Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:25, реферат
Характерной особенность главы XVII являются её тесное переплетение с главой XVI. Это вполне естественно, так как вотчина и поместье жили одной жизнью, зачастую сливаясь в одно хозяйство. По данным 1632 г., из 626 землевладельцев Московского уезда 582, или 93%, владели одновременно и вотчинами, и поместьями. В этом плане очень интересен документ, относящийся к 1647-1648 гг. и характеризующий положение в среде самой избранной верхушки московской знати. Основным источником гл. XVII, как и гл. XVI, послужила Указная книга Поместного приказа. Ряд статей развивает положения ст. 85 Царского судебника 1550 г.
Родовая вотчина 4
Выслуженная вотчина 4
Купленная вотчина 6
Жалованная вотчина 8
Закладная вотчина 8
Изменничья вотчина 9
Церковная вотчина 9
Патриаршая вотчина 10
Монастырская вотчина 10
Старинная вотчина 12
Боярская вотчина 12
Вылганая вотчина 12
Родственная вотчина 13
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра “Теории и истории государства и права”
Реферат на тему: “Виды вотчин по Соборному Уложению 1649 года”
Специальность: Юриспруденция
Учебная дисциплина: "История отечественного государства и права"
студента 1 курса группа 324
Юридический факультет
Выполнил:
Трифаченков Юрий Дмитриевич
Проверил:
Маньковский Иван Юрьевич
доцент, к. ю. н.
2012 г.
Оглавление
Родовая вотчина 4
Выслуженная вотчина 4
Купленная вотчина 6
Жалованная вотчина 8
Закладная вотчина 8
Изменничья вотчина 9
Церковная вотчина 9
Патриаршая вотчина 10
Монастырская вотчина 10
Старинная вотчина 12
Боярская вотчина 12
Вылганая вотчина 12
Родственная вотчина 13
Введение
Характерной
особенность главы XVII являются её тесное
переплетение с главой XVI. Это вполне естественно,
так как вотчина и поместье жили одной
жизнью, зачастую сливаясь в одно хозяйство.
По данным 1632 г., из 626 землевладельцев
Московского уезда 582, или 93%, владели одновременно
и вотчинами, и поместьями. В этом плане
очень интересен документ, относящийся
к 1647-1648 гг. и характеризующий положение
в среде самой избранной верхушки московской
знати.
Основным источником гл. XVII, как
и гл. XVI, послужила Указная книга Поместного
приказа. Ряд статей развивает положения
ст. 85 Царского судебника 1550 г. Несколько
статей новых, не имеющих прецедентов
в предыдущем законодательстве. Говоря
о роли Указной книги как источника главы,
необходимо отметить следующие отличие
в использовании этого источника при составлении
гл. XVII и XVI. В последней главе в центре
внимания составителей находилось уложения
о вотчинах и поместьях 1636 г. При составлении
гл. XVII оно не могло играть такой же роли,
так как в нём вотчинам посвящено лишь
4 пункта. Наибольшее влияние на содержание
этой главы оказал Статейный список от
3 декабря 1627 г., в составлении которого
решающую роль сыграл патриарх Филарет.
В этом законодательном акте как бы подводится
итог всему предшествовавшему законодательству,
которое относится к установлению правового
статуса выслуженной вотчины, явившейся
промежуточным звеном на пути слияния
вотчины с поместьем. Насколько важным
представлялся этот документ законодателям,
можно судить по тому, что они часто называли
его уложением о выслуженных вотчинах.
Родовая вотчина
Родовые вотчины остаются сыновьям, а в случае их отсутствия – дочерям, а если нет дочерей, то переходят в род. Родовые вотчины принадлежали боярам и их детям. Их особенность в том, что они являлись собственностью всего боярского дома, даже после отчуждения члены боярского дома могли её выкупить у собственника. Родовая вотчина была показателем родовитости владельца. Ст. 4. Ссылаясь на Статейный список 3 декабря 1627 года и на прежние указы, допускающие дочерей к наследованию вотчин при отсутствии в семье сыновей, развивает положение о дальнейших этапах наследования по женской линии, предоставляя право наследования не только дочерним детям и внукам, но и внучатым племянникам и племянницам. Таким образом, выслуженные вотчины в вопросах наследования полностью сливались с родовыми, но сохраняли общность черт и с поместьем в том смысле, что наряду с ним могли служить источником для выделения прожитка бездетным вдовам и матерям. Ст. 45. Гл. XVII устанавливает то, что в соответствии с Соборным приговором 12 марта 1620 г. закрепляла за владельцами родовых вотчин припаханные ими из своих угодий примерные земли. Ст. 32,33 гл. XVII Эти статьи следует рассматривать как дополнительное разъяснение к ст. 30. Сорокалетний срок выкупа являлся предельной границей и относился только к родовым вотчинам, определяя права родичей. Для родовых вотчин срок доклада определялся в каждом случае по договорённости сторон и фиксировался в закладной кабале, которая хранилась у принявшего вотчину заклад.
Выслуженная вотчина
Выслуженная вотчина говорила о
служебных заслугах. Выслуженные вотчины
в отличие от жалованных с самого момента
их возникновения имели единый правовой
статус, установленный в формуляре жалованных
грамот на выслуженные вотчины. Первый
формуляр этих грамот был выработан при
Василии Шуйском в жалованных грамотах
за осадное сиденье в Москве в 1610 году.
Выслуженные вотчины жаловались в размере
20 четвертей пахотной земли с каждых 100
четвертей поместного оклада награждаемого.
Владельческие права вотчинников определялись
следующей формулой: “ему(имя рек), и детем
его, и внучатам, и правнучатам, и в род
их неподвижно, а в той вотчине он, и дети
его, и внучата, и правнучата волен, по
нашему царскому жалованию вольны”.
В связи недостаточным четким
определением прав владельцев выслуженных
вотчин в 1619 году была выработана новая
редакция грамоты, в которой отразились
слабость государственной власти, с одной
стороны, и ощущение своей силы поместным
дворянством, только что посадившим на
престол Михаила Романова, - с другой. Новая
редакция грамоты предоставляла владельцам
выслуженных вотчин такие широкие права,
каких не имели и владельцы старинных
родовых вотчин. В новых грамотах писалось:
“В той вотчине…он, и его дети, и внучата,
и правнучата волны, и волно ему и его детем,
и внучатам, и правнучатам та вотчина продать,
и заложить, и в приданье дать, и в монастырь
по душе до выкупу дать…А будет у него
детей и роду не останется, а останется
одна жена, и жене его тою вотчиною владеть
по свой живот, а после своего живота вотчину
для мужа своего и своего поминка отдать
в монастырь до выкупу”. Вот это предоставление
права наследования вотчины бездетным
женам явилось нововведением, нарушающим
сложившиеся веками нормы вотчинного
права. Согласно Статейному списку 3 декабря
1627 года, в случае отсутствия у владельца
выслуженной вотчины наследников мужского
пола вотчина возвращала обратно в государев
поместный фонд. Ст. 1 заменяет это положение
другим пунктом того же указа, по которому
разрешалось в случае отсутствия наследников
мужского пола передавать по духовному
завещанию вотчину прямым наследникам
по женской линии(племянницам, внучкам
и правнучкам). Эти коррективы имеют большое
социальное значение. Во-первых, они значительно
расширили владельческие права вотчинников,
так как ранее наследовать вотчину по
женской линии могла только сестра в случае
смерти брата, теперь же круг наследниц
значительно увеличился. Во-вторых, отказ
от возвращения выморочных выслуженных
вотчин в поместный фонд свидетельствуют
о том, что интерес правительства к расширению
фонда пометных земель значительно ослаб
к середине XVII в. Это нельзя не связать
с реорганизацией вооружённых сил Русского
государства, с увеличением удельного
веса войск иноземного строя. Выслуженные
вотчины остаются сыновьям, а в случае
их отсутствия – дочерям, а если нет дочерей,
то переходят в род. Пока дворянин владел
поместьем, его жена имела право на получение
прожитка в случае его смерти, но, если
он в награду за хорошую службу получал
это поместье в вотчину, жена лишалась
такого права. Эта юридическая нелепость
не могла не вызывать недоумений и протестов,
тем более что выслуженные вотчины в 30-40-х
гг. XVIIв. Всё ускоряющимися темпами поглощали
поместье. Поэтому, видимо, уже в процессе
работы над Уложением 1649г. был принят указ,
включённый в ст.2, по которому бездетным
женам, а также матерям в случае отсутствия
купленных вотчин или поместий во владении
умершего предоставлялось право на получение
прожитка из выслуженных вотчин в пожизненное
владение без права продажи, заклада и
отдачи в монастырь по душе.
Статья 3 устанавливает, что
мать вотчинника имеет право на получение
прожитка из выслуженной вотчины сына
лишь в том случае, если она жила вместе
с ним до его смерти и не имела собственного
прожиточного поместья, полученного после
смерти мужа.
Купленная вотчина
Купленная вотчина являлась лишь признаком
состоятельности и ничего более.
В Статейном списке 3 декабря 1627 года и
соответственно в ст. 1 гл. XVII право бездетных
жен на наследование купленных вотчин
определялось лишь в самой общей форме
(“опричь купленных вотчин”), то в указе
1629 года разъяснялось, что купленная вотчина
остаётся в полное распоряжение вдовы:
“…волной ей в той вотчине как похочет,
нет до нее никому дела”. Но в тех случаях,
когда после умершего не оставалось купленных
вотчин, ни поместий, бездетная вдова получала
лишь часть движимого имущества(живота)
и приданое, но не получала ни клочка земли,
являвшейся главным источником существования.
Посвящены уточнению правового статуса
купленных вотчин, в частности, в вопросе
о правах наследования. Переход от выслуженных
вотчин к купленным вполне закономерен
и логичен, поскольку в вопросах наследования
и распоряжения купленных вотчин, как
и вылуженные, имели в отличие от родовых
юридической опоры в нормах обычного права,
и следовательно, требовали более тщательного
подхода к разработке их правового статуса.
Положение осложнялось еще тем, что купленные
вотчины, имея общее название, различались
по происхождению, что могло не отражаться
и на их юридическом статусе: 1)вотчины,
купленные у других землевладельцев, 2)
купленные у казны из порозжих земель,
3) купленные из поместий, в том числе из
собственных, 4) полученные от чужеродцев
по духовному завещанию. Что касается
первой категории купленных вотчин, то
она в свою очередь делилась на две подгруппы:
вотчины, купленные из числа родовых, и
вотчины, купленные из других категорий
вотчин.
Владение вотчинами, купленными
из числа родовых, в течение 40 лет носило
как бы условный характер, так как в течение
этого срока находилась под постоянной
угрозой выкупа вотчины родственниками
владельца. Порядок наследования этих
вотчин был установлен на основе предшествующего
законодательства(ст. 1-4 гл. XVII), а условия
купли-продажи – на основе ст. 27-36 гл. XVII,
источником которых была ст. 85 Судебника
1550 года. Гл. XVII особое внимание обращает
на те новые категории купленных вотчин,
которые появляются лишь в 70-х гг. XVIв. Сюда
относятся прежде всего вотчины, купленные
у казны из порозжих земель и из поместий.
Первоначальный статус этих вотчин был
установлен указом 1573 г. в очень ограниченных
рамках. Их владельцы право только оставлять
вотчины детям и давать в приданое. В первые
десятилетия XVII в. При заключении сделок
в купчие вносились более широкие права
распоряжения купленными вотчинами. Ответом
на эти требования явился указ от 7 февраля
1628 г., утверждающий продажу на прежних
условиях. Но покупатели не брали купчие,
требуя вписать в них право наследования
женами и детьми и право продажи, заклада
и отдачи в приданое. После доклада об
этом царю был издан новый указ от 16 февраля
1628 г., сделавший уступку лишь в том, что
разрешал в случае отсутствия у купившего
жены и детей отдавать вотчину в род, а
в случае отсутствия рода отдавать, согласно
указу 1573 г., в государев поместный фонд.
Но владельцы купленных вотчин не смирились
и явочным порядком присвоили себе все
просимые права, что выяснилось при составлении
в 1636 г. Статейного списка о вотчинах и
поместьях.
Когда царь на Соборе с боярами
спросил их, что они думают по этому поводу
таких злоупотреблений, они скоромно ответили:
пусть будет так, “как о той статье государь
укажет”, а им, бояром, приговаривать о
том не мочно, потому что за ними самими
такие вотчины.
При общем назначении каждая из
статей комментируемого цикла имеет и
свою специфику, проявляющуюся при рассмотрении
отдельных казусов, связанных с наследованием
купленных вотчин, но не предусмотренных
в формуляре купчих грамот.
Ст. 5. Устанавливает порядок наследования
купленных вотчин в тех случаях, когда
умерший владелец был жена не один раз
и имел детей от двух или трёх жён. В таких
случаях, если всё его владение состояло
лишь их купленной вотчины, она подлежала
разделу поровну между женой и всеми детьми.
Таким образом, в наследовании купленных
вотчин в отличие от родовых и выслуженных
совершенно не соблюдался принцип наследования,
свойственный феодальному праву с преимущественным
правом сыновей и других родственников
по мужской линии, что было связано со
служебным назначением вотчины, а устанавливалось
полное равенство всех членов семьи умершего
независимо от пола и возраста.
Ст. 6. Устанавливает право владельца
купленной вотчины оставлять её по духовной
только жене(независимо от детей) с правом
полного распоряжения. Ст. 45. Гл. XVII устанавливает
то, что в соответствии с Соборным приговором
12 марта 1620 г. закрепляла за владельцами
старинных вотчин припаханные ими из своих
угодий примерные земли. Ст. 45. Распространила
это право и на купленные вотчины по указу
1573 г. вотчины, тем самым сближая эту разновидность
вотчин с родовыми.
Жалованная вотчина
Жалованная вотчина это
Закладная вотчина
Ст. 8. Рассматривает тот же вопрос,
но применительно к случаям, когда
во владениях мужа имелись все
три категории купленных
Ст. 33. Становится на защиту интересов
держателей заклада в случае просрочки
его заимщиком. Решением этих дел занимались
совместно Судный и Поместный приказы.
Ст. 32,33. Гл. XVII посвящены борьбе с нарушениями
положения о порядке выкупа заложенных
вотчин: первая статья направлена против
таких нарушений со стороны принявшего
заклад, вторая – со стороны заложившего.
Изменничья вотчина
Ст. 39. Лишает владельческих прав с последующей конфискацией владений тех покупателей изменничьих вотчин, которые не предъявили и не оформили в положенный срок купчую или закладную на приобретённую ими вотчину. Ст. 40. Предписывает конфискацию заложенной вотчины изменника, отъехавшего за рубеж до истечения срока заклада. Но в этих случаях держатель закладной компенсируется за счёт животов изменника.
Церковная вотчина
Ст. 95, 97, 101. Гл. XXI. Статьи представляют собой дальнейшее развитие законодательных положений относительно тюремного дела, содержащихся в указе 7 июля 1637 г., принятом по докладу, в котором отмечалось, что вопреки давней практике содержание тюрем и младшего губного штата за счёт посошных соборов со всего тяглого населения, не исключая церковных и монастырских вотчин, последние отказываются вносить плату, ссылаясь на тарханные грамоты. Ст. 1. Гл. XIII неполно определяет объем компетенции и юрисдикции Монастырского приказа. Помимо осуществления суда по гражданским искам к духовенству и населению церковных и монастырских вотчин в приказе рассматривались и взаимные иски духовных лиц. Кроме того, из Приказа Большого дворца в ведение Монастырского приказа были переданы все монастырские и церковные земли. Ссылка на ст. 1 на челобитье дворян, торговых и посадских людей подразумевают челобитную от 9 ноября 1648 г., в которых излагалась просьба о конфискации всех церковных вотчин, приобретённых после 1580 г., и о раздаче их в поместья. В ответ на челобитную правительство распорядилось составить ведомости новоприобретённых церковных земель, но описание затянулось, и к концу января 1649 г. когда была завершена работа над Уложением, ведомость так и не была составлена. В Уложении были узаконены только конфискация городских слобод церкви (см. гл. XIX) и запрет в дальнейшем продажи, заклада и вкладов вотчин во все категории церковных владений (см. XVII, 42). Полная же секуляризация церковных вотчин не входила в расчёты правительства, поскольку церковные иерархи и богатые монастыри нередко ссужали государственную казну большими денежными суммами безвозвратно и беспроцентно. Монастырский приказ управлял церковными вотчинами с 17 июля 1667 г. но под напором духовенства при царе Федоре Алексеевиче приказ был упразднен в 1667 г.
Патриаршая вотчина
Гл. VIII ст. 1. Устанавливает единый на все территории русского государства порядок сбора денег “на окуп полоняникам” – ежегодно и в отличии от прошлых сборов ,производившихся, согласно сошному письму, по переписным книгам конца 40-х гг. XVII в., т.е. подворно. Обложению подлежали все низшие разряды населения соответственно социальному положению в следующем размере: с тяглого городского населения – посадских людей, с ямщиков и жильцов, а так же с крестьян и бобылей вотчин высших духовных лиц, не исключая патриарха, и монастырей – со двора по 8 денег. На привилегированные сословия – духовенство, не распространялся. Одна из частных форм смыкания получила отражение не в XII а, в XIII главе, устанавливающий общий порядок подсудности городовым воеводам по месту жительства приказчиков и крестьян всех категорий вотчин, как светских, так и духовных, в том числе патриарших, по искам, не превышающим 20 руб., кроме тех городов, где с воеводами имеются дьяки(см. XIII, 3).
Монастырская вотчина
Ст. 1. Гл. XIII неполно определяет объем
компетенции и юрисдикции Монастырского
приказа. Помимо осуществления суда по
гражданским искам к духовенству и населению
церковных и монастырских вотчин в приказе
рассматривались и взаимные иски духовных
лиц. Кроме того, из Приказа Большого дворца
в ведение Монастырского приказа были
переданы все монастырские и церковные
земли. Контроль за исполнением запрета
передачи вотчин в монастыри по завещанию
и обменом вотчинами возлагался на поместный
приказ (см. XVII, 42).
Ст. 42. Гл. XVII направлена на ликвидацию
возможностей земельной экспансии церкви,
которые оставались в законодательстве
после Соборного приговора 15 января 1581
г. Запрещая монастырям приобретать вотчины,
указ “позволял отдавать вотчину в монастырь
по душе под условием, что род выкупит
вотчину у монастыря, в случае же отсутствия
рода или нежелание его выкупить казна
выкупит её у монастыря”. В период хозяйственного
разорения последних десятилетий XVI в.
И во время Смуты отданные в монастыри
по душе вотчины выкупались очень редко
из-за пресечения родов или их обнищания,
и в результате в монастырях накопилась
масса невыкупленных земель, которые подлежали
выкупу казной. В результате 27 августа
1622 г. был издан указ. Согласно указу, все
земли, которые были проданы или отданы
монастырями по душе после Соборного приговора
1581 г. и на которые не поступало челобитных
о выкупе воцарение Михаила Романова,
оставались навсегда за монастырями, как
застарелые. Право отдачи выслуженных
вотчин в монастырь по душе до выкупа сохранилось
и в жалованных грамотах 1627 г., а в Статейном
списке 3 декабря 1627 г. было сделано разъяснение
о сохранении до живота во владении матерей
и жен, постригшихся до 1627 г., вотчин, унаследованных
ими после смерти сыновей и мужей. Ст. 42
Соборного уложения 1649 г. заявляет, что
формула жалованных грамот 1627 г. не соответствует
требованиям сегодняшнего дня. Взамен
приводится решение Земского собора 1648
г. о запрете всем духовным чинам, начиная
с патриарха, и монастырям покупать и брать
в заклад чьи бы то ни было родовые, выслуженные
и купленные вотчины. Как отметил В. Н.
Сторожев, новым в этой статье является
запрещение приобретать вотчины не только
монастырям, но и самому патриарху и другим
высшим церковным чинам.
Ст. 43. Отменяет положение Статейного
списка 3 декабря 1627 г., разрешавшее постриженцам
сохранять за собой вотчины до смерти.
Взамен приписывает отдавать вотчины
родственникам с условием содержания
сдатчиков до их смерти, а в случае нарушения
этих условий с правом продажи вотчин
родственникам или на сторону.
Информация о работе Виды вотчин по Соборному Уложению 1649 года