Экономические основания внешнеторговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 16:13, лекция

Краткое описание

В любом государстве осуществляется внешнеэкономическая деятельность, включающая в себя внешнюю торговлю товарами, региональную экономическую интеграцию (региональное экономическое сотрудничество, создание торгово-экономических группировок), международное движение капитала, миграция рабочей силы. Ни одно государство не может существовать изолированно. Важнейшей составляющей внешнеэкономической деятельности является внешнеторговая деятельность, под которой понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция 1.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Лекция 1. Экономические основания внешнеторговой деятельности

Тема 1.1. Международное регулирование внешнеторговой деятельности

В любом государстве осуществляется внешнеэкономическая деятельность, включающая в себя внешнюю торговлю товарами, региональную экономическую интеграцию (региональное экономическое сотрудничество, создание торгово-экономических группировок), международное движение капитала, миграция рабочей силы. Ни одно государство не может существовать изолированно. Важнейшей составляющей внешнеэкономической деятельности является внешнеторговая деятельность, под которой понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Внешнеторговая деятельность предполагает трансграничное перемещение товаров и услуг (перемещение товаров через границы государств). К внешней торговле товарами относится их импорт и экспорт. В первом случае это ввоз товара на таможенную территорию определенного государства или ТС без обязательства об обратном вывозе, во втором – вывоз товара с таможенной территории без обязательства об обратном ввозе.

Соответственно все государства контролируют эти перемещения, при этом они регулируют эти товарные потоки в своих интересах посредством применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Существует два основных метода государственного регулирования внешнеторговой деятельности: 1) таможенно-тарифное регулирование и 2) нетарифное регулирование (например, ст. 19, 20 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности").

Таможенно-тарифное регулирование – это метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Таможенно-тарифные меры регулирования внешнеторговой деятельности – это меры, увеличивающие импортную или экспортную цену товаров при пересечении ими границы таможенной территории. Сущность этого метода заключается в том, что посредством взимания таможенных пошлин государство выполняет следующие свои основные функции: фискальную, защитную (для защиты отечественных товаров от иностранной конкуренции), для стимулирования импорта определенных категорий товаров.

Нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера на ввоз и вывоз товаров.

В основе мер нетарифного регулирования лежит административное ограничение экспорта или импорта (экспортные и импортные квоты, лицензии, ограничения и запреты).

Инструментом реализации мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли товарами является таможенное дело. Посредством таможенного дела осуществляются и обеспечиваются меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Таможенное дело – это то, посредством чего реализуются меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Если исходить из понимания таможенного дела с точки зрения его целей, то оно представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Перемещение товаров через таможенные границы часто происходит в рамках международной торговли, которая так же как и таможенное дело носит трансграничный характер. Посредством таможенного дела государства осуществляют регулирование своей внешнеторговой деятельности таможенно-тарифными и нетарифными методами. От лица государства таможенное дело реализуют таможенные органы. Это целевой подход к пониманию таможенного дела, т.е. для чего оно существует, для чего необходимо.

Если исходить из сущностного осознания, под таможенным делом следует понимать сферу деятельности государства, связанную с обеспечением соответствующими государственными органами (таможенными органами) порядка и правил, при соблюдении которых лица могут осуществить право на перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств. Порядок перемещения лиц, товаров и транспортных средств через таможенную границу предполагает необходимость соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Порядок перемещения товаров и транспортных средств лицами и порядок перемещения самих лиц предполагает соблюдение ими основных положений, правил государственного регулирования внешнеторговой деятельности, которые необходимо соблюдать, чтобы переместить товары и транспортные средства через таможенную границу. Иными словами, в основе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу лежит соблюдение определенного порядка и правил перемещения. Этот порядок и правила необходимо установить, тем самым определить содержание таможенного дела. Установление порядка и правил – это регулирование, установление порядка и правил перемещения товаров и транспортных средств лицами, т.е. таможенное регулирование.

Для того чтобы переместить товары, необходимо соблюсти порядок и правила. Они включают в себя необходимость пройти таможенное оформление и таможенный контроль, т.е. таможенные процедуры, составляющие таможенное оформление, которое включает в себя прибытие товаров на таможенную территорию, внутренний таможенный транзит, временное хранение, декларирование, выпуск товаров. Таможенное оформление включает в себя уплату таможенных платежей и прохождение определенных форм таможенного контроля. Именно в процессе таможенного оформления и таможенного контроля реализуются меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а именно: взимаются пошлины, контролируется выполнение мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Одной из важнейших процедур таможенного оформления является декларирование товаров, т.е. заявление сведений о товарах, их количестве, происхождении, применимых в отношении них ставок таможенных пошлин и иных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности и т.д.

1.2. Понятие мировой экономики  и мирового рынка

Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства второй половины XX века является интенсивное развитие международных экономических отношений (МЭО). Происходит расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран, экономическими группировками, отдельными организациями. Совершенствуется и перестраивается механизм реализации МЭО. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернационализации финансово-экономических связей, глобализации мирового хозяйства, увеличении открытости национальных экономик, их взаимодополнении и сближении, развитии и укреплении региональных международных структур.

Процессы взаимодействия, сближения, сотрудничества носят противоречивый, диалектический характер. Диалектика международных экономических отношений состоит в том, что стремление к экономической независимости, укреплению национальных хозяйств отдельных стран приводит в итоге ко все большей интернационализации мирового хозяйства, открытости национальных экономик, углублению международного разделения труда.

Современное мировое хозяйство (мировая экономика) – это глобальный экономический организм, совокупность национальных экономик, находящихся в тесном взаимодействии и взаимозависимости, подчиняющийся объективным законам рыночной экономики.

Мировое хозяйство является сложной системой. Вся совокупность национальных экономик скреплена движением товаров, услуг и факторов производства. На этой основе между странами возникают международные экономические отношения, т.е. хозяйственные отношения между резидентами и нерезидентами.

Международные экономические отношения (МЭО) включают многоуровневый комплекс экономических отношений между  отдельными странами, их региональными объединениями и субъектами, а также отдельными предприятиями (транснациональными корпорациями) в системе мирового хозяйства.

Международные экономические отношения являются формой существования и развития мирового хозяйства, его внутренним механизмом.

Они включают:

1.  Международную торговлю товарами и услугами.

2.  Международное движение капитала.

3.  Международную миграцию рабочей силы.

4.  Торговлю знаниями (передачу технологий).

5.  Валютно-расчетные отношения.

6.  Кредитные отношения.

7.  Кооперацию производства.

Под мировым рынком понимается сфера обмена между государственно-обособленными национальными экономиками. Мировой рынок сформировался в основном как товарный, а после образования мирового хозяйства стал расширяться и принял более развитые формы: наряду с товарным возникают рынки капиталов, рабочей силы, валют, услуг. Объем и направления товаропотоков мирового рынка отражают характер международного  разделения  
труда.

 Мировой рынок имеет достаточно сложную структуру, элементы которой тесно взаимосвязаны. В качестве основных элементов структуры мирового рынка можно выделить:  
международный рынок товаров, который включает международный рынок предметов потребления, международный рынок продовольствия, международный рынок машин и оборудования, международный рынок сырья;  
международный рынок капиталов, включающий, в свою очередь, международный рынок ссудных капиталов, международный рынок акций, международный рынок облигаций;  
международный рынок рабочей силы, состоящий из международного рынка рабочих и международного рынка специалистов;  
международный рынок услуг, элементами которого выступают международный рынок лицензий и ноу-хау, международный рынок инжиниринговых, транспортных, туристических, рекламных, страховых услуг, международный рынок программ математического обеспечения ЭВМ;  
• международный рынок валюты.  
Мировой рынок обладает рядом специфических черт по сравнению с национальным, к которым относятся:  
мобильность ресурсов, товаров и услуг, которая на мировом рынке значительно ниже, чем на национальном;  
движение товаропотоков на мировом рынке в большей степени, чем на внутреннем, подвергается политическому вмешательству и контролю со стороны государства;

существование собственной системы цен, называемых мировыми ценами;  
использование своей валюты каждой страной в процессе расчетов на мировом рынке, что требует корректировки обменных курсов национальных валют относительно паритета покупательной способности.  
Меры, используемые государством или группой государств в сфере внешнеторговой деятельности, составляют содержание внешнеторговой политики. Ее основными элементами выступают протекционизм, система свободной торговли, демпинг. Протекционизм — это деятельность государства, способствующая развитию национальной экономики путем ограждения ее от иностранной конкуренции. Современная система протекционистских мер охватывает следующие основные направления:  
таможенное обложение, затрудняющее ввоз и вывоз определенных видов продукции;  
нетарифные барьеры, представляющие собой совокупность прямых и косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности при помощи системы экономических, политических и административных методов;  
средства государственного стимулирования экспорта в виде прямых дотаций и льготных экспортных кредитов.  
Свободная торговля — это торговля, не ограничиваемая какими-либо барьерами. Демпинг — это экспорт по "бросовым" ценам, значительно ниже нормальных, целью которого является подав-ление конкурентов.  
Международные экономические отношения Беларуси можно подразделить на две группы: 1) экономические связи со странами СНГ; 2) экономические связи с дальним зарубежьем. Поскольку каждая из этих групп мирохозяйственных связей имеет свою специфику, кратко остановимся на их характеристике и проблемах, возникающих на пути их развития.  
Специфика сложившейся структуры хозяйства Беларуси, про-мышленность которой ориентирована на ввоз сырья и комплектующих изделий и вывоз готовой продукции, делает ее в значительной степени зависимой от внешнего мира. Прежде всего это касается стран СНГ, зависимость от которых создавалась десятилетиями. Поскольку быстрая переориентация экспорта и импорта республики в ближайшее время маловероятна в силу объективных причин, основной упор во внешнеторговой политике по-прежнему делается на эту группу стран, и прежде всего на Россию. Следует отметить, что процесс восстановления разорванных экономических связей стран СНГ протекает достаточно сложно в силу ряда причин. Это углубление кризисных явлений практически во всех странах СНГ, трудности во взаимных расчетах, задолженность за поставленную продукцию, использование во внешнеторговой политике элементов тарифного и нетарифного регулирования (квоты, лицензии, таможенные пошлины, плата за транзит), гиперинфляция, появление национальных валют и т.д.  
В перспективе предполагается усиление интеграции стран СНГ, создание экономического сообщества или экономического союза, сформированных на принципах общего экономического пространства, проведения согласованной бюджетной, денежно-кредитной, валютной и таможенной политики, а также политики в области государственного регулирования поставок важнейших видов продукции для нужд государств — членов экономического союза.  
Экономический союз должен создаваться путем поэтапного углубления интеграции, координации действий в осуществлении экономических реформ, создания межгосударственной ассоциации свободной торговли, таможенного и валютного союзов, общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.  
Если развитие мирохозяйственных связей со странами СНГ наталкивается на значительные трудности, то в еще большей степени это относится к странам дальнего зарубежья.  
Следует отметить, что современные тенденции в мировой экономике не благоприятствуют интеграции России в международное разделение труда. Западные страны не стремятся поощрять производство высокотехнологичной продукции в странах бывшего СССР, чтобы избежать конкуренции на рынках соответствующей продукции. В условиях либерализации мировой тор-говли сохраняются "технологический протекционизм", т.е. сдерживание обмена новейшей технологией, а также различные тарифные и нетарифные барьеры для проникновения наших товаров на рынки западных стран. Кроме того, снижение активности внешнеэкономической деятельности республики обусловлено ухудшением материальных предпосылок, вызванным распадом СССР; отсутствием опыта самостоятельного выхода на внешний рынок; неразвитостью соответствующей инфраструктуры, неэффективностью экспортной специализации, сложившейся без учета минерально-сырьевой базы и геополитического положения республики; низкой конкурентоспособностью наших товаров; неэффективностью использования рычагов рыночной экономики.

Несмотря на это необходимость интеграции России в мировой рынок очевидна. Долгосрочная стратегия развития внешнеэкономических связей страны предусматривает поэтапное повышение открытости экономики по мере создания конкурентоспособного экспортного потенциала и перехода к рыночной экономике; последовательное уточнение приоритетов на основе поиска альтернативных источников обеспечения энергоносителями, сырьем и взаимовыгодного сотрудничества. В качестве основных направлений внешнеэкономической стратегии и политики России выделяются создание благоприятных внешних условий для формирования социально ориентированной рыночной экономики и интеграции страны в европейскую и мировую хозяйственную систему в качестве равноправного члена и партнера; активизация двух- и многостороннего сотрудничества в области охраны окружающей среды; расширение участия в работе международных организаций.  

Этапы и тенденции развития мирового хозяйства.

Можно выделить несколько значительных этапов в развитии мирохозяйственных связей:  
первый — начался до нашей эры и продолжался до XIX в. Мирохозяйственные связи на этом этапе были случайными, нерегулярными и проявлялись в основном в форме торговли;  
второй — начался в XIX в., в эпоху промышленных революций, и продолжался до середины XX в. Развитие мирохозяйственных связей в этот период стало экономической необходимостью для индустриальных экономик. Они стали постоянными и устойчивыми, проявляясь в формах миграции товаров, капиталов, валют, рабочей силы;  
третий — начался во второй половине XX в. Во многом он связан с влиянием НТР на современное производство, международное разделение труда, развитие производственной инфраструктуры. Этот этап характеризуется:  
усилением взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик, проявляющимся в интернационализации производства;  
формированием международных механизмов регулирования мирохозяйственных связей и активизацией их деятельности;  
более высокой результативностью межнационального взаимодействия по сравнению с суммой национальных результатов.  
Новые технико-технологические условия производства позволяют создавать производство с учетом не национального, а мирового рынка. Появление новых видов транспорта и связи облегчает доступ к ресурсам во всех концах земли и управление огромными международными производственными комплексами. Все это свидетельствует о новом, качественном состоянии мировой экономики, для обозначения которого в экономической литературе используется термин "всемирное хозяйство", подразумевающий его растущую целостность. Если раньше мирохозяйственные связи были вторичными, производными от национальных экономик, то сегодня сами национальные экономики становятся зависимыми от мирохозяйственных связей, состояния мирового рынка.

Информация о работе Экономические основания внешнеторговой деятельности