Взаимосвязь морали и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 00:40, курсовая работа

Краткое описание

С течением времени общество выработало множество различным норм и правил для упорядочения поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. В своей повседневной жизни люди руководствуются правом, моралью, привычками, нравами, обычаями и традициями, обрядами и ритуалами, требованиями этикета, приличиями, деловыми обыкновениями и т.д. Эти социальные нормы обязательны для функционирования государства и общества, они тесно взаимосвязаны с нормами права.

Содержание

Введение
Глава I. Мораль и право в системе социальных норм
1.1 Понятие морали
1.2 Право: современные подходы Глава II. Единство морали и права
2.1 цели и задачи морали и права
2.2 объекты регулирования морали и права
Глава III. Различия и противоречия морали и права
3.1 основные различия в сфере морали и права
3.2 противоречия в сфере морали и права Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 402.41 Кб (Скачать файл)


 

Введение

Глава I. Мораль и право в системе социальных норм

1.1  Понятие морали

1.2   Право: современные подходы Глава II. Единство морали и права

2.1   цели и задачи морали и права

2.2   объекты регулирования морали и права

Глава III. Различия и противоречия морали и права

3.1   основные различия в сфере морали и права

3.2   противоречия в сфере морали и права Заключение

Библиографический список

 



 

С течением времени общество выработало множество различным норм и правил для упорядочения поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. В своей повседневной жизни люди руководствуются правом, моралью, привычками, нравами, обычаями и традициями, обрядами и ритуалами, требованиями этикета, приличиями, деловыми обыкновениями и т.д. Эти социальные нормы обязательны для функционирования государства и общества, они тесно взаимосвязаны с нормами права. Следовательно, о специфике правовых норм нельзя судить без выяснения их места и роли в общей массе социальных ориентиров.

Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным.

Существует и компромиссная позиция в оценке нравственного регулирования. Согласно ей нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида, другие - отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.

Цель курсовой работы - характеристика места и роли права среди социальных норм. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

•          изучить социальные и технические нормы, рассмотреть их отличия друг от друга;

•          рассмотреть функции и виды социальных норм;

•          выявить особенности соотношения права и морали, права и религии, права и обычая, права и корпоративных норм.

 



 

: ■■

осударства и права. Её актуальность объясняется происходящими в обществе преобразовательными процессами, усилением в нём правовых начал и демократических тенденций, также актуальность данной темы заключается в следующем: вопрос о сущности и соотношения права и морали до сих пор остается в центре внимания в современной правовой и политической мысли. Право вторгается в наиболее значимые, жизненно важные сферы общественного регулирования, со временем охватывая все больший спектр социальных связей. В то же время мораль пронизывает практически все многообразие отношений между людьми, неизбежно закрепляясь при этом во многих правовых нормах.

Методологическую основу данной работы составили общенаучные методы (сравнение, анализ, синтез, обобщение информации) и частнонаучные методы (исторический).

Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества. Такое взаимодействие объективно обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развёртываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.

Степень научной разработанности проблематики, освещённой в курсовой работе можно определить как высокая, т.к. существует большое количество литературы, где этот вопрос изучается. Базу для изучения составили в основном учебники по Теории государства и права Таких известных учёных в области юриспруденции, как Малько А.В., Матузов

Н.И., Мартышин О.В., Венгеров А.Б., Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. и др. В изучении корпоративных норм в составе социальных использовалась статья

 



 

Кривченкова А.С. «Понятие внутриорганизационных (локальных) норм» в . Российском юридическом журнале.

Щ

В первой главе рассказывается о необходимости появления норм в человеческой жизни, дано определение понятию «норма», «право» и «мораль» рассмотрены нормы морали и права в системе социальных норм, а так же изучены современные подходы к праву.

Вторая глава рассматривает сущность социальных норм, выражаемую в их функциях, освещает виды социальных норм, выявляет их особенности. В ней освещается вопрос о единстве морали и права.

В третьей главе определяются соотношения социальных норм й права. Подробно характеризуя социальные нормы, выявляя общие и различные их черты с правом, гораздо проще выявить место правовых норм в системе социального регулирования общества.

 



 

Щ Глава Г.Мораль и право в системе социальных и норм щ              1.1 Понятие морали

Щ Появление социальных норм связано с появлением человеческого В общества, с процессом социализации отношений. Эволюция человеческого ЯГ общества, а, следовательно, и социальных норм заняла миллионы лет. як, Социальные нормы - важный атрибут любого общества. Социальная Щ норма - это правило общего характера, отражающее потребности, интересы В людей и регулирующие их поведение в обществе.

В Мораль - важнейший социальный институт, одна из форм Щ общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность В исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов,

■      взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, окружающей действительности.

I Слово «мораль» происходит от латинского «moralis» - нравственность. Однако, считаю, что эти термины не следует отождествлять. Мораль - это нормы нашего сознания, а нравственность - реализация этих норм через различные поступки. Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на Всех членов коллектива и закрепляла в себе всеобщее, что составляло ценностные основы общества, в которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения. Содержание морали заключается в моральных нормах, ценностях, принципах, нравственном идеале.

Моральные принципы - главный элемент в системе морали. Это основные фундаментальные представления о должном поведении человека, через которые раскрывается сущность морали, на которых базируются

другие элементы системы. Важнейшие из них: гуманизм, коллективизм, индивидуализм, альтруизм, эгоизм, толерантность.

Моральные нормы — конкретные правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. В них четко прослеживается императивно-оценочный характер морали. Моральные нормы как разновидности социальных нормативов в зависимости от способа оценки подразделяются на два типа:

•          требования — запреты (не лги, не лентяйничай; не бойся и т. д.);

•          требования — образцы (будь храбрым, сильным, ответственным и т.д.) Содержание морали со временем менялось, она отражала устремления

различных социальных групп, слоев, классов, в ней могут противоборствовать взаимоисключающие взгляды. То, что в средневековье было моральным, сегодня может оказаться аморальным. Это свидетельствует

о              гибкости морали.

Мораль, подобно праву, имеет свою структуру. Она включает в себя несколько элементов.

•          Моральное сознание - одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия людей. Моральное сознание включает в себя ценности, нормы, идеалы. Моральное сознание — духовная сторона морали: нормы и принципы поведения, целевые установки, эмоции, чувства, переживания, убеждения, волевые акты и другие идеальные факторы. Оно является отражением жизненно-практического и исторического опыта людей в форме индивидуальных и коллективных представлений, выполняет функции механизма социальной преемственности, регулирования и организации жизнедеятельности, обеспечивает оценку результатов поведения личности.

•          Нравственное самосознание. Это осознание человеком себя к личности и своего места в общественной деятельности людей. Самосознание

3,1     является важнейшим компонентом структуры морали. Самосознание в основе своей несет нравственное начало, так как, во-первых, пронизано присутствием (значимостью) другого или других. А во-вторых, образ "Я" изначально содержит в себе "идеал-Я" или Стремление к

У

совершенству.

f * Моральное поведение, опирающееся на нравственное сознание личности, реализующее ее нравственные отношения, является результатом становления личности и ее свободного выбора. При этом если моральное сознание выступает субъективной формой этих отношений, то моральное поведение является формой их I объективации, их материализаций. В этом смысле поведение человека является показателем его нравственной культуры.

•          Моральные отношения — центральный элемент структуры морали, в котором фиксируются свойства любой человеческой деятельности с точки зрения ее моральной оценки. Наиболее значимыми в нравственном смысле являются такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе.

Мораль призвана регулировать поведение человека, воздействуя на его сознание. Функций морали - это основные пути (каналы) воздействия На

■      сознание человека, выражающие роль морали в упорядочении общественных отношений.

•          Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм- требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм- образцов (этикет).

•          Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему



 

предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.

•          Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственного поведения.

•          Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.

•          Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и Личностные качества.

•          Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью Нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы - важнейший элемент нравственного поведения личности.

•          Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда - служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.

1.2   Право: современные подходы

Право - сложное многогранное и многоаспектное явление. Оно принадлежит к числу наиболее важных и сложных общественных явлений. Пытаясь выяснить, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще pi [мские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним

каким-либо смыслом. Еще И.Кант заметил: «Юристы до сих пор ищут свое определение права».[1]

Возникновение, характер, природа права обусловлены многими факторами - экономическими, политическими, культурными, национальными, религиозными и др.

Плюрализм определений права и его сложная природа обусловили возникновение различных правовых школ, которые оказали влияние на развитие правовой мысли. Наибольшее распространение из них получили следующие:

•          естественно-правовая - право есть совокупность естественных прав человека (Гоббс, Локк, Радищев и др.);

•          историческая - право есть совокупность правовых обычаев (Гуго, Пухта, Савиньи и др.);

•          нормативистская - право есть пирамида не зависящих от сущего норм (Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др.);

•          4)материалйстическая - право есть возведенная в закон воля господствующего класса (Маркс, Энгельс, Ленин и др.);

•          психологическая - право есть правовые эмоции личности (Петражицкий, Росс, Рейснер и др.);

•          социологическая - право есть реализация законов, юридические действия (Эрлих, Муромцев, Паунд и др.)

Важную роль в формировании представления о сущности и содержания права, а также в его определении играют такие факторы, которые связаны со служебной ролью и социальным назначением права в жизни общества и государства. При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:

•          то, что право есть регулятор (формальная сторона);

•          то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

Право может служить интересам определенных слоев, групп общества. В зависимости от этого при определении сущности права выделяют несколько подходов.

•          классовый — право представляет собой систему гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса;

•          общесоциальный - право выражает компромисс между классами, различными социальными слоями общества;

•          религиозный - в нормативных актах доминируют интересы религии;

Информация о работе Взаимосвязь морали и права