Экономическая природа и функции таможенной пошлины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать экспортные и импортные пошлины как способ наполнения доходной части федерального бюджета.
Важным способом регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий и наполняемости федерального бюджета является система таможенно-тарифных мер. Таможенно-тарифные меры – это меры, увеличивающие импортную или экспортную цену товаров при пересечении ими границы таможенной территории (территории, в отношении которой действуют отдельные тарифы, и другие меры регулирования торговли для существенной части торговли такой территории с другими территориями).

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Льгова.docx

— 104.66 Кб (Скачать файл)

- при признании ее безнадежной  к взысканию и списании в  порядке, определяемом законодательством  государств-членов таможенного союза;

- возникновения обстоятельств,  с которыми ТК ТС связывает  прекращение обязанности по уплате  таможенных пошлин, налогов.

При установлении таможенных процедур свободной таможенной зоны и свободного склада, в соответствии с пунктом 2 статьи 202 ТК ТС, обязанность  по уплате таможенных пошлин, налогов  возникает и прекращается в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.

При таможенном транзите(гл. 32 ТК ТС): 

-Обязанность по уплате  ввозных таможенных пошлин, налогов  в отношении иностранных товаров,  помещаемых под таможенную процедуру  таможенного транзита, возникает  у декларанта с момента регистрации  таможенным органом транзитной  декларации (ст. 227 ТК ТС). 

- При недоставке товаров  и документов на них в таможенный  орган назначения перевозчик  несет ответственность в соответствии  с законодательством государства  - члена таможенного союза, таможенным  органом которого товары помещены  под таможенную процедуру таможенного  транзита. ст. 224 ТК ТС 

При временном  хранении: 

- Владелец склада временного  хранения в отношении товаров,  хранящихся на складе временного  хранения, в случае их утраты  либо выдачи без разрешения  таможенного органа(статья 26 ТК ТС);

- В случае утраты товаров,  перевозимых железнодорожным транспортом,  хранящихся в транспортных средствах  в зоне таможенного контроля, либо их выдачи без разрешения  таможенных органов ответственность  за уплату таможенных пошлин, налогов несет лицо, получившее  разрешение на хранение товаров  в зоне таможенного контроля. 

Ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов при применении таможенных процедур несут: См. также  ст. 27 ТК ТС

Переработка на таможенной территории: 

- Обязанность по уплате  ввозных таможенных пошлин, налогов  в отношении товаров, помещаемых  под таможенную процедуру переработки  на таможенной территории, возникает  у декларанта с момента регистрации  таможенным органом таможенной  декларации ( п. 1 ст. 250 ТК ТС ) . 

Переработка для внутреннего потребления: 

- Обязанность по уплате  ввозных таможенных пошлин, налогов  в отношении товаров, помещаемых  под таможенную процедуру переработки  для внутреннего потребления,  возникает у декларанта с момента  регистрации таможенным органом  таможенной декларации. ( п. 1 ст.274 ТК ТС ). 

Переработка вне таможенной территории: 

- Обязанность по уплате  вывозных таможенных пошлин в  отношении товаров, помещаемых  под таможенную процедуру переработки  вне таможенной территории, возникает  у декларанта с момента регистрации  таможенным органом таможенной  декларации. (п.1 ст. 261 ТК ТС ). 

Временный ввоз: 

- Обязанность по уплате  вывозных таможенных пошлин в  отношении товаров, помещаемых  под таможенную процедуру временного  вывоза, возникает у декларанта  с момента регистрации таможенным  органом таможенной декларации. (п. 1 ст. 290 ТК ТС )

Таможенный  склад: 

- Обязанность по уплате  ввозных таможенных пошлин, налогов  в отношении иностранных товаров,  помещаемых под таможенную процедуру  таможенного склада, возникает (п. 1 ст. 237 ТК ТС ):

- у декларанта - с момента  регистрации таможенным органом  таможенной декларации;

- у владельца таможенного  склада - с момента размещения  товаров на таможенном складе. 

Уничтожение: 

- Декларант в отношении  отходов, образовавшихся в результате  уничтожения иностранных товаров  (пункт 2 статьи 309 ТК ТС). 

Временный вывоз: 

- Обязанность по уплате  ввозных таможенных пошлин, налогов  в отношении товаров, помещаемых  под таможенную процедуру временного  ввоза (допуска), возникает у декларанта  с момента регистрации таможенным  органом таможенной декларации.( п. 1 ст. 283 ТК ТС )

 

2.ЭКОНОМИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННЫ ПОШЛИН                            

2.1 . Влияние таможенных пошлин на эффективность национальной экономики

Сегодня экономические интересы крупных и мелких государств защищает сложный комплекс мер регулирования  ввоза и вывоза товаров, который  вряд ли говорит о либеральном  и открытом характере внешнеторговой политики каждой из этих стран. Характеристика этого торгово-политического механизма  в обобщенном виде дана приводимая ниже таблица (таблица 2.1)5.

Таблица 2.1.Современный торгово-политический механизм ряда стран (использование методов регулирования внешней торговли)

Страна

Сложный таможенный тариф

Квотирование

Лицензирование

Технические

Барьеры в торговле

Фито-

санитарные

нормы

Запрет

ввоза и

вывоза

Антидемпинговые и компенсационные

меры

США

+

+

+

+

+

+

+

Япония

+

+

+

+

+

+

+

Евросоюз

+

+

+

+

+

+

+

Япония

+

+

+

+

+

+

+

Канада

+

+

+

+

+

+

+

Австралия

+

+

+

+

+

+

+

Бразилия

+

+

+

+

+

+

+

Индия

+

+

+

+

+

+

+

КНР

+

+

+

+

+

+

+


Примечание: знак + означает, что данная группа мер используется указанным государством.

Национальный комплекс средств, регулирующих внешнюю торговлю с  зарубежными государствами, образует своеобразный «стыкующий механизм», с  помощью которого национальная экономика  сопрягается с экономикой других государств. Этот механизм гасит неблагоприятное  влияние процессов, развивающихся  в мировой экономике, поддерживает необходимое динамическое равновесие взаимных потоков товаров, услуг, капитала и рабочей силы, пересекающих национальную границу, создает оптимальные условия  для сбалансированного развития национальной экономики, проведения структурных  преобразований и нормализации других процессов, развивающихся в национальной экономике.

Рассмотрим некоторые  направления использования зарубежного  опыта, кодифицированные в рамках ВТО  и представляющие интерес для  России.

Опыт, накопленный во многих развитых и развивающихся странах, дает достаточно четкий ответ на вопрос, каким должен быть современный таможенный тариф.

Прежде всего, обращает на себя внимание глубоко дифференцированная товарная номенклатура таможенного  тарифа. В подавляющем большинстве  государств в этих целях используется Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС). Приведем цифры, говорящие об общем числе  товарных позиций в таможенных тарифах  ряда стран и групп стран (рис. 2.1):

 

Рис. 1.1 Число позиций в  таможенных тарифах ряда зарубежных стран, 2010 г.

Учитывая, что стандартная  шестизначная номенклатура ГС имеет 5019 позиций, таможенные тарифы, названных  выше государств, существенно продвинуты в сторону создания развитой национальной товарной номенклатуры, выходящей за шестой знак ГС. На долю названных стран  приходится около 2/3 оборота мировой  торговли.

Анализ «национальной» составляющей тарифной номенклатуры показывает, что  она всегда формируется в результате учета реальных национальных экономических  интересов страны. За шестой знак товарной номенклатуры ГС выводятся товары, в защите производства которых страна заинтересована или выделение которых  необходимо для ведения торговых переговоров, иногда и для других целей, включая фискальные. В этой связи нельзя не отметить, что лежащая  в основе ТНВЭД товарная номенклатура Евросоюза – это компромисс интересов  многих стран, структура экономики  и внешней торговли которых существенно  отличается от российской. Поэтому  России необходима разработка национальной составляющей товарной номенклатуры (выходящей  за шестой знак ГС). И с этой точки  зрения действующая номенклатура ТВ ВЭД, построенная на номенклатуре Евросоюза  нуждается в очень серьезной  модернизации и сближении с реальными  экономическими интересами промышленности и сельского хозяйства нашей  страны, которые властно требуют  российской (а не «европейской») товарной номенклатуры.

Средний уровень таможенного  обложения в развитых странах  и в части развивающихся государств заметно понизился в последние  три десятилетия. Это привело  к довольно распространенному мнению, что мир вступил в новую  эпоху свободной торговли. Однако, нет ничего более ошибочного, чем  эта точка зрения. Дифференцированная товарная номенклатура таможенного  тарифа позволяет, при сравнительно невысоком среднем уровне обложения, устанавливать высокие тарифные ставки (тарифные пики) на многие отдельные  товары международной торговли. Например, при среднем уровне обложения 3-4% уровень таможенного обложения  на текстиль и одежду в США – 14,6%; 9,1% – в Евросоюзе, 7,6% – в Японии. На отдельные товары этот уровень  существенно выше. В США, например, 52% импортированного текстиля и одежды облагаются пошлинами до 35 %; 19% импорта  химических товаров облагаются ставками до 10 %. В Евросоюзе 54% ввозимого текстиля и одежды облагаются ставками до 15 процентов; 60% ввозимых средств транспорта ставками до 10%. Не менее высок уровень таможенного  обложения в развивающихся государствах. Средний взвешенный уровень таможенного  обложения в конце 90-х годов (после  реализации снижения пошлин в итоге  Уругвайского раунда) приведен на рис. 2.2. Этот уровень в два раза и  более превышает средний уровень  таможенного обложения в России.

Рис. 1.2 Уровень таможенного  обложения в развивающихся странах, 2010 г.

Особенно высоким во многих странах остается уровень таможенного  обложения сельскохозяйственных продуктов. Соглашение по сельскому хозяйству  ВТО установило, что все нетарифные барьеры, действовавшие в сельскохозяйственной торговле в так называемый базовый период (1986-1988 гг.), должны были быть преобразованы в эквивалентные тарифные ставки (так называемая тарификация). Полученные тарифные ставки были добавлены к действующим таможенным пошлинам. А затем полученный уровень таможенного обложения должен был быть снижен к 1.1.2000 на 36%. В результате средний уровень таможенного обложения сельскохозяйственных товаров на названную дату вырос и составил 96% в Евросоюзе и 23% в США. Ставки пошлин на отдельные сельскохозяйственные товары далеко превысили этот размер. Например, в Японии пошлина на рис – 444%, на пшеницу – 193%; в США пошлины на молочные продукты – 93%, на сахар – 91%; в Евросоюзе пошлины на рис – 231%, на молочные продукты – 205%, на сахар – 279%.

К сказанному надо добавить, что характерная особенность  современной тарифной политики –  это так называемая «тарифная  эскалация» – повышение ставок пошлин по мере увеличения степени обработки  товаров.

Все отмеченное выше свидетельствует  о том, что современный таможенный тариф ведущих государств мира глубоко  дифференцирован как по числу  товарных позиций (по своей товарной номенклатуре), так и по высоте ставок пошлин.

В последнее десятилетие  в зарубежной практике существенно  продвинулись три направления, в  конечном итоге определяющие порядок  применения ставок пошлин к ввозимым товарам и их реальный уровень: классификация  товаров в рамках ГС, определение  страны происхождения товаров и  определение таможенной стоимости.

В отношении классификационных  решений новая редакция Конвенции  КИОТО рекомендует таможенным властям  принимать обязывающие предварительные  решения по просьбе заинтересованных лиц (рекомендация 9.9). Такие решения  должны быть разосланы во все таможни  страны и открыты для информации всех заинтересованных лиц. В конвенции  КИОТО предусматривается, что национальное законодательство должно определить форму  подачи заявления с просьбой о  предварительном решении, а также  сформулировать четкие требования о  сопровождающих заявление реквизитах (фотографии, образцы, подробное описание товара). Рекомендуемая продолжительность  действия предварительного классификационного решения от одного года до пяти лет.

Таможенная стоимость  импортных товаров в странах-членах ВТО определяется на основе Соглашения о применении статьи VII ГАТТ – 1994. Соглашение четко определяет, что основным методом  определения таможенной стоимости  является стоимость товаров в  сделке (transaction value). Переход к другим методам оценки осуществляется в  ходе консультаций между таможенными  властями и импортером, цель которых  только последовательный выход на другие базы оценки. Переход к 3,4,5 и другим методам таможенной оценки осуществляется последовательно. И только в том  случае, если таможенные власти не примут таможенную стоимость, основанную на предшествующем методе, о чем таможенные власти должны немедленно в письменной форме  известить импортера, дав ему  время на ответ. Соглашение о таможенной стоимости определяет четкие критерии, которыми должны руководствоваться  таможенные власти, используя методику этого Соглашения.

В отношении страны происхождения  товаров, действующие унифицированные  правила касаются импортных товаров, ввозимых из развивающихся государств и пользующихся преференциальными  пошлинами. Правила происхождения  товаров для непреференциального  импорта входят в круг ведения  Соглашения о правилах происхождения  товаров ВТО, устанавливающего организационные  и концептуальные основы определения  происхождения таких товаров. В  рамках ВТО работает рабочая группа для подготовки конкретных норм в  этой области.

Информация о работе Экономическая природа и функции таможенной пошлины