Виды вотчин по Соборному Уложению 1649 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:25, реферат

Краткое описание

Характерной особенность главы XVII являются её тесное переплетение с главой XVI. Это вполне естественно, так как вотчина и поместье жили одной жизнью, зачастую сливаясь в одно хозяйство. По данным 1632 г., из 626 землевладельцев Московского уезда 582, или 93%, владели одновременно и вотчинами, и поместьями. В этом плане очень интересен документ, относящийся к 1647-1648 гг. и характеризующий положение в среде самой избранной верхушки московской знати. Основным источником гл. XVII, как и гл. XVI, послужила Указная книга Поместного приказа. Ряд статей развивает положения ст. 85 Царского судебника 1550 г.

Содержание

Родовая вотчина 4
Выслуженная вотчина 4
Купленная вотчина 6
Жалованная вотчина 8
Закладная вотчина 8
Изменничья вотчина 9
Церковная вотчина 9
Патриаршая вотчина 10
Монастырская вотчина 10
Старинная вотчина 12
Боярская вотчина 12
Вылганая вотчина 12
Родственная вотчина 13

Вложенные файлы: 1 файл

Referat_po_IOGP.docx

— 40.12 Кб (Скачать файл)

 

Старинная вотчина

Ссылаясь на Статейный список 3 декабря 1627 года и на прежние указы, допускающие дочерей к наследованию вотчин при отсутствии в семье  сыновей, развивает положение о  дальнейших этапах наследования по женской  линии, предоставляя право наследования не только дочерним детям и внукам, но и внучатым племянникам и племянницам. Таким образом, выслуженные вотчины  в вопросах наследования полностью  сливались с родовыми, но сохраняли  общность черт и с поместьем в  том смысле, что наряду с ним  могли служить источником для  выделения прожитка бездетным вдовам и матерям. 
Ст. 18. Разрешает вопрос о судьбе земель, вновь распаханных угодий, поверстных лесов и сенокосов в пределах вотчинного владения. Источником является пункт “б” Соборного приговора от 12 марта 1620 г., или так называемого уложения о примерных землях. Этот пункт – уступка владельцам старинных родовых вотчин, за которыми закрепляется в вотчинное владение все распаханные ими за прошедшие годы в пределах их вотчины земли и которым даётся разрешение на подобную распашку и в последующие годы. Ст. 45. Гл. XVII устанавливает то, что в соответствии с Соборным приговором 12 марта 1620 г. закрепляла за владельцами старинных вотчин припаханные ими из своих угодий примерные земли.

Боярская  вотчина

Ст. 8 гл. XIX Обращает белые частновладельческие торгово-промышленные слободы, а также села и деревни (на поместном и вотчинном праве), расположенные хотя бы частично на посадах рядом или близко от них, в государевы, а проживающие в них население (кроме вечных кабальных холопов – для Москвы и провинции – из старинных пашенных крестьян – для столицы) – в тяглых посадских людей. Вопрос о конфискации вотчинных и поместных сел и деревень на государя решался в зависимости от наличия у их собственников документов (крепостей) на право владения.

Вылганая  вотчина

Ст. 59 Статья новая. Разбирает вопрос о проволочках со стороны людей, обвиняемых во владении вылганными или  утаенными поместьями, в явке на очные ставки с челобитчиками. Законодатели подходят к решению этого вопроса с большой осторожность. Они отказывают челобитчикам в решении заочно тех дел, в которых проходящие по ним люди находятся в отъезде на государевой службе, и устанавливают полугодовую отсрочку больным, а после полугода разрешают прислать на очную ставку доверенных людей.

Родственная вотчина

Ст. 25 гл. XVII Составлена на основе указа от 10 июля 1623 г., запрещавшего отнимать поместья и вотчины у тех, кто временно перебегал в Тушино, а затем, вернувшись в Москву, участвовал в походе кн. М. В. Скопина-Шуйского и в ополчении 1611 и 1612 гг. Но в развитие этого указа статья распространяет утверждение во владельческих правах не только на старинные родовые вотчины, но и на купленные вотчины, а так же и на поместья.

 

 

Заключение

В отличия от поместья, возникшего по инициативе государственной власти     ( как массовая форма феодального  землевладения) лишь в конце XV в., вотчина прошла к середине XVII в. многовековой путь развития, характерный непрерывным укреплением ее связи с государством и эволюцией в направлении установления её зависимости от государственной власти, т.е. в сторону правового сближения с поместьем. Это послужило основанием для некоторых историков права утверждать, что к середине XVI в. “вотчина была условным землевладением, как и поместье”. Различием между вотчиной и поместьем заключалось в том, что вотчина – феодальное наследованное владение, связанное со службой, тогда как поместье, также связанное со службой, являлось пожизненным владением. Вотчинник несёт военную службу не как слуга, а как хозяин, защищающий свои права на монопольное владение землёй. Как бы ни было велико поместье, но без наличия вотчины оно не делало его владельца полноправным членом благородного сословия. Поэтому мечтой каждого помещика было превращение своего поместья в вотчину.

 


Информация о работе Виды вотчин по Соборному Уложению 1649 года