Уголовно-правовая и административно-правовая характеристика преступлений в сфере таможенного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена ответственностью за нарушения в сфере таможенного дела. Регулируется нормами различных отраслей права, и в этом проявляется комплексный характер таможенного права.
Закон различает посягательства различной степени тяжести на таможенное дело – преступления и проступки. Те и другие, по сути дела, являются нарушениями таможенных правил, но критерием разграничения служит вред, причинённый нарушением. Правонарушения представляющие наибольшую степень общественной опасности, приобретают характер преступлений. Привлечение к ответственности за их совершение регулируется нормами уголовного права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА………………………………………..….5
1.1 Общие положения об уголовной ответственности за экономические преступления в области таможенного дела…………………………………..…5
1.2 Контрабанда и борьба с ней………………………………………………….8
1.3 Иные экономические преступления в области таможенного дела: виды и характеристика составов………………………………………………………...16
2 ГЛАВА II. АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА…………….24
2.1 Административная ответственность за нарушения таможенных правил..24
2.2 Меры административной ответственности за нарушение таможенных правил…………………………………………………………………………….29
2.3 Административные наказания за совершения нарушения таможенных правил…………………………………………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…….45
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………47

Вложенные файлы: 1 файл

НТП ОЗО неизвестно.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

Специфика административной ответственности проявляется в  том, что ее основания возникают  в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, и применяется она, как  правило, во внесудебном порядке, в рамках административно-процессуального законодательства. В науке административного права отличительными признаками административной ответственности принято считать: фактическое основание — административный проступок и меры административной ответственности.

Анализ исследований ряда работ по вопросам понятия содержания административного принуждения  показал, что многие авторы считают  невозможным отождествление понятий  «административная ответственность» и «административное принуждение». Административная ответственность является одним из видов административного принуждения. За совершение административного проступка следует административная ответственность в виде различных мер административных наказаний. Ряд ученых указывают на то, что «мерами административной ответственности могут быть только административные взыскания» (в настоящее время — наказания. — Авт.).

Таким образом, административная ответственность  как часть административного  принуждения проявляется в применении уполномоченными на то органами в установленном порядке мер административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Современная правовая наука признает три основания  административной ответственности: 1) закон в качестве правового, формально-нормативного основания; 2) состав административного правонарушения — фактическое основание; 3) постановление, акт соответствующего должностного лица органа исполнительной власти или судьи о применении конкретного наказания в отношении конкретного правонарушителя — процессуальное основание.

Действующие в  настоящее время ТК, Закон о  таможенном тарифе — это одни из первых по-настоящему рыночных законов  в таможенной сфере. При принятии указанных нормативных актов  были учтены несколько десятков конвенций, соглашений, рекомендаций Всемирной таможенной организации, Всемирной торговой организации, приняты во внимание положения Таможенного кодекса Европейского Союза.

Должностные лица таможенных органов вправе составлять протоколы не только при обнаружении  нарушений таможенного законодательства, но и в случаях совершения иных противоправных деяний: нарушения правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 6.15 КоАП); нарушения авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав (ч. 1 ст. 7.12 КоАП); незаконного использования товарного знака (ст. 14.10 КоАП); непредставления сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ч. 1 ст. 15.6 КоАП); нарушения порядка открытия счета налогоплательщику (ч. 2 ст. 15.7 КоАП); нарушения срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса) (ст. 15.8 КоАП); неисполнения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 15.9 КоАП); нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (ст. 15.25 КоАП); незаконного перемещения товаров через таможенную границу РФ путем их сокрытия (ч. 2 ст. 16.1 КоАП); неповиновения законному распоряжению должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ч. 1 ст. 19.4 КоАП); невыполнения в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ч. 1 ст. 19.5 КоАП); непринятия мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; непредставления сведений (информации) (ст. 19.7 КоАП); заведомо ложного заключения эксперта (ст. 19.26 КоАП); нарушения правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для получения информации (ч. 2 ст. 20.23 КоАП). Компетенция таможенных органов по таким делам ограничивается моментом составления протокола об административном правонарушении, а сами дела рассматриваются судом или соответствующим компетентным органом.

В 2010 году в Астане подписан Федеральный  закон предусматривающий ратификацию  договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств – членов Таможенного союза.

Подписание Договора обусловлено  необходимостью формирования правовой базы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее – Таможенный союз) с учётом углубления экономической интеграции между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.

Договор определяет особенности привлечения  к уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного  законодательства Таможенного союза  и законодательства государств – членов Таможенного союза, контроль за соблюдением которых возложен на таможенные органы, а также устанавливает полномочия таможенных органов государств – членов Таможенного союза по привлечению лиц к уголовной и административной ответственности.

В соответствии с Договором государства  – члены Таможенного союза  обязуются принять меры по внесению изменений в свои законодательства, предусматривающие уголовную и  административную ответственность  за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Сторон, и по приведению к единообразному определению противоправности таких деяний в целях исключения возможности для недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности избежать уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза. Договором устанавливается упрощённый порядок взаимодействия таможенных органов государств – членов Таможенного союза в отличие от порядка, предусмотренного иными международными договорами. Положения Договора будут применяться не только таможенными органами, но и иными государственными органами государств – членов Таможенного союза, в компетенцию которых входит возбуждение уголовных дел и дел об административных правонарушениях за нарушения таможенного и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.

 

 

 

 

 

2.2 Меры административной ответственности за нарушение таможенных правил.

В системе мер  административного принуждения  меры административной ответственности (административные наказания) выполняют все присущие мерам принудительного характера функции, а также преследуют цель кары правонарушителя.

Административные  наказания за нарушения таможенных правил — установленные государством санкции (меры административной ответственности), применяемые уполномоченными должностными лицами таможенных органов или судьями к лицу, совершившему административное правонарушение в области таможенного дела.

Меры административной ответственности устанавливаются  в целях частной и общей превенции. Так, согласно ст. 3.1 КоАП административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Положение ст. 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень мер административной ответственности, который может быть изменен только путем внесения дополнений в данную статью.

За совершение НТП законодатель устанавливает  три вида мер административной ответственности: предупреждение, штраф, конфискацию. К  числу основных мер административной ответственности, назначаемых за совершение НТП, относятся предупреждение и административный штраф. Конфискация орудия совершения или предмета НТП может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Согласно ч. 3 ст. 3.3 КоАП за одно НТП может быть назначено основное либо основное и  дополнительное административное наказание  из мер ответственности, указанных  в санкциях статей гл. 16 Особенной  части КоАП.

Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение НТП независимо от субъекта НТП увеличен до одного года (ч. 1 ст. 4.5 КоАП). При длящемся правонарушении этот срок начинает исчисляться со дня обнаружения правонарушения.

Предупреждение  — мера административной ответственности, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение следует отличать от устного замечания, которое не является мерой наказания. В отличие от него предупреждение выносится в письменной форме.

Административный  штраф — имущественная санкция, денежное взыскание, которое выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем 5 тыс. руб.; для должностных лиц — 50 тыс. руб.; для юридических лиц — 1 млн руб., или может выражаться в величине, кратной:

  1. стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания  или пресечения административного  правонарушения налогов, сборов или  таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств

  1. невозвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа;
  2. сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.
  3. За НТП применяется административный штраф только в фиксированной сумме (но не менее 100 руб.) либо исчисляемый исходя из суммы, кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения НТП, а также сумме неуплаченных таможенных пошлин и налогов.

Под стоимостью товаров и транспортных средств  понимается их свободная (рыночная) цена на день обнаружения правонарушения. В соответствии с ч. 3 ст. 3.5 КоАП размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета НТП, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости.

Так, незаконное приобретение, пользование, хранение либо транспортировка ввезенных на таможенную территорию России с нарушением таможенных правил товаров и (или) транспортных средств (ст. 16.21 КоАП) влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц от 10 тыс. до 20 тыс. руб., на юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств — предметов НТП, с их конфискацией или без таковой, либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Примером назначения административного штрафа в величине, кратной сумме неуплаченных таможенных пошлин и налогов, является санкция ч. 2 ст. 16.2 КоАП. В ней установлено, что заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений, послуживших основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров и (или) транспортных средств — предметов НТП, или без таковой либо конфискацию таких предметов; на должностных лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

Следует помнить, что под суммой неуплаченных таможенных пошлин и налогов понимается такая сумма, которая подлежит уплате на день совершения правонарушения, а в случае если такой день невозможно установить, — на момент обнаружения нарушения таможенных правил.

Принципиальной  новеллой законодательства об административной ответственности является то, что административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Штраф является основным видом наказания. Он не может  применяться в качестве замены других мер административной ответственности.

Вопрос о  назначении административного наказания  в виде штрафа решается должностным лицом таможенного органа, судьей, в производстве которых находится дело о НТП, в постановлении по делу.

В случае если при  совершении НТП физическим лицом  назначается административное наказание  в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то сотрудником таможенного органа на месте совершения НТП оформляется предупреждение либо налагается административный штраф. В последнем случае оформляется постановление-квитанция. Если нарушитель оспаривает наложение штрафа, составляется протокол о НТП и производство по делу ведется в обычном порядке.

Конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения в сфере таможенного  дела состоит в принудительном безвозмездном обращении в федеральную собственность не изъятых из оборота вещей (ч. 1 ст. 3.7 КоАП). Конфискация назначается только в судебном порядке.

Допуская применение конфискации, КоАП не указывает на возможность  применения данного наказания лишь в отношении собственника имущества. На практике это означает, что судья может назначить данную меру ответственности в отношении лица, совершившего НТП, даже в том случае, если орудие или предмет НТП не принадлежат правонарушителю на праве собственности.

Конфискацию следует  отличать от такой меры процессуального  обеспечения производства по делу о  НТП, как изъятие вещей и документов (ст. 27.10, 27.11 КоАП). Изъятые в целях  пресечения НТП или обеспечения  правильного и своевременного рассмотрения дела, исполнения постановления по делу вещи и документы хранятся до рассмотрения дела, а затем могут быть конфискованы, возвращены владельцу либо реализованы (при невозможности реализации — уничтожены) — в зависимости от исхода дела.

Информация о работе Уголовно-правовая и административно-правовая характеристика преступлений в сфере таможенного дела