Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 10:02, реферат
Совершенствование системы экспортного контроля является одной из самых актуальных задач, стоящей как: перед Российской Федерацией, так и другими странами-участниками международных режимов по экспортному контролю.
Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать современное состояние системы экспортного контроля, выявить возможности дальнейшего развития и совершенствования национальной системы экспортного контроля в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и сформулировать предложения и рекомендации на основе комплексного и системного подхода к данной проблеме.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ…………………….4
1.1. Понятие и сущность системы экспортного контроля……………….4
1.2. Особенности функционирования системы экспортного контроля...6
1.3. Роль и место таможенных органов в системе экспортного контроля РФ……………………………………………………………………..9
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ……….21
2.1. Нормативно-правовая база…………………………………………..21
2.2. Ответственность за нарушения экспортного контроля……………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..32
Антидемпинговые меры и добровольные ограничения непосредственно не направлены на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но их действие зачастую ведет именно к этому результату.
К числу наиболее распространенных инструментов прямого регулирования импорта (а иногда и экспорта) относятся лицензии и квоты. Практически все промышленно развитые страны применяют эти нетарифные методы.
В настоящее время мировая практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств.
Особое место в ряду нетарифных методов занимают стандарты. Страны обычно устанавливают стандарты по классификации, маркировке и проведению испытаний продукции таким способом, чтобы была возможность продажи отечественной продукции, но блокировался сбыт продукции иностранного производства. Эти стандарты иногда вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья местного населения.
Среди методов нетарифного
регулирования следует
Специфическим методом регулирования внешней торговли являются импортные депозиты, представляющие собой форму залога, который импортер должен внести в банк на определенный срок, - беспроцентный вклад в сумме, равной всей или части стоимости ввозимого товара. Тем самым омертвляется его капитал и ограничивается платежеспособность.
“Добровольное ограничение" экспорта - это установление минимальных импортных цен. Специфика этих ограничений состоит в нетрадиционной технике их установления. Торговый барьер устанавливается на границе экспортной страны. Соглашение о добровольном ограничении экспорта представляет собой навязанную экспортеру под угрозой санкций, обязательство по ограничению экспорта определенных товаров в импортирующую страну.
К формам стимулирования и поощрения экспорта или финансовым методам торговой политики относятся:
Субсидии - это денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенная дискриминацию импорта.
По характеру выплат они делятся на: прямые и косвенные.
Прямые - это непосредственные выплаты экспортера после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода.
Косвенные - это
скрытое датирование
Кредитование - это скрытое субсидирование экспортера, финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.
Демпинг - этот
метод заключается в
Технические барьеры - это скрытый метод торговой политики возникший в силу того, что национальные технически-административные и другие нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товара из-за рубежа.
Экспорт и импорт обычно лицензируются.
Лицензирование - регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, вызываемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Основными видами лицензий являются разовая и генеральная.
Разовая лицензия - письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое уполномоченным органом государственного управления конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки.
Генеральная лицензия - разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течении года без ограничений количества сделок.
Практически все промышленно развитые страны имеют этот нетарифный метод. Лицензионная система предполагает, что государство через специально уполномоченное ведомство выдает разрешение на внешнеторговые операции определенными включенными в списки лицензируемых по импорту и по экспорту товарами. Применяемые странами системы лицензирования характеризуются значительным разнообразием форм и процедур.
Квоты - это предельные объемы определенных товаров, которые разрешено импортировать (экспортировать) на территорию страны в течение определенного срока.
Квоты бывают:
Обычно политика импортных квот легче поддается административному управлению, чем тарифная политика. Квоты легче и быстрее вводить в случае чрезвычайных ситуаций, чем тарифы, которые обычно требуют рассмотрения в парламенте.
Квотирование экспорта товаров вводится при необходимости защиты государственных интересов на товары, проводимые в РФ, для регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, в соответствии с принятыми обязательствами по международным договорам, а также для принятия ответных мер на дискриминационные действия иностранных государств. Объемы квот на экспорт устанавливает и утверждает Министерство иностранных дел. Оно же при необходимости вносит изменения в квоты и перечни квотируемых товаров.
Специфическим
типом квотирования, который полностью
запрещает торговлю называется эмбарго.
Оно может вводиться в
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ
2.1 Нормативно-правовая база.
Механизм экспортного
контроля функционирует за рубежом
уже более 60 лет. В СССР подобная
система начала формироваться только
в начале 80-х годов. В настоящее
время активное участие Российской
Федерации в различных
Формирование российской системы экспортного контроля началось с издания Президентом РФ Указа от 11 апреля 1992 г. N 388 "О мерах по созданию системы экспортного контроля в России". Действующая нормативно - правовая база экспортного контроля включает в себя:
Вопросы обеспечения экспортного контроля и формирования соответствующего законодательства находятся в исключительном ведении Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ, ст. 6 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", ст. 3 Федерального закона "Об экспортном контроле").
Экспортный контроль в отношении продукции военного назначения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области военно - технического сотрудничества и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Особое значение при установлении международно - правового режима военно - технического сотрудничества имеет закрепление обязательства договаривающихся сторон не продавать и не передавать третьим странам вооружение и военную технику, техническую документацию, а также другую информацию и материалы, полученные или приобретенные в результате военно - технического сотрудничества без письменного согласия одной из сторон, участвующей в таком сотрудничестве. Такое обязательство, как правило, не утрачивает своей юридической силы даже после прекращения действия самого соглашения о военно - техническом сотрудничестве. Иногда в международных соглашениях может закрепляться принцип координации и взаимодействия при поставках продукции и услуг военного назначения третьим странам и международным организациям (например, ст. 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о военно - техническом сотрудничестве 1993 г.).
Принципы государственной политики в области экспортного контроля нашли свое закрепление в ст. 5 Федерального закона "Об экспортном контроле", ст. 16 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", ст. 4 Федерального закона "О военно - техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" и включают: