Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:22, курсовая работа
Целью данного дипломного проекта является анализ применения управленческих решений Раменским управлением социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области на основе исследования теоретических основ организации функционирования органов государственной власти. Задачи: - показать особенности управленческих решений в органах государственной власти; - проанализировать систему управления в органах социальной защиты населения МО «Раменский район»; - выявить проблемы и внести предложения по совершенствованию системы Раменского управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области.
Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Управленческие решения в системе социального управления………………………………………………………………………..7
1.1 Сущность, содержание, структурные элементы, организационные отношения и деятельность в органах государственной власти………………7
1.2 Законы и принципы социального управления, сопутствующие процессу разработки и принятия управленческого решения…………………………………………………………………………20
1.3 Разработка и принятие управленческого решения в органах государственной власти, реализующих социальные программы…………….29
2. Анализ системы управления социальной защиты населения (на примере Государственного областного учреждения Раменского управления социальной защиты населения …………………………………………………46
2.1 Анализ организационной структуры управления и кадровое обеспечение Раменского управления социальной защиты населения…………………………………………………………………….…46
2.2 Реализация социальных программ Раменского управления социальной защиты населения как разновидность управленческого решения…………………………………………………………………………52
2.3 Социальный контроль и эффективность принятия управленческого решения в органах социальной защиты Раменского управления социальной
защиты населения………………………………………………………………55
3.Формирование инновационной управленческой культуры XXI века - главное условие рационализации современного социального управления..64
Заключение………………………………………………………………..67
Библиографический список…………………………………..………………………………………70
Управляющими (бифуркационными) параметрами макроэкономического уровня могут быть коэффициенты эффективности взаимодействия производства, какие-либо интегрированные характеристики (например, валовой национальный продукт) и т.д. На микроуровне это могут быть различные характеристики социального взаимодействия.
Идея самоорганизации никоим образом не противоречит идее управления, поскольку качество, путь и результат самоорганизующего поведения будут каждый раз иными, если изменяется хотя бы одно из перечисленных выше условий. Управляющим субъектом при этом может выступать руководящая часть общества (организационно-управленческая верхушка), осуществляющая главное управляющее воздействие через правовые нормы (законы) и регулирование различных потоков социальной информации. Одно несомненно, что взаимосвязь двух элементов сложной социальной системы - объекта и субъекта - главный вопрос управления, создания и совершенствования системы.
Различают следующие подходы к изучению проблем социального управления:
Состояние управленческих отношений, целостность сложной социальной системы зависят от сбалансированности двух ее подсистем: объекта и субъекта социального управления.
Кризис управления, в первую очередь, объясняется все усугубляющимся противоречием между объектом и субъектом управления.
Объектом управления выступают общественные отношения, общественные процессы, социальные организации, социальные ресурсы и сам человек, неизбежно вступающий в социальные отношения, участвующий в общественных процессах и социальных организациях, в реализации ресурсов. Субъекту управления необходимо осознать и адекватно выразить в научной форме все то, что происходит в объекте управления, на изменение которого и направлены его усилия.
Классификация общественных процессов проводится по:
Следующий компонент объекта управления – ресурсы. Понятие ресурсы, имеет два значения: запасы, средства, используемые при необходимости; предельное значение какого-то средства (например, суточный запас времени - 24 часа).
Понятия ресурсы и резервы близки по своему значению. Иногда они употребляются как синонимы. Резервы (лат.reservere - сберечь, сохранить):
К этим понятиям
тесно примыкает понятие
Социальные ресурсы можно определить как запасы творческой энергии личности (социальные, познавательные, деятельностные), социальной организации и общества в целом – содружества людей, организаций, институтов, социальных групп. Эти запасы человеческой энергии огромны, некоторые ученые сравнивают их с энергией атомного ядра. Одной из самых актуальных сегодня является проблема "распаковки" этого огромного потенциала, раскрытия творческих возможностей человека, социальных организаций и направления этих источников прогресса в созидательное русло.
Перед управлением стоит проблема найти механизмы более полного использования социальных ресурсов. С этой целью их необходимо разделить на: мотивационные, интеллектуальные, информационные, коммуникативные, социально-психологические, соревновательные, демографические, социально-экологические, деятельностные, инновационные, стратегические, кадровые, организационные, управленческие, научные.
Социальные ресурсы составляют ядро всей системы ресурсов, не "распаковав" которые невозможно получить эффективные результаты от реализации любых видов ресурсов – материальных, хозяйственных, природных и т.д.
Социальные
ресурсы имеют ряд
Необходимо признать, что все объекты управленческих воздействий в той или иной мере и их субъекты. Это, например, относится к социальным организациям, которые сами создаются, проектируются в процессе управленческого труда, но, возникнув, оказывают огромное обратное влияние на развитие общественных процессов, реализацию многочисленных ресурсов общества.
И особое значение имеет изучение человека как субъекта управления, хотя он в определенной мере является и объектом управленческого воздействия, потому что объектом управления выступают люди, социальные организации.
Очень важно подчеркнуть, что личность – не только продукт общественных отношений, впитавшая нормы и ценности социального окружения в процессе социализации, но, во-первых, она реализует себя каждый раз в специфической форме в зависимости от своего творческого потенциала, во-вторых, в процессе формирования воли, убеждений, своего внутреннего мира в установках, в поведении, сама личность оказывает влияние на социальное пространство, преобразуя его в соответствии с вырабатываемыми ценностями.
Одностороннее же рассмотрение обусловленности человека объективными обстоятельствами выглядит как "запрограммированность" человека бытием, почти не оставляющая места для свободного саморазвития, самореализации личностного потенциала.
В этом случае
из понятия личность выпадают такие
категории, как характер, темперамент,
индивидуальность, эмоциональные черты
человека, его природные задатки
и врожденные свойства, а ведь на
их основе формируются способности
личности, ее ценностные ориентации, механизмы
самозащиты личности от разрушающих
воздействий социального
Сегодня проблема в том, чтобы научиться измерять разность творческих потенциалов личностей, своевременно, с детства, выявлять разнонаправленность творческой одаренности людей и создавать условия (социальные и личностные) для наиболее полной их реализации на благо общества, в том числе в сфере управления. В этом залог успешного решения возникающих в XXI в. глобальных проблем.
Огромный потенциал
творчески одаренных людей, тем
более талантливых, должен быть поставлен
на службу обществу, управлению его
общественными силами. Для этого
необходимы иные философия и современная
культура человеческого сообщества:
одаренность, талант незаменимы нигде
– ни в науке, ни в искусстве, ни
в управленческой деятельности. Это
общенациональное достояние. А потому
поддержка творчески одаренных
людей – дело всего общества, его политики,
проектов и программ поддержки. Принцип
существования современного общества,
желающего выжить и обеспечить себе источники
развития, - предоставление всем личностям
социально равных условий на старте для
самореализации, возможность богатого
жизненного выбора, профессионально-
Как общую закономерность следует отметить непрерывное усложнение объекта управления, связанное с тем, что общественные процессы становятся все более динамичными, сложными, нелинейными и потому все в меньшей мере поддающимися адекватному узнаванию, что предъявляет все более высокие требования к отношениям управления внутри управляющей системы. Они имеют сложную внутреннюю структуру:
Кроме того, отношения социального управления подразделяются на:
Система управления, в которой реализуются функции управления, включает: специалистов, объединенных в органы управления; организационную и вычислительную технику, связи между органами управления, используемый комплекс методов управления, связи объекта с внешней средой, потоки управленческой информации, материально-финансовые ресурсы для достижения постоянных целей и т.п. В нее входят также и социальные организации, органы которых в процессе управленческой и организационной деятельности принимают управленческие решения, организуют контроль за их исполнением и постоянно совершенствуют этот процесс, осуществляя обратную связь [29, с.127].
Управленческие и организационные отношения реализуются в управленческой деятельности, органической частью которой является организационная. Их нельзя отделять одну от другой потому, что это единый процесс: управление непременно предполагает организационные усилия, организация не имеет смысла без управления. Все многочисленные элементы системы управления, связанные между собой, могут представлять целостное образование только в результате организации управления. Поэтому поддержание организованной целостности системы управления, ее устойчивости – одна из важнейших задач управления, прежде всего ее составной части – организации, которая призвана разработать конкретные меры по достижению поставленных целей, разделить задачи на отдельные операции, найти ресурсы, распределить функции, скоординировать взаимодействия различных подразделений.