Аггломерации в Уральском регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:54, курсовая работа

Краткое описание

Предпосылки к зарождению и появлению в России агломерации начали складываться еще в XIX веке, по ходу развития капиталистических отношений. Важнейшие из таких предпосылок — индустриализация, ускоренный рост ведущих городов и бурное железнодорожное строительство. Как правило, агломерации возникают вокруг города-ядра (в первую очередь вокруг мегаполисов и крупных городов) и включают города-спутники, соседние города, поселки, села и поселения, расположенные на расстоянии 100-150 км от основного города.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2стр
1. Агломерация как важнейший процесс
1.1. Понятие агломерации, их роль и перспективы развития……………4стр
1.2. Проблемы и перспективы агломераций в РФ………………………..9стр
2. Городские агломерации в Уральском регионе
2.1. Екатеринбург в системе городской агломерации……………………14стр
2.2. Челябинск как центр агломерации…………………………………....17стр
Заключение …………………………………………………………………21стр
Список литературы…………………………………………………………24стр
Приложение…………………………………………………………………26стр

Вложенные файлы: 1 файл

городские агломерации.doc

— 993.50 Кб (Скачать файл)

     Одной из главных проблем развития системы  агломераций в нашей стране является в целом слабая культура межрегионального или, говоря обобщенно, горизонтального  взаимодействия. «Опыт разработки стратегий  субъектов РФ и городов показывает также, что самое слабое место в этих концепциях и стратегиях — межрегиональные связи, отсутствие видения более целостных межрегиональных образований. Отдельно взятая область разрабатывает свою стратегию развития и не хочет видеть, что творится у соседа. В результате нет целостного видения макрорегионального развития и развития страны в целом. Регионы рассматриваются как части уже расчлененной страны», — пишут те же авторы.

     Отсюда  и низкий интерес к развитию агломераций, подогреваемый, правда, в последние годы различными инициативами Министерства регионального развития РФ и действиями партии «Единая Россия». Например, пообещав городам-миллионникам по 1 млрд рублей на новое дорожное строительство, единороссы спровоцировали стремление некоторых крупных муниципалитетов нарастить количество проживающего в них населения до заветной цифры.

     На  этой волне еще в 2006 году стартовал  проект создания Иркутской агломерации, поддержку которому оказывал в то время губернатор Приангарья Александр  Тишанин. По разным причинам проект не выстрелил, а после был предан политическому забвению.

     Учитывая  специфику управления экономическим  развитием в России, при котором  роль власти является определяющей, для  стимулирования качественного развития городских агломераций необходимо создать систему государственной поддержки этих процессов, включающую меры нормативно-правовой, бюджетной и налоговой политики. О чем идет речь?

     Прежде  всего необходимо внести поправки в  Градостроительный кодекс РФ в части, касающейся создания и развития городских агломераций. Несмотря на то что сам термин давно вошел как в зарубежную, так и отечественную практику, он не упоминается ни в одном законе — ни федерального, ни регионального, ни местного уровней. Поэтому, хотя агломерации фактически уже сложились во всех регионах страны, бюрократическая машина их совершенно не замечает.

     Между тем ввиду составления генпланов  городов и схем территориального планирования регионов постоянно возникают  противоречия и конфликты, связанные  с различной территориальной принадлежностью крупных городов и их спутников, самостийной политикой развития каждого из них без учета соседей. Наверное, красочнее всего этот процесс проявился в Москве, генплан которой вообще «не заметил» территорий Московской области, с которой столица давно уже является, по сути, единым целым.

     Поэтому целесообразно ввести в перечень основных понятий в Градостроительном  кодексе РФ городскую агломерацию, определив ее как «тесное скопление (группу) городов и других населенных мест, объединенных производственными, социальными, трудовыми и культурно-бытовыми связями, объектами инфраструктуры, общим использованием межселенных территорий и ресурсов». Кроме этого нужно ввести новый вид документов территориального планирования: схему территориального планирования агломерации (федеральный уровень, если территория агломерации распространяется на два или более субъекта РФ, уровень субъекта РФ — если территория не выходит за пределы границ субъекта РФ).

     Третий  уровень местного самоуправления —  агломерированный округ — нужно  прописать и в ФЗ № 131. Стоит  внести изменения и в ст. 8 того же закона, наделив межмуниципальные объединения полномочиями органов  МСУ (на договорной основе). В корпорации «Красноярск-2020» также предлагают внести изменения в ст. 2 ФЗ № 174 «Об автономных учреждениях», дополнив сферы, в которых создаются автономные учреждения, сферой «межмуниципального сотрудничества, науки». Кроме того, нужны поправки и в Бюджетный кодекс РФ, которые дали бы возможность формировать бюджет агломерированного округа.

       Без создания законодательной базы (варианты поправок в кодексы и законы — вопрос обсуждаемый) говорить об агломерациях серьезно нельзя. Нам могут возразить, сказав, что ни один из действующих законов вообще-то не запрещает создание агломераций (и органов управления ими) — путем договорного объединения муниципальных образований. Но, как уже было сказано в начале этой главы, большинство мэров сегодня не видят ничего дальше границ своих муниципалитетов и никак не согласовывают планы их развития с соседями. Это приводит к неэффективному расходованию средств и без того скудных бюджетов, снижению конкурентоспособности всей территории в целом и условий для развития бизнеса в частности.

     Конечно, слабость горизонтальных связей между муниципалитетами происходит не только от того, что управляют ими слабые менеджеры, хотя зачастую именно личностный фактор является решающим в развитии территории. Специфика межбюджетных отношений, унизительная бедность муниципальной власти, ее зависимость от решений, принимаемых на уровне региональных администраций, приводит к тому, что львиная доля поселков и городов страны занята элементарным выживанием. Хватило бы денег на тепло, воду и свет — какое уж здесь развитие? Какая тут агломерация?

     В этих условиях простая формализация понятия агломерации на законодательном  уровне не сможет решить другие проблемы, возникающие при формировании подобных территориальных образований. В  России без волевой поддержки  сверху эволюционный рост снизу растянется на десятилетия. Поэтому снятие законодательных препон сегодня должно сопровождаться политическими решениями и бюджетными тратами.

     Создание сети городских агломераций в России может стать еще одним крупным инвестиционным проектом, способным радикально изменить качество жизни населения, а также помочь в решении проблем ее самого крупного мегаполиса — Москвы. Прежде всего за счет снижения людского потока в столицу, от которого главный город страны давно превратился в крайне некомфортное место для жизни. Одна из основных причин системного кризиса в столице — невероятный приток людей в Москву из остальной России (и других постсоветских стран).

     Чтобы решить проблемы Москвы, требуется  остановить этот людской поток. Понятно, что административными мерами этого не добиться (хотя визы для жителей Таджикистана и Киргизии пора бы уже ввести). Требуется программа развития крупных и средних городов России — чтобы люди оставались жить и работать там. Задача эта нетривиальная. Необходимо серьезно изучить весь комплекс причин, который заставляет человека мчаться через полстраны в Москву. И затем по пунктам исправлять ситуацию в регионах. В конечном итоге требуется сформировать новый цельный образ страны, в самых разных уголках которой хочется жить. Потому что пока половина страны желает перебраться в Москву, рассматривая ее как «другую страну», говорить о долгосрочной устойчивости нынешней российской государственности не приходится.

     Москва  в значительной мере действительно  другая страна — в том смысле, что она на порядок более глубоко интегрирована в глобальный мир. В этом и кроется главный секрет ее привлекательности. Выражаясь языком Фернана Броделя, люди, стремясь в Москву, осознанно или неосознанно стремятся приобщиться к «времени мира». Москва как некий колоссальный мультихаб дает им такую возможность — это хорошо. Плохо, что в других российских городах это «время мира» чувствуется гораздо слабее.

     Даже  крупные города России все еще  живут в другом, отличном от Москвы историческом времени», — отмечал  журнал в том же тексте «Эксперта». На наш взгляд многих ученых, крупные городские агломерации, уже сложившиеся в России, должны настроиться на то же самое «время мира», в котором живет Москва, и превратиться в альтернативные точки притяжения для людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Городские агломерации в Уральском регионе

     2.1. Екатеринбург в системе городской агломерации 

     Территориальное развитие региональных столиц вкупе  с переносом промпредприятий  в близлежащие населенные пункты, по задумкам разработчиков генплана, должно привести к объединению центра с городами-спутниками и созданию агломерации. 

     Лидирует  в этом плане, безусловно, Екатеринбург. В состав городской агломерации  должно войти 30 населенных пунктов. Однако пока никаких шагов в сторону  объединения незаметно. 

     Рис. 2.

     В Екатеринбурге агломеративные процессы идут давно. Екатеринбургская агломерация — четвёртая по величине агломерация России (после Московской, Санкт-Петербургской и Самарско-Тольяттинской), её население составляет 2 180 864 человек. Екатеринбург имеет большое количество городов-спутников, обладающих значительным промышленным и трудовым потенциалом.

     Мегагород - неэффективная форма агломерации. Чтобы привлечь инвесторов и развивать  территорию, полезнее создавать межмуниципальные координационные органы, которые будут управлять едиными городскими проектами. Власти Свердловской области реинкарнировали идею укрупнения Екатеринбурга за счет присоединения к нему Среднеуральска, Верхней Пышмы, Березовского и Арамиля. В июне 2010 г. Губернатор Александр Мишарин направил главам городов-спутников письма с предложением в течение месяца подготовить проекты создания объединенного муниципалитета.

     В пределах 25 км от центра города и непосредственной близости от его окраин (первый пояс спутников) находятся Верхняя Пышма, Среднеуральск, Берёзовский, Арамиль. В пределах 50 км от ядра агломерации (второй пояс спутников) находятся ещё более крупные промышленные центры — Первоуральск, Ревда, Полевской, Сысерть, Новоуральск. Екатеринбургская агломерация является наиболее значимым межрегиональным центром социально-экономического развития и притяжения для всего макрорегиона Урал.

     Структура и состав

     По  проекту районной планировки Свердловской области 70-х годов XX века предусматривалось  «крестообразное» развитие её планировочной структуры: меридиональное, вдоль Уральских гор, и широтное — по линии транспортной линии Европа — Азия, с развитием ядра в виде Свердловского внутриобластного района. Ядро агломерации развивалось радиально с созданием кольцевой системы в виде Екатеринбургской кольцевой автодороги.

     На  территории Екатеринбургской агломерации  можно выделить девять лучей расселения (Невьянский, Верхнепышминский, Режевский, Богдановичский, Каменск-Уральский, Сысертский, Полевской, Ревдинский, Первоуральский), сформировавшиеся вдоль четырнадцати основных транспортных направлений, и несколько концентрических зон расселения (ближняя, средняя, дальняя), которые отличаются интенсивностью связей между городами и транспортной связанностью с ядром агломерации, густотой населённых пунктов и плотностью населения, характером сложившегося производства и пр.

     В документах «Схемы территориального планирования Свердловской области» определены как  состав того, что именуется «Екатеринбургская  система расселения», в составе  которой выделяется собственно «Екатеринбургская агломерация».

      Екатеринбургская агломерация

Муниципальные образования, 
входящие в состав 
Екатеринбургской агломерации 
(согласно Схеме территориального планирования Свердловской области)[
Муниципальное образование Площадь 
на 1.01.2009 
км²
Население 
(по переписи 2010 г.)
МО  город Екатеринбург 1 142,89 1 383 448
Берёзовский ГО 1 152,47 68 678
ГО  Заречный 299,27 29 749
Асбестовский  ГО 745,02 72 832
ГО  Рефтинский 24,44 16 490
Малышевский ГО 36,50 9 556
Белоярский  ГО 1 323,29 34 580
ГО  Верхнее Дуброво 33,90 4 793
МО  посёлок Уральский н.д. 2 445
Арамильский ГО 21,82 14 227
Сысертский  ГО 2 107,12 63 487
Полевской ГО 1 550,58 71 182
ГО  Дегтярск 174,77 15 521
ГО  Ревда 1 118,77 63 428
ГО  Первоуральск 2 053,75 148 873
Новоуральский ГО н.д. 88 307
ГО  Верхняя Пышма 1 044,93 72 823
ГО  Среднеуральск 83,98 20 445
ВСЕГО: свыше 12 913,50 2 180 864

Информация о работе Аггломерации в Уральском регионе