Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:10, курсовая работа
Цель работы – проанализировать экспортные и импортные пошлины как способ наполнения доходной части федерального бюджета.
Важным способом регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий и наполняемости федерального бюджета является система таможенно-тарифных мер. Таможенно-тарифные меры – это меры, увеличивающие импортную или экспортную цену товаров при пересечении ими границы таможенной территории (территории, в отношении которой действуют отдельные тарифы, и другие меры регулирования торговли для существенной части торговли такой территории с другими территориями).
Прежде всего, тарифы делятся
на простые и сложные. Простой
тариф предусматривает для
Сложный тариф предполагает определение по каждому товару двух и более ставок таможенных пошлин.
Сложный таможенный тариф наиболее часто используется во внешнеторговой политике государств, так как позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами, или предоставлять льготы другим государствам, развивая более тесное экономическое сотрудничество. Общее число товарной продукции в тарифах развитых стран составляет около трёх тысяч. Причём каждая товарная позиция обычно содержит более мелкие позиции, позволяя, таким образом, увеличивать число товаров, облагаемых таможенными пошлинами.
В рамках сложного тарифа выделяются:
автономные, конвенционные и
При взимании таможенных пошлин обычно применяются три способа. Основной из них – взимание процента от стоимости товара. Такие пошлины называются адвалорными. Другой способ предполагает, что таможенный тариф устанавливается в стоимостном выражении за определенную количественную единицу товара, чаще всего за единицу веса, объема или количества. Эти пошлины называются специфическими. При их использовании важную роль играет выбор веса брутто или нетто. Комбинированные таможенные пошлины сочетают оба этих способа и предполагают одновременное их использование, либо на выбор, либо берется та ставка, которая позволяет получить наибольшую сумму таможенного сбора.
Основные принципы тарифной политики были сформулированы еще С.Ю. Витте. Смысл этих принципов заключается в следующем:
Тарифы должны регулировать интересы частного производителя и государственной казны с учетом интересов каждого, причем на длительный срок. (Как минимум, на срок окупаемости вложенного капитала).
Тарифы должны быть явными.
То есть их нельзя скрывать ни от конкурентов,
ни от государственного фиска. Тарифы
должны обеспечивать поступления в
бюджет, поэтому не могут быть изменяемы
произвольно и в угоду
Тарифы не могут решить
всех проблем защиты собственного рынка
и привлечения капиталов извне.
Они должны быть частью продуманной
и долговременной государственной
политики «покровительствования
Тариф должен соотноситься
с платежеспособностью
Государственный тариф должен иметь силу закона.
Как показывает анализ зарубежного опыта, импортный таможенный тариф обычно выполняет следующие основные функции:
- формирует оптимальную
товарную структуру импорта
- защищает отдельные
- оказывает воздействие
на хозяйственные результаты
деятельности предприятий и
- позволяет осуществлять
активную внешнеторговую
- содействует оптимальному
соотношению экспорта и
- служит источником пополнения
доходной части
Возможность выполнять эти
функции, всегда заложена в законодательную
базу таможенно-тарифного
Свою роль таможенный тариф в большинстве государств выполняет в тесной взаимосвязи с налоговой системой страны, которая обычно берет на себя часть фискальных функций тарифа и дополняет его регулирующее действие, а также во взаимодействии с другими средствами регулирования внешней торговли.
В конце восьмидесятых
годов завершилась работа над
созданием Гармонизированной
Гармонизированная система
описания и кодирования товаров
включает в себя: Унифицированную
товарную номенклатуру. Основные правила
классификации товаров и
Унифицированная товарная номенклатура состоит из 21 раздела, 99 глав и 1214 товарных позиций, подразделяющихся на 3553 подпозиции, которые, в свою очередь, состоят из 5019 субпозиций. При этом 98-я и 99-я главы отведены для специального использования странами-участницами. При формировании глав в основу положен принцип степени обработки товаров: сырьё, полуфабрикаты, готовые изделия. В основе построения товарных позиций, подпозиции и субпозиций применяется установленная последовательность признаков: назначение товара; степень его обработки; вид материала, из которого он сделан; удельный вес товара в мировой торговле и т. п.
В России товары классифицируются
на основании ТН ВЭД (торговая номенклатура
внешнеэкономической
Таможенная пошлина
Таможенная стоимость товаров учитывается, прежде всего, при начислении различных таможенных платежей и при установлении стоимости товаров для применения санкций за таможенные правонарушения.
1.3. Виды таможенных пошлин и их особенности
Одной из основных составляющих доходной части бюджета стран ТС являются таможенные платежи. По оценкам специалистов таможенные платежи составляют более 35 процентов доходной части федерального бюджета. От того, на сколько законодательство подробно закрепит полный правовой механизм их уплаты и все вопросы, которые с этой уплатой связаны, настолько снижаются возможные риски ухода от уплаты таких платежей.
Итак, к таможенным платежам относятся ( п. 1 ст. 70 ТК ТС ):4
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную
стоимость, взимаемый при
4) акциз (акцизы), взимаемый
(взимаемые) при ввозе товаров
на таможенную территорию
5) таможенные сборы.
В соответствии с пунктом 2 ст. 70 ТК ТС специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины. Также, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины представляют отдельный предмет регулирования Федерального закона РФ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и относятся к особым видам пошлин.
При перемещении товаров
через таможенную границу обязанность
по уплате таможенных пошлин, налогов
возникает в соответствии со статьями
статьями 81, 161, 166, 172, 19
Вывозом товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории является подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие, предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной территории ТС.
Согласно п. 3 ст. 80 ТК ТС, таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случаях если:
- при помещении товаров
под таможенные процедуры, не
предусматривающие такую
- при ввозе товаров,
за исключением товаров для
личного пользования, в адрес
одного получателя от одного
отправителя по одному
- при перемещении товаров
для личного пользования в
случаях, установленных
- если в соответствии
с ТК ТС, законодательством и
(или) международными
Согласно пункту 3 статьи 80 ТК ТС таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если:
1. при помещении товаров
под таможенные процедуры, не
предусматривающие такую
2. при ввозе товаров,
за исключением товаров для
личного пользования, в адрес
одного получателя от одного
отправителя по одному
3. при перемещении товаров
для личного пользования в
случаях, установленных
4. если в соответствии
с настоящим Кодексом, законодательством
и (или) международными
В соответствии с п.2 ст. 80 ТК ТС, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в следующих случаях:
- уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных ТК ТС;
- помещения товаров под
таможенную процедуру выпуска
для внутреннего потребления
с предоставлением льгот по
уплате таможенных пошлин, налогов,
не сопряженных с
- уничтожения (безвозвратной
утраты) иностранных товаров
- если размер неуплаченной
суммы таможенных пошлин, налогов
не превышает сумму,
- помещения товаров под
таможенную процедуру отказа
в пользу государства, если
обязанность по уплате
- обращения товаров в
собственность государства-
- обращения взыскания
на товары, в том числе за
счет стоимости товаров, в
- отказа в выпуске товаров
в соответствии с заявленной
таможенной процедурой, в отношении
обязанности по уплате
Информация о работе Экономическая природа и функции таможенной пошлины