большую роль в российско-белорусских отношениях играет быстро развивающееся межрегиональное сотрудничество. В настоящее время все 6 белорусских областей и Минск связаны соглашениями о сотрудничестве с 80 субъектами Российской Федерации. В Минске действуют представительства 6 российских регионов. В десяти регионах России открыты отделения посольства Белоруссии.

Укрепляется российско-белорусское  сотрудничество в сфере обороны  и безопасности, антитеррористической деятельности, борьбы с преступностью. В декабре 2001 г. принята Военная  доктрина Союзного государства. Эффективно функционирует совместная региональная группировка войск. Проводятся мероприятия по восстановлению кооперационных связей между предприятиями ВПК.

В качестве основного приоритета инвестиционной политики  Беларуси в России остаётся работа по созданию сборочных производств белорусской техники на российских предприятиях. Торгпредство продолжает оказывать содействие российским хозяйствующим субъектам в направлении инвестиций в Республику Беларусь. Наиболее значимым и перспективным для обеих сторон инвестиционным проектом является строительство в Беларуси атомной электростанции (стоимость проекта – до 10 млрд. долл. США). Работы по бетонированию котлована первого энергоблока идут в соответствии с графиком, а в феврале2013 г. начались работы на котловане под второй энергоблок строящейся белорусской АЭС. Следует отметить, что в финансовом секторе Беларуси в настоящее время представлены практически все крупнейшие российские банки. Но перспективы для инвесторов здесь сохраняются в силу большой государственной доли.

Среди белорусских  компаний - потенциальных инвесторах в особые экономические зоны в  Российской Федерации в первую очередь  следует  выделить компании, активно занимающиеся развитием сборочных производств, а также компании, обладающие экспортным потенциалом. Перечень таких компаний приведен в приложении.

 Подводя  итог по данному вопросу можно  сделать вывод о том, что  в результате урегулированных противоречий и подписанных соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве следует ожидать дальнейшее развитие двусторонних связей в рамках единого экономического пространства. Белоруссия добилась выгодной сделки, но в сравнении с 2012 годом цены на газ выросли вдвое, а бюджет потеряет большую часть нефтяных сверхприбылей. Белорусским производителям, потерявшим конкурентоспособность в результате многолетнего недоинвестирования, регулируемого государством повышения заработной платы и недостаточного реформирования, придется нелегко при высоких ценах на энергоносители. На помощь они могут рассчитывать только от государства, которому придется задуматься о том, как при снижении доходов продолжать субсидировать и потребителей и предпринимателей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Беларусь и Россия, встав  на путь интеграции, получили достаточно большие конкурентные преимущества на мировом рынке. В большей степени, это касается, конечно, такой маленькой экономики, как белорусская. Если отследить цены на российское сырье, на продукты и т.д., то можно видеть, что они были иногда гораздо дешевле мировых. Беларусь получала огромные субсидии от России, и производила довольно дешевую продукцию.

Надо  отметить, что простой обмен товарами между нашими странами малоперспективен и может привести к деградации промышленности, сельского хозяйства  и экономики в целом. Необходимо развивать инвестиционное сотрудничество. Российские инвестиции в экономику  Беларуси, как уже упоминалось, постоянно  возрастают.

Поэтому Россия всегда идет на диалог с Белоруссией. Анализируя импортные операции из России,можно сделать  вывод, что Россия для Беларуси  является в наибольшей степени  сырьевым придатком, так как  основная часть стоимости импорта  приходится на различного рода сырье и полуфабрикаты. В целом движение вперед всегда лучше топтания на месте. Поэтому любую попытку создания Таможенного союза следует воспринимать как эксперимент и экзамен на зрелость, и понимать, что перспективы развития собственных государств невозможно рассматривать в отрыве от темпов развития всего постсоветского пространства.

В отличие  от европейской модели формирования единого экономического и политического  поля, Россия и Белоруссия уже имели опыт взаимодействия в рамках общего советского народно-хозяйственного комплекса.

Таким образом, учитывая процессы мировой глобализации, а также в рамках реализации стратегических целей государства, таможенный союз является одним из этапов экономической  интеграции на пути к единому экономическому пространству и оказывает непосредственное влияние на развитие национальной экономики России. Эффективное взаимодействие таможни и бизнеса по вопросам разработки и реализации положений нового таможенного законодательства будет способствовать унификации таможенных процедур и совершенствованию внешней торговли России с государствами-участниками таможенного союза и третьими странами.

Кроме того, Белоруссия исключительно важна  для России и как единственный, по сути (в отсутствие Украины и  Прибалтики) выход в Европу для  транспортно-коммуникационных маршрутов (железные и автомобильные дороги, газопроводы и нефтепроводы, ЛЭП  и т.д.). Уход Белоруссии из зоны «российской союзности» будет означать резкое наращивание уровня геополитической и геоэкономической изоляции нашей страны.

Наконец, Белоруссия и Россия, хотя бы в силу унаследованной структуры своих  хозяйственных комплексов, являются друг для друга пока незаменимыми производственно-технологическими партнерами и взаимодополняющими рынками, лишиться которых для каждой из республик  будет крайне болезненно.

Но и  у Белоруссии в обозримом будущем  иных серьезных союзников, кроме  России, нет и скорее всего не появится. Таким образом, в сегодняшней ситуации нарастания экономической слабости и политической изоляции, действительное укрепление и углубление союзных отношений России и Белоруссии практически безальтернативно.

В настоящее  время Республика Беларусь и Российская Федерация последовательно продвигаются по пути интеграции. Двусторонние отношения  носят позитивный и динамичный характер. Усилия руководства двух стран направлены на выработку оптимальной модели дальнейшего сотрудничества Беларуси и России в рамках Союзного государства.

С точки  зрения Запада, политика долгосрочного  объединения России и Белоруссии — дело свободного выбора обоих  государств, постольку, поскольку оно соответствует принятым в ОБСЕ стандартам «свободного и честного» волеизъявления. В идеальном случае такая политика привела бы к положительным результатам, если бы влияние России на внутреннюю политику Белоруссии способствовало возвращению к демократии, плюрализму, свободе прессы и привело к оживлению структурной реформы и приватизации, к повышению компетентности. Но, несмотря на это, сотрудничество двух стран приносит достаточно ощутимые результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Официально-документальные материалы.

 

    1. Договор об учреждение Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года.
    2. Договор о создании экономического союза от 24 сентября 1993 года.
    3. Договор о создании союзного государства  от 8 декабря 1999 года.
    4. Договор  о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года.
    5. Соглашение о создание зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года.

2.Книги.

 

2.1.Буглай В.Б., Ливенцев  Н.Н. Международные экономические  отношения: Учеб. пособие. / Под ред. Н. Н. Ливенцева. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 160 с.

 

3. Статьи

 

3.1. Прибытковский, Ф. З. Белорусско-российские отношения: проблемы и перспективы /Ф. З. Прибытковский// Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2006. № 2. С.50-62

3.2.Темирханов  Р. Д. Состояние экономических  связей России и Белоруссии // Актуальные проблемы гуманитарных  и естественных наук. 2009. № 9.-33 с. 

3.3. Черковец О. Возможности и перспективы экономического сближения России и Белоруссии (точка зрения российского экономиста)// Российский экономический журнал. - 2011. - №7.-13 с.

 

 

  1. Справочная и статистическая литература

 

    1. Беларусь в цифрах, 2013: Статистический справочник. - Минск., 2013.-91 стр.

 

5.Ресурсы  интернет

5.1.http://www.ved.gov.ru/exportcountries/ir/ir_ru_relations/ir_ru_trade/

5.2.http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/trade_balance11.html

5.3.http://www.mfa.gov.by/ru/economic/foreign-trade

5.4.http://www.tks.ru  РФ

5.5.http://www.economy.gov.ru 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Торгово-экономические отношения России и Белоруссии