Взаимодействие норм права и нравственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение соотношение права и нравственности.
Задачи, которые можно выделить при разработке курсовой работы:
Рассмотреть социальные нормы, их общую характеристику,
Изучить понятия и признаки норм права,
Изучить понятия и признаки нравственности,
Рассмотреть взаимосвязь и взаимоотношение норм права и нравственности.

Содержание

Введение 4
1. Социальные нормы, общая характеристика 7
1.1. Классификация социальных норм: особенности содержания отдельных видов 7
1.2. Понятие и признаки норм права. 9
1.3. Понятие и признаки нравственности 17
2. Взаимосвязь и взаимодействия права и нравственности 20
Заключение 25
Список использованных источников: 28

Вложенные файлы: 1 файл

plan_kursovoy2s исправленная.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

Но, несмотря на такую абстрактность, норма права содержит вполне конкретные правила поведения.

Наиболее общеобязательный характер имеют нормы, закреплённые в статьях Конституции РФ. Они обращены не только к гражданам Российской Федерации, но и к иностранцам и лицам без гражданства. «Каждый имеет право на образование».4

2. Формальная определённость.

Норма права выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего она призвана чётко и строго определять рамки деяний субъектов. Внутренняя определённость нормы проявляется в точном бесспорном обозначении содержания, обстоятельств, порождающих правовые последствия, определении самих этих последствий, качеств, присущих участникам правоотношений, объёма прав и обязанностей. Внешняя определённость заключается в том, что любая норма закрепляется в статье, главе, разделе официального документа - в нормативно-правовом акте. Данный признак свойственен только норме права. Она имеет чётко определённую форму выражения, чтобы быть доступной любому субъекту. Через формальную определённость норма права может быть многократно применима. Формальная определённость имеет два аспекта:

1) способ материализации правового предписания (норма выражается в письменной, устной, электронной и других формах);

2) посредством буквенно-словесных знаков субъект воспринимает и определяет сущность правил поведения.

3. Связь с государством.

Никакое государственно-организованное общество не может обойтись без норм права.

Правовая норма - единственная социальная норма, которая устанавливается государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждения, наказания, стимулирования. Государственно-властное веление, получившее логически завершённое, формально определённое закрепление в официальном тексте, выступает в качестве нормативного предписания. Специфичность правовой нормы проявляется в том, что она принимается государственными органами (парламентом, президентом, правительством, министерствами, ведомствами, губернаторами и др.) либо органами местного самоуправления, общественными организациями, но с санкции государства (делегированное правотворчество).

Важна роль государства и его органов в реализации ряда правовых норм и в охране всех норм права от нарушений. Весь смысл существования права - в поддержании определённого порядка, в предупреждении и решении индивидуальных и социальных конфликтов и споров, а также в упорядочении самого процесса государственного принуждения, применяемого в этих целях. Возможность государственного правового принуждения в случаях нарушения прав граждан, правопорядка является одной из важных гарантий действенности права.

4. Предоставительно-обязывающий характер.

Норма права есть модель поведения, властное предписание государства, определяющее границы возможных и должных поступков в тех или иных отношениях и тем самым обеспечивает меру свободы индивида. Норма права регулирует поведение людей посредством правовых отношений, связь участников которых состоит во взаимных правах (обеспеченная государством возможность определённого поведения) и обязанностях (необходимость определённого поведения, нарушение которой влечёт применение мер государственного принуждения).

Предоставительно-обязывающий характер правовых норм означает, что норма права - двустороннее правило поведения, которое не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанности без прав. Например, предоставляя гражданам России конституционное право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законом, государство в тоже время возлагает на органы государственного обеспечения соответствующие юридические обязанности (ст.39 Конституции РФ).

5. Системность.

Это качество проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права. Все нормы права находятся в строгом иерархическом порядке. Внутренняя системность проявляется в том, что правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция, санкция.

6. Волевой характер.

Норма права является повелительным предписанием независимо от того, каков его характер: запрет, обязывание или дозволение. Она представляет собой определённый метод воздействия на регулирование отношений. Направление выбора поведения субъекта определяется государственной волей господствующих или влиятельных в данном обществе классов, сословий, социальных групп, партий, воздействующих на формирование и развитие права.

7. Норма права - мера свободы.

Правовые нормы адресованы свободной воле участников общественных отношений и имеют смысл лишь там, где у адресата нормы существует выбор вариантов поведения. Норма права направлена не только к интеллекту субъектов отношений, но и к их воле, ибо правовая норма не только описывает жизненную ситуацию, но и предписывает определённый выбор из возможных линий и вариантов поведения, выбор, опирающийся на властное веление государства и угрозу применением принуждения в случае нарушения правовой нормы.

Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека.5 Понимание и усвоение данного момента конкретным индивидом зависит как от внутренних факторов (состояния его разума, типа характера, уровня культуры), так и от внешних обстоятельств (степени упорядоченности общественных отношений, обеспеченности нормы авторитетом, силой).

8. Содержание правовой нормы определяется объективной природой того вида общественных отношений, упорядочить которые она призвана. Оно формируется под влиянием социального опыта регулирования, уровня общей и правовой культуры, нравственных и политических установок, ориентации государства и других факторов.

Норма права является результатом отражения процессов, происходящих в объективном мире, регулятором общественных отношений. Она не может быть взята из ниоткуда - только лишь из объективной реальности. Таким образом, выделяются и раскрываются следующие формально-юридические признаки и черты нормы права:

  1. норма права - исходящее от государства и охраняемое им общеобязательное правило поведения, которое закрепляет за участниками общественного отношения данного вида юридические права и налагает на них юридические обязанности;
  2. правовая норма - общее правило поведения, его образец, эталон;
  3. правовая норма - правило абстрактного, обобщённого характера, первичный элемент права как системы;
  4. правовая норма - государственно-властное предписание; в случае нарушения содержащихся в нормах права велений применяется государственное принуждение;
  5. правовая норма - явление широкое, многоплановое и в то же время конкретное по содержанию;
  6. многократность применения и длительность действия правовых норм;
  7. строгая формальная определённость предписаний, содержащихся в норме права;
  8. строгая соподчинённость и иерархичность.

 

1.3. Понятие и признаки нравственности

На протяжение всей человеческой истории вопрос о понятии нравственности был всегда в центре внимания мыслителей разных эпох. С течением времени и развитием человеческих обществ изменялись подходы к понятию нравственность. Что же такое нравственность? Многие авторы интерпретируют это философское понятие по-разному, часто смешивая признаки нравственности с признаками морали. Нравственность же, по Гегелю, «... есть идея свободы, как живое добро, которое в своем самосознании имеет свое знание, воление, а через его действование свою действительность...»6. Говоря другими словами, нравственность - внутренняя потребность человека совершать поступки в соответствии со своей совестью и волей.

Нравственность является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений нравственности, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований нравственности обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью нравственности является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения).7 Нравственность распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Нравственные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, содержание оценивают по единой шкале.8 Нравственные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Ответственность в нравственности имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме нравственных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение.9 Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т. д.

Нравственность зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе нравственность служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.

Нравственность обычно не имеет определенной письменной и систематизированной формы выражения, она не подконтрольна воле законодателя, а возникает и существует в сознании людей в виде социально полезного опыта и духовного наследия. Нормы нравственности передаются от человека к человеку, из поколения в поколение, на них строится процесс нравственного воспитания личности. Нравственные нормы призывают, наставляют, ориентируют, опираясь на «общественное мнение». Нравственность закрепляется в сознании людей, а праву для этого нужно официально-государственное регламентирование. Нравственность предъявляет к человеческому по ведению более высокие и далеко идущие требования, нежели право.

 

2. Взаимосвязь и взаимодействия права и нравственности

Право и нравственность являются двумя важнейшими пластами человеческой культуры, социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на государственную власть. Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют прежде всего правовые нормы. Но и для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит нравственность. Нравственность - сложившаяся в обществе система социальных ценностей, устоев (представления о добре и зле, честном и бесчестном, справедливом и нет), определяемая уровнем экономического и социального развития общества.10 Соотношение права и нравственности может быть осуществлено в четырёх аспектах:

1. Взаимодействие права и нравственности:

  1. действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и нравственностью.
  2. проявляется в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, воспитании у неё высоких гражданских качеств.
  3. формируют у граждан должную юридическую и нравственную культуру и правосознание.
  4. нормы права служат и должны служить проводниками нравственности, закреплять и защищать нравственные устои общества.
  5. Сила законов увеличивается, если они опираются не только на власть, но и на нравственность.

2. Единство права и нравственности:

  1. и право, и нравственность являются социальными нормами;
  2. право и нравственность преследуют одни и те же цели и задачи - регулирование и упорядочение общественных отношений;
  3. у права и нравственности одни и те же объекты регулирования - общественные отношения (только в разном объёме);
  4. право и нравственность в качестве нормативных явлений определяют границы должного и возможного поведения субъектов;
  5. право и нравственность являются надстроечными категориями, обусловленными экономической базой, сложившейся в том или ином обществе;
  6. право и нравственность выступают в качестве фундаментальных общественных ценностей, показателей социального и культурного прогресса.

3. Отличия права и нравственности:

  1. по способам их установления и формирования. В отличие от норм права нормы нравственности не государством непосредственно и они вообще не являются продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей. Нравственность носит неофициальный, негосударственный характер.
  2. по методу их обеспечения. Если право создаётся государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом стоит аппарат принуждения. Нравственность же опирается на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечёт за собой вмешательства государственных органов.
  3. по форме их выражения и фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства, группируются по отраслям и институтам, систематизируются, то нравственные нормы не имеют подобных чётких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей - участников общественной жизни. В отличие от права, которое представляет собой логически стройную и структурированную систем нравственность - относительно свободное, внутренне не систематизированное образование.
  4. по характеру и способу воздействия на сознание и поведение людей. У права и нравственности разные оценочные критерии, социальные мерки. Нормы права содержат в себе более или менее подробное описание разрешаемого или запрещаемого действия, точно указывают нужный вариант поведения, заранее устанавливают санкцию за нарушение данного предписания, тогда как нравственные нормы не имеют такой степени детализации и не предусматривают заблаговременно объявляемый вид ответственности.
  5. по порядку и характеру ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, юридическую ответственность, порядок возложения которой носит процессуальный характер. За нарушение нравственности наказание выражается в том, что нарушитель подвергается нравственному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия.
  6. по уровню требований, предъявляемых к поведению людей. Этот уровень значительно выше у нравственности, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции.
  7. по сферам действия. Нравственное пространство гораздо шире правового. Право регулирует наиболее важные общественные отношения, а нравственность все остальные проявления жизни.
  8. различный исторический процесс формирования. Нравственность «старше по возрасту», древнее, она всегда существовала и будет существовать в обществе, тогда как право возникло лишь на определённой ступени социальной эволюции.
  9. нравственность - одна из форм общественного сознания, право не является таковой.

Информация о работе Взаимодействие норм права и нравственности