Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:54, курсовая работа
Предпосылки к зарождению и появлению в России агломерации начали складываться еще в XIX веке, по ходу развития капиталистических отношений. Важнейшие из таких предпосылок — индустриализация, ускоренный рост ведущих городов и бурное железнодорожное строительство. Как правило, агломерации возникают вокруг города-ядра (в первую очередь вокруг мегаполисов и крупных городов) и включают города-спутники, соседние города, поселки, села и поселения, расположенные на расстоянии 100-150 км от основного города.
Введение…………………………………………………………………….2стр
1. Агломерация как важнейший процесс
1.1. Понятие агломерации, их роль и перспективы развития……………4стр
1.2. Проблемы и перспективы агломераций в РФ………………………..9стр
2. Городские агломерации в Уральском регионе
2.1. Екатеринбург в системе городской агломерации……………………14стр
2.2. Челябинск как центр агломерации…………………………………....17стр
Заключение …………………………………………………………………21стр
Список литературы…………………………………………………………24стр
Приложение…………………………………………………………………26стр
Одной из главных проблем развития системы агломераций в нашей стране является в целом слабая культура межрегионального или, говоря обобщенно, горизонтального взаимодействия. «Опыт разработки стратегий субъектов РФ и городов показывает также, что самое слабое место в этих концепциях и стратегиях — межрегиональные связи, отсутствие видения более целостных межрегиональных образований. Отдельно взятая область разрабатывает свою стратегию развития и не хочет видеть, что творится у соседа. В результате нет целостного видения макрорегионального развития и развития страны в целом. Регионы рассматриваются как части уже расчлененной страны», — пишут те же авторы.
Отсюда и низкий интерес к развитию агломераций, подогреваемый, правда, в последние годы различными инициативами Министерства регионального развития РФ и действиями партии «Единая Россия». Например, пообещав городам-миллионникам по 1 млрд рублей на новое дорожное строительство, единороссы спровоцировали стремление некоторых крупных муниципалитетов нарастить количество проживающего в них населения до заветной цифры.
На этой волне еще в 2006 году стартовал проект создания Иркутской агломерации, поддержку которому оказывал в то время губернатор Приангарья Александр Тишанин. По разным причинам проект не выстрелил, а после был предан политическому забвению.
Учитывая
специфику управления экономическим
развитием в России, при котором
роль власти является определяющей, для
стимулирования качественного развития
городских агломераций
Прежде всего необходимо внести поправки в Градостроительный кодекс РФ в части, касающейся создания и развития городских агломераций. Несмотря на то что сам термин давно вошел как в зарубежную, так и отечественную практику, он не упоминается ни в одном законе — ни федерального, ни регионального, ни местного уровней. Поэтому, хотя агломерации фактически уже сложились во всех регионах страны, бюрократическая машина их совершенно не замечает.
Между
тем ввиду составления
Поэтому целесообразно ввести в перечень основных понятий в Градостроительном кодексе РФ городскую агломерацию, определив ее как «тесное скопление (группу) городов и других населенных мест, объединенных производственными, социальными, трудовыми и культурно-бытовыми связями, объектами инфраструктуры, общим использованием межселенных территорий и ресурсов». Кроме этого нужно ввести новый вид документов территориального планирования: схему территориального планирования агломерации (федеральный уровень, если территория агломерации распространяется на два или более субъекта РФ, уровень субъекта РФ — если территория не выходит за пределы границ субъекта РФ).
Третий уровень местного самоуправления — агломерированный округ — нужно прописать и в ФЗ № 131. Стоит внести изменения и в ст. 8 того же закона, наделив межмуниципальные объединения полномочиями органов МСУ (на договорной основе). В корпорации «Красноярск-2020» также предлагают внести изменения в ст. 2 ФЗ № 174 «Об автономных учреждениях», дополнив сферы, в которых создаются автономные учреждения, сферой «межмуниципального сотрудничества, науки». Кроме того, нужны поправки и в Бюджетный кодекс РФ, которые дали бы возможность формировать бюджет агломерированного округа.
Без создания законодательной базы (варианты поправок в кодексы и законы — вопрос обсуждаемый) говорить об агломерациях серьезно нельзя. Нам могут возразить, сказав, что ни один из действующих законов вообще-то не запрещает создание агломераций (и органов управления ими) — путем договорного объединения муниципальных образований. Но, как уже было сказано в начале этой главы, большинство мэров сегодня не видят ничего дальше границ своих муниципалитетов и никак не согласовывают планы их развития с соседями. Это приводит к неэффективному расходованию средств и без того скудных бюджетов, снижению конкурентоспособности всей территории в целом и условий для развития бизнеса в частности.
Конечно, слабость горизонтальных связей между муниципалитетами происходит не только от того, что управляют ими слабые менеджеры, хотя зачастую именно личностный фактор является решающим в развитии территории. Специфика межбюджетных отношений, унизительная бедность муниципальной власти, ее зависимость от решений, принимаемых на уровне региональных администраций, приводит к тому, что львиная доля поселков и городов страны занята элементарным выживанием. Хватило бы денег на тепло, воду и свет — какое уж здесь развитие? Какая тут агломерация?
В этих условиях простая формализация понятия агломерации на законодательном уровне не сможет решить другие проблемы, возникающие при формировании подобных территориальных образований. В России без волевой поддержки сверху эволюционный рост снизу растянется на десятилетия. Поэтому снятие законодательных препон сегодня должно сопровождаться политическими решениями и бюджетными тратами.
Создание сети городских агломераций в России может стать еще одним крупным инвестиционным проектом, способным радикально изменить качество жизни населения, а также помочь в решении проблем ее самого крупного мегаполиса — Москвы. Прежде всего за счет снижения людского потока в столицу, от которого главный город страны давно превратился в крайне некомфортное место для жизни. Одна из основных причин системного кризиса в столице — невероятный приток людей в Москву из остальной России (и других постсоветских стран).
Чтобы решить проблемы Москвы, требуется остановить этот людской поток. Понятно, что административными мерами этого не добиться (хотя визы для жителей Таджикистана и Киргизии пора бы уже ввести). Требуется программа развития крупных и средних городов России — чтобы люди оставались жить и работать там. Задача эта нетривиальная. Необходимо серьезно изучить весь комплекс причин, который заставляет человека мчаться через полстраны в Москву. И затем по пунктам исправлять ситуацию в регионах. В конечном итоге требуется сформировать новый цельный образ страны, в самых разных уголках которой хочется жить. Потому что пока половина страны желает перебраться в Москву, рассматривая ее как «другую страну», говорить о долгосрочной устойчивости нынешней российской государственности не приходится.
Москва в значительной мере действительно другая страна — в том смысле, что она на порядок более глубоко интегрирована в глобальный мир. В этом и кроется главный секрет ее привлекательности. Выражаясь языком Фернана Броделя, люди, стремясь в Москву, осознанно или неосознанно стремятся приобщиться к «времени мира». Москва как некий колоссальный мультихаб дает им такую возможность — это хорошо. Плохо, что в других российских городах это «время мира» чувствуется гораздо слабее.
Даже
крупные города России все еще
живут в другом, отличном от Москвы
историческом времени», — отмечал
журнал в том же тексте «Эксперта». На
наш взгляд многих ученых, крупные городские
агломерации, уже сложившиеся в России,
должны настроиться на то же самое «время
мира», в котором живет Москва, и превратиться
в альтернативные точки притяжения для
людей.
2. Городские агломерации в Уральском регионе
2.1.
Екатеринбург в системе
городской агломерации
Территориальное развитие региональных столиц вкупе с переносом промпредприятий в близлежащие населенные пункты, по задумкам разработчиков генплана, должно привести к объединению центра с городами-спутниками и созданию агломерации.
Лидирует в этом плане, безусловно, Екатеринбург. В состав городской агломерации должно войти 30 населенных пунктов. Однако пока никаких шагов в сторону объединения незаметно.
Рис. 2.
В Екатеринбурге агломеративные процессы идут давно. Екатеринбургская агломерация — четвёртая по величине агломерация России (после Московской, Санкт-Петербургской и Самарско-Тольяттинской), её население составляет 2 180 864 человек. Екатеринбург имеет большое количество городов-спутников, обладающих значительным промышленным и трудовым потенциалом.
Мегагород
- неэффективная форма
В пределах 25 км от центра города и непосредственной близости от его окраин (первый пояс спутников) находятся Верхняя Пышма, Среднеуральск, Берёзовский, Арамиль. В пределах 50 км от ядра агломерации (второй пояс спутников) находятся ещё более крупные промышленные центры — Первоуральск, Ревда, Полевской, Сысерть, Новоуральск. Екатеринбургская агломерация является наиболее значимым межрегиональным центром социально-экономического развития и притяжения для всего макрорегиона Урал.
Структура и состав
По проекту районной планировки Свердловской области 70-х годов XX века предусматривалось «крестообразное» развитие её планировочной структуры: меридиональное, вдоль Уральских гор, и широтное — по линии транспортной линии Европа — Азия, с развитием ядра в виде Свердловского внутриобластного района. Ядро агломерации развивалось радиально с созданием кольцевой системы в виде Екатеринбургской кольцевой автодороги.
На территории Екатеринбургской агломерации можно выделить девять лучей расселения (Невьянский, Верхнепышминский, Режевский, Богдановичский, Каменск-Уральский, Сысертский, Полевской, Ревдинский, Первоуральский), сформировавшиеся вдоль четырнадцати основных транспортных направлений, и несколько концентрических зон расселения (ближняя, средняя, дальняя), которые отличаются интенсивностью связей между городами и транспортной связанностью с ядром агломерации, густотой населённых пунктов и плотностью населения, характером сложившегося производства и пр.
В
документах «Схемы территориального планирования
Свердловской области» определены как
состав того, что именуется «
Муниципальные
образования, входящие в состав Екатеринбургской агломерации (согласно Схеме территориального планирования Свердловской области)[ | ||
Муниципальное образование | Площадь на 1.01.2009 км² |
Население (по переписи 2010 г.) |
МО город Екатеринбург | 1 142,89 | 1 383 448 |
Берёзовский ГО | 1 152,47 | 68 678 |
ГО Заречный | 299,27 | 29 749 |
Асбестовский ГО | 745,02 | 72 832 |
ГО Рефтинский | 24,44 | 16 490 |
Малышевский ГО | 36,50 | 9 556 |
Белоярский ГО | 1 323,29 | 34 580 |
ГО Верхнее Дуброво | 33,90 | 4 793 |
МО посёлок Уральский | н.д. | 2 445 |
Арамильский ГО | 21,82 | 14 227 |
Сысертский ГО | 2 107,12 | 63 487 |
Полевской ГО | 1 550,58 | 71 182 |
ГО Дегтярск | 174,77 | 15 521 |
ГО Ревда | 1 118,77 | 63 428 |
ГО Первоуральск | 2 053,75 | 148 873 |
Новоуральский ГО | н.д. | 88 307 |
ГО Верхняя Пышма | 1 044,93 | 72 823 |
ГО Среднеуральск | 83,98 | 20 445 |
ВСЕГО: | свыше 12 913,50 | 2 180 864 |