Античные государства Древней Греции.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 10:11, контрольная работа

Краткое описание

В отличие от др. Востока структурообразовательным элементом античной цивилизации был полис, который историки определяли как город-государство. Античные государства сформировались в среднеземноморском регионе, в котором не было условий для ведения крупного орошаемого земледелия и, соответственно, не было необходимости в сильной централизованной власти. Не случайно такие античные государства как полисы Др. Греции, Др. Рим, Карфаген, города-государства Азии существовали на побережье Средиземного моря.

Вложенные файлы: 1 файл

Kontrolna_na_temu_gretsia_i_rim.docx

— 100.13 Кб (Скачать файл)

 

 

3. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РИМСКОГО  ПРАВА

Периодизация римского права  –  выделение в развитии римского права  определенных этапов, имеющих соответствующий  временной промежуток и характерные  черты. Ниже перечислены периоды  развития римского права.

1. VIII-HI в. до н. э.  – период древнего, или квиритского права – период начального формирования римского права. Право существовало только в рамках патриархальной римской общины, для членов общины и ради сохранения ее ценностей и привилегий, оно неразрывно с юридической практикой жрецов-понтификов, пронизано сакральным, и потому формально-консервативным началом. В этот период отмечается становление главных видов источников римского права, переход от обычного права к государственному законодательству и основанной на нем постоянной судебной практике. В V в. до н. э. была осуществлена первая кодификация – Законы XII Таблиц,  которые закрепили основные институты правовой системы Рима (деление вещей, способы их передачи, деликты и т. д.). Систематизация правовых норм была примитивна, и не всегда четко выделялись правовые институты. В этот период зародились способы осуществления права. Сначала это было понтификальное производство, осуществлявшееся жрецами. В конце периода появилась должность претора и зародился легисакционный процесс. Римское право в этот период представляло привилегированное право – цивильное (или квиритское) право.

2. III–I в. до н. э.  – предклассический период,  характеризующийся социальной унификацией римской общины, стиранием принципиальных |граней между патрицианством и плебеями. В этот период складывалась деятельность всех институтов римской государственности и судебной системы; источник права наряду с общенародным государственным законодательством – судейское и магистратское правотворчество. Издавались законы, развивающие отдельные институты римского права и создающие новые. Развивались институты наследственного права, сервитуты, деликты. Легисак-ционный процесс преобразовался в формулярный. На требования права оказывали влияние греческая философия и греческие правовые доктрины. Зарождались традиции римской юриспруденции и связанной с ней частной практики, судебного красноречия.

3. I в. дон. э.-IH в. н. э.  – классический период.  Происходило формирование принципов публичного права. Складывалось уголовное право с самостоятельными объектами правовой охраны и принципами применения. Сформировался общий правовой статус свободного гражданина. Законченный вид приобрели институты собственности, владения, видов дозволенных и охраняемых правом сделок, правовых требований и т. д. Основные источники права – сенатусконсульты, конституции и ответы юристов. Появился экстраординарный процесс. К этому времени относится расцвет римской юридической науки и судебной юриспруденции (деятельность Цицерона).

4. IV–V в. н. э.  – постклассический период.характеризующийся развитием императорского законодательства. Преобладающая форма права и источник норм – закон. Судебный процесс стал неразделим с государственным администрированием. Предпринимались попытки кодификации права. В конце периода была создана кодификация императора Юстиниана.  Правовые институты изменились незначительно.

2.Источники римского права(кратко)

Источники римского права – это  формы правообразования, в которых объективируются и получают обязательную силу нормы права. На протяжении римской истории имели значение следующие виды ис-точников права: 1) обычное право; 2) закон; 3) эдикты магистратов; 4) деятель-ность римских юристов; 5) кодексы римского права.Обычное право – это древнейшая форма образования римского права. Обычное право – неписаное право, восходящее к обычаям первобытного обще-ства. С развитием цивилизации возникает писаное право в такой его форме как закон, например, «Законы XII таблиц» (Vв. до н.э.). Законами были некоторые постановления народного собрания («Закон Петелия» и т.д.). К числу законов следует относить и постановления принцепцов (императоров). Эти постановле-ния носили название «конституции» и были четырех видов: а) эдикты – общие распоряжения, обращенные к населению; б) рескрипты – распоряжения по от-дельным делам; в) мандаты – инструкции императоров своим чиновникам; г) декреты – решения по поступающим на рассмотрение императора спорным де-лам. Одним из видов источников права являлись эдикты магистратов. Эдик-ты (программные объявления) преторов, курульных эдилов и других должност-ных лиц (магистратов) содержали правила деятельности этих должностных лиц. Источником права была и разнообразная деятельность римскихюри-стов. Юристы составляли формулы различных частноправовых актов, давали советы относительно предъявления иска и порядка ведения возбужденного де-ла. Благодаря своему авторитету и глубокому пониманию римского права, про-фессиональные юристы (Лабеон, Прокул, Сабин и др.) оказывали серьезное влияние на развитие римского права. Важнейшим источником права являлись кодексы римского права, осо-бенно кодекс византийского императора Юстиниана «Corpusinriscivilis» (30-е годы Viв. н.э.). До нас дошло второе издание кодекса в 12 книгах, кроме того, до нас дошли так называемые «Новеллы» – постановления, принятые при жиз-ни Юстиниана. Кодификация Юстиниана представляла собой систематизацию правового материала, с устранением из него устаревших положений в духе тре-бований эпохи.

 

3. законы 12 таблиц и Институция  Гая.(знать)

 

Законы XII таблиц (451—450 гг. до н. э.) представляют собой краткие изречения по различным  вопросам правового общения и  нормы, относящиеся к отправлению  правосудия, семейным отношениям, собственности, договорным обязательствам и преступлениям. Законы были созданы и обнародованы по настойчивому требованию плебеев, грозивших покинуть город и уже предпринявших такую попытку, удалившись в знак недовольства и угрозы из города.Их требования сводились главным образом к уравнению их в политических правах с патрициями. Они требовали, в частности, обеспечения ауксилиума (элементарной правовой защиты от произвола чиновных служителей при помощи создания своих сословно избираемых чиновников — магистратов) и наделения такими правами, которые бы ограничили произвол властей. Поскольку плебс составлял большинство в народном собрании, он требовал расширения прав последнего и более демократического голосования в комициях. Другие пункты притязаний при составлении законов — требования об освобождении от тягот долгового рабства, более справедливого дележа agerpublicus (общественного земельного фонда), права вступать в брак с представителями патрицианских родов. В 494 г. плебеи уже добились для себя права избирать своих чиновников (плебейских трибунов). Всего их было к этому времени 10 человек, они не имели управленческой власти, но могли прибегать к праву Вето (букв, «запрещаю») — праву запрещать исполнение любого распоряжения или даже постановления сената.После изгнания царей, по трибунскому закону, все царские законы вышли из употребления. В течение полувека римские граждане пользовались обычаями и лишь некоторыми законами. В этих условиях было решено избрать 10 человек, с тем чтобы они подготовили законы для города-государства и учли требования и ожидания кон­фликтующих сословий. Эти законы, записанные на медных досках, были выставлены на видном месте для более наглядного восприятия.Упомянутым 10 мужам были даны на целый год высшие полномочия в городе-государстве для того, чтобы они могли иметь возможность исправлять законы и толковать их, но без права апелляции в отличие от всех остальных должностных лиц. Первые 10 таблиц вызвали нарекания за их неполноту, и новый состав выборных 10 мужей с равным представительством от патрициев и плебеев прибавил на следующий год к старым еще две таблицы. После прибавки собрание получило название «Законы XII таблиц» (Legesduodecimtabularum). Эти же законы иногда именуются Законами десяти (мужей) (Decemvirilegibusscridundi). Законы были одобрены народным собранием в 449 г.Содержание XII таблиц можно сокращенно представить в следующем виде:1. Положения о гражданском судопроизводстве (процессе) (табл. 1-й);2. Процесс против несостоятельного должника (III);3. Положения об отцовской власти (IV);4. Опека, наследование, собственность (V—VI);5. Обязательства из договоров и деликтов (правонарушения с причинением вреда (VII—VIII);6. Публичное и сакральное право (iuspublicum, iussacrum), уголовное право (IX—X);7. Различные дополнения к первым 10 статьям (о запрете браков между плебеями и патрициями, о том, что решения народного собрания имеют силу закона (XI—XII).

Наиболее характерными чертами  Законов XII таблиц стали следующие:

• на место произвола магистратов  ставился закон. Тит Ливии назвал главным результатом этой древней  бескровной политической революции  «уравнение в свободе»;

• строгий формализм правовых Процедур И Общения. Так, обряд манципации предполагал, помимо наличия пяти свидетелей и весовщика с металлом, еще произнесение ряда формул, при искажении которых в процессе говорения заключенная сделка считалась недействительной. В этом формализме есть и положительные стороны, например определенность, в том числе в деле четкого внешнего выРажения Окончательного заключения сделки с перспективой больших удобств в доказывании юридически важных, по спорных фактов. В слаборазвитой хозяйственной жизни и общении эта формальность была также средством «предупредить поспешность и необдуманность совершения такого рода юридических актов» (И. Б. Новицкий);

• процесс привлечения к ответственности  нарушителей прав граждан предполагал  энергичное участие заинтересованной стороны, а также в ряде случаев  и должностных лиц государства. Так, в отличие от Законов вавилонского царя Хаммурапи в Законах XII Таблиц был введен захват веши в обеспечение долга. Это допускалось в отношении того, кто приобщил животное для принесения в жертву, не уплатив за него покупной цены, либо против того, кто не представит вознаграждения за сданное ему внаем вьючное животное с тем условием, чтобы плата за пользование была употреблена на жертвенный пир;

• казуистичность построения правил и норм (по принципу: «ес-ли—то — иначе»);

• обязательства возникают, согласно Законам, не только из заключенных договоренностей, но и вследствие причинения ущерба личности, здоровью, имуществу;

• суровыми карами наказывались колдовство, убийство, воровство и измена. Они  сильно уменьшили возможности самоуправства  и кровной мести. Осужденный на казнь  имел право апеллировать к комициям, составной части народных собраний. Смертная казнь ожидала судью-взяточника или корыстного посредника в конфликтной  ситуации. «Неужели ты будешь считать  суровым постановление закона, карающее смертной казнью того судью или посредника, которые были назначены при судоговорении (для разбирательства дела) и были уличены в том, что приняли  денежную мзду по (этому) делу?» (IX, 3).

После одобрения Законов едва не произошел реакционный переворот, но его предотвратили новый уход плебеев из Рима и оппозиция в  сенате, которые привели к отставке комиссии децемвиров, отказывавшейся сложить свои полномочия.Уже в 449 г. народные трибуны, выбиравшиеся плебеями, добились права на неприкосновенность, а законы, принимаемые по трибам с участием плебеев, стали признаваться. В 445 г. были разрешены браки между патрициями и плебеями. В 444 г. вместо двух консулов могли избираться трибуны с консулярной властью в количестве от трех до восьми человек. В 367 г. плебеи получают право на занятие одной из двух должностей консулов, одновременно ограничивается размер доли патрициев из общественного земельного фонда. Наконец, в 287 г. законом Гортензия решения плебейских собраний получили такую же силу закона, как и решения центуриатныхсобра­ний. В III И II вв. противоположность патрициев и плебеев вытесняется и отчасти сменяется противоположностью сословий. Особых привилегий добиваются два сословия — нобилей (знатные патриции и богатые плебейские роды) и всадников (торгово-финансовая верхушка и землевладельцы среднего достатка).Законы XII Таблиц пребывали в качестве действующих на протяжении многих веков. Через шесть веков их комментировал в специальном трактате юрист Гай. Самый известный судебный оратор поздней республики Цицерон (I В. до н. э.) сообщает, что эти Законы заучивали в школах наизусть «как необходимую песнь» и этому бла­гоприятствовал особый ритмический строй текста Законов.Законы XII Таблиц были связаны и с предшествующим законодательством царского периода. Полагают, что предание смерти за нарушение верности клиентским отношениям с патроном (VIII. 2), разрешение продавать сына три раза в рабство, а также право убивать детей-уродцев (IV. 1) восходят еще к установлениям первого царя — Ромула. Почетное положение жриц Весты (V. 1) учреждено, согласно Плутарху, царем Нумой. Квота в пять свидетелей при манци-пации также возводится ко времени Ромула. Поскольку в Законах нет упоминания о плебеях, полагают, что многие правовые требова­ния и процедуры составляли в то время обычное право общины патрициев.Республиканский период, охватывающий без малого пять столетий, стал временем борьбы плебеев за уравнение в гражданских и политических правах (мирная политическая революция), а также попыток уравнивания разных сословий в правах на землю (реформы братьев Гракхов, закончившиеся трагически для инициаторов реформ и для республиканских учреждений).Основными событиями республиканского периода стали введение должности народных трибунов в 494 г., издание Законов XII Таблиц и закон трибуна Петелия 326 г. о запрете долгового рабства.Цицерон, один из признанных комментаторов римских законов, оставил памятное свидетельство о высоком авторитете Законов XII Таблиц в таких словах: «Для всякого, кто ищет основ и источников права, одна книжица XII Таблиц весом своего авторитета и оби­лием пользы воистину превосходит все библиотеки философов» (Об ораторе. 1, 44, 195). Юрист Гай и через шесть веков продолжал писать комментарии к XII Таблицам. Не столь бесспорным был авторитет тех лиц, которые эти законы применяли. Цицерон однажды заметил в адрес современных ему судей, что они лишь «присутствуют, следуя долгу, но молчат, избегая опасности».Государство для Цицерона (оратор предпочитал называть его республикой — «общим делом») было достоянием всего народа, народ же не любое соединение людей, а нечто иное. Оно есть, по разъяснению знаменитого философа, «соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах о праве и общностью интересов». Истинная цель республики заключается в том, чтобы «люди свободно владели своей собственностью и чтобы они не подвергались опасности». Пройдет много времени, и создатели республики в революционной Франции вновь повторят эту мысль-призыв в Декларации прав человека И Гражданина 1 7 8 9 г.

И н с т и т у ц и и Г а я (ок. 160 г. н. Э.)- Институции представляют собой элементарное изложение цивильного права с очень ценными для нас юридико-догматическими и историческими пояснениями относительно правоспособности и дееспособности участников правового общения и способов защиты личных и имущественных прав. Это об­разец наставлений в правоведении (от «институцио» — устройство, образ действия, наставление, учение). Он предназначен для начального ознакомления с основными элементами римского гражданского права и общего представления о его системе.До сочинения Гая частное право излагалось по следующей схеме: о праве и об исках (до Законов XII Таблиц и с их принятием) либо о юрисдикции, судебном разбирательстве и предписаниях преторских (в традиционном изложении преторского права). Гай вначале излагает в своем труде вопросы правоспособности и дееспособности лиц, затем имущественных правоотношений (вещи телесные и бестелесные, к последним относятся и обязательства) и завершает сочинение изложением вопросов охраны прав.Институции Г а я написаны около 1 6 0 г. н. э., найдены историком Нибуром в 1 8 6 1 г. в библиотеке Веронского собора в Италии в записи I в. н. э.

Основные институты римского права

  1. Основные институты римского права (лица, вещное право, семейное право, обязательственное право, наследственное право).

 Вещное право. В тех случаях, когда лицо имеет право на вещь, которое предоставляет его носителю возможность непосредственного воздействия на вещь (когда предметом права является вещь; право называется вещным (т.е. правом на вещь).

К вещным правам относится право  собственности (в связи с которым  изучается также фактическое  владение вещью) и право на чужие  вещи. В последнюю группу входят: сервитутное право, залоговое право (или право залога), а также эмфитевзнис (вещное право долгосрочного, отчуждаемого, наследственного пользования чужим сельскохозяйственным участком за вознаграждение) и суперфиций (вещное долгосрочное, наследственное и отчуждаемое право пользоваться за вознаграждение строением на чужом земельном участке).

Сервитут (от слова servire – служить: один земельный участок в этом случае служит потребностям другого участка) можно определить как вещное право пользования чужой вещью в том или ином отношении.

Позднее на ряду с сервитутами, возникшими на почве соседских поземельных  отношений, появилась другая категория  сервитутных прав, уже не обязательно в пользу соседа и не обязательно на пользование землей, а на любое имущество (например на стадо коров) и в пользу какого-либо другого лица, не являющегося соседом: например завещатель, оставляя имущество наследнику, одновременно предоставлял другому лицу право пожизненного пользования этим же имуществом (так называемый узуфрукт).

Отсюда получилось деление сервитутов на две категории: так называемые предиальные (от слова praedium –имение), или земельные, и личные. Это различие проводилось по субъекту права: личный сервитут принадлежал определенному лицу персонально; предиальный сервитут принадлежал лицу как собственнику земельного участка. Этот участок, т.е. тот, в интересах пользования которым устанавливался сервитут, назывался господствующим участком; земельный участок, пользование которым в том или ином отношении составляло содержание сервитута, назывался служащим участком.

Так как предиальный сервитут принадлежал лицу не персонально, а как собственнику господствующего участка, то смена господствующего участка автоматически вызывала и смену субъекта предиального сервитута.

Залоговое право представляет собой разновидность прав на чужие вещи. Назначение этого права состоит в обеспечении исполнения обязательств. Такое право обращения взыскания взыскания (в случае неисполнения обязательств) на определенную заранее вещь: 1) независимо от того, продолжает она принадлежать должнику или нет, и 2) предпочтительно перед всеми другими требованиями, называется залоговым правом.

Та черта залогового права, что  вещь, заложенная собственником, продолжает оставаться предметом залога и тогда, когда она перешла в собственность  другого лица, означает, что залоговое  право пользовалось абсолютной защитой (т.е. против всякого, у кого заявленная вещь окажется). В развитом римском  праве содержание залогового права  состояло в праве субъекта залогового права в случае неудовлетворения обязательства, в обеспечение которого установлено залоговое право, вытребовать  заложенную вещь из рук всякого третьего лица, продать ее и из вырученной суммы удовлетворить себя по обязательству  предпочтительно перед всеми  другими взыскателями.

Так как залоговое право предназначено  к тому, чтобы обеспечивать какое-то обязательство, то оно являлось правом придаточным и существовало лишь постольку, поскольку существовало обеспечиваемое залогом обязательство.

Первоначальной формой залога была сделка, состоявшая в следующем. Посредством  манципации должник передавал в  обеспечение долга вещь на праве  собственности с оговоркой, что  в случае удовлетворения по обязательству, обеспеченному залогом, заложенная вещь должна быть передана обратно  в собственность должника.

Другой формой залога служил pignus, называемый нередко «ручным закладом». При этом в форме залога вещь передавалась не в собственность, а только во владение; при этой передаче добавлялось условие, что в случае удовлетворения по обязательству вещь должна быть возвращена обратно.

Информация о работе Античные государства Древней Греции.