Экономические основания внешнеторговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 16:13, лекция

Краткое описание

В любом государстве осуществляется внешнеэкономическая деятельность, включающая в себя внешнюю торговлю товарами, региональную экономическую интеграцию (региональное экономическое сотрудничество, создание торгово-экономических группировок), международное движение капитала, миграция рабочей силы. Ни одно государство не может существовать изолированно. Важнейшей составляющей внешнеэкономической деятельности является внешнеторговая деятельность, под которой понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция 1.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

Мировой рынок определяет товарные стандарты, издержки производства, влияет на национальные экономические программы. События, происходящие в одной стране или регионе, через механизмы мирового рынка отражаются на экономическом потенциале других стран.  
Всемирное хозяйство — это, с одной стороны, целостный, а с другой — внутренне противоречивый экономический организм. Объективной основой его целостности выступают прежде всего общечеловеческие интересы. К ним относятся предотвращение ядерной катастрофы и разоружение, сохранение среды обитания человека, преодоление проблемы дефицита ресурсов. Кроме того, НТП и структурные сдвиги в мировой экономике, тенденции развития мировой торговли и валютно-кредитных отношений, движение рабочей силы и капиталов, деятельность международных монополий затрагивают интересы каждого государства. В то же время каждая страна имеет свою историческую и национальную специфику, которая порождает социально-экономические особенности, определяет уровень ее развития. Поскольку на мировом рынке труднее, чем в национальной экономике, удержать лидерство, соотношение сил между основными центрами экономических отношений постоянно меняется. Вместе с тем мировой рынок в значительной степени монополизирован и на нем сложно утвердиться новым конкурентам. Торговые войны, долговые кризисы, ограничения импорта товаров и рабочей силы и другие факты свидетельствуют о противоречивом характере мирохозяйственных связей.  
Таким образом, существуют две тенденции развития мирового хозяйства:

одна — к интеграции в мировой рынок, другая — к национальной обособленности. Силы, действующие на стороне этих тенденций, делают преобладающей то одну, то другую из них. Эти силы называют центростремительными и центробежными.  
По мнению ряда экономистов, значительное влияние на мирохозяйственные связи оказывают следующие тенденции:  
• разработка качественно обновленной технологической базы производства и внедрение ресурсосберегающих технологий;  
принципиальные изменения в структуре, характере и содержании процессов производства и потребления;

ориентация экономики на экологические и гуманитарные критерии; возрастающее влияние социокультурных факторов.

Цели выхода предприятия на международные рынки

Выход предприятия на внешний рынок, где господствует жесткая международная конкуренция, возможно лишь при условии использования современных методов управления, прежде маркетинга. Маркетинг в переводе с английского означает "действие на рынке", т.е. деятельность в сфере рынков сбыта. В классическом понимании маркетинг - это предпринимательская деятельность, связанная с продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю. Современные специалисты в сфере экономики рассматривают его более широко - как философию бизнеса, который определяет стратегию и тактику предприятия в условиях конкуренции. 
Принципиальных различий между маркетингом для внутреннего и внешнего рынков нет. И в первом, и во втором случае используются разнообразные методы, средства, приемы и принципы маркетинговой деятельности. Международный маркетинг - это систематическая, планомерная и активная обработка международных рынков на разных этапах движения товаров к покупателю, которая должна учитывать особенности отдельных зарубежных рынков. 
Международный рынок является чрезвычайно сложным образованием. Он характеризуется значительной емкостью, создает значительные перспективы для предприятий, но одновременно выдвигает и дополнительные требования к маркетингу. Предприятие должно обеспечить соответствие качества товара, упаковки, дизайна, рекламы международным стандартам, а производственного комплекса - современному научно-техническому уровню. Персонал должен уметь налаживать тесные связи с зарубежными представителями и организовывать на высоком профессиональном уровне международные торги, выставки, ярмарки, конференции и т.д.. Экспортно-импортная политика предприятия требует специфического подхода к поддержанию конкурентоспособности как по количественным, так и качественных параметров, более тщательного соблюдения принципов и методов маркетингу. 
Международный маркетинг должен дать ответ на следующие основные вопросы:  
1. Выходить на международный рынок вообще? Какие цели ставить при этом?  
2. Какие перспективы могут открыться перед предприятием и какие риски могут возникнуть?  
3. Если выходить на внешний рынок, то на рынок какой страны?  
4. Какую продукцию можно предложить потребителям на этом рынке: ту, которая выпускается или новую?  
5. Каким путем выйти на выбранный рынок, найти потребителя и предложить ему свою продукцию?  
6. Какую конкретную программу мероприятий маркетингового комплекса (микса) разработать для того, чтобы достичь поставленных целей на выбранном рынке?  
7. Какие экономические, научно-технические и другие результаты могут и должны быть получены в результате участия предприятия в международном разделении труда?  
Маркетинговое обеспечение внешнеэкономической деятельности предприятия включает:  
- Исследование основных характеристик внешних рынков, их динамики, тенденций развития и приоритетов  
- Определение основных субъектов, действующих на этих рынках, особенностей их поведения и мотивации;  
- Характеристику основных параметров международной маркетинговой среды;  
- Разработку стратегии выхода и деятельности на потенциальном зарубежном рынке;  
- Определение проблем и специфики внешнеэкономической деятельности на конкретных внешних ринках. 
Основной целью, которой предприятия выходят на внешние рынки, является максимизация прибыли за счет использования эффекта масштаба. Достижение этой цели не исчерпывает все элементы мотивационного механизма, который состоит из конкретных возбуждающих мотивов. Приведем некоторые из них:  
1. Ограниченность и относительно низкие возможности расширения внутреннего ринку. 
2. Уровень развития внутреннего рынка, при котором выгодно размещать капиталы за рубежом: насыщение рынка товарами, усиление давления конкурентов, рост зависимости от посреднической торговли, рост сборов, связанных с защитой окружающей среды; трудности в соблюдении социальной законодательства.

3. Преодоление зависимости от  внутреннего рынка, сезонных колебаний спроса и рассеяния рисков путем завоевания иностранных рынков. 
4. Сокращение издержек производства за счет лучшего использования производственных мощностей, уменьшения налоговых платежей, в том числе путем производства продукции по кордоном. 
5. Продления жизненного цикла товару. 
6. Использование государственных программ содействия, которые действуют в своей стране или за кордоном. 
7. Повышение эффективности сбытовой деятельности путем усиления рыночных позиций на основе создания отделений, филиалов, дочерних предприятий, расширения сети сервисных пунктов. 
8. Компенсация колебаний валютного курса путем организации параллельного производства и сбыта в соответствующих странах. 
9. Преодоления тарифных и нетарифных барьеров путем организации заграничного производства. 
10. Повышение престижа предприятия на национальном рынке как субъекта международных экономических отношений. 
Не следует оставлять без внимания и другие факторы, которые ставят под сомнение целесообразность выхода предприятия на внешний рынок. Вот некоторые из них:  
1. Уровень прибыли от ВЭД может оказаться на самом деле значительно ниже, чем планировалось, из-за нестабильности экономической или политической ситуации за кордоном. 
2. Модификация товара для соответствия его требованиям зарубежного рынка может оказаться слишком затратной.

3. Проникновение и закрепление  на зарубежном рынке будет  требовать значительных затрат.

4. Применение правительством страны-импортера  нетарифных барьеров на пути  экспортируемого товара поставит  под угрозу бизнес на этом рынке. 
Выход предприятия на внешние рынки обычно является длительным эволюционным процессом. Опыт показывает, что систематическое, постепенное приобретение опыта во внешнеэкономической деятельности - наилучший, а во многих случаях и единственный путь к стабильному успеху. Для получения доступа на зарубежные рынки предприятие должно пройти несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности. 
1. Этап пробного экспорта характеризуется односторонними попытками предприятия продать зарубежному покупателю стандартную отечественную продукцию. Успешные продажи на отдельном зарубежном рынке предприятие пытается повторить и на других рынках. Как следствие - многообещающие отдельные продажи без повторных заказов, небольшие доходы при весьма значительных затратах. 
2. Этап экстенсивного экспорта. На этом этапе происходит охват незначительного количества рынков без их сегментации. Экспортный ассортимент представлен традиционным для данного предприятия набором товаров. 
3. Этап интенсивного экспорта - происходит ограничение ассортимента наиболее выгодной продукцией по каждому рынку с использованием всех методов активного маркетинга. Зарубежная торговая сеть экспортера получает значительное развитие, внешнеэкономические связи стали более глубокими и эффективными, но все еще остаются придатком внутриэкономических отношений.

4. Этап экспортного маркетинга - продукция все более приспосабливается  к требованиям внешнего рынка. Предприятие развивает двусторонние  отношения с внешними рынками, собирая и обрабатывая соответствующую информацию. Маркетинговые коммуникации приобретают международное значение. 
5. Этап маркетинга - зарубежные рынки начинают играть доминирующую роль в формировании маркетинговой концепции данного производства. 
6. Этап глобального маркетинга - предприятие более не ориентируется на внутренний рынок, а занимается удовлетворением потребностей, характерных для потребителей всего мира.


Информация о работе Экономические основания внешнеторговой деятельности