Экономическая природа и функции таможенной пошлины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать экспортные и импортные пошлины как способ наполнения доходной части федерального бюджета.
Важным способом регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий и наполняемости федерального бюджета является система таможенно-тарифных мер. Таможенно-тарифные меры – это меры, увеличивающие импортную или экспортную цену товаров при пересечении ими границы таможенной территории (территории, в отношении которой действуют отдельные тарифы, и другие меры регулирования торговли для существенной части торговли такой территории с другими территориями).

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Льгова.docx

— 104.66 Кб (Скачать файл)

Прежде всего, тарифы делятся  на простые и сложные. Простой  тариф предусматривает для каждого  товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости  от страны происхождения товара. Данный тариф не предусматривает достаточной  маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует  современным условиям конкурентной борьбы на мировом рынке.

Сложный тариф предполагает определение по каждому товару двух и более ставок таможенных пошлин.

Сложный таможенный тариф  наиболее часто используется во внешнеторговой политике государств, так как позволяет  оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами, или предоставлять льготы другим государствам, развивая более  тесное экономическое сотрудничество. Общее число товарной продукции  в тарифах развитых стран составляет около трёх тысяч. Причём каждая товарная позиция обычно содержит более мелкие позиции, позволяя, таким образом, увеличивать  число товаров, облагаемых таможенными  пошлинами.

В рамках сложного тарифа выделяются: автономные, конвенционные и преференциальные ставки.

При взимании таможенных пошлин обычно применяются три способа. Основной из них – взимание процента от стоимости товара. Такие пошлины  называются адвалорными. Другой способ предполагает, что таможенный тариф  устанавливается в стоимостном  выражении за определенную количественную единицу товара, чаще всего за единицу  веса, объема или количества. Эти  пошлины называются специфическими. При их использовании важную роль играет выбор веса брутто или нетто. Комбинированные таможенные пошлины  сочетают оба этих способа и предполагают одновременное их использование, либо на выбор, либо берется та ставка, которая  позволяет получить наибольшую сумму  таможенного сбора.

Основные принципы тарифной политики были сформулированы еще С.Ю. Витте. Смысл этих принципов заключается  в следующем:

Тарифы должны регулировать интересы частного производителя и  государственной казны с учетом интересов каждого, причем на длительный срок. (Как минимум, на срок окупаемости  вложенного капитала).

Тарифы должны быть явными. То есть их нельзя скрывать ни от конкурентов, ни от государственного фиска. Тарифы должны обеспечивать поступления в  бюджет, поэтому не могут быть изменяемы  произвольно и в угоду конъюнктуре  рынка.

Тарифы не могут решить всех проблем защиты собственного рынка  и привлечения капиталов извне. Они должны быть частью продуманной  и долговременной государственной  политики «покровительствования собственной  экономике».

Тариф должен соотноситься с платежеспособностью населения. Вполне возможно начинать с низкого  тарифа, повышая его по мере обогащения народа.

Государственный тариф должен иметь силу закона.

Как показывает анализ зарубежного  опыта, импортный таможенный тариф  обычно выполняет следующие основные функции:

- формирует оптимальную  товарную структуру импорта путем  различных по высоте ставок  пошлин на ввоз различных товаров;

- защищает отдельные национальные  отрасли экономики, которым может  быть нанесен существенный ущерб  иностранной конкуренцией;

- оказывает воздействие  на хозяйственные результаты  деятельности предприятий и социальную  обстановку в стране, являясь  составной частью механизма внутреннего  ценообразования;

- позволяет осуществлять  активную внешнеторговую политику, вести переговоры об улучшении  доступа национальных товаров  на внешние рынки, формировать  зоны свободной торговли, таможенные  союзы;

- содействует оптимальному  соотношению экспорта и импорта  страны и, следовательно, оптимальному  соотношению валютных расходов  и поступлений, формированию оптимального  торгового баланса;

- служит источником пополнения  доходной части государственного  бюджета.

Возможность выполнять эти  функции, всегда заложена в законодательную  базу таможенно-тарифного регулирования (закон о таможенном тарифе), в  организацию и товарную структуру  самого таможенного тарифа, в размер его ставок и механизм их формирования, в функции и организацию деятельности таможенной службы.

Свою роль таможенный тариф  в большинстве государств выполняет  в тесной взаимосвязи с налоговой  системой страны, которая обычно берет  на себя часть фискальных функций  тарифа и дополняет его регулирующее действие, а также во взаимодействии с другими средствами регулирования  внешней торговли.

В конце восьмидесятых  годов завершилась работа над  созданием Гармонизированной системы  описания и кодирования товаров, которая вступила в силу с 1 января 1988 года, и к которой присоединилось большинство стран мира. На долю данных государств приходится 85% всего  объёма международной торговли.

Гармонизированная система  описания и кодирования товаров  включает в себя: Унифицированную  товарную номенклатуру. Основные правила  классификации товаров и Алфавитный указатель.

Унифицированная товарная номенклатура состоит из 21 раздела, 99 глав и 1214 товарных позиций, подразделяющихся на 3553 подпозиции, которые, в свою очередь, состоят из 5019 субпозиций. При этом 98-я и 99-я главы отведены для специального использования странами-участницами. При формировании глав в основу положен принцип степени обработки товаров: сырьё, полуфабрикаты, готовые изделия. В основе построения товарных позиций, подпозиции и субпозиций применяется установленная последовательность признаков: назначение товара; степень его обработки; вид материала, из которого он сделан; удельный вес товара в мировой торговле и т. п.

В России товары классифицируются на основании ТН ВЭД (торговая номенклатура внешнеэкономической деятельности).

Таможенная пошлина накладывается  на таможенную стоимость товара, которая  определяется в соответствии с законодательством  каждой страны и может отличаться от экспортной или импортной цены товара, фиксируемой статистикой. Под таможенной стоимостью товара понимается нормально складывающаяся на открытом рынке между независимым продавцом и покупателем цена товара, по второй он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации.

Таможенная стоимость  товаров учитывается, прежде всего, при начислении различных таможенных платежей и при установлении стоимости  товаров для применения санкций  за таможенные правонарушения.

 

1.3. Виды таможенных пошлин и их особенности

Одной из основных составляющих доходной части бюджета стран  ТС являются таможенные платежи. По оценкам  специалистов таможенные платежи составляют более 35 процентов доходной части  федерального бюджета. От того, на сколько  законодательство подробно закрепит полный правовой механизм их уплаты и все  вопросы, которые с этой уплатой  связаны, настолько снижаются возможные  риски ухода от уплаты таких платежей.

Итак, к таможенным платежам относятся ( п. 1 ст. 70 ТК ТС ):4

1) ввозная таможенная  пошлина;

2) вывозная таможенная  пошлина;

3) налог на добавленную  стоимость, взимаемый при ввозе  товаров на таможенную территорию  таможенного союза;

4) акциз (акцизы), взимаемый  (взимаемые) при ввозе товаров  на таможенную территорию таможенного  союза;

5) таможенные сборы. 

В соответствии с пунктом 2 ст. 70 ТК ТС специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины. Также, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины представляют отдельный предмет регулирования Федерального закона РФ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и относятся к особым видам пошлин.

При перемещении товаров  через таможенную границу обязанность  по уплате таможенных пошлин, налогов  возникает в соответствии со статьями статьями 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344 и 360 ТК ТС. ( ст. 80 ТК ТС ).

Вывозом товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории является подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно  направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также  все последующие, предусмотренные  Таможенным кодексом Таможенного союза  действия с товарами и (или) транспортными  средствами до фактического пересечения  ими таможенной территории ТС.

Согласно п. 3 ст. 80 ТК ТС, таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случаях если:

- при помещении товаров  под таможенные процедуры, не  предусматривающие такую уплату, при соблюдении условий соответствующей  таможенной процедуры;

- при ввозе товаров,  за исключением товаров для  личного пользования, в адрес  одного получателя от одного  отправителя по одному транспортному  (перевозочному) документу, общая  таможенная стоимость которых  не превышает суммы, эквивалентной  200 (двумстам) евро по курсу валют,  устанавливаемому в соответствии  с законодательством государства  - члена таможенного союза, таможенным  органом которого осуществляется  выпуск таких товаров, действующему  на момент возникновения обязанности  по уплате таможенных пошлин, налогов;

- при перемещении товаров  для личного пользования в  случаях, установленных международными  договорами государств - членов таможенного  союза;

- если в соответствии  с ТК ТС, законодательством и  (или) международными договорами  государств - членов таможенного  союза, товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение. 

Согласно пункту 3 статьи 80 ТК ТС таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если:

1. при помещении товаров  под таможенные процедуры, не  предусматривающие такую уплату, при соблюдении условий соответствующей  таможенной процедуры;

2. при ввозе товаров,  за исключением товаров для  личного пользования, в адрес  одного получателя от одного  отправителя по одному транспортному  (перевозочному) документу, общая  таможенная стоимость которых  не превышает суммы, эквивалентной  200 (двумстам) евро по курсу валют,  устанавливаемому в соответствии  с законодательством государства  - члена таможенного союза, таможенным  органом которого осуществляется  выпуск таких товаров, действующему  на момент возникновения обязанности  по уплате таможенных пошлин, налогов;

3. при перемещении товаров  для личного пользования в  случаях, установленных международными  договорами государств - членов таможенного  союза;

4. если в соответствии  с настоящим Кодексом, законодательством  и (или) международными договорами  государств - членов таможенного  союза, товары освобождаются от  обложения таможенными пошлинами,  налогами (не облагаются таможенными  пошлинами, налогами) и при соблюдении  условий, в связи с которыми  предоставлено такое освобождение. 

В соответствии с п.2 ст. 80 ТК ТС, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в следующих случаях:

- уплаты или взыскания  таможенных пошлин, налогов в  размерах, установленных ТК ТС;

- помещения товаров под  таможенную процедуру выпуска  для внутреннего потребления  с предоставлением льгот по  уплате таможенных пошлин, налогов,  не сопряженных с ограничениями  по пользованию и (или) распоряжению  этими товарами;

- уничтожения (безвозвратной  утраты) иностранных товаров вследствие  аварии или действия непреодолимой  силы либо в результате естественной  убыли при нормальных условиях  перевозки (транспортировки) и  (или) хранения;

- если размер неуплаченной  суммы таможенных пошлин, налогов  не превышает сумму, эквивалентную  2 (двум) евро по курсу валют,  устанавливаемому в соответствии  с законодательством государства-члена  таможенного союза, на территории  которого возникла обязанность  по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент  возникновения обязанности по  уплате таможенных пошлин, налогов;

- помещения товаров под  таможенную процедуру отказа  в пользу государства, если  обязанность по уплате таможенных  пошлин, налогов возникла до регистрации  таможенной декларации на помещение  товаров под эту таможенную  процедуру;

- обращения товаров в  собственность государства-члена  таможенного союза в соответствии  с законодательством этого государства-члена  таможенного союза;

- обращения взыскания  на товары, в том числе за  счет стоимости товаров, в соответствии  с законодательством государства-члена  таможенного союза;

- отказа в выпуске товаров  в соответствии с заявленной  таможенной процедурой, в отношении  обязанности по уплате таможенных  пошлин, налогов, возникшей при  регистрации таможенной декларации  на помещение товаров под эту  таможенную процедуру;

Информация о работе Экономическая природа и функции таможенной пошлины