Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 17:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Таможенная система".
Реализация компетенции таможенных органов осуществляется в различных правовых формах -- путем правоустановления (издания нормативно-правовых актов), правоприменения и правоохраны. Остановимся на этом подробнее.
Таможенные органы во исполнение возложенных
на них функций и решения, поставленных
перед ними задач имеют право
издавать правовые акты управления (как
нормативного, так и индивидуального
характера), обязательные для исполнения
всеми субъектами-участниками
Правоприменение в деятельности таможенных органов -- это властно-регулятивные действия должностных лиц таможенных органов по претворению в жизнь предписаний правовых норм. Правоприменение должно осуществляться в точном соответствии с нормами законодательства, устанавливающих процедуру правоприменительной деятельности, круг субъектов правоприменительной деятельности и другие вопросы. Правоприменительная деятельность с нарушением требований правовых норм по ее осуществлению влечет привлечение виновных в этом должностных лиц таможенных органов к соответствующему виду юридической ответственности (вплоть до уголовной).
Правоохрана осуществляется таможенными органами путем контроля за соблюдением субъектами таможенных правоотношений требований нормативно-правовых актов, входящих в систему источников таможенного права, и применением к виновным лицам в случае их нарушения мер юридического воздействия.
Вопрос 15. Единая система таможенных органов: краткая характеристика, признаки единства, принципы построения взаимоотношений.
Единую систему таможенных органов
России в общем виде можно определить
как обусловленную
Эта система имеет четыре звена: ГТК России,
региональные таможенные управления,
таможни и таможенные посты. Забегая немного
вперед, хотелось бы отметить, что таможенные
посты за редким исключением не являются
юридическими лицами и, следовательно,
не обладают правоспособностью в полном
объеме. А раз так, то их, на наш взгляд,
не следовало бы выделять в качестве самостоятельного
звена системы таможенных органов. В то
же время, четырехзвенная структура системы
таможенных органов имеет законодательное
закрепление и отражена в ст. 8 ТК РФ.
Взаимоотношения в системе таможенных
органов основываются на принципе сочетания
централизации и децентрализации. Централизация
выражается в строгой иерархической подчиненности
и подконтрольности нижестоящих органов
системы таможенных органов вышестоящим.
Децентрализация проявляется в наличии
у каждого таможенного органа строго определенной
компетенции по осуществлению таможенного
дела на подведомственной ему территории
и сочетании единого централизованного
руководства с инициативой и ответственностью
нижестоящих таможенных органов за выполнение
возложенных на них функций.
Таможенные органы выполняют возложенные
на них функции на единой правовой основе.
Единство системы таможенных органов
подчеркнуто также наличием у них единой
государственной символики: все таможенные
органы и находящиеся в их распоряжении
морские и речные суда имеют свой флаг,
а автотранспортные средства и воздушные
суда — опознавательный знак (эмблему
таможенных органов).
Становление единой системы таможенных
органов России было сопряжено с конкретными
политическими, экономическими и социальными
переменами, произошедшими в нашей стране
в начале 90-х годов. Эти перемены обусловлены
распадом СССР на ряд независимых государств,
становлением новой российской государственности,
переходом экономики страны на условий
рыночных отношений и связанной с этим
либерализацией внешнеэкономической
деятельности. Все эти факторы в совокупности
привели к выделению таможенных органов
в самостоятельную государственную структуру
с приданием им мощных рычагов правотворчества,
правоприменения и правоохраны. В этой
связи становление и развитие единой системы
таможенных органов России можно условно
разделить на три основных этапа, имеющих
свой особенности:
1. Период с конца 1991 до середины 1993 г. —
этап концептуального обоснования роли
и значения таможенной службы России,
особенностей ее организации и функционирования
в новых условиях, преодоление разрушительных
для нее последствий распада СССР, создание
сети таможенных органов на границах с
бывшими республиками СССР, а также внутри
территории России в местах наибольшей
концентрации товаров и транспортных
средств, подлежащих таможенному оформлению
и контролю.
2. Период с середины 1993 г. (с момента принятия
Закона РФ «О таможенном тарифе» и чуть
позже — Таможенного кодекса РФ) до августа
1996 г. — этап дальнейшего развития сети
таможенных органов, совершенствования
их организационно-правовой структуры
и аппарата управления, форсированного
создания и развития объектов таможенной
инфраструктуры, обеспечивающей осуществление
таможенного дела на основе нового таможенного
законодательства.
3. Период с 1 сентября 1996 г. (с даты утверждения
Федеральной целевой программы развития
таможенной службы России на 1996—1997 гг.
и на период до 2000 г.) — этап, качественное
своеобразие которого заключается в том,
что основной упор в процессе становления
единой системы таможенных органов России
переносится на модернизацию и обеспечение
полномасштабного функционирования таможенной
службы в соответствии с потребностями
перехода экономики страны на условия
рыночных отношений и адаптации таможенного
дела к международным стандартам.
Деятельность таможенных органов должна
осуществляться в строгом соответствии
с Конституцией РФ, российскими законами
и международными договорами Российской
Федерации по вопросам таможенного дела.
За неправомерные решения, действия или
бездействие своих должностных лиц при
исполнении ими служебных обязанностей
таможенные органы и организации таможенной
службы несут ответственность как юридические
лица в соответствии с Гражданским кодексом
РФ (ст. 1068), если иное прямо не предусмотрено
международным договором, нормы которого
нарушены. А непосредственно виновные
в этом таможенные служащие несут дисциплинарную,
административную, уголовную или иную
ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Вопрос 16. Основные функции и правомочия таможенных органов.
Деятельность таможенных органов
как органов исполнительной власти
выражается в выполнении возлагаемых
на них государством функций.
Под функциями органа исполнительной
власти следует понимать комплекс взаимосвязанных,
определенных в статусе органа и основанных
на непрерывном обмене информацией организационно-правовых
воздействий органа, его структурных подразделений,
служащих, которые обеспечивают объекты
управления политической, экономической,
методической ориентацией, материальными,
техническими, трудовыми и другими ресурсами,
направленными на достижение целей, стоящих
перед системой управления в целом. Функции
органа исполнительной власти производим
от функций государства, они отражают
материальное содержание управленческой
деятельности, перечень их содержится
в актах, регулирующих правовое положение
органа в общей системе государственных
органов.
Классификация функций управления в научной
и учебной литературе проводится различными
авторами не однозначно. Основными критериями
классификации являются объект и субъект
управления.
Объектом управления применительно к
деятельности таможенных органов являются
правовые, экономические и организационные
основы таможенного дела, направленные
на защиту экономического суверенитета
и экономической безопасности России,
активизацию связей российской экономики
с мировым хозяйством, обеспечение защиты
прав граждан, хозяйствующих субъектов
и государственных органов и соблюдение
ими обязанностей в области таможенного
дела.
Субъектами управления в сфере таможенного
дела являются таможенные органы России,
составляющие единую систему, в которую
входят:
• Государственный таможенный комитет
Российской Федерации (ГТК России);
• региональные таможенные управления
Российской Федерации;
• таможни Российской Федерации;
• таможенные посты Российской Федерации.
Единство системы таможенных органов
определяется единством их целей и задач
по осуществлению единой таможенной политики
на единой таможенной территории Российской
Федерации.
Функции, осуществляемые субъектами управления,
подразделяются на основные (отраслевые)
и обеспечивающие (функциональные).
Основные функции таможенных органов
России (их двадцать) изложены в ст. 10 ТК
РФ. Среди них:
• участие в разработке и реализации таможенной
политики, а также участие в разработке
и реализации мер экономической политики
в отношении товаров, перемещаемых через
российскую границу;
• защита экономических интересов и обеспечение
в пределах своей компетенции экономической
безопасности государства, являющейся
экономической основой суверенитета России;
• содействие осуществлению мер по защите
государственной безопасности, общественного
порядка, нравственности населения, жизни
и здоровья человека, защите интересов
российских потребителей ввозимых товаров;
• применение средств таможенного регулирования
торгово-экономических отношений, взимание
таможенных пошлин, налогов и иных таможенных
платежей, обеспечение разрешительного
порядка перемещения товаров и транспортных
средств через таможенную границу России;
• осуществление и совершенствование
таможенного контроля и таможенного оформления,
а также создание условий, способствующих
ускорению товарооборота;
• ведение таможенной статистики внешней
торговли, специальной таможенной статистики;
ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической
деятельности;
• осуществление валютного контроля в
пределах своей компетенции;
• борьба с контрабандой, нарушениями
таможенных правил и налогового законодательства,
относящегося к товарам, перемещаемым
через таможенную границу России; пресечение
незаконного оборота наркотических средств,
оружия, предметов художественного, исторического
и археологического достояния народов
России и зарубежных стран, объектов интеллектуальной
собственности, исчезающих видов животных
и растений; содействие в борьбе с международным
терроризмом;
• выполнение международных обязательств
России в части, касающейся таможенного
дела; участие в разработке международных
договоров, затрагивающих таможенное
дело; осуществление сотрудничества с
иными органами, занимающимися вопросами
таможенного дела.
К обеспечивающим функциям таможенных
органов относятся кадровая, финансово-плановая,
материально-техническая и другие функции
организационного характера.
Перечень функций таможенных органов
конкретизирован и детализирован в Положении
о ГТК России, а также в общих положениях
о других таможенных органах Российской
Федерации.
Возложенные на них функции таможенные
органы выполняют как самостоятельно,
так и во взаимодействии с иными государственными
органами, предприятиями, учреждениями
и организациями, а также с гражданами.
При этом государственные органы и их
должностные лица обязаны оказывать содействие
таможенным органам в решении возложенных
на них задач, в том числе путем создания
надлежащих условий для этого. Это касается,
прежде всего, финансовых и налоговых
органов, органов пограничной службы,
транспортных органов и многих других,
которые тесно связаны в функциональном
отношении с таможенными органами.
Вопрос 17. Федеральная таможенная служба: правовой статус, основные задачи, функции и организационная структура.
ФТС России в рамках своей деятельности
несет определенную долю ответственности
за формирование доходной части федерального
бюджета, за защиту экономического суверенитета
страны, за обеспечение ее экономической
безопасности.
Федеральная таможенная
Выбранная тема «Правовой статус Федеральной
таможенной службы, её структура и функции»
на сегодняшний день является, несомненно,
актуальной, теоретически и практически
значимой.
Цель работы заключается в рассмотрении
структуры и функций ФТС.
Под функциями органа исполнительной
власти следует понимать комплекс взаимосвязанных,
определенных в статусе органа и основанных
на непрерывном обмене информацией организационно-правовых
воздействий органа, его структурных подразделений,
служащих, которые обеспечивают объекты
управления политической, экономической,
методической ориентацией, материальными,
техническими, трудовыми и другими ресурсами,
направленными на достижение целей, стоящих
перед системой управления в целом. Функции
органа исполнительной власти производны
от функций государства, они отражают
материальное содержание управленческой
деятельности, перечень их содержится
в актах, регулирующих правовое положение
органа в общей системе государственных
органов.
Задачами данной работы является:
- выявление правового статуса ФТС,
- изучение проблем, с которыми сталкивается
ФТС,
- проведение анализа работы ФТС.
Объектом исследования данной темы является
Федеральная таможенная служба.
Успешное функционирование таможенной
службы в условиях широкомасштабного
роста внешнеэкономических связей предполагает
ее обоснованную реструктуризацию, внедрение
в практику деятельности прогрессивных
таможенных технологий с привлечением
сложной специальной техники, реализацию
кадровой политики, направленной на обеспечение
таможенной службы высококвалифицированными
специалистами с глубоким знанием организации,
технического оснащения, экономических
и правовых основ таможенного дела, иностранных
языков и психологии.
При рассмотрении данной темы использовались
учебники, периодические издания, а также
нормативно-правовые документы.
Правовой статус Федеральной таможенной
службы
Раскрывая основные элементы правового
статуса Федеральной таможенной службы,
определяя ее место в системе исполнительной
власти в России, следует указать, что
исполнительная власть осуществляется
той совокупностью органов, которая закреплена
в Конституции Российской Федерации, а
именно: Правительством России, образуемыми
в виде министерств, служб и агентств федеральными
органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации. Кроме того, важным для характеристики
деятельности ФТС РФ как органа исполнительной
власти является определение данной власти
как проявления реализованных, прикладных
свойств государственной власти. Характерные
черты исполнительной власти:
- исполнительная власть представляет
собой относительно самостоятельную ветвь
(вид, разновидность) единой государственной
власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую
с ее законодательной и судебной ветвями;
- она самостоятельна, но только в функционально-компетеционном
смысле, т.е. исполнительную власть можно
характеризовать в качестве подсистемы
в рамках системы единой государственной
власти или ее механизма;
- исполнительная власть – непременный
атрибут государственно-властного механизма,
построенного на началах разделения властей;
- это способность и возможность оказывать
определяющее воздействие на деятельность,
поведение; право и возможность подчинять
других своей воле в общегосударственном
масштабе;
- она не может отождествляться с видом
государственной деятельности, т.е. она
не тождественна исполнительной деятельности;
- исполнительная власть по своей сути
правоприменительна;
- она имеет определенное субъектное выражение,
т.е. олицетворяется в деятельности специальных
субъектов, наделенных исполнительной
компетенцией;
- для исполнительной власти характерно
то, что в непосредственном распоряжении
ее субъектов находятся все более существенные
атрибуты государственной власти: финансы,
важнейшие средства коммуникации, армия
и иные воинские формирования и др.;
- выступает как организованный институт,
т.е., с одной стороны, весь механизм исполнительной
власти организует исполнение законов;
с другой стороны, данный механизм должен
быть сам необходимым образом организован.
Правовой статус ФТС определен Указом
и Положением «О Федеральной таможенной
службе», утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от
21 августа 2004 г. № 429, а также Таможенным кодексом
Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента РФ от
9 марта 2004 г. № 314 Государственный таможенный
комитет Российской Федерации преобразован
в Федеральную таможенную службу, а его
функции принятия нормативных правовых
актов в установленной сфере деятельности
переданы Министерству экономического
развития и торговли Российской Федерации.
Содержание правового статуса ФТС в качестве
федерального органа исполнительной власти
составляют его полномочия на осуществление
функций контроля и надзора в области
таможенного дела. Данные функции выражены
в контроле над исполнением субъектами
таможенных правоотношений требований
таможенного законодательства и надзоре
за ним, в выдаче разрешений (лицензий)
на осуществление деятельности в области
таможенного дела.
Государственный контроль – необходимый
элемент государственного управления,
функционирования органов государственной
власти, который призван обеспечивать
нормальную жизнедеятельность общества.
Контроль представляет собой один из важнейших
каналов получения объективной информации
о жизни общества, о тех политических,
экономических и социальных процессах,
которые происходят в государстве, о деятельности
его органов власти и управления. Следовательно,
одной из основных концепций реформирования
системы федеральных органов исполнительной
власти является разделение исполняемых
ими нормотворческих, контрольно-надзорных
и организационно-хозяйственных функций
по разным органам. В связи с этим можно
отметить, что контрольно-надзорные полномочия
в экономической сфере, которые осуществляет
Федеральная таможенная служба, носят
межотраслевой характер.
Создание ФТС стало одним из составных
элементов формирования новой структуры
и системы федеральных органов исполнительной
власти. В рамках указанного процесса
был изменен статус контрольно-надзорных
органов, введен новый вид федерального
органа – федеральная служба. Данный вид
федеральных органов уполномочен специально
осуществлять контрольно-надзорные функции.
Будучи федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным в области таможенного
дела, Федеральная таможенная служба (ФТС
России) осуществляет в соответствии с
законодательством функции по контролю
и надзору в области таможенного дела,
а также функции агента валютного контроля
и специальные функции по борьбе с контрабандой,
иными преступлениями и административными
правонарушениями.
В соответствии с пунктом 1 ст. 73 Федерального
закона от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ «О внесении
изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых законодательных
актов Российской Федерации в связи с
осуществлением мер по совершенствованию
государственного управления» ФТС, как
и федеральное министерство, уполномоченное
в области таможенного дела, в пределах
своей компетенции обеспечивает единообразное
применение таможенного законодательства
всеми таможенными органами.
Будучи федеральным органом исполнительной
власти, ФТС в своей деятельности обязана
руководствоваться Конституцией, федеральными
конституционными законами, федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента,
постановлениями и распоряжениями Правительства,
международными договорами России, нормативными
правовыми актами Минэкономразвития России,
Минфина России и Центрального банка,
а также Положением о ФТС.
В рамках правового статуса ФТС России
осуществляет свою деятельность непосредственно
через таможенные органы и свои зарубежные
представительства во взаимодействии
с другими федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов РФ, органами местного самоуправления,
Центральным банком, общественными объединениями
и иными организациями. ФТС России может
вступать в непосредственные отношения
и с должностными лицами предприятий,
учреждений и организаций, с физическими
лицами (например, когда должностные лица
ФТС проводят дознание по факту контрабанды
и во многих других случаях).
ФТС взимает таможенные пошлины, налоги,
антидемпинговые, специальные и компенсационные
пошлины, таможенные сборы, контролирует
правильность исчисления и своевременность
их уплаты, налогов и сборов, принимает
меры к их принудительному взысканию.
По вопросам применения законодательства,
соблюдения законности в таможенной сфере
ФТС обеспечивает соблюдение установленных
в соответствии с законодательством о
государственном регулировании внешнеторговой
деятельности и международными договорами
России запретов и ограничений в отношении
товаров, перемещаемых через таможенную
границу; обеспечивает единообразное
применение таможенными органами таможенного
законодательства.
ФТС осуществляет таможенное оформление
и таможенный контроль; принимает решения
о классификации товаров в соответствии
и ТН ВЭД и обеспечивает опубликование
таких решений; в пределах своей компетенции
обеспечивает защиту прав интеллектуальной
собственности; принимает предварительные
решения о классификации товара в соответствии
ТН ВЭД, о происхождении товара из той
или иной страны.
ФТС ведет реестры лиц, осуществляющих
деятельность в области таможенного дела;
ведет реестры банков и иных кредитных
организаций, обладающих правом выдачи
банковских гарантий уплаты таможенных
платежей; ведет таможенный реестр объектов
интеллектуальной собственности; аннулирует
квалификационные аттестаты специалистов
по таможенному оформлению; выдает лицензии
на учреждение свободного склада; выдает
квалификационные аттестаты специалистам
по таможенному оформлению.
ФТС осуществляет в пределах своей компетенции
валютный контроль операций, связанных
с перемещением товаров и транспортных
средств через таможенную границу Российской
Федерации.
По вопросам правоохранительной деятельности
ФТС осуществляет производство по делам
об административных правонарушениях
и рассмотрение таких дел в соответствии
с законодательством об административных
правонарушениях; дознание и производство
неотложных следственных действий в соответствии
с уголовно-процессуальным законодательством;
в соответствии с законодательством –
оперативно-розыскную деятельность, выполняет
и другие функции.
ФТС разрабатывает и создает используемые
таможенными органами информационные
системы, информационные технологии и
средства их обеспечения; выполняет функции
главного распорядителя и получателя
средств федерального бюджета, предусмотренных
на содержание Службы; обеспечивает в
пределах своей компетенции защиту сведений,
составляющих государственную тайну;
обеспечивает мобилизационную подготовку
Службы, контроль и координацию деятельности
находящихся в ее ведении организаций
по мобилизационной подготовке; организует
профессиональную подготовку должностных
лиц таможенных органов, их переподготовку,
повышение квалификации и стажировку;
осуществляет работу по комплектованию,
хранению, учету и использованию архивных
документов, образовавшихся в ходе деятельности
Службы; проводит конкурсы и заключает
государственные контракты на размещение
заказов на поставку товаров, выполнение
работ, оказание услуг для нужд Службы,
на проведение научно-исследовательских
работ для государственных нужд в установленной
сфере деятельности; осуществляет функции
заказчика по строительству таможен, таможенных
пунктов пропуска и других объектов, необходимых
для развития таможенной инфраструктуры;
выполняет функции заказчика по разработке
эскизов и изготовлению акцизных марок
для маркировки алкогольной продукции,
табака и табачных изделий, ввозимых на
таможенную территорию России; реализует
программы развития таможенного дела
в стране.
ФТС ведет статистику внешней торговли
и специальную таможенную статистику;
безвозмездно информирует и консультирует
участников внешнеэкономической деятельности;
рассматривает жалобы на решения, действия
(бездействие) таможенных органов и их
должностных лиц; организует прием граждан,
обеспечивает своевременное и полное
рассмотрение обращений граждан, принимает
решения и направляет заявителям ответы
в установленный законодательством срок.
ФТС взаимодействует с органами государственной
власти иностранных государств и международными
организациями в установленной сфере
деятельности, включая представление
по поручению Правительства России интересов
Российской Федерации во Всемирной таможенной
организации (Совете таможенного сотрудничества)
и в других международных организациях.
Перечень функций ФТС, установленных в
Положении о ней (п. 5.1-5.28), не является закрытым.
ФТС осуществляет и иные функции в установленной
сфере деятельности, если они предусмотрены
федеральными законами, нормативными
правовыми актами Президента или Правительства
России.
В настоящее время таможенные органы не
вправе осуществлять в установленной
сфере деятельности нормативно-правовое
регулирование, кроме случаев, предусмотренных
федеральными законами, указами Президента
и постановлениями Правительства России.
Тем самым федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный в области таможенного
дела, лишен управляющей, консолидирующей
и организующей роли, специфического характера
задач и функций как ведущего государственного
органа в реализации таможенной политики
страны.
Таким образом, можно сделать следующие
выводы:
1. Правовой статус Федеральной таможенной
службы Российской Федерации определен
Таможенным кодексом Российской Федерации 2003 г.,
Указом Президента Российской Федерации
«О системе и структуре федеральных органов
исполнительной власти» от 9 марта 2004 г.
№ 314 и Положением о Федеральной таможенной
службе 2004 г. Содержание правового статуса
ФТС составляют контрольно-надзорные
полномочия в экономической сфере, которые
носят межотраслевой характер.
2. Цели деятельности ФТС вытекают из целей,
определенных для вышестоящих органов
исполнительной власти, а именно: Министерства экономического
развития и торговли и Министерства финансов.
Вместе с тем ФТС как контрольный орган
обладает иными специфическими целями,
вытекающими из сущности контрольной
деятельности государства.
Вопрос 18. Региональное таможенное управление: правовой статус, основные задачи, функции и организационная структура.
Региональное таможенное управление
Российской Федерации (РТУ РФ) входит
в единую систему таможенных органов
Российской Федерации и осуществляет
непосредственное руководство таможенным
делом на территории подведомственного
ему региона. В непосредственном
подчинении РТУ находятся все
расположенные на территории подведомственного
ему региона таможенные органы, за
исключением непосредственно
Необходимость создания РТУ как промежуточного
звена в системе управления таможенным
делом в стране обусловлена в первую очередь
огромными размерами таможенной территории
России. Руководить таможнями и таможенными
постами из одного центра при такой огромной
таможенной территории невозможно. В связи
с этим вся территория России поделена
на таможенные регионы, в границах которых
региональные таможенные управления осуществляют
деятельность по руководству и координации
работы нижестоящих звеньев таможенной
системы. При этом следует отметить, что
границы таможенных регионов могут как
совпадать, так и не совпадать с границами
субъектов Российской Федерации и административно-
Правовой статус РТУ закреплен в Общем
положении о региональном таможенном
управлении Российской Федерации, утвержденным
Приказом ГТК России от 10 января 1996 г. №
12. Данное Положение определяет задачи
управления и основные его функции.
Основными задачами РТУ являются: реализация
таможенной политики Российской Федерации
на территории подведомственного региона;
разработка и реализация в пределах своей
компетенции в подведомственном регионе
мер, направленных на обеспечение единства
таможенной территории Российской Федерации;
разработка и реализация в пределах своей
компетенции в подведомственном регионе
мер, направленных на обеспечение экономической
безопасности страны; обеспечение в подведомственном
регионе защиты экономических интересов
России в пределах компетенции таможенных
органов; организация таможенного дела
в подведомственном регионе; обеспечение
соблюдения единообразного применения
и осуществление контроля за исполнением
в подведомственном регионе законодательства
о таможенном деле и других правовых актов,
контроль за исполнением которых возложен
на таможенные органы; организация и осуществление
в подведомственном регионе борьбы с контрабандой,
иными преступлениями в сфере таможенного
дела, а также с нарушениями таможенных
правил; руководство, обеспечение, координация
и контроль за деятельностью подведомственных
таможенных органов; обеспечение своевременности
и полноты поступления таможенных платежей;
содействие развитию внешнеэкономических
связей на территории подведомственного
региона; и ряд Других.
Функции РТУ сложны и многообразными приводить
все 101 функцию представляется нецелесообразным.
Важно подчеркнуть, что функции РТУ по
аналогии с приведенными выше функциями
ГТК условно можно разделить на девять
основных направлений:
1. функции по реализации таможенной политики
Российской Федерации на территории подведомственного
региона;
2. функции по организации и осуществлению
таможенного дела в подведомственном
регионе;
3. функции по организации, координации
и осуществлению контроля за взиманием
таможенных платежей на территории подведомственного
региона;
4. функции по организации, координации
и контролю за осуществлением таможенного
контроля нижестоящими таможенными органами;
5. функции по организации, координации
и контролю за деятельностью нижестоящих
таможенных органов по борьбе с преступлениями
и административными правонарушениями
в сфере таможенного дела;
6. функции по осуществлению валютного
контроля в подведомственном регионе
в качестве агента валютного контроля;
7. функции по осуществлению контроля за
соблюдением законодательства о таможенном
деле в подведомственном регионе;
8. функции по обеспечению развития таможенной
инфраструктуры в подведомственном регионе;
9. функции по организации и осуществлению
кадровой работы в таможенных органах
подведомственного региона.
Данная группа функций РТУ по своей направленности,
казалось бы, совпадает с наименованием
аналогичных функций ГТК России. Однако,
по содержанию они различны. Структура
управления (в том числе и таможенным делом)
такова, что по мере движения сверху вниз
по системе управления объект управления
масштабно изменяется, изменяется и субъект
управления, а управленческие функции
конкретизируются с учетом изменения
объекта и субъекта управления.
Для реализации возложенных на них функций
и решения поставленных перед ними задач
РТУ обладают рядом прав, закрепленных
Общим положением о РТУ Российской Федерации:
• по изданию в пределах своей компетенции
правовых актов по таможенному делу;
• по взаимодействию с органами государственной
власти Российской Федерации и ее субъектов,
органами местного самоуправления, предприятиями,
организациями и гражданами;
• по контролю за деятельностью участников
внешнеэкономической деятельности в подведомственном
РТУ регионе;
• по внесению в ГТК России предложений
по совершенствованию таможенного законодательства
и практики его применения;
• по организации борьбы с нарушениями
таможенного законодательства;
• по контролю за деятельностью нижестоящих
таможенных органов и др.
Создание, реорганизацию и ликвидацию
региональных таможенных управлений осуществляет
ГТК России. В настоящее время территория
России поделена на семь федеральных округов
и исходя из этого строится и формирование
региональных таможенных управлений.
До июня 2000 г. Россия была поделена на тринадцать
таможенных регионов и в системе таможенных
органов действовало тринадцать региональных
таможенных управлений: Московское, Западное,
Северо-Западное, Калининградское, Северо-Кавказское,
Дагестанское, Поволжское, Татарское,
Уральское, Башкирское, Западно-Сибирское,
Восточно-Сибирское и Дальневосточное.
Приказом ГТК России от 1 июня 2000 г. № 455
был утвержден план первоочередных мероприятий
по реализации Указа Президента РФ от
13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе
Президента РФ в федеральном округе»,
согласно которому территориальные органы
исполнительной власти должны в 3-х месячный
срок расположится в соответствии со схемой
размещения полномочных представителей
Президента. А поскольку формирование
региональных таможенных органов с момента
их образования происходило в соответствии
с «нарезкой» военных округов, то и их
реорганизация была не столь значительной,
как в других министерствах и ведомствах.
С 1 июля 2000 г. Поволжское таможенное управление
переименовано в Приволжское (Приказ ГТК
России от 16 июня 2000 г. № 521). Регионом деятельности
этого Управления Приказом ГТК России
от 16 июня 2000 г. № 522 определен Приволжский
федеральный округ. В его оперативном
управлении находятся также Башкирское
и Татарское таможенные управления. Западно-Сибирское
таможенное управление с 1 июля переименовано
в Сибирское (Приказ ГТК России от 22 июня
2000 г. № 534). Московское таможенное управление
переименовано в Центральное (Приказ ГТК
России от 26 июня 2000 г. № 554), а с 6 июля 2000
г. к нему было присоединено Западное таможенное
управление (Приказ ГТК России от 22 июня
2000 г. № 536). А Северо-Кавказское таможенное
управление переименовано в Южное таможенное
управление (Приказ ГТК России от 27 июня
2000 г. № 558). И наконец, Восточно-Сибирское
таможенное управление с 1 августа 2000 г.
было присоединено к Сибирскому таможенному
управлению, юрисдикция которого стала
распространяться на всю территорию Сибирского
федерального округа (Приказ ГТК России
от 24 июля 2000 г. № 621).
Список РТУ был бы неполным без упоминания
о так называемых «специализированных»
региональных таможенных управлений (РТУ
по борьбе с таможенными правонарушениями
и ряде иных), речь о которых пойдет несколько
позже.
Типовая организационная структура и
предельная штатная численность региональных
таможенных управлений утверждаются ГТК
России.
Возглавляет РТУ начальник, назначаемый
и освобождаемый от должности Председателем
ГТК России. Заместители начальника, начальник
отдела бухгалтерского учета и контроля
(главный бухгалтер) и начальник юридического
отдела РТУ назначаются и освобождаются
от должности приказами ГТК России по
представлению начальника РТУ. Начальники
иных самостоятельных структурных подразделений
РТУ назначаются и освобождаются от должности
приказами начальника РТУ по согласованию
с соответствующими структурными подразделениями
ГТК России.
Также как и в ГТК России, в РТУ РФ создается
коллегия, которая состоит из начальника
управления (председатель коллегии), заместителей
начальника управления по должности, иных
руководящих работников управления и
нижестоящих таможенных органов. При этом,
члены коллегии РТУ, кроме лиц, входящих
в нее по должности, утверждаются ГТК России
по представлению начальника РТУ. Регламент
работы коллегии РТУ также утверждаются
ГТК России.
На своих заседаниях коллегия РТУ РФ рассматривает
важнейшие вопросы, связанные с деятельностью
управления и находящихся в его непосредственном
и оперативном подчинении таможенных
органов и организаций таможенной службы.
Решения коллегии РТУ, также как и решения
коллегии ГТК России, проводятся в жизнь
приказами ее председателя — начальника
РТУ. При наличии разногласий между начальником
управления и возглавляемой им коллегией
начальник РТУ проводит в жизнь свое решение,
докладывая об этом в ГТК России.
РТУ РФ является органом федеральной исполнительной
власти, обладает статусом юридического
лица и финансируется как из средств федерального
бюджета, так и из иных предусмотренных
законодательством Российской Федерации
источников.