Аггломерации в Уральском регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:54, курсовая работа

Краткое описание

Предпосылки к зарождению и появлению в России агломерации начали складываться еще в XIX веке, по ходу развития капиталистических отношений. Важнейшие из таких предпосылок — индустриализация, ускоренный рост ведущих городов и бурное железнодорожное строительство. Как правило, агломерации возникают вокруг города-ядра (в первую очередь вокруг мегаполисов и крупных городов) и включают города-спутники, соседние города, поселки, села и поселения, расположенные на расстоянии 100-150 км от основного города.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2стр
1. Агломерация как важнейший процесс
1.1. Понятие агломерации, их роль и перспективы развития……………4стр
1.2. Проблемы и перспективы агломераций в РФ………………………..9стр
2. Городские агломерации в Уральском регионе
2.1. Екатеринбург в системе городской агломерации……………………14стр
2.2. Челябинск как центр агломерации…………………………………....17стр
Заключение …………………………………………………………………21стр
Список литературы…………………………………………………………24стр
Приложение…………………………………………………………………26стр

Вложенные файлы: 1 файл

городские агломерации.doc

— 993.50 Кб (Скачать файл)

 

      Екатеринбургская  промышленная агломерация

      Главный архитектор Свердловской области, чл.-корр. РААСН Г.В.Мазаев высказывает мысль  о том, что существует т.н. "Екатеринбургская промышленная агломерация", которая включает в себя: Екатеринбург, Новоуральск, Заречный, Каменск-Уральский, Реж, Артемовский, Невьянск, Арамиль, Березовский, Верхняя Пышма, Первоуральск, Ревда, Полевской, Асбест, п. Уральский, п. им. Малышева, п. Изумруд, Богданович, Михайловск[1]. Указанные поселения, входящие в состав Екатеринбургской промышленной агломерации, все лежат в границах Екатеринбургской системы расселения, а потому можно с определённой долей условности принять, что пространство, занимаемое Екатеринбургской промышленной агломерацией, и территория Екатеринбургской системы расселения прмерно совпадают, а потому численность населения Екатеринбургской промышленной агломерации составит также ок. 2,6 млн. человек. 

      2.2. Челябинск как центр агломерации 

      На  сегодняшний день Челябинск –  крупнейший промышленный, культурный и административный центр Южного Урала, центр Челябинской области, в нем размещаются областное  Законодательное собрание и администрация  области. Среди 12 городов России более чем с миллионным населением, Челябинск занимает 5 место по объемам производства, уступая Москве, Санкт-Петербургу, Нижнему Новгороду и Екатеринбургу. Преобладающие промышленные отрасли: черная и цветная металлургия (АО «Мечел», ЧЭМК, ЧТПЗ и др.), машиностроение (ЧТЗ, «Станкомаш» и др.), химическая промышленность (ОАО «Челак», завод органического стекла и др.), легкая промышленность (обувная фабрика «Юничел», швейные фабрики «Силуэт» и «Одежда»), пищевая промышленность (ассоциация «Хлебпром», макаронная фабрика «Макфа» и др.). На базе Челябинска складывается одна из крупнейших на Урале промышленно-городская агломерация.

      На  Южном Урале образуется городская  агломерация. Каждая территория, входящая в нее, получит свою определенную специализацию и будет сопрягать  свой Генплан с соседними муниципалитетами. По мнению челябинских властей, это  привлечет в область новых  инвесторов, а также поможет спланировать грамотный подход к строительству доступного жилья. Обо всем этом рассказали 30 января участники научно-практической конференции «Городская агломерация: потенциал развития».

      Создание  агломерации продиктовано появлением Федерального закона 131 о местном самоуправлении. Принят он был еще в 2003 году, но реализация по разным причинам затормаживалась. В 2005 году в качестве эксперимента новые условия управления были апробированы в Новосибирской области и Ставропольском крае. Теперь закон действует на всей территории России, однако последние два года чиновники называют переходным периодом: не все муниципальные образования могут без подготовки перейти к самоуправлению.

      Создание  агломерации на территории Южного Урала  позволит выстроить совместную политику областного центра и прилегающих к нему территорий. Кроме того, по словам Сергея Самойлова, реформа выстроит систему, по которой станет проще и эффективнее оказывать различные, в том числе и жилищно-коммунальные, услуги населению. Это демонстрирует опыт других российских регионов, например, Иркутской области.

      В рамках агломерации Челябинск намерен  объединиться с муниципальными образованиями, расположенными вокруг областного центра. В нее войдут Копейск, Еманжелинск, Коркино, Еткуль, Аргаяш и сельские поселения Сосновского и Красноармейского районов. Первые переговоры с главами этих территорий прошли, и вскоре между участниками будет подписан меморандум о межмуниципальном сотрудничестве.

        Между тем слияния муниципалитетов  или прямого присоединения территорий к областному центру не произойдет. Южноуральские чиновники намерены создать общий план развития территорий. По словам главы Челябинска Михаила Юревича, каждая территория должна получить определенную специализацию в зависимости от ее нужд и возможностей. Чиновник считает, что это в значительной степени поспособствует привлечению на эти территории инвестиций и другого дополнительного финансирования.

      «У  каждой отдельной территории будет  свой генплан, который будет представляться на различных инвестиционных форумах. В документе должны быть точно указаны все возможности участков, чтобы инвесторам было проще делать выбор в их пользу. Кроме того, проведение такой реформы благоприятно скажется на развитии дорожной инфраструктуры, систем водоснабжения, а также поможет грамотно разместить новые промышленные предприятия.

      Заместитель главы Челябинска по экономическому развитию Петр Конарев рассказал, что  представители мэрии уже побывали с рабочими выездами на территориях  будущей агломерации. Особые надежды чиновники возлагают на Копейск. Ему на конференции было уделено повышенное внимание.

        «Необходимо наиболее плодотворно  работать в отношении Копейска, – пояснил Конарев.

        – Город непосредственно связан  с такими объектами, как поселок  Чурилово, Потанинская площадка и Копейское шоссе. Например, в будущем планируется, что в Копейске будут построены логистические центры».

        Михаил Юревич, в свою очередь,  добавил, что в скором времени  планируется строительство новой  дороги, ведущей из Копейска в  Челябинск. Транспортный поток на этом участке постоянно увеличивается, и в следующем году без второй трассы движение там может попросту быть парализовано.

      Bласти  планируют активно налаживать  межмуниципальное сотрудничество  с Еманжелинском. По словам  заместителя главы Еманжелинска по вопросам экономики, промышленной политики, торговли и инвестициям Ирека Сабирова, они не будут дожидаться подписания меморандума, разработка первых мероприятий по взаимодействию уже началась.

 

Заключение 

      Предпосылки развития будущих агломераций создавались также на Урале (гнезда заводов с поселениями при них возникали, начиная с петровского времени). Однако городскими агломерациями (ГА) назвать их было тоже нельзя, поскольку далеко не все поселения при шахтах, рудниках и заводах являлись истинными городами. Вторая мировая война нанесла жестокие удары по зарождавшейся сети агломераций на западе СССР; вместе с тем она форсировала процессы агломерирования в Поволжье, на Урале, в Западной и Восточной Сибири, а также в Средней Азии, то есть в тех тыловых районах.

    Одной из главных проблем развития системы  агломераций в нашей стране является в целом слабая культура межрегионального или, говоря обобщенно, горизонтального  взаимодействия. «Опыт разработки стратегий  субъектов РФ и городов показывает также, что самое слабое место в этих концепциях и стратегиях — межрегиональные связи, отсутствие видения более целостных межрегиональных образований. Отдельно взятая область разрабатывает свою стратегию развития и не хочет видеть, что творится у соседа. В результате нет целостного видения макрорегионального развития и развития страны в целом.

    Учитывая  специфику управления экономическим  развитием в России, при котором  роль власти является определяющей, для  стимулирования качественного развития городских агломераций необходимо создать систему государственной поддержки этих процессов, включающую меры нормативно-правовой, бюджетной и налоговой политики.

    Одной из главных проблем развития системы  агломераций в нашей стране является в целом слабая культура межрегионального или, говоря обобщенно, горизонтального взаимодействия. «Опыт разработки стратегий субъектов РФ и городов показывает также, что самое слабое место в этих концепциях и стратегиях — межрегиональные связи, отсутствие видения более целостных межрегиональных образований. Отдельно взятая область разрабатывает свою стратегию развития и не хочет видеть, что творится у соседа. В результате нет целостного видения макрорегионального развития и развития страны в целом.

      На  современном этапе опережающее развитие Уральской промышленной зоны, включающей одну из крупнейших в России Екатеринбургскую агломерацию, а также целый ряд крупных уральских городов, будет обеспечиваться концентрацией в них основных финансовых, научных и образовательных ресурсов округа, сервисных функций и индустриальных производств с растущей долей обрабатывающих отраслей.

      В среднесрочной перспективе важнейшее  значение будет иметь также "инфраструктурный эффект" формирования городских  агломераций Урала, связанный с  реализацией проектов строительства новых энергомощностей, крупных транспортных комплексов, мультимодальных логистических центров и информационных узлов, инновационной инфраструктуры, что даст толчок к ускоренному развитию городов с самым значительным объемом накопленного инновационного потенциала - гг. Екатеринбурга, Тюмени, Челябинска, Тобольска, Миасса, Кургана, Нижнего Тагила, Магнитогорска, Первоуральска и др. Базовыми отраслями специализации зоны будут являться машиностроение, металлургия, спектр химических производств, электроэнергетика, лесопромышленный комплекс. Предполагается также развитие транспорта, логистических услуг, научно-инновационного комплекса и сферы образования, туризма.

     В Екатеринбурге агломеративные процессы идут давно. Екатеринбургская агломерация — четвёртая по величине агломерация России (после Московской, Санкт-Петербургской и Самарско-Тольяттинской), её население составляет 2 180 864 человек. Екатеринбург имеет большое количество городов-спутников, обладающих значительным промышленным и трудовым потенциалом.

     Мегагород - неэффективная форма агломерации. Чтобы привлечь инвесторов и развивать  территорию, полезнее создавать межмуниципальные координационные органы, которые  будут управлять едиными городскими проектами. Власти Свердловской области реинкарнировали идею укрупнения Екатеринбурга за счет присоединения к нему Среднеуральска, Верхней Пышмы, Березовского и Арамиля. В июне 2010 г. Губернатор Александр Мишарин направил главам городов-спутников письма с предложением в течение месяца подготовить проекты создания объединенного муниципалитета.

     На  Южном Урале образуется городская  агломерация. Каждая территория, входящая в нее, получит свою определенную специализацию и будет сопрягать  свой Генплан с соседними муниципалитетами. По мнению челябинских властей, это  привлечет в область новых инвесторов, а также поможет спланировать грамотный подход к строительству доступного жилья. Обо всем этом рассказали 30 января участники научно-практической конференции «Городская агломерация: потенциал развития».

      Создание  агломерации на территории Южного Урала позволит выстроить совместную политику областного центра и прилегающих к нему территорий. Кроме того, по словам Сергея Самойлова, реформа выстроит систему, по которой станет проще и эффективнее оказывать различные, в том числе и жилищно-коммунальные, услуги населению. Это демонстрирует опыт других российских регионов, например, Иркутской области. 
 
 
 

 

Список  литературы 

    1. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение. М., 2009.
    2. Гранберг А.Г. Проблемы комплексного регионального развития России. М., 2006.
    3. Осетрова А. А. Структура стратегического планирования социально-экономического развития регионов // Сборник информационно-методических материалов «Гражданская экспертиза: опыт и перспективы распространения технологий», Пермь, 2011.
    4. Осетрова А. А. О формировании инвестиционного имиджа российских регионов // Панорама исследований политики Прикамья. Научное издание, выпуск 4, Пермь, 2006.
    5. Осетрова А. А. Как получить инвестиционные льготы от региональных властей // Журнал «Генеральный директор» № 7, Москва, 2007.
    6. Осетрова А. А. Влияние государственной инвестиционной политики на инвестиционный климат в России // Вестник Пермского университета, Пермь, 2007.
    7. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. Под ред. Гранберга А.Г. М., 2009.
    8. Регионоведение. Под ред. Морозовой Т.Г. М., 2008.
    9. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. Под ред. Гранберга А.Г. М., 2007. С.89.
    10. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. Под ред. Гранберга А.Г. М., 2006. С. 281.
    11. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. Под ред. Гранберга А.Г. М., 2011. С.288.
    12. Регионоведение. Под ред. Морозовой Т.Г. М., 2007. С.78.
    13. Фурщик М.А., Марков С.В. «Сиситемная диагностика региональной экономики», Сборник трудов ИСА РАН, 2006.
    14. Фурщик М.А. «Эффективность применения инструментов регионального развития», Сборник трудов ИСА РАН, 2008.
    15. Филиппов Ю.В. Основы развития местного хозяйства. М., 2008.
    16. Экономическая география России. Под ред. Видяпина В.И. М., 2010. С.264.
    17. Экономическая география России. Под ред. Видяпина В.И. М., 2010.
    18. Регионоведение. Под ред. Морозовой Т.Г. М., 2009. С.180.
    19. Экономическая география России. Под ред. Видяпина В.И. М., 2011. С.265.

 

       Приложение

      

      Рисунок. Доля городского населения, проживающего в городских агломерациях, %

Информация о работе Аггломерации в Уральском регионе