Административно-правовой статус федеральных служб в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Целями данной курсовой работы являются: раскрытие сущности понятия федеральных служб, их организационно-правового механизма функционирования как особых органов исполнительной власти;
анализ сфер деятельности, полномочий и правовой основы деятельности федеральных служб.
Задачи: рассмотреть основные положения об исполнительной власти в целом для более полного понимания взаимосвязи всех ее элементов, включая федеральные службы;
рассмотреть и проанализировать несколько видов федеральных служб, уделить внимание функциям, полномочиям и особенностям каждой из них;
рассмотреть различия самостоятельных федеральных служб и федеральных служб, подведомственных соответствующим министерствам;
проанализировать воздействие административной реформы на административно-правовой статус федеральных служб.

Содержание

1.Введение
Глава 1.1. Цели и задачи курсовой работы.
2. Основная часть
Глава 2.1. Исполнительная власть.
Глава 2.2. Федеральные органы исполнительной власти.
Глава 2.3. Федеральные службы в системе органов исполнительной власти.
Глава 2.4. Виды федеральных служб.
§2.4.1. Федеральные службы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.
§2.4.2. Федеральные службы, подведомственные федеральным министерствам, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.
§2.4.3. Федеральные службы, руководство
деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.
§2.4.4. Федеральные службы, подведомственные федеральным министерствам, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.
Глава 2.5. Особенности федеральных служб, руководство деятельностью которых осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
Глава 2.6. Особенности федеральных служб, подведомственных федеральным министерствам, руководство деятельностью которых осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
Глава 2.7. Административно-правовой статус федеральных служб в условиях административной реформы.
Глава 2.8. Статус некоторых федеральных служб (на примерах конкретно взятых).
§2.8.1. Государственная фельдъегерская служба (ГФС России).
§2.8.2.Служба внешней разведки (СВР России).
§2.8.3. Федеральная миграционная служба (ФМС России).
§2.8.4. Федеральная служба судебных приставов (ФССП России).
§2.8.5.Федеральная налоговая служба (ФНС России).
§2.8.6. Федеральная таможенная служба.
3. Заключение
4. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая административное .33.docx

— 110.91 Кб (Скачать файл)

Так, для многих федеральных служб, находящихся в ведении Президента РФ и осуществляющих специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, общественной безопасности и борьбы с преступностью, характерны не только контрольно-надзорные, но и нормотворческие функции и полномочия. Например, в Положении о Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков11 установлено, что она является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

Среди иных федеральных служб, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, нормотворческой деятельностью занимаются также находящиеся в его непосредственном подчинении Федеральная служба охраны, Государственная фельдъегерская служба, ФСБ России и Федеральная служба по военно-техническому и экспортному контролю, подведомственная Минобороны России.

Правовое регулирование в установленной сфере деятельности осуществляют все федеральные службы, находящиеся в непосредственном ведении Правительства РФ. Так, в Положении о Федеральной антимонопольной службе 12 закреплено, что она вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. При этом в разделе о полномочиях Службы приводится перечень таких актов. Вместе с тем их правовые формы в нем не определены. Более того, в данном Положении вообще ничего не говорится о том, что руководитель Службы вправе принимать нормативные решения. В принципе такой подход характерен для всех положений о федеральных службах, занимающихся правотворческой деятельностью и находящихся в непосредственном ведении Правительства РФ.

 

Иную позицию по этому вопросу занял Президент РФ. С одной стороны, ни в одном утвержденном им положении о федеральных службах не приводится даже примерный перечень нормативных правовых актов, издаваемых этими органами, а с другой - в каждом таком положении имеется общая формулировка о том, что их руководители вправе принимать таковые.

В сложившейся ситуации решение проблемы оформления нормативных правовых актов федеральных служб, наделенных правотворческими полномочиями (как тех, руководство которыми осуществляет Президент РФ, так и тех, которые подчинены непосредственно Правительству РФ), переносится в регламенты данных органов, имея в виду, что по многим федеральным службам они уже приняты. Но и здесь единства не наблюдается. Например, в Регламенте Федеральной службы по техническому и экспортному контролю13, находящейся в ведении Минобороны России, установлено, что она издает нормативные правовые акты в виде приказов, положений, правил и инструкций. При этом указывается, что положениями регламентируются системно связанные между собой правила по вопросам компетенции службы, правилами - нормы и требования, обязательные для исполнения, а инструкциями - порядок применения положений законодательных и иных нормативных правовых актов или порядок осуществления определенной деятельности.

 

Однако отсутствие у большинства федеральных служб права принимать нормативные правовые акты в связи с реализацией их функциональной компетенции в установленной сфере деятельности вызывает неоднозначную оценку. Например, Б.В. Россинский обращает внимание на то, что наличие у отдельных федеральных служб по контролю и надзору нормотворческих полномочий способствует оперативному внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты, являющиеся предметом их контрольно-надзорной деятельности, поскольку в ряде случаев издаваемых ими правоприменительных актов может оказаться недостаточно для быстрого решения сложных комплексных вопросов в определенных сферах деятельности, в том числе и для устранения недостатков в своей работе, вызванных некачественным нормативным регулированием14. В то же время, как справедливо отмечают отдельные авторы, совмещение в одном органе, по сути, конфликтующих функций имеет и свои недостатки, главный из которых состоит в возможности данных органов принимать нормативные правовые акты, устанавливающие условия их взаимоотношений с гражданами и организациями, исходя из собственных узковедомственных интересов15.

 

Глава 2.8. Статус некоторых федеральных служб (на примерах конкретно взятых).

§2.8.1. Государственная фельдъегерская служба (ГФС России)

Руководство деятельностью осуществляет Президент Российской Федерации.

Основные задачи ГФС России:

  1. обеспечение оперативной доставки и гарантированной сохранности отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений (далее — корреспонденция):

    • Президента Российской Федерации, федеральных органов государственной власти;

    • органов прокуратуры Российской Федерации;

    • органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

    • органов местного самоуправления по решению Правительства Российской Федерации;

    • членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

    • Минобороны России, органов управления видов Вооружённых Сил Российской Федерации, родов войск, военных округов, флотов, региональных командований войск МВД России, территориальных органов ФСБ России;

    • администраций промышленных и военных объектов, имеющих особо важное государственное значение, по решению Правительства Российской Федерации;

 

  1. доставка за рубеж корреспонденции, а также технической документации и образцов промышленных изделий по решению Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации;

  1. доставка корреспонденции глав зарубежных государств и глав правительств зарубежных государств, органов государственной власти государств — участников Соглашения о Межправительственной фельдъегерской связи;

  1. доставка корреспонденции органов Содружества Независимых Государств, расположенных на территории Российской Федерации;

  1. управление территориальными органами ГФС России и обеспечивающими деятельность ГФС России организациями созданными для решения возложенных на ГФС России задач.16

В настоящее время подразделения фельдъегерской связи расположены во всех областных, краевых и республиканских центрах России, а также ряде крупных городов, имеющих важное экономическое значение. В единую систему органов федеральной фельдъегерской связи входят подразделения центрального аппарата, территориальные органы (в г. Москве, 8 управлений по федеральным округам, 73 отдела и отделения в столицах и административных центрах субъектов Российской Федерации, а также отдел в г. Сочи) и подведомственные ГФС России организации.

Органами федеральной фельдъегерской связи осуществляется доставка корреспонденции по 112 постоянно действующим маршрутам: 60 авиационным, 36 железнодорожным и 16 автомобильным. Ежесуточно в самолетах и поездах находится около 300 сотрудников федеральной фельдъегерской связи. Помимо этого, регулярно осуществляются встречи и проводы сотрудников Межправительственной фельдъегерской связи, прибывающих в Москву по 12 межгосударственным маршрутам.

 

§2.8.2.Служба внешней разведки (СВР России)

Руководство деятельности осуществляет Президент Российской Федерации.

Служба внешней разведки Российской Федерации является Федеральной службой, органом исполнительной власти России, руководство деятельностью которого осуществляет не Председатель Правительства Российской Федерации, а непосредственно Президент Российской Федерации.

Данный статус СВР был установлен еще Указом № 1185 от 07.10.1992 президента Бориса Ельцина.

Внешняя разведка определяется законодательством как «составная часть сил обеспечения безопасности Российской Федерации», которая «призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием методов и средств», определённых федеральным законодательством.

Директор СВР несет персональную ответственность за объективность и достоверность разведывательной информации, добытой СВР и докладываемой Президенту.

Цели и задачи.

Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) предназначена для защиты безопасности личности, общества и государства от внешних угроз. СВР осуществляет разведывательную деятельность в целях:

  • обеспечения Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях;

  • обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;

  • содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Для этого федеральным законом «О внешней разведке» Службе внешней разведки предоставляются полномочия, включая конфиденциальное сотрудничество с лицами, давшими на это согласие.

В процессе разведывательной деятельности СВР имеет право использовать гласные и негласные методы и средства, без причинения вреда жизни и здоровью людей и нанесения ущерба окружающей среде. Порядок использования этих методов и средств определяется законами и другими нормативными актами Российской Федерации.

Разведывательная информация предоставляется Президенту Российской Федерации, палатам Федерального Собрания, Правительству Российской Федерации и определяемым Президентом федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям.

Руководители Службы внешней разведки несут персональную ответственность перед Президентом Российской Федерации за достоверность, объективность разведывательной информации и своевременность её предоставления.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» от 15 февраля 2006 года был создан Национальный антитеррористический комитет(НАК), в состав которого вошел Директор СВР России.

Общее руководство органами внешней разведки Российской Федерации (в том числе и СВР) осуществляет Президент Российской Федерации.17

 

 

§2.8.3. Федеральная миграционная служба (ФМС России)

Руководство деятельностью осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Федеральная миграционная служба (ФМС России) — федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

Структура ФМС :

-Управления ФМС России;

-Подразделения, непосредственно подчинённые ФМС России;

-Организации ФМС России.

 

Полномочия:

 

1) разрабатывает и осуществляет  меры по реализации государственной  политики в установленной сфере  деятельности;

2) выдает в установленном порядке разрешения на привлечение работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использование их труда, а также разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства;

3) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование деятельности в сфере миграции;

4) участвует в осуществлении государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом;

5) организует и ведет адресно-справочную работу.

И другие полномочия в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Вопросы федеральной миграционной службы» от 19 июля 2004 года N 928(в ред.от 02.09.2008), а так же прикрепленному Положению о федеральной миграционной службе.18 
§2.8.4. Федеральная служба судебных приставов (ФССП России)

Подведомственна Министерству юстиции России, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации.

Федеральная служба судебных приставов России- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Основные задачи:

  • обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

  • осуществление принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц19;

  • исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесённым уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов.

Информация о работе Административно-правовой статус федеральных служб в РФ