Экономическая сущность таможенной пошлины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение экспортных таможенных пошлин, а также анализ их влияния на поступления доходов в федеральный бюджет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Таможенная пошлина как вид таможенных платежей………………………………………………………………………5
Понятие, экономическая сущность и функции таможенных пошлин…5
Механизм исчисления и взимания таможенных пошлин………………9
Глава 2. Влияние вывозных таможенных пошлин на экономическое развитие Российской Федерации………….14
Доля экспортных пошлин в структуре доходов федерального бюджета Российской Федерации …………………………………………………..14
Сравнительный анализ структуры экспорта России и Германии……...17
Заключение…………………………………………………………………..20
Список использованной литературы.....………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

Таможня 2.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)
    1. Механизм исчисления и взимания таможенных пошлин

Обязанность по уплате вывозной таможенной пошлины возникает у  декларанта при помещении товаров  под определённую таможенную процедуру, перечень которых установлен таможенным законодательством ТС [1]:

  1. Экспорт
    • если не установлены льготы по уплате;
    • возникновение обязанности уплаты – с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации;
    • подлежат уплате до выпуска товаров.
  1. Таможенный транзит
    • возникновение обязанности уплаты – с момента регистрации таможенным органом транзитной декларации;
    • прекращение обязанности уплаты – завершение процедуры;
    • обеспечение уплаты – мера обеспечения соблюдения транзита.
  1. Переработка вне таможенной территории
    • с полным условным освобождением от уплаты;
    • возникновение обязанности уплаты – с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации;
    • прекращение обязанности уплаты – завершение действия процедуры до истечения срока переработки;
    • сроком уплаты пошлин считается:
    1. если товар без разрешения таможенного органа был передан лицу, которое непосредственно не осуществляет операции по переработке – день такой передачи товаров (если не установлен, то день выявления таможенным органом факта такой передачи);
    1. если товар был утрачен до истечения срока его переработки (кроме установленных случаев) – день такой утраты (если не установлен, то день выявления таможенным органом факта утраты);
    2. если процедура до истечения срока переработки не завершена – день истечения срока переработки товаров.
  1. Временный вывоз
    • с полным условным освобождением от уплаты;
    • возникновение обязанности уплаты – с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации;
    • прекращение обязанности уплаты – завершение процедуры;
    • если процедура до истечения срока временного вывоза не завершена (кроме установленных случаев), срок уплаты – день истечения срока временного вывоза.

При помещении товаров  под таможенную процедуру, предполагающую уплату вывозной таможенной пошлины, сумма подлежащих уплате пошлин должна соответствовать суммам вывозных таможенных пошлин, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта.

Кроме перечисленных  случаев прекращения обязанности  по уплате таможенных пошлин п. 2 ст. 80 ТК ТС предусматривает следующие:

    1. уплата либо взыскание таможенных пошлин;
    2. размер неуплаченной суммы в эквиваленте не превышает 5 евро по действующему курсу валют;
    3. отказ в выпуске товаров;
    4. признание неуплаченной суммы безнадёжной к взысканию и её списание;

Объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу, а базой для их исчисления является таможенная стоимость и (или) их количество в зависимости от вида ставки таможенной пошлины.

Необходимо отметить, что существуют несколько видов  ставок таможенных пошлин [1]:

    1. адвалорная ставка, которая устанавливается в процентах к таможенной стоимости перемещаемого товара,
    2. специфическая ставка, которая устанавливается в зависимости от физических характеристик перемещаемого товара в натуральном выражении (например, массы, количества или объёма),
    3. комбинированная ставка, которая сочетает адвалорную и специфическую ставки (величина взимаемой пошлины определяется путём сравнения, когда выбирается большая величина, либо сложения, при котором производится суммирование).

Наиболее распространённым видом ставок таможенных пошлин является адвалорный. Отсюда и вытекает особое значение, придаваемое правильности определения таможенной стоимости товаров, и необходимость представления декларантом таможенному органу пакета документов, подтверждающих заявляемые им сведения в отношении стоимости товаров и произведённых с ними действий (упаковка, маркировка, транспортировка, страхование и т.д.).

Ставки вывозных таможенных пошлин предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2012 г. № 756 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из РФ за пределы государств-участников соглашений о ТС, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ».

Кроме того отдельными нормативно-правовыми актами могут быть установлены ставки таможенных пошлин на конкретные категории товаров. К примеру, с 1 ноября текущего года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 24 октября 2012 г. № 1090 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств-участников соглашений о Таможенном союзе».

Суммы подлежащих уплате таможенных пошлин исчисляются плательщиками, т.е. лицами, на которые возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, самостоятельно. При взыскании исчисление подлежащих уплате сумм производится таможенным органом того государства-члена ТС, где подлежат пошлины уплате.

Исчисление производится в валюте государства-члена ТС, таможенному органу которого была подана таможенная декларация. При необходимости перерасчёта иностранной валюты применяется курс, действовавший на день регистрации таможенной декларации.

Вывозные таможенные пошлины уплачиваются на счёт Федерального казначейства того государства-члена  ТС, с территории которого фактически вывозятся товары.

При перемещении товаров  через таможенную границу ТС может  возникнуть ситуация с его вывозом с территории государства, где товар не был фактически произведён и в котором применяется меньшая либо нулевая ставка пошлины. В этом случае государство, фактически выпускающее товар, обязано обеспечить взыскание вывозных пошлин по ставке, применяемой именно той страной, где был произведён товар [3].

 

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ВЫВОЗНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    1. Доля экспортных пошлин в структуре доходов федерального бюджета Российской Федерации

Нужно отметить немалую долю таможенных платежей в структуре федерального бюджета РФ. По данным Заключения Счётной палаты РФ  по результатам 2010 г. доля таможенных пошлин и сборов в общей структуре доходной части государственного бюджета составила 38.12 % [14].

По данным Федерального казначейства общая сумма таможенных платежей,  поступивших в федеральный бюджет, в 2011 г. составила более 5 195.5 млрд. рублей [13]. Распределение поступлений по видам таможенных платежей, основную часть которых составляют таможенные пошлины (71.50 %), можно представить в Диаграмме 1.

 

Диаграмма 1. Поступления  таможенных платежей в федеральный  бюджет Российской Федерации за 2011 г., руб.

Согласно данным Росстата и Федерального казначейства за 2011 г. доходы от внешнеэкономической деятельности составили 41.01 %, а налоги на ввозимые товары – 13.60 % [17]. Можно сделать вывод о том, что доля таможенных платежей в структуре доходной части федерального бюджета за 2011 г. составила 54.61 %.

Из общей суммы таможенных платежей, поступивших в 2011 г. в федеральный бюджет, доля каждого из них составила [13]:

    • ввозные таможенные пошлины – 0,04 %,
    • вывозные таможенные пошлины – 71,41 %,
    • НДС – 27,05 %,
    • акцизы – 0,89 %,
    • таможенные сборы – 0,60 %.

Что касается 2012 года, то по данным ФТС России за период с января по ноябрь общая сумма таможенных платежей составила 5279.66 млрд. рублей [15].

Вышеприведенные данные наглядно демонстрируют доминирующую роль таможенных платежей в структуре федерального бюджета, тем самым подчёркивая их фискальную функцию как основополагающую. На основе вышеприведённых данных также необходимо отметить огромную роль именно вывозных таможенных пошлин в формировании федерального бюджета.

Что касается товарной структуры экспорта, то наиболее доходным является вывоз таких товаров, как сырой нефти, нефтепродуктов и природного газа [9], что наглядно продемонстрировано в Диаграмме 2.

 

 

Диаграмма 2. Товарная структура  экспорта России за 2011 г.

Вышеприведенные данные в очередной раз подчеркивают сырьевой характер экспорта России.

На протяжении многих лет наиболее прибыльной в части поступающих в федеральный бюджет экспортных пошлин является отрасль топливно-энергетических товаров. Для сравнения динамики изменения этого показателя необходимо основываться на данных за аналогичные периоды. К примеру, за первое полугодие 2011 г. доля поступающих таможенных пошлин от экспорта товаров топливно-энергетической отрасли составила 72.37 % общего объема экспорта, в период с января по июль 2012 г. этот показатель составил 71.98 %.

Несмотря на незначительное снижение, эти показатели демонстрируют  необходимость изменения структуры  доходов федерального бюджета в  целом, а также от внешнеэкономической деятельности в частности. Таможенно-тарифное регулирование является одним из основных инструментов  решения задач перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности страны.

По прогнозу динамики изменения доходов от уплаты вывозных таможенных пошлин уже к 2014 г. планируется некоторое уменьшение доходов федерального бюджета от экспорта энергоресурсов в части уплаты вывозных пошлин. Хочется верить, что это восполнится увеличением поступлений таможенных пошлин от экспорта товаров с высокой степенью обработки.

    1. Сравнительный анализ структуры экспорта России и Германия

На фоне товарооборота  государств-членов Евросоюза РФ заметно уступает в своем экономическом развитии. Для сравнения рассмотрим экспорт Германии, которая является ярким примером европейской страны-экспортера высокотехнологичной продукции. У наших стран на протяжении длительного времени развиваются торгово-экономические отношения, основанные на том, что Германия импортирует российские энергоресурсы, а взамен поставляет в Россию высокотехнологичный товар с высокой степенью обработки.

Согласно таможенной статистике,  за весь 2012 г. экспорт Германии составил 1060 млрд. евро [17], а России – 356 млрд. евро.

Как известно, экспорт  высокотехнологичной продукции дает несравнимо больший доход, чем экспорт сырья и товаров с низкой степенью обработки. В России основная доля экспортируемых доходов приходится на нефтегазовые поступления, Германия же получает 58 % доходов от экспорта автомобилей, их комплектующих и средств производства.

Кроме того, необходимо отметить разнообразие структуры ввозимых в  Германию товаров, где доля импорта  любой продукции не превышает 30 %. Что касается России, то ввоз машин  и оборудования составляет порядка 45 % общего объема импорта, что четко указывает на внутренне потребление без дальнейшей переработки.

Согласно плану экономического развития РФ в долгосрочной перспективе развитие российско-германских торгово-экономических отношений будет определяться высоким уровнем активности двустороннего сотрудничества в энергетической сфере. Одновременно усилится технологическая взаимосвязь между странами, базирующаяся на немецких инвестициях в Россию, экспорте технологий и технологического оборудования из Германии [6].

Очевидно, что любая  страна не может развивать экономику без энергоресурсов. В РФ же их достаточно как для развития собственного производства, так и для экспорта. К сожалению, мы можем наблюдать лишь вывоз этих товаров без достаточного собственного развития. Ситуация осложняется ещё и тем, что для нашей страны характерна тенденция роста импорта товаров с высокой степенью обработки, что ещё больше загоняет национальную экономику в тупик. Для России такая тенденция опасна, так как идёт торможение не только развития, нормального импортозамещения, но и наблюдается снижение притока капитала в неконкурентоспособные отрасли.

Необходимыми мерами в данной ситуации служат создание благоприятных условий для импортозамещения и пересмотр структуры экспорта. Решение этих проблем возможно при совершенствовании механизма тарифной эскалации, то есть повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки. Так при повышении ставки тарифа по мере роста добавленной стоимости продукта повышается уровень  защиты производителей продукции с высокой степенью обработки от внешней конкуренции. Развитые страны, производящие и экспортирующие в основном высокотехнологичную продукцию одновременно получают две экономических выгоды. Во-первых, за счет установления высоких таможенных пошлин на ввоз продукции с высокой степенью обработки происходит защиту собственного высокотехнологичного производство. Во-вторых, приобретаемое сырьё имеет невысокую стоимость за счет его ввоза по низким ставкам таможенных пошлин. Из такого сырья создается высокотехнологичная продукция, которая идёт на внутренний и внешний рынок. Таким образом, развивающиеся страны не имеют возможности выйти на рынок развитых государств, тем самым с каждым годом увеличивается их технологическая отсталость, ведь невозможность выйти на внешние рынки консервирует производство и развитие, оставляя страну на том же уровне экспортирования сырьевых ресурсов. Одной из возможностей развития технологичного производства Правительство РФ предполагает создание союза государств, торговля между которыми возможна на льготных или особых условиях. В данном случае таким союзом для России изначально послужил Таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном.

Информация о работе Экономическая сущность таможенной пошлины