Экономическая сущность таможенной пошлины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение экспортных таможенных пошлин, а также анализ их влияния на поступления доходов в федеральный бюджет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Таможенная пошлина как вид таможенных платежей………………………………………………………………………5
Понятие, экономическая сущность и функции таможенных пошлин…5
Механизм исчисления и взимания таможенных пошлин………………9
Глава 2. Влияние вывозных таможенных пошлин на экономическое развитие Российской Федерации………….14
Доля экспортных пошлин в структуре доходов федерального бюджета Российской Федерации …………………………………………………..14
Сравнительный анализ структуры экспорта России и Германии……...17
Заключение…………………………………………………………………..20
Список использованной литературы.....………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

Таможня 2.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

Кафедра таможенного дела

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Дисциплина: «Таможенно - тарифное регулирование ВЭД и таможенная стоимость» 
Тема: «Экономическая сущность таможенной пошлины»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Выполнила: студентка 6 курса

                                                                         заочной формы обучения,

                                                                         специальность «Таможенное дело»

                                                                         Голышева Ю.

                                                                         Преподаватель:

 

                                                                         Оценка _____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

содержаНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Таможенная пошлина как вид таможенных платежей………………………………………………………………………5

    1. Понятие, экономическая сущность и функции таможенных пошлин…5
    2. Механизм исчисления и взимания таможенных пошлин………………9

Глава 2. Влияние  вывозных таможенных пошлин на экономическое  развитие Российской Федерации………….14

    1. Доля экспортных пошлин в структуре доходов федерального бюджета Российской Федерации …………………………………………………..14
    2. Сравнительный анализ структуры экспорта России и Германии……...17

Заключение…………………………………………………………………..20

Список  использованной литературы.....………………………….22

 

ВВЕДЕНИЕ

Установление ставок таможенных платежей, необходимых для регулирования международного товарооборота является одним из способов регулирования внешнеэкономической деятельности. При перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза (далее – ТС) у участника внешнеэкономической деятельности возникает обязанность по уплате таможенных платежей, к которым относятся и таможенные пошлины.

Современное законодательство ТС четко регламентирует процедуру обложения перемещаемого через таможенную границу товара таможенными платежами. Кроме того, законодательство Российской Федерации (далее – РФ), как государства - члена ТС, дополняет таможенное законодательство в части взимания таможенных платежей таможенными органами.

Нужно отметить немалую долю таможенных платежей в структуре федерального бюджета, которая по итогам 2012 г. составила 54.60 % доходной части федерального бюджета. Основную сумму поступающих таможенных платежей составляют именно таможенные пошлины. Из общей суммы поступивших в федеральный бюджет таможенных платежей доля вывозных пошлин в 2012 г. составила 71.41 %.

Отсюда вытекает немалое значение таможенных пошлин, основной функцией которых является фискальная, т.е. пополнение федерального бюджета.

Целью курсовой работы является изучение экспортных таможенных пошлин, а также анализ их влияния на поступления доходов в федеральный бюджет.

Среди задач работы можно выделить ознакомление с экономической сущностью таможенных пошлин, а также целями и механизмом их исчисления и взимания.

Объектом исследования является экспортная таможенная пошлина.

В работе были применены такие методы обработки информации, как метод классификации, метод систематизации, а также метод сравнительного анализа.

Цели и задачи исследования определяют общую структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы.

Первая глава «Таможенная  пошлина как вид таможенных платежей»  состоит из двух пунктов: «Экономическая сущность таможенных пошлин» и «Механизм  исчисления и взимания таможенных пошлин».

Вторая глава «Влияние вывозных таможенных пошлин на экономическое развитие Российской Федерации» состоит также из двух пунктов: «Доля экспортных пошлин в структуре доходов федерального бюджета Российской Федерации» и «Сравнительный анализ структуры экспорта России и Германии».

Список использованной литературы представляет собой перечень нормативно-правовых актов, регулирующих исчисление и взимание таможенных пошлин, а также сборники статистической информации о структуре поступлений в федеральный бюджет.

 

ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА  КАК ВИД ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

    1. Понятие, экономическая сущность и функции таможенных пошлин

При перемещении товаров  через таможенную границу ТС у  участника внешнеэкономической  деятельности возникает обязанность  по уплате таможенных платежей, которые являются экономическим инструментом управления внешнеторговой деятельностью. На протяжении уже двух десятилетий система таможенных платежей постоянно развивается, изменяется и совершенствуется. На современном этапе экономического развития происходят изменения в этой системе в условиях создания и функционирования ТС.

Правовые отношения  уплаты таможенных платежей регулируются Таможенным кодексом ТС (далее – ТК ТС), международными договорами государств-членов ТС, решениями Евразийской экономической комиссии (правопреемница Комиссии ТС) и национальным законодательством стран - участниц ТС.

В соответствии с таможенным законодательством ТС система таможенных платежей включает в себя следующие виды [1]:

  1. Таможенные пошлины:
    1. ввозная пошлина;
    1. вывозная пошлина;
    2. особые виды пошлин:
      • специальная,
      • антидемпинговая,
      • компенсационная.
  1. Налоги:
    1. налог на добавленную стоимость;
    2. акциз.
  1. Таможенные сборы:
    1. за таможенные операции;
    2. за таможенное сопровождение товаров;
    3. за хранение товаров.

Функция взимания таможенных платежей в Российской Федерации возложена на Федеральную таможенную службу, как государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела.

Экономическая сущность таможенных платежей определяет выполняемые ими функции, среди которых можно выделить две основные:

    1. фискальная (пополнение федерального бюджета);
    2. регулирующая (влияние на направление движения товаров).

Для начала необходимо разобраться в сущности вывозной таможенной пошлины, которая является обязательным платежом, взимаемым таможенными органами ТС в связи с экспортом товаров.

При вывозе товаров наряду с экспортной также может взиматься  сезонная таможенная пошлина, которая применяемая для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров, носящих сезонный характер, путем корректирования ставок пошлин. К примеру, на период сбора урожая и его реализации устанавливается высокая ставка таможенной пошлины как для защиты отечественного производителя на внутреннем рынке, так и для препятствия вывоза сельскохозяйственных товаров для обеспечения потребностей национального рынка. Ставки сезонных пошлин устанавливаются Правительством РФ. Законодательно установлено, что такой вид пошлин может применяться до полугода.

Являясь инструментом внешнеторговой деятельности, пошлина, как элемент  системы таможенных платежей, выполняет фискальную и регулирующую функции.

Как уже говорилось выше, таможенная пошлина (как экспортная, так и импортная) является существенным источником пополнения доходной части  федерального бюджета РФ. В этом и состоит сущность фискальной функции таможенной пошлины, которая в современных условиях развития российской экономики является, к сожалению, наиболее значимой для государства. Общемировая практика показывает, что уровень обложения перемещаемых через таможенную границу товаров в странах с высоким уровнем экономического развития минимален. Между такими показателями как уровень экономического развития и доля таможенных платежей (в том числе и таможенных пошлин) в мире существует обратно пропорциональная зависимость. Это ещё раз доказывает факт того, что наше государство на сегодняшний день находится не на столь высоком уровне своего экономического развития.

Кроме роли источника  пополнения федерального бюджета, таможенная пошлина выполняет функцию одного из основных экономических инструментов регулирования перемещения товаров через таможенную границу. Путем установления ставок таможенных пошлин, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию ТС, государственные органы защищают отечественных производителей от иностранной конкуренции (в том числе недобросовестной), способствуя тем самым протекционистской политике государства. Применение ставок вывозных таможенных пошлин, в свою очередь, способствует предотвращению нежелательного экспорта товаров, стоимость которых на территории государства ниже общемирового уровня цен (к примеру, из-за доступности природных ресурсов в стране их себестоимость минимальна в сравнение с их добычей на территории других государств). В этом контексте необходимо отметить высокую значимость грамотного установления ставок как ввозных, так и вывозных таможенных пошлин таможенными органами РФ, как государства, носящего именно сырьевой характер экспорта. Ведь именно с помощью высоких ставок таможенных пошлин можно подтолкнуть либо даже вынудить отечественного производителя обрабатывать товары внутри страны, вывозя в результате товары с более высокой степенью обработки по более высоким ценам. Тем самым, производитель сможет как увеличить прибыль от своей внешнеэкономической деятельности, так и способствовать развитию обрабатывающей промышленности внутри страны и росту уровня экономического развития государства в целом.

22 августа 2012 года после 18 лет переговоров РФ официально вступила во Всемирную торговую организацию. Подписанный и ратифицированный Госдумой договор о вступлении в ВТО предполагает значительную либерализацию таможенно-тарифной политики в отношении импортных товаров, снижение заградительных пошлин, отмену части преференций российским производителям.  К сожалению, в результате этого вступления наблюдается снижение ставок вывозных таможенных пошлин и на товары с низкой степенью обработки.

Например, после вступления страны в ВТО ожидается снижение пошлин на вывоз древесины. В рамках квот, которые составляют около 6 млн. кубометров для стран Евросоюза и 286 тыс. кубометров для других государств, таможенная пошлина на вывоз необработанных хвойных пород снизится почти вдвое. В результате экспортировать необработанную древесину станет выгоднее, что может негативно сказаться на российских производителях мебели [16].

Такая политика организации  несколько противоречит внешнеэкономической политике РФ, которая велась ранее, а именно принципу эскалации, который был введён для создания барьеров на пути ввоза готовых изделий и стимулирования импорта сырья и механизмов, необходимых для производства и последующего развития обрабатывающего секторы и вывоза товаров с более высокой степенью обработки.

Основной целью функционирования Всемирной торговой организации  является либерализация международной  торговли, которая заключается в минимизации экономических барьеров при входе компании на зарубежный рынок, а также в устранении нетарифных барьеров и количественных ограничений [11]. В связи с этим государства - члены Всемирной торговой организации при своём вступлении в это интеграционное объединение принимают определённые условия, которые направлены, в основном, на снижение уровня таможенного обложения товаров при их перемещении через таможенную границу участниками внешнеэкономической деятельности для облегчения им процесса расширения рынков сбыта. Таким образом, ставки таможенных пошлин должны быть снижены, но ведь помимо этого вида таможенных платежей существуют иные экономические рычаги воздействия.

К примеру, на новые ввозимые в РФ автомобили таможенная пошлина  после вступления в ВТО снижается с 30% до 25%, а затем в течение 7 лет – с 25% до 15%. При этом, с 1 сентября 2012 г. в России действует утилизационный сбор на подержанные иномарки – от 26 800 до 165 200 рублей [16]. От уплаты сбора освобождаются личные автомобили беженцев, дипломатов, раритетные автомобили старше 30 лет и машины, прибывшие с территории ТС.

Таким образом, существуют некие «обходные пути», с помощью  которых государство будет пытаться восполнять потери федерального бюджета после вступления в эту всемирную организацию. А ведь потери, действительно, ожидаются существенными. К примеру, по расчётам Института народно-хозяйственного прогнозирования Российской академии наук ежегодно РФ будет терять порядка 1% ВВП (7,2 млрд. долл. в год). Учёные Российской академии сельскохозяйственных наук подсчитали, что только российский Агропром будет терять около 4 млрд. долл. ежегодно. В отношении федерального бюджета Министерством финансов РФ прогнозируются ежегодные потери  в 315 млрд. руб. [12].

Информация о работе Экономическая сущность таможенной пошлины