Физические лица как субъекты таможенно-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотреть ФЛ – как участников таможенно-правовых отношений. Для этого нужно решить следующие задачи:
изучить особенности таможенно-правовых отношений;
дать классификацию права и обязанностей ФЛ;
рассмотреть порядок перемещения товаров и транспортных средств физическими лицами в соответствии с законодательством ТС;
выявить основные направления повышения эффективности таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами.

Содержание

Введение
Глава 1. Статус физических лицах - как участников таможенно-правовых отношений
Понятие, содержание и особенности таможенно-правовых отношений
Классификация, права и обязанностей ФЛ, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу.
Глава 2. Порядок перемещения товаров и транспортных средств физическими лицами в соответствии с законодательством ТС
2.1 Общие правила перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств физическими лицами
2.2 Особенности декларирования товаров и транспортных средств физическими лицами
2.3.Основные направления повышения эффективности таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Физические лица.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

     Интерес представляет классификация таможенно-правовых отношений по юридическому характеру  взаимодействия их участников. В соответствии с этим критерием, поглощающим в  определенной мере ранее рассмотренные, выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения.

     Вертикальные  отношения в наибольшей степени выражают суть таможенно-правового регулирования и типичных для таможенной деятельности субординационных связей между субъектом и объектом таможенного дела. Их называют властеотношениями. Возникают они между соподчиненными сторонами, что свидетельствует об отсутствии в них, в отличие от гражданско-правовых отношений, равенства сторон. Однако соподчиненность нельзя трактовать в буквальном смысле. Фактически вертикальность означает, что у одной стороны есть юридические полномочия, которых либо нет у другой стороны (например, у гражданина), либо их объем меньше (например, у таможенного поста).

     При характеристике таможенно-правовых отношений  невозможно ограничиться приведенными категорическими утверждениями и выводами, так как практически проявления таможенной вертикальности многозначны. Соответственно в сфере таможенного права можно обнаружить несколько вариантов таможенно-правовых отношений, которые по всем своим основным показателям относятся к числу вертикальных. Об этом, в частности, свидетельствуют многие признаки, характерные для такого вида урегулированных таможенно-правовыми нормами общественных отношений:

  • а) безоговорочность тезиса о неравенстве сторон в таможенных отношениях как показателя вертикальности данного вида правовых отношений;
  • б) неравенство сторон логически предполагает подчинение одной стороны («объект таможенных отношений») другой («субъект таможенных отношений»). Отсюда - бытующая формула «власть-подчинение», используемая, как правило, для характеристики таможенно-правовых отношений именно вертикального типа (ФТС - таможня);
  • в) подчиненность (соподчиненность) в таможенно-правовых отношениях обычно не имеет четко выраженного проявления. Например, гражданин или негосударственное формирование (коммерческая структура и т.п.) организационно не подчинены таможенным органам;
  • г) многие таможенно-правовые отношения вертикального типа возникают между несоподчиненными их участниками. Но и в подобных случаях одна из сторон (ФТС) в силу своей компетенции правомочна издавать юридические акты, обязательные для исполнения организационно не подчиненной ей другой стороной данного правоотношения (низовые таможенные органы);
  • д) субъекты таможенных отношений в соответствии с требованиями соответствующих правовых норм вправе адресовать свои юридические волеизъявления гражданам, объединениям, которые ни в какой подчиненности у названных субъектов не находятся.

     Общие черты неоднозначных вертикальных таможенно-правовых отношений - это осуществление в их рамках прямого регулятивного воздействия и приоритет юридически выраженной воли одной стороны.

     Горизонтальными таможенно-правовыми  отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют юридические веления одной стороны, обязательные для другой. Такого рода правоотношения весьма распространены в сфере таможенной деятельности.2

     Сущность  таможенно-правовых отношений в  обществе можно охарактеризовать следующим  образом:

во-первых, они определяются объективными экономическими отношениями, основанными на многообразии форм собственности и представляющими  собой общественные отношения таможенных органов, граждан, предприятий;

во-вторых, это отношения граждан, таможенных органов, организаций, определенные и урегулированные нормами таможенного права, выражающими идеи законности в таможенно-правовой сфере;

в-третьих, они являются средством решения  задач в области формирования единого таможенно-правового пространства России, Белоруссии и стран СНГ, защиты прав товаропроизводителей, товарообмена, укрепления экономической безопасности и многих других.

     Властный  характер, присущий таможенно-правовым отношениям, предопределяет особое положение  одной из сторон такого правоотношения, которая наделяется правом требования, в то время, как другая сторона должна подчинится этим требованиям.

     Другой  отличительной чертой таможенно-правовых отношений является то, что одной  из сторон выступает государство, то есть в их реализации находит выражение публично-правовой характер. Государственный интерес выражается, прежде всего, в том, чтобы обеспечить порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, среди которых могут оказаться товары, запрещенные или ограниченные к ввозу в РФ исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды и т.д.

     Важной  частью таможенного правоотношения является обязанность лица, перемещающего товары и транспортные средства через таможенную границу, уплатить в определенных случаях ввозные или вывозные пошлины, налоги, которые поступают в бюджет.

     Таможенные  отношения в рамках права характеризуются  совокупностью таких особых признаков, как наличие специальных субъектов таможенной деятельности и специальных объектов таможенной деятельности.

     В качестве субъектов таможенного  правоотношения выступают конкретные лица, которые могут участвовать  в таком правоотношении. В зависимости от характера таможенного правоотношения число их может быть самое разное, но не менее двух, поскольку любое правоотношение реализуется через взаимные права и обязанности его участников.

     Физическое  лицо, чтобы стать участником таможенного правоотношения, должно обладать правоспособностью. Основные права и обязанности личности закреплены в Конституции РФ, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, религиозной принадлежности, убеждений. Таможенное законодательство конкретизирует данные положения Конституции РФ применительно к таможенно-правовым отношениям.3

     Однако  наличие правоспособности еще не достаточно; чтобы стать реальным участником таможенного правоотношения. Для этого необходимо, чтобы правоспособный субъект был дееспособен, то есть лицо должно быть способно самостоятельно своими действиями приобретать права и обязанности и осуществлять их, что, в свою очередь зависит от ряда факторов.

     На  дееспособность физических лиц в  определенных случаях может оказывать  влияние состояние их здоровья. Так, гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. В соответствии с КоАП физическое лицо, которое во время совершения нарушения таможенных правил находилось в состоянии невменяемости, не является субъектом административной ответственности.

     Отдельными  видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Таможенное законодательство предусматривает, что наличие лицензии требуется при учреждении склада временного хранения, магазина беспошлинной торговли, свободного склада, на переработку товаров на таможенной территории, на осуществление деятельности в качестве таможенного агента.

     Таможенное  правоотношение определяет поведение  его субъектов, которое должно соответствовать установленным правам и обязанностям, то есть поведение субъектов выступает объектом правоотношения, на которое оно должно воздействовать в нужном направлении. Поведение участников правоотношений имеет большое значение. Если оно соответствует предписаниям закона, то соблюдаются права другого участника возникшего правоотношения или публичные интересы; если оно нарушает такие предписания, то возникают неблагоприятные последствия, которые могут привести, например, к значительным экономическим потерям для государства, а значит, и для его граждан.

     События - это юридические факты, которые  наступают независимо от воли субъектов. Событием может быть действие непреодолимой  силы, например, стихийное бедствие, вызвавшее утрату товаров.

     Таким образом, таможенные правоотношения исследуются: как общественные отношения, представляющие связь прав одного лица с корреспондирующими им обязанностями другого лица; как средство, при помощи которого осуществляется действие юридических норм; как средство воздействия на общественные отношения; как объект социального регулирования; как юридическое средство обеспечения определенного поведения обязанных лиц, обусловливающее для управомоченного лица реальную, гарантированную материальными условиями жизни общества, возможность собственных действий; как условие и способ конкретизации общественного отношения; как определенная форма, в которой абсолютная норма права приобретает свое реальное бытие, воплощаясь в реальном, конкретном общественном отношении; как форма, содержанием которой является общественное отношение, существующее неразрывно; как форма осуществления права.

     В силу этого, сущность таможенных отношений  заключается в отношениях таможенных органов, граждан и иных организаций, которые урегулированы нормами  таможенного права и выражают идеи соблюдения законности в таможенной области. 
 

1.2 Классификация, права и обязанностей ФЛ, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу

     Произошедшие  в России за последние годы социально-экономические  преобразования дали возможность нашей стране реально присоединиться к процессам международной торговой интеграции путем более интенсивного сотрудничества в экономической области с иностранными государствами. Особое внимание уделяется объективным причинам, оказавшим определенное воздействие на динамику развития внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

     Отмечено, что современный этап развития общества характеризуется уменьшением публично-правового  регулирования и выражается в  делегировании некоторых своих  функций субъектам, не являющимся органами управления - субъектам частного права - физическими лицам, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу.

     Процессуальный  статус граждан и иных лиц, охватываемых понятием индивидуальных субъектов  права, урегулирован в современном таможенном законодательстве на основе целого ряда общепризнанных в мировой практике таможенного дела принципов и критериев.

     Базовым для индивидуальных субъектов выступает  статус физического лица. Перемещение  через таможенную границу товаров физическими лицами, включая порядок таможенного оформления, в структуре таможенного процесса отнесено к области специальных процедур, что определяет принципиальную позицию законодателя об исключении физических лиц из числа участников внешнеторгового (коммерческого) процесса, подчиняющегося общему порядку таможенного регулирования. В соответствии с ч.1 ст.352 Таможенного ТС (ТК РФ), общий порядок таможенного регулирования может быть применен к индивидуальным субъектам в части, не урегулированной ТК ТС применительно к перемещению через таможенную границу товаров физическими лицами, однако это не сопряжено с автоматическим переносом действий индивидуальных субъектов в сферу внешнеторгового коммерческого оборота. При этом физические лица обязаны соблюдать запреты и ограничения, установленные законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, не носящие экономического характера.

   Существенной  новеллой нового ТК ТС является приравнивание юридических последствий применения специальных процедур к последствиям применения таможенных режимов: товары для личного пользования, ввозимые на таможенную территорию и вывозимые с этой территории, рассматриваются для таможенных целей соответственно как выпущенные для свободного обращения.

     Словом, законодатель традиционно не рассматривает физических лиц как лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере внешней торговли, однако на современном этапе развития таможенного законодательства укрепляет процедурную составляющую непосредственно в ТК ТС применительно к некоммерческому обороту товаров в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

   В сфере неторгового оборота товаров  специальные таможенные процедуры (гл.49) выступают единственной формой реализации основных таможенных прав физических лиц, которые не являются субъектами так называемых иных специальных таможенных процедур (ст.202 п. 1 под. 6), обслуживающих некоммерческий оборот товаров.

     Необходимо  подчеркнуть, что специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных лиц, предусмотренные ст.68, также не распространяются на упрощенный порядок перемещения товаров физическими лицами. Соответственно физические лица являются субъектами только особых упрощенных процедур, урегулированных гл.49, 45, 48 ТК ТС. Процедурный статус индивидуальных субъектов - физических лиц формируется на основе целевого критерия перемещения товаров и транспортных средств, что подтверждает общее правило осуществления таможенного регулирования относительно товаров и транспортных средств, а не относительно лиц. Целевой критерий выражается в определении предназначения товаров и транспортных средств и периода использования товаров и транспортных средств в этом качестве.

Информация о работе Физические лица как субъекты таможенно-правовых отношений