Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 10:02, реферат
Совершенствование системы экспортного контроля является одной из самых актуальных задач, стоящей как: перед Российской Федерацией, так и другими странами-участниками международных режимов по экспортному контролю.
Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать современное состояние системы экспортного контроля, выявить возможности дальнейшего развития и совершенствования национальной системы экспортного контроля в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и сформулировать предложения и рекомендации на основе комплексного и системного подхода к данной проблеме.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ…………………….4
1.1. Понятие и сущность системы экспортного контроля……………….4
1.2. Особенности функционирования системы экспортного контроля...6
1.3. Роль и место таможенных органов в системе экспортного контроля РФ……………………………………………………………………..9
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ……….21
2.1. Нормативно-правовая база…………………………………………..21
2.2. Ответственность за нарушения экспортного контроля……………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..32
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ…………………….4
1.1. Понятие и сущность системы экспортного контроля……………….4
1.2. Особенности функционирования
системы экспортного контроля..
1.3. Роль и место таможенных
органов в системе экспортного контроля
РФ……………………………………………………………………..
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ……….21
2.1. Нормативно-правовая база…………………………………………..21
2.2. Ответственность за
нарушения экспортного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..32
ВВЕДЕНИЕ
Совершенствование
системы экспортного контроля является
одной из самых актуальных задач,
стоящей как: перед Российской Федерацией,
так и другими странами-
Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать современное состояние системы экспортного контроля, выявить возможности дальнейшего развития и совершенствования национальной системы экспортного контроля в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и сформулировать предложения и рекомендации на основе комплексного и системного подхода к данной проблеме. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
- Понятие и принципы реализации экспортного контроля;
- проанализировать
организацию и
- разработать
рекомендации и предложения по
усовершенствованию
- сформулировать основные проблемы и возможные решения по развитию и совершенствованию системы экспортного контроля в интересах обеспечения национальной безопасности России.
Объектом исследования является национальная система экспортного контроля России. Предмет исследования - совершенствование национальной системы экспортного контроля в целях обеспечения национальной безопасности России.
Хронологические рамки работы охватывают период становления и развития системы экспортного контроля 1992-2011 гг. В ряде случаев приведены материалы предшествующих лет.
1. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ
1.1 Понятие
и сущность системы
Одним из важнейших принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации является единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия.
Под экспортным
контролем понимается комплекс мер,
обеспечивающих реализацию установленного
законодательством порядка
Несколько иное
определение экспортного
Современная система экспортного контроля, существующая в большинстве промышленно развитых государств мира, базируется на основополагающем принципе, в соответствии с которым внешнеторговые поставки товаров и технологий высокого технического уровня страны - производители и экспортеры осуществляют при условии, что с ними будут обращаться соответствующим образом и не будут реэкспортировать в контролируемые государства. Целью экспортного контроля является наблюдение за исполнением соответствующих международных обязательств и договоренностей путем получения достоверной информации о том, где находится контролируемый товар, кто является его владельцем или пользователем и с какими целями он используется. Контроль организуется таким образом, что экспортер обязан запросить компетентный орган исполнительной власти своей страны о выдаче экспортной лицензии (разрешения на вывоз). Появление такого запроса является основанием для осуществления контроля за движением товара и целью его использования.
Объектом экспортного контроля в мировой практике являются:
Мировая практика экспортного контроля исходит из того, что действие ограничительного режима должно распространяться также на изделия, произведенные из контролируемых товаров (сырья, материалов) или содержащие их в качестве компонентов.
Товары, попадающие в списки объектов экспортного контроля (так называемые ограничительные списки), либо подлежат вывозу только в исключительном порядке путем предоставления специальной разовой лицензии по заявке экспортера, либо экспортируются в рамках установленных квот, либо вывозятся в "контролируемые государства" под наблюдением. Списки контролируемых товаров периодически пересматриваются с учетом последних научно - технических достижений.
Поставки товаров,
подпадающих под действие экспортного
контроля, которые осуществляются сверх
установленных лимитов (квот), могут
допускаться при наличии
1.2. Особенности
функционирования системы
В российской системе экспортного контроля можно выделить четыре подсистемы:
Закон 1999 г. уточнил сферу контроля, кодифицировав такой термин как "внешнеэкономическая деятельность", которая определяется как внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).
Речь идёт не только о поставках товаров и технологий за границу, но и об их передаче иностранному лицу на территории Российской Федерации.
В Законе об экспортном контроле кодифицированы такие понятия как государственная экспертиза (межведомственное согласование решения о выдаче лицензии), всеобъемлющий контроль, аккредитация внутрифирменных программ экспортного контроля.
В России действует 6 списков контроля
Списки одобряются
указами президента. По каждому списку
постановлениями правительства
принимается Положение о
Как видно из определения "внешнеэкономической деятельности", контролируется не только передача продукции в материальной форме, но и трансферт технологий. В примечании к контрольным спискам к "технологии" относится специальная информация, которая требуется для разработки, производства или использования какой-либо продукции. Информация может принимать форму технических данных или технической помощи. Там же разъясняются эти два понятия. "Технические данные" могут выступать в виде чертежей, диаграмм, светокопий, моделей, формул, таблиц, технических проектов и спецификаций, инструкций (на бумажных или других носителях). "Техническая помощь" - инструктаж, повышение квалификации, обучение, передача производственного опыта, консультационные услуги.
Государство пытается охватить контролем все каналы международного трансферта технологий. Особое внимание уделяется так называемым неосязаемым формам передачи технологий, включающим, во-первых, визуальные контакты (научные конференции, встречи, дискуссии, научные обмены, выступления, инспекции, консультации, демонстрации, техническая помощь, лекции, семинары, обучение, в том числе обучение иностранных студентов, и т.д.) и, во-вторых, общение по электронной почте, факсу, телефону.
В нормативные документы по экспортному контролю вошли новые положения, прямо оговаривающие (а не просто подразумевающие) контроль за неосязаемыми формами передачи технологий. Например, в пункте 3 "Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения", декларируется, что контроль включает в себя: во-первых, разрешительный порядок вывоза из РФ (кроме вывоза в режиме транзита) и (или) передачу контролируемой продукции иностранным лицам или международным организациям любым способом, включая пересылку в почтовых отправлениях или по электронным каналам связи и, во-вторых, таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу РФ контролируемых оборудования, товаров и технологий в форме технических данных.
В примечании есть оговорка, что контролю не подлежат технологии, относящиеся к "общедоступной" (то, что в США называют 'public domain' - общественное достояние) и к фундаментальным научным исследованиям. Однако понятие "общественное достояние" в национальных законодательствах разных стран не гармонизировано. А на современной стадии научно-технического прогресса грань между прикладными и фундаментальными исследованиями иногда бывает очень зыбкой.
1.3 Роль и место таможенных органов в системе экспортного контроля РФ
Большое внимание управлению
и регулированию
Энергичному и
быстрому воздействию на регулирование
различных форм ВЭД способствуют
указы Президента. Высшими органами,
осуществляющими