Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:22, курсовая работа
Целью данного дипломного проекта является анализ применения управленческих решений Раменским управлением социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области на основе исследования теоретических основ организации функционирования органов государственной власти. Задачи: - показать особенности управленческих решений в органах государственной власти; - проанализировать систему управления в органах социальной защиты населения МО «Раменский район»; - выявить проблемы и внести предложения по совершенствованию системы Раменского управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области.
Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Управленческие решения в системе социального управления………………………………………………………………………..7
1.1 Сущность, содержание, структурные элементы, организационные отношения и деятельность в органах государственной власти………………7
1.2 Законы и принципы социального управления, сопутствующие процессу разработки и принятия управленческого решения…………………………………………………………………………20
1.3 Разработка и принятие управленческого решения в органах государственной власти, реализующих социальные программы…………….29
2. Анализ системы управления социальной защиты населения (на примере Государственного областного учреждения Раменского управления социальной защиты населения …………………………………………………46
2.1 Анализ организационной структуры управления и кадровое обеспечение Раменского управления социальной защиты населения…………………………………………………………………….…46
2.2 Реализация социальных программ Раменского управления социальной защиты населения как разновидность управленческого решения…………………………………………………………………………52
2.3 Социальный контроль и эффективность принятия управленческого решения в органах социальной защиты Раменского управления социальной
защиты населения………………………………………………………………55
3.Формирование инновационной управленческой культуры XXI века - главное условие рационализации современного социального управления..64
Заключение………………………………………………………………..67
Библиографический список…………………………………..………………………………………70
Кроме того, система социальной защиты населения требует, чтобы в севере государственного управления были заняты квалифицированные специалисты не только в сфере управления, но и квалифицированные специалисты различных отраслей знаний и в первую очередь имеющие высшее юридическое, экономическое, медицинское, педагогическое и техническое образование (в зависимости от сферы деятельности специалиста).
Анализ качественного
состава руководителей и
Анализ уровня образования по отраслям знаний показал, что 35 служащих, имеют профессиональное образование, из них профильное 28 чел (81,3 %), в том числе юридическое - 14.7 %, педагогическое - 45,8 %, экономическое - 20,8 %.
Анализ качественного
состава говорит о
Для достижения качественной подготовки специалистов необходимо тесное сотрудничество высших учебных заведений и органов государственной власти, в которых могут быть востребованы специалисты. Причем, подготовка должна проходить в тесной связи науки и практики.
Большое значение
в повышении профессионального
уровня государственных служащих имеют
переподготовка и повышение квалификации.
Действующая система
Так, в соответствии с планом повышения квалификации работников системы социальной защиты населения Московской области, утверждаемым Министерством социальной защиты населения, ежегодно на базе Московскою социально о института проходит повышение квалификации 3-5 специалистов органов социальной защиты населения Московской области.
Переподготовку по направлению Министерства социальной защиты населения Московской области за 2009-2013г.г. прошли 5 специалистов Управления СЗН Раменского района, что не отвечает потребностям в повышении квалификации и переподготовке кадров. Поэтому необходимо решать проблему переподготовки и повышения квалификации на местах, на базе высших и средних профессиональных учебных заведений города и области.
2.2 Реализация социальных программ Раменского управления социальной защиты населения как разновидность управленческого решения
Социальные
программы - это определенным образом
разработанный и реализуемый
целевой комплекс принципиальных направлений
и задач улучшения
В данном определении заключены следующие важные проблемы:
Социальная программа – это разновидность управленческого решения, поэтому могут разрабатываться проекты-варианты, которые оцениваются по определенным критериям. Далее принимается окончательный вариант, оформляемый в виде соответствующего документа.
Для реализации выработанной и принятой социальной программы разработан соответствующий механизм со «встроенной» системой контроля, т.е. постоянным получением обратной связи или информации.
Социальная программа имеет ряд важнейших характеристик, представленных в систематизированном виде в таблице 2.1.
В технологии социальной программы на любом уровне управления выделяются две части: разработка; реализация. В основе разработки социальной программы на любом уровне управления лежат два ведущих принципа:
-обоснованность, т.е. расчетное
обеспечение целей,
-реалистичность, т.е. ориентация
социальной программы не на
все социальные проблемы
После разработки социальной программы «включается» механизм ее реализации.
Практика показывает, что в процессе реализации социальной программы значимыми являются два принципа:
- конкретизация социальной программы;
- результативность,
т.е. социальная программа
Таблица 2.1
Характеристика социальной политики | |
1. Уровень разработки и |
Государственная социальная политика. Региональная, городская социальная политика на предприятии, в организации, учреждении |
2. Направленность социальной |
Цели, направления и задачи социальной политики (конкретизируются в зависимости от уровня и практической значимости) |
3. Содержание мероприятий, задач социальной политики |
Организационные,правовые, |
4. Период реализации социальной политики |
Долгосрочная. Среднесрочная. Краткосрочная. Текущая |
5. Эффективность/неэффективность |
Эффективная - действенная, результативная, прагматичная, реализованная в значительной мере. Неэффективная - нереальная, «бумажная», не реализованная в значительной мере. |
Если социальная программа не реализована, то всегда имеются конкретные причины, наиболее характерные из которых - необоснованность и нереалистичность.
Разработка и реализация социальной программы требует на любом уровне управления соответствующей компетенции. Следует особо отметить, что поскольку «соседствуют» два процесса - разработка и реализация, то соответственно необходимы кадры:
-специалистов,
которые имеют
-руководителей, которые получили необходимую подготовку по организации управления процессами разработки и реализации социальных программ.
В качестве примера приводим учебно-тематический план «Социальная программа» из общего расчета 72-100 часов. Раменского управления социальной защиты населения (таблица 2.2).
№ п/п |
Наименование тем |
Объем в часах |
1 |
Социальные проблемы |
|
2 |
Правовое обеспечение |
|
3 |
Социальная информация: системы, формы и методы получения и использования при определении и реализации социальной программы |
|
4 |
Социальное прогнозирование и моделирование |
|
5 |
Диагностика социальных систем и процессов, используемые методы и методики |
|
6 |
Социальные программы как |
|
7 |
Система подготовки специалистов для социальной сферы — состояние и перспективы |
|
8 |
Социальная защита как составная часть социальной программы |
|
9 |
Проблемы социальной помощи семье и детям |
|
10 |
Роль средств массовой информации в процессе реализации социальной программы |
|
11 |
Проблемы оценки эффективности/неэффективности социальной программы |
|
12 |
Итоговая конференция по программе |
|
ИТОГО: |
Примечание: конкретный объем в часах устанавливается исходя из целей и задач повышения квалификации, возможностей финансирования программы.
2.3 Социальный контроль
и эффективность принятия
Недостаточно
принять грамотное
В широком
смысле слова социальный контроль -
это совокупность средств и приемов,
с помощью которых общество гарантирует,
что поведение его членов, отдельных
субъектов управления, социальных групп
будет соответствовать
Эффективное воспитание и социализация, в процессе которых люди сознательно принимают нормы и ценности общества, его отдельных групп и социальных институтов.
Принуждение, применение определенных санкций. Когда отдельный индивид, группа, субъект управления не следуют законам, нормам, правилам, то общество прибегает к принуждению, которое направлено на преодоление отклонений от нормы, принятых ценностей. В этом смысле социальный контроль тесно связан с категориями свободы и ответственности. В самом деле, эффективное управление предполагает проявление инициативы и творчества, самостоятельности со стороны всех субъектов управления, но свобода невозможна без ответственности за социальные последствия деятельности.
Политическая,
нравственная, юридическая, финансовая
и другие формы ответственности.
Эффективность социального
Таким образом, ясно, что социальный контроль не может быть сведен ни к учету, ни к отчетности, а складывается из сложных управленческих отношений, которые пронизывают всю систему снизу доверху. В то же время контроль может быть рассмотрен как завершающая часть управленческого процесса. В этом смысле он - та часть управленческого труда, которая связана с наблюдением и проверкой соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям, а не только законам, нормам, правилам. Когда решение принято, управляемая и управляющая системы приведены в порядок, отрегулированы с целью его поддержания и совершенствования, системой контроля подводятся результаты деятельности. Затем принимается новое решение или остается прежнее, начинается новый цикл управления. Снова совершаются действия, операции по реализации функций управления. При этом все функции управления находятся в единстве, во взаимодействии, особенно его контрольная функция, которая пронизывает все стадии управления, выступает как интегрирующая, руководящая и объединяющая их в единый ансамбль. Поэтому проблемы контроля не могут быть сведены только к организационной деятельности. Контроль занимает важное место в обеспечении стабильности общества, в воспроизводстве господствующего типа социальных отношений и социальных структур. По существу контроль - один из главных механизмов регулирования отношений между обществом и личностью, обществом и государством, государством и социальными институтами. Все общество, его граждане посредством социального контроля проверяют действия отдельных субъектов управления в соответствии с социальными нормативами, ценностными стандартами, идейными ориентирами. Механизм социального контроля не сводится только к воздействию на отдельного человека, к учету работы, статистической и бухгалтерской отчетности, вообще к количественной и качественной оценке имеющихся ресурсов. Его функция гораздо шире - обнаружение возможных отклонений от заданных целей, своевременное принятие упреждающих мер по ликвидации возникающих диспропорций. Меры социального контроля тем эффективнее, чем шире в его осуществлении участвуют все общество, его гражданские институты. В этом смысле средствами контроля и социального регулирования выступают формы непосредственной демократии (референдумы, запросы граждан, общественное мнение, органы представительной власти и т.п.). В процессе контроля первоначальные цели организации могут модифицироваться, уточняться и изменяться с учетом полученной дополнительной информации о выполнении принятых решений.