Экспертиза товаров в таможенном деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 06:30, дипломная работа

Краткое описание

В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование отнесено к ведению федеральных органов государственной власти, которое означает, что законодательство в таможенной сфере ограничивается федеральным уровнем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ 5
1.1.Экспертиза товаров и экспертная деятельность в таможенном деле 5
1.2. Понятие таможенной экспертизы 6
1.3. Порядок назначения и проведения экспертиз таможенными органами 10
1.4. Вопросы, решаемые при исследовании продовольственных товаров 21
1.5. Вопросы, решаемые при проведении таможенной экспертизы непродовольственных товаров 22
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСПЕРТИЗ 27
3. ПРОБЫ И ОБРАЗЦЫ. ПОРЯДОК ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБ И ОБРАЗЦОВ 31
3.1. Понятие проб и образцов 31
3.2. Порядок взятия проб или образцов товаров 32
3.3. Порядок проведения исследования проб или образцов при осуществлении таможенного контроля 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 42

Вложенные файлы: 1 файл

Экспертиза товаров в таможенном деле.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Все вышеперечисленные права дополняют общий перечень прав декларанта, предусмотренный ст. 127 ТК РФ, и направлены на защиту интересов декларанта либо лиц, обладающих полномочиями в отношении

продовольственных товаров, при назначении и проведении экспертизы.

Часть перечисленных прав реализуется лицом путем заявления ходатайства, которое подлежит рассмотрению таможенным органом.

В случае удовлетворения заявленного ходатайства должностное лицо таможенного органа, назначившее экспертизу, выносит соответствующее постановление, а в случае отказа в его удовлетворении сообщает об этом в письменной форме лицу, подавшему ходатайство, с указанием причин отказа.

При этом отказ таможенного органа в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы не лишает декларанта права самостоятельно обратиться к эксперту и представить полученное заключение таможенному органу.

 

 

1.3. Порядок назначения и проведения экспертиз таможенными органами

 

Экспертиза товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций (действий) в отношении их, назначается в случаях, если при осуществлении таможенного контроля для разъяснения возникающих вопросов необходимы специальные познания.

Контроль правильности заявленной таможенной стоимости производится по отдельным категориям товаров по которым установлены наибольшие адвалорные ставки таможенных платежей или же по которым имеется тенденция к занижению таможенной стоимости.

Перечень товаров, подлежащих особому контролю по вопросу таможенной стоимости при таможенном оформлении:

– Наименование товара Код товара по ТН ВЭД

– Сахар белый 170199100

– Бананы, включая 080300100 плантайны свежие

– Апельсины свежие 080510

– Яблоки свежие 080810

– Говядина мороженая 0202

– Свинина свежая 0203 (неохлажденная), охлажденная или мороженая

– Мясо и пищевые 0207 субпродукты домашней птицы, указанной в товарной позиции 0105, свежие (неохлажденные) охлажденные или мороженые

– Чай 0902

– Шоколад 1806

– Обувь с верхом из кожи 6403

– Обувь с верхом из текстиля 6404

– Обувь прочая 6405

– Телефоны 8517

– Магнитофоны и др. 8520

– Звукозаписывающая аппаратура

– Приемники телевизионные 8528

– Автомобили легковые 8703

– Мебель 9403

Экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий, а также иных соответствующих организаций или другими экспертами, назначаемыми таможенными органами. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения. Для проведения экспертизы эксперт привлекается на договорной основе. При назначении экспертизы по инициативе декларанта либо иного заинтересованного лица указанные лица вправе представить таможенным органам предложения по кандидатуре эксперта.

 О назначении экспертизы  должностное лицо таможенного  органа с согласия начальника  этого органа или его заместителя  выносит об этом постановление, в котором указываются основания для проведения экспертизы, фамилия, имя и отчество эксперта, наименование организации, в которой должна быть проведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение эксперта, и срок проведения экспертизы и представления заключения в таможенный орган.

В постановлении также указывается о предупреждении эксперта об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Срок проведения экспертизы не должен превышать:

  • сроки временного хранения (статья 103), если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы;
  • шесть месяцев, если экспертиза проводится в отношении транспортных средств;
  • один год в иных случаях.

Должностное лицо таможенного органа обязано ознакомить декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если оно известно, с постановлением о назначении экспертизы и разъяснить его права о чем делается соответствующая отметка в постановлении, удостоверяемая указанным лицом либо его представителем.

Расходы на проведение экспертиз, возникшие у таможенных органов, таможенных лабораторий и иных экспертов и организаций, проводивших экспертизы, возмещаются за счет федерального бюджета, за исключением случаев проведения экспертизы не по инициативе таможенных органов.

Таможенные экспертизы назначаются таможенными органами Российской Федерации в процессе таможенного контроля и таможенного оформления, по делам о нарушении таможенных правил или в процессе проведения таможенными органами дознания по уголовным делам о контрабанде и иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов. [7, №1067]

Экспертизы назначаются только при наличии оснований, предусмотренных уголовно-процессуальным, таможенным законодательством, а также законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях в порядке, установленном этим законодательством и указаниями Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

Таможенные экспертизы в таможенных лаборатории ФТС России производятся по решениям таможенных или других правоохранительных органов Российской Федерации по уголовным и гражданским делам, при разрешении споров в арбитражных судах, по делам о нарушении таможенных правил, а также при проведении таможенными органами Российской Федерации таможенного контроля и таможенного оформления.

Должностное лицо таможенного органа обязано ознакомить декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если оно известно, с постановлением о назначении экспертизы и разъяснить его права, предусмотренные статьей 382 настоящего Кодекса, о чем делается соответствующая отметка в постановлении, удостоверяемая указанным лицом либо его представителем.

Расходы на проведение экспертиз, возникшие у таможенных органов, таможенных лабораторий и иных экспертов и организаций, проводивших экспертизы, возмещаются за счет федерального бюджета, за исключением случаев проведения экспертизы не по инициативе таможенных органов.

Заключение эксперта

На основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени.

В заключении эксперта должны быть указаны время и место проведения исследования, кем и на каком основании проводились исследования, вопросы, поставленные перед экспертом, объекты исследований, материалы и документы, предоставленные эксперту, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование.

Материалы и документы, иллюстрирующие заключение эксперта или нескольких экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью.

Если эксперт при проведении экспертизы установит имеющиеся существенные для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

1. Если экспертиза проводилась при участии нескольких экспертов, заключение подписывается всеми экспертами. При разногласии между экспертами каждый из них делает свои выводы отдельно.

2. Таможенный орган, назначивший экспертизу, вручает декларанту либо иным лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, если эти лица известны, копию заключения эксперта либо его сообщения о невозможности дать заключение.

3. При принятии решения таможенные органы рассматривают заключения экспертов по результатам экспертиз, в том числе проводившихся по инициативе декларанта или иного заинтересованного лица.

Заключение эксперта - это акт, составленный на основании проведенных исследований и полученных результатов, содержащий мотивированные выводы по поставленным перед ним вопросам.

В свое заключение эксперт вправе включить также выводы об обстоятельствах, которые были установлены им при проведении экспертизы и имеют, по его мнению, существенное значение для дела, но по поводу которых не были поставлены вопросы.

Экспертное заключение, как правило, состоит из трех частей: вводной, исследовательской и заключительной.

В вводной части указываются: время и место проведения исследования, наименование экспертной организации либо фамилия, имя, отчество лица, проводивших экспертизу, основания для проведения исследования, вопросы, поставленные перед экспертом, объекты, поступившие на исследование, материалы и документы, предоставленные эксперту.

В исследовательской части отражается процесс проведения экспертизы, ее содержание и результаты исследований, описываются примененные методы и методики, дается научное обоснование установленным фактам, проводится оценка результатов исследований.

Выводы по поставленным вопросам эксперт формулирует в заключительной части доступным для понимания языком в категоричной или вероятной форме.

При этом эксперт не вправе самостоятельно корректировать или изменять поставленные вопросы.

Все материалы и документы, иллюстрирующие заключение эксперта, прилагаются к заключению и являются его составной частью.

Если экспертиза проводилась при участии нескольких экспертов (комиссионная экспертиза), заключение подписывается всеми экспертами.

В случаях когда эксперты не пришли к общему выводу, они формулируют самостоятельные выводы в общем заключении в виде особого мнения.

При этом каждый эксперт обязан обосновать причины своего несогласия с мнением других членов комиссии.

В случаях когда проведение экспертизы невозможно, эксперт готовит сообщение о невозможности дачи заключения. Форма и содержание такого сообщения ТК РФ не предусмотрена.

Однако как и любой акт, фиксирующий результаты деятельности эксперта, сообщение о невозможности дачи заключения должно составляться экспертом в письменной форме от собственного имени и состоять из вводной, мотивировочной и заключительной частей.

Решение о невозможности дать заключение может быть принято до начала проведения исследования, в процессе, а также после проведенного исследования.

Заключение эксперта либо сообщение о невозможности дачи такого заключения направляется в таможенный орган, назначивший экспертизу, который вручает декларанту либо иным лицам, обладающим полномочиями в отношении продовольственных товаров, если эти лица известны, копию полученного документа.

При принятии решения таможенные органы рассматривают заключения экспертов по результатам экспертиз независимо от того, по чьей инициативе она проводилась.

Следует отметить особенности юридического статуса заключения эксперта.

Во-первых, экспертиза назначается при проведении таможенного оформления и таможенного контроля.

Следовательно, полученное заключение является лишь одним из документов, на основании которых таможенный орган будет принимать соответствующее решение.

Однако в отличие от иных законодательных актов (ст. 86 ГПК РФ, ст. 26.4 КоАП РФ), в которых содержится прямое указание о том, что заключение эксперта не является обязательным и оценивается наравне с другими доказательствами, вопрос об оценке полученного заключения в рамках ТК РФ остался открытым.

Во-вторых, в зависимости от того, в каких целях будут использоваться результаты, полученные в ходе экспертизы, назначенной в рамках таможенного контроля, заключение эксперта меняет свой статус.

Так, в случае обнаружения правонарушения и возбуждения дела об административном правонарушении или уголовного дела заключение эксперта, полученное в ходе проведения таможенного контроля, может быть приобщено к материалам дела только как письменное доказательство, т.е. как документ, содержащий фактические данные.

Заключением эксперта в рамках уголовного или административного дела признается только акт, составленный в результате проведения экспертизы, назначенной в ходе производства по указанным делам (ст. 86 УПК РФ, ст. 26.4 КоАП РФ).

Особенности действий должностных лиц таможенных постов (и должностных лиц экспертно-криминалистических подразделений при осуществлении таможенного контроля определяются в части следующего: [6, №524]

а) взятие проб и образцов товаров в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации;

б) сроки предоставления проб и образцов товаров для проведения исследования;

в) сроки проведения экспертного исследования;

г) сроки представления должностными лицами экспертно-криминалистических подразделений заключения эксперта при осуществлении таможенного контроля товаров.

Информация о работе Экспертиза товаров в таможенном деле