Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 00:40, курсовая работа
С течением времени общество выработало множество различным норм и правил для упорядочения поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. В своей повседневной жизни люди руководствуются правом, моралью, привычками, нравами, обычаями и традициями, обрядами и ритуалами, требованиями этикета, приличиями, деловыми обыкновениями и т.д. Эти социальные нормы обязательны для функционирования государства и общества, они тесно взаимосвязаны с нормами права.
Введение
Глава I. Мораль и право в системе социальных норм
1.1 Понятие морали
1.2 Право: современные подходы Глава II. Единство морали и права
2.1 цели и задачи морали и права
2.2 объекты регулирования морали и права
Глава III. Различия и противоречия морали и права
3.1 основные различия в сфере морали и права
3.2 противоречия в сфере морали и права Заключение
Библиографический список
ы
Историчес кие судьбы
Право возникло на определённой ступени социальной эволюции
Старше по возрасту. Всегда существовала и будет существовать в обществе.
3.2
ВИежду правом и моралью могут быть и противоречия, отражающие рствие их должной согласованности. Вопрос о порождающих их рнах решается по-разному. Одни объясняют это изменениями в Юмической жизни, другие - влиянием иных частей надстройки, реальной определенностью правовых норм. Противоречия эти устранимы.
g-
Противоречия преодолеваются как путем выработки новых Явственных принципов и норм в ходе развития общества, так и путем Несения Корректив в действующее законодательство.
ния,
У
У'
И для права, и для морали их тесная связь оказывается с течением |емени неудобной; обе сферы отношении стремятся к отделению друг от Цуга." Отделение права от нравственности вызывается развитием Вещественной жизни, когда более сложные отношения и более частые столкновения отдельных лиц заставляют Позаботиться об установлении [блее твердые основ юридического оборота. Обособление морали от права юусловливается развитием личности, когда пробудившееся индивидуальное Дознание отказывается следовать во всем принудительному руководству Общества и требует для своей духовной жизни свободы убеждений и действий.
Право Должно рано или поздно выработать для себя такие формы, Которые ставят его в известное противоречие с началом нравственной свободы и способствуют его обособлению от нравственности. Первым шагом к этому обособлению является установление правил, точно и подробно
ягощих отношения отдельных лиц Друг к другу и к обществу. И венность имеет свои законы и свои правила, но эти правила и законы ают лишь общее направление человеческой воли, предоставляя твенному чувству каждого отдельного человека Определить бности и избрать меру исполнения нравственных велений. Высказывая едь любви к ближним, мораль не определяет точно способов и размеров йления этой любви. Все это предоставляется нашей нравственной оде. Отсюда постоянные и вполне допустимые колебания в исполнении ственного закона, который у одних вызывает лишь слабую дань знания к его требованиям, у других- пожертвование всех своих сил и ств на служение нравственным целям. Внести сюда какие-нибудь точные бования - значит извратить самую сущность нравственности, которая Входимо предполагает свободу каждого в исполнении нравственного она. Это не значит, конечно, чтобы в моральной области не было общих рм поведения: не может быть для каждого лица совершенно особой авственности и своего особого кодекса правил. Это значит только, что равственные заповеди не должны ни связывать свободы человека елочными и подробными определениями его .действий, ни тем более Связываться ему при посредстве актов принуждения и насилия. Они должны иттть руководить его свободной деятельностью и Давать опорные пункты для его собственных решений. Коренные нравственные заповеди навсегда и для сех должны сохранить свое безусловное значение, но в отношении к осуществлению их человеку должна быть предоставлена полная свобода. Совершенно обратно с этим, право, как только оно достигает известного развития, должно усвоить для себя твердые и определенные нормы, принудительно господствующие в жизни. Будучи призвано к тому, чтобы устранять споры, возникающие в обществе, оно должно выработать точные и подробные правила, определяющие устои общественной жизни. В то время, когда судебные приговоры постановляются по свободному усмотрению
| они находятся в полной зависимости от всех колебаний их венного чувства. Но именно этого не может допускать развитый ический оборот. Предназначенное для того, чтобы создавать надежную | для разрешения споров, право само должно быть бесспорным. Имея | целью охранять отдельных лиц от произвола, оно не может зависеть от Активного усмотрения судей. Оно должно быть свободным от нчивых и временных колебаний личного чувства, ибо только в этом ае может оно служить задаче установления общественного мира. Оно жно установить определенные нормы, наделенные авторитетной ререкаемостью и с неизменной последовательностью применяющиеся ко М случаям, которые под них подходят. В этих качествах -твердости и еделенности -заключается главный залог успешного действия права в зпи; без них оно лишается своего существенного значения. Эти свойства ганизованного правового порядка и составляют то, что называется рложительным Характером его. Стремление к усвоению этого характера оставляет самую основную черту в развитии права.
Чем более Право приобретает черты положительного и ринудйтельного порядка, чем живее сказывается потребности в Обособлении нравственности от тесного с ним союза. Эта потребность возникает обыкновенно в тех случаях, Когда личное нравственное сознание отказывается следовать авторитету общественного мнения и заявляет П ритязания на свободу нравственных действии. С постепенным усложнением (общественных отношении и с постоянно возрастающим разнообразием положений и мнений сама собой открывается возможность столкновении между нравственным сознанием отдельных лиц и убеждениями среды, к которой они принадлежат. Если в случаях подобных столкновений общество рассматривает все спои этические требования как нормы, подлежащие принудительному осуществлению, это должно вызывать протесты и противодействие со стороны лиц, не согласных с этими требованиями.
ть сообразно с общей нормой, но вопреки своему нравственному для нравственно развитой личности представляется таким еимым внутренним Противоречием, что рано или поздно она должна овать и завоевать для себя свободу в этом отношении, азграничивая мораль и право и утверждая практическую димость разделения их сфер, мы не можем, однако, Отрицать ненной и не превращающейся связи их между собой. Жизнь приводит к особлению, но она не может устранить их взаимодействия.
? В выводе к этой главе хочется привести цитату одного из философов : ль сказал примерно следующее : “Право и мораль отличаются друг от й. Нечто вполне позволительное с точки зрения Права може т быть чем-то м, что моралью запрещается. Право, например, мне разрешает поряжаться своим имуществом, совершенно не определяя пределов этого споряж:ения, и только мораль содержит определения, которые его аничивают.”[3]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
[Право и мораль находятся в тесном единстве и взаимодействии. С |цью норм права государство добивается утверждения прогрессивных морали, которые в свою очередь способствуют укреплению морального |итета права, воспринимаемого как социальная ценность всего общества, рюдение норм Права входит в содержание нравственного долга граждан в есгве. С развитием морального и правового сознания повышается |рритет норм права, совершенствуются как нормы морали, так й нормы Шва.
Но при этом существуют определенные различия й противоречия, [ораль - это область нравственных ценностей, которые признаются дивидами, их коллективными объединениями, обществами. Мораль - Необходимая принадлежность всякого общества, ее значение неуклонно Ъзрастает, причем должно постоянно усиливаться взаимодействие правовых к моральных факторов в жизни общества, их взаимная поддержка, а не поглощение права моралью; чем лучше будет налажено это взаимодействие, гем успешнее будет движение общества по пути Прогресса.
И. Кант писал: «Ни один философ не Мог согласовать государственные принципы с моралью, и никто не сумел предложить лучшие принципы, которые йе противоречили бы человеческой природе».[4]
В теологическую основу леглй труды многих философов, ученых- юристов, а также учебная литература.
В заключении хотелось бы еще раз отметить, что и право, и мораль являются видами социальных норм. Это - самостоятельные части целого. Их )бъединяет общая цель - регулирование общественных отношений. Й оба
феномена, в противоречии и взаимодействии, при всех существующих
tl: ■
различиях и единстве сотрудничая друг с другом, направляют поведение || подей, обеспечивая тем самым общественный порядок.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N В (ред. от 29.06.2009)
Абдулаев М.И. Теория государства и права. - М., 2007.
Васильев А.В. Теория государства и права. - М., 2007.
Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических бв. 3-е изд. М.: Юриспруденция, 2009
Золкин А.Л. Философия: Учебник для студентов вузов. М., 2008.
Иванов А.А. Теория государства и права. Основные категорий и понятия: словарь-справочник. М.: Экзамен, 2007.
Любашиц В .Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В. Теория государства и права. Практикум. М.: Март, Ростов н/Д.: Март, 2011.
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 2009.
Оксамытный В.В. Теория Государства и права: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2009.
Смоленский М.Б , Борисов Г.А. Теория государства и права : учебник / - Ростов н/Д : - 478 с. - (Высшее образование) - Феникс, 2011.
Таева Н.Е. Нормы Конституции Российской Федераций как форма выражения социальных ценностей // Конституционное и муниципальное право. 2009,
[1] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 2009.
10
[2]-»
, 'Золкин А.Л. Философия: Учебник для студентов вузов. М., 2008.
[3]Золкин АЛ. Философия: Учебник для студентов вузов. М., 2008.
[4]Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 2009.
28