Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 17:00, курсовая работа
Цель исследования: поиск наиболее эффективных методов взаимоотношений руководителя и подчиненных в таможенных органах Российской Федерации.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность и функции управления в таможенных органах.
2. Определить требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах.
3. Изучить организационные структуры управления в системе таможенных органов, как компонент взаимоотношений руководителя и подчиненного.
4. Проанализировать личность руководителя таможенного органа и принципы эффективности его управления.
3. Компетентность. Круг ответственности
каждого сотрудника
4. Централизация. Чем больше
функций и непосредственно
Необходимо при этом отметить, что наряду с рассмотренными формальными (официальными) существуют неформальные (неофициальные) структуры. Они больше характерны для низовых звеньев структур управления, где официальная структура -- это только "часть айсберга", которая видна; 9/10 этого "айсберга" составляют личные взаимоотношения сотрудников. Они невидимы, "находятся под водой" и являются неофициальной структурой организации.
Поэтому руководители любого уровня
должны уметь "строить" двойную
структуру своей организации: материальную
(организационные структуры
Иными словами, задача руководителя сводится
не только к тому, чтобы "усадить
в одну лодку" сотрудников, но и
создать необходимые условия
для того, чтобы они могли чувствовать
себя членами данного коллектива.
Естественно, что решение этой задачи
во многом зависит от взглядов руководителя
на управленческий процесс, от развития
у него так называемого
2.2 ЛИЧНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ
Развитие таможенных органов в современных условиях предъявляет высокие требования к качественным параметрам и характеристикам деятельности их руководителей, требующих широкого круга познаний в различных отраслях знаний: экономике, педагогике, правоведении и целом ряде других наук.
Необходимость в такой значительной подготовке руководителей предопределяется уникальностью управления в таможенных органах, которая сводится, прежде всего, к тому, что цели деятельности таможенных органов существенно отличаются от целей деятельности любой другой организации. Таможенные органы не производят материальную продукцию, но вместе с тем, вносят значительный вклад в бюджетный доход страны.
Руководящему составу
Требуемые при этом от руководителей научные знания и соответствующие им умения проецируется на методы и стили их управленческой деятельности, и, следовательно, на взаимоотношения с подчиненными.
Руководитель таможенного
Успех в любой сфере деятельности
зависит именно от управленческих способностях
и особенностях руководящего состава,
который может наилучшим
Специфика совместной деятельности предполагает деление на сотрудников на ведущих и ведомых. Поскольку управление осуществляется через взаимодействие людей, руководителю в своей деятельности необходимо учитывать психологические особенности, определяющие процессы межличностных отношений, групповое поведение.
При этом можно выделить следующие функции управленческой деятельности руководителя таможенного органа Шабанова В.А., Особенности управления в системе таможенных органов // Ученые записки, 2002, - С. 122.:
1. Познавательную - изучение человека, группы, коллектива таможенного учреждения, актуальной ситуации управления.
2. Прогностическую - определение
основных направлений и
3. Проектировочную - определение
целей и задач,
4. Коммуникативно - информационную - обеспечение
формирования структурирования
и сохранения коммуникативных
сетей, то есть сбор, преобразование
и направление адресатам
5. Мотивационную - обеспечение рационального
воздействия на совокупность
внешних и внутренних условий
деятельности подчиненных,
6. Руководства - руководитель берет
ответственность за свои
7. Организации - обеспечение реализации целей и задач управления.
8. Воспитания - обеспечения формирования
личности и коллектива в
9. Контроля - отражение соответствия
поведения и деятельности
10. Оценки - обеспечение отражения
степени рассогласования между
потребными и достигнутыми
11. Коррекции - внесения отдельных изменений в программу и цели управления.
Многофункциональность управленческой деятельности в определенной степени отражает сложность и специфику человека как объекта управления, заключающуюся в особенностях его активности.
Таким образом, можно сделать вывод
о том, что управление в системе
таможенного органа обладает определенной
спецификой, а эта особенность
связана с управлением людьми.
Так же можно сделать вывод
о том, что особенности управления
в таможенном деле накладывают определенный
отпечаток на личность руководителя
таможенного органа в целом, так
и его структурных
К руководителям любого уровня в системе таможенных органов предъявляются повышенные требования, которые связаны не только с уровнем образованности и компетенции в вопросах управления, но и умения работать с людьми.
Управление таможенным учреждением, органом, группой - это, прежде всего, работа с людьми, с каждым человеком в отдельности. Поэтому для достижения наибольшего успеха нужно научиться сделать так, чтобы все, с кем приходится работать прониклись к руководителю уважением, были убеждены в правоте взглядов руководителя, прилагали максимальные усилия для достижения общих поставленных целей и задач.
Руководство это процесс влияния на подчиненных, является способом заставить их работать на достижение единой цели. Руководить - это значит быть способным заставить весь коллектив стремиться к выполнению задач, стоящих перед организацией.
Руководство как единый процесс может быть разбит на отдельные действия и шаги руководителя. Они направлены на достижение промежуточных, оперативных целей. Готовность подчиненных следовать приказам и распоряжениям руководителя, определяется следующими факторами:
- Степенью понимания смысла распоряжения.
- Совместимостью распоряжений
с индивидуальными
- Интересами сотрудников.
- Интеллектуальными и
- Личных взаимоотношений.
- Организаторских талантов
- Качества руководства.
- Мотивации.
Одним из элементов руководства является обязательное наличие общей цели, на достижение которой будет направлены совместные усилия. Личные цели отдельных индивидов заставляют руководителя либо выполнить их для достижения общей задачи, либо подчинить их достижению общей цели, либо они не должны мешать достижению целей организации. Для этого руководитель должен применить всю свою энергию, а иногда и власть.
Для быстрого и эффективного достижения цели руководитель должен координировать работу и мотивировать персонал для выполнения ее. Ключ к мотивации персонала следует искать так, чтобы выборочно использовать тот вид воздействия, который соответствует конкретным обстоятельствам, применим к конкретному сотруднику.
Индивидуальная мотивация
Удачно созданная
Хороший, «сильный» руководитель, как таможенного органа, так и любой другой организации, должен Батаршев А.В., Лукьянов А.С. Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом - М.: Юнити, 2001 - С. 120.:
- Обладать высокой
- Уметь общаться с людьми.
- Быть способным отказаться от своей точки зрения, если подчиненные докажут, что она не оптимальна.
- Обсуждать свои качества, принимает
критику, но при этом
- Выдержанно принимать и победы и поражения.
- Проигрывать без чувства
- Быть энергичным, с высоким уровнем усилий, компетентным в проблемах управления.
- Любить управлять,
- Быть способным вызвать
- Быть готовым к изменениям и готов их начать.
- Быть способным нести
- Уметь продуктивно
Анализ этих признаков показывает,
что некоторые из них непосредственно
связаны с личностными
Следует так же выделить ряд типичных
управленческих ошибок руководителя таможенного
органа, а так же обозначить варианты
и способы их устраненияBересoв
Н.Н. Статья «Черты «слабого» руководителя»
на сайте «Элитариум». www.
- Перенос решения на завтра (или вообще на неопределенный срок или откладывание). В основе этой ошибки могут лежать следующие проблемы или обстоятельства:
1. Надежда на то, что вопрос каким-то образом решится сам собой или его решит кто-то другой.
2. У руководителя нет ясного и четкого представления о том, чего он на самом деле хочет добиться.
У откладывания, как метода решения задач, есть некоторые реальные основания. Говорят, что если проблему не решать, то через некоторое время она начинает решаться сама. С другой стороны, следует помнить, что маленькие проблемы, если их не решать, имеют тенденцию превращаться в большие.
Что делать для устранения этой ошибки?
Рекомендуется несколько
1. Письменная формулировка
2. Обсуждение проблемы с
3. Установление жестких сроков решения проблемы.
4. Разделение задачи на части и их поэтапное решение.
- Выполнение работы наполовину.
С точки зрения организации
собственной деятельности и в
целях сохранения собственной
нервной системы, гораздо
- Стремление все сделать сразу.
Переходить к решению новой
задачи можно только тогда,
когда предыдущая задача уже
решена или хотя бы получено
ясное представление о
- Стремление все сделать самому.
Руководитель, работающий эффективно,
занимается решением только