Виды толкования права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Суть рассматриваемой проблемы состоит в том, что при правоприменении на стадии выбора правовой нормы, особенно актуальным становится уяснение смысла и содержания этой правовой нормы. Иначе ее можно применить ошибочно со всеми вытекающими отсюда печальными социальными последствиями: наказать невиновного, осуществив так называемое объективное вменение, освободить от ответственности преступника, разрушить сложившиеся имущественные отношения и т.п.

Содержание

Введение ………………………………………………………….….....

Понятие, цели и классификация толкования - разъяснения права………… ……………………………..………………………

Понятие и виды официального толкования - разъяснения ……………………..……………………………………………

Понятие и виды неофициального толкования – разъяснения .....................................................................................................

Заключение ………………………….……………..…………..……….

Список использованных источников…………………..…………......

Приложения .…………………………………………………..………..

Вложенные файлы: 1 файл

TGP_kursovaya_1_33_33 (4).doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

элементами правового толкования являются уяснение смысла правовых норм и разъяснение их смыслового содержания

Толкование-уяснение - это внутренний мыслительный процесс, не выходящий за рамки сознания самого интерпретатора.

Толкование-разъяснение - это деятельность, которая следует за уяснением и состоит в объяснении и изложении смысла государственной воли другим участникам отношений.

Уяснение норм права  не всегда приводит к полной ясности  и определенности их содержания. Это  объясняется различными причинами. Например, недостаточной юридической  подготовкой граждан, что вызывает затруднения в уяснении действительного смысла нормы права; некоторыми противоречиями, встречающимися в практике применения правовых норм. В таких случаях требуется специальное разъяснение их содержания. Толкование-разъяснение обеспечивает полную и точную реализацию правовых норм, исключает ошибки в практике их применения.

Разъяснение норм права  — это указания или рекомендации, направленные на раскрытие действительного  содержания норм.

 В зависимости от  субъектов, разъясняющих правовые  нормы, толкование-разъяснение подразделяется  на официальное и неофициальное.

Толкование - разъяснение  может быть классифицировано по различным  основаниям:

1. По юридической силе  выделяют:

а) официальное (Осуществляются компетентными государственными органами);

б) неофициальное толкование

- доктринальное (даётся  учёными; имеет теоретический характер; находит выражение в статьях, комментариях)

- профессиональное (даётся  юристами- практиками адвокатами, судьями  и т.д. )

- обыденное (даётся  гражданами. Которые не имеют  образования)

Официальное толкование, в свою очередь, подразделяется на:

а) нормативное;

б) казуальное;

в) судебное.

Нормативное толкование так же подразделяется на:

а) аутентическое (авторское)

б) легальное (делегированное) толкование (осуществляется судебными органами)

Не официальное толкование подразделяется на:

а) доктринальное (даётся учёными; имеет теоретический характер; находит выражение в статьях, комментариях)

б) профессиональное (даётся юристами- практиками адвокатами, судьями  и т.д. )

в) обыденное (даётся гражданами, которые не имеют образования)

2. По объему выделяют три вида толкования.

При анализе необходимо соотносить «дух закона» (смысловое) и  «буква закона» (текстовое).

а) буквальное (адекватное);

б) расширительное (распространительное)- имеет место тогда, когда словесное выражение нормы уже ее действительно смысла (в Конституции РФ закреплено: «Все равны перед законом и судом» ч.1 ст.19)

в) ограничительное- применяется  в случаях, когда словесное(текстуальное) выражение нормы шире содержательного  его смысла (перечисленные в Уголовном кодексе обстоятельства, отягчающие наказание, всегда толкуются ограничительно или буквально, но никогда не могут толковаться расширительно)

3. Так же толкование  можно подразделить на:

а) устное;

б) письменное.

Между официальным и неофициальным  толкованием есть как общее, так и различия.

Общее в официальном  и неофициальном толковании проявляется в следующем. Во-первых, эти виды толкования представляют собой мыслительный процесс, направленный на уяснение смысла (содержания) правовых предписаний. Во-вторых, это сам результат мыслительного процесса интерпретационной деятельности, в ходе которого раскрывается содержание толкуемых правовых норм, происходит разъяснение государственной воли, выраженной в нормативных актах. В-третьих, у официального и неофициального толкования имеются общие гносеологические и методологические основы, способы, приемы и подходы к толкованию. Причем тождество форм толкования, как определенного познавательного процесса, имеет место на всех стадиях нормативно-правового регулирования, т.е. при нормотворчестве, систематизации права и в ходе его реализации. В-четвертых, имеются общие причины функционирования официального и неофициального толкования — необходимость обеспечения единства в правильном понимании и применении правовых норм. Это важно для обеспечения единства законности на всей территории государства, функционирования общества в режиме согласия. В-пятых, общность официального и неофициального толкования проявляется и в том, что они базируются на правилах формальной и диалектической логики, «подчиняются» общим моделям мыслительного процесса. Толкование правовых норм носит объективный характер и подчиняется существующим, независимо от нашего сознания, законам диалектической логики. В-шестых, эти виды толкования объединяет и то, что в процессе интерпретации как бы происходит конкретизация норм права, которая является одним из важных мыслительных актов, способствующих раскрытию смысла норм права. Интерпретация, истолкование правовых норм невозможны без их конкретизации. Содержание интерпретируемой нормы раскрывается в совокупности конкретизирующих высказываний. Получение последних и составляет цель мыслительных актов, которые мы называем конкретизацией. Следует подчеркнуть, что в процессе конкретизации могут быть получены, с одной стороны, более конкретные нормы, а с другой — в определенной степени конкретные суждения о содержании норм права. В тех и других раскрывается смысл норм права.

Различия официального и неофициального толкования правовых норм проявляются в: а) субъектах толкования; б) обязательности результатов толкования; в) нормативной регламентации самой процедуры интерпретационной деятельности. Некоторые виды официального толкования, в отличие от неофициального, нормативно урегулированы.

Официальное и неофициальное толкования между собой тесно взаимосвязаны. Они различны по многим параметрам. Но главное что их объединяет — это то, что они направлены на уяснение и разъяснение Конституции, законов, иных нормативно-правовых актов в целях оптимизации правоприменительной и праворазъяс-нительной деятельности.

 

2. Понятие и виды официального толкования – разъяснения

 

Официальное толкование — это такое разъяснение нормы  права, которое дается компетентными  органами. Оно обязательно для  всех, кто применяет данную норму. Официальное толкование находит выражение в специальных актах (документах), которые издает компетентный орган (постановления, инструкции и др.).4

Одним из подвидов официального толкования является нормативное толкование. Оно « предназначается для  общего руководства в процессе применения права, относится к неограниченному  числу случаев и распространяется на обширный круг субъектов».5

Особенностью такого толкования является то, что оно закрепляется в форме тех нормативно - правовых актов, которые может принимать соответствующий государственный орган или должностное лицо. Например, Президент РФ может оформлять акты толкования своих нормативных указов в форме указов, Правительство РФ - в форме постановлений или распоряжений.

Официальное толкование по объему подразделяется на нормативное  и казуальное (индивидуальное).

Нормативное толкование — это разъяснение общего характера, имеющее силу для всех возможных в будущем случаев применения нормы права. Оно может вызываться как неясностью закона, неадекватным выражением воли законодателя, так и неправильным

пониманием закона правоприменяющими  органами и должностными лицами. Тем самым обеспечивается единообразное и правильное проведение в жизнь ее требований. Официальное толкование может давать и сам орган, издавший разъясняемую норму права.6 Например, разъяснение президентом изданных им указов. В то же время официальное нормативное толкование правовых норм могут давать и органы, которые их не издавали. В этом случае они наделяются специальными полномочиями по официальному разъяснению указанных норм. Так, законодательный орган может поручить соответствующим органам исполнительной власти разъяснить изданный им закон. В свою очередь, на основании специальных полномочий министерства и ведомства наделяются правом официального разъяснения нормативно-правовых актов, издаваемых правительством. Так, министерство финансов может разъяснять решения кабинета министров по вопросам распределения государственного бюджета, министерство труда — по вопросам использования трудовых ресурсов и т. п.

Нормативное толкование делится на аутентичное (авторское) и легальное (разрешаемое, делегированное).

Особый вид толкования - это так называемое аутентичное толкование, когда разъясняет норму сам государственный орган, который принял эту правовую норму (закон, постановление и т.п.).7

Например, Государственная  Дума, приняв постановление о денонсации «Беловежских соглашений», заключенных  в 1991 г., истолковала свое же постановление в особом постановлении таким образом, что, мол, юридических последствий постановление Думы не имеет.

Легальное (делегированное) толкование основывается на законе. В  этом случае закон наделяет тот или  иной орган правом давать толкования актам, изданным другими органами. Оно может даваться в форме инструкций, разъяснений и должно проводиться в рамках компетенции органа производящего разъяснения.

Например, для следственных работников имеют значения в этом плане директивные разъяснения и приказы Генерального прокурора, для работников милиции - приказы и инструкции, исходящие от министра внутренних дел РФ.

Казуальное толкование — это такое разъяснение содержания правовой нормы, которое дается в  связи с рассмотрением конкретного юридического дела. Его название происходит от слова казус-случай, жизненный факт.8 Необходимость в казуальном толковании возникает тогда, когда решения нижестоящих правоприменительных органов по конкретным юридическим делам являются неправильными, не соответствуют закону. Казуальные разъяснения обязательны только при рассмотрении конкретного деда. Кроме того, они служат образцом для других органов, которые применяют данные нормы права.

Нормативное и казуальное разъяснения по своему содержанию подразделяются на судебное и административное.

Судебное толкование — это разъяснение смысла норм права, осуществляемое судами. Оно обеспечивает правильное понимание и единообразное  применение норм права в деятельности судов. В ряде стран особо важное значение имеют официальные разъяснения высших судебных органов государства нижестоящим судам по возникшим в ходе рассмотрения судебных дел вопросам применения гражданского и уголовного законодательства. Руководящие разъяснения высших органов судебной власти обязательны дан всех судов, других органов и должностных лиц, применяющих разъясняемые нормы права.

Административное толкование — это разъяснение смысла норм права, которое дается исполнительными  органами государства. Такое толкование касается вопросов управления, труда, социального обеспечения и подобных.

Официальное толкование дается в форме актов, которые  издает соответствующий компетентный орган. Юридическая сила актов официального толкования зависит от полномочий издающих органов. В этих актах наряду с  разъяснениями могут содержаться самостоятельные нормы или индивидуальные веления. Тем самым оперативно устраняются неточности и неясности в нормативно-правовых актах, совершенствуется практика применения данных актов.

Акты официального толкования правовых норм (интерпретационные акты) представляют собой, с одной стороны, разъяснение содержания норм права, а с другой стороны, конкретизацию и уточнение их предписаний.9 Особенность интерпретационных актов состоит в том, что они действуют в единстве с теми нормативно-правовыми актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы.10

Интерпретационные акты подразделяются в зависимости от их содержания и сферы распространения.

Интерпретационные акты правотворчества. Будучи официальными разъяснениями действительного  содержания норм права, они в то же время являются источниками права, так как содержат конкретизирующие нормы.

Индивидуальные интерпретационные  акты. Это такие акты, которые  содержат указания по поводу применения правовой нормы к конкретным жизненным  обстоятельствам. В отличив от интерпретационных актов правотворчества эта разновидность актов официального толкования не является результатом правотворческой деятельности компетентных органов, а представляет собой своеобразную форму юридической практики, форму обобщения опыта применения юридических норм. Именно такого рода акты в полном объеме выполняют функцию официального разъяснения норм права, поскольку не связаны с правотворческой деятельностью компетентных органов.

 

По  мнению С.С.Алексеева значение актов  официального толкования в общественной жизни обусловлено многогранностью выполняемых ими функций. Основная функция заключается в том, что интерпретационный акт является разновидностью вспомогательных правовых актов, обеспечивающих единство правового регулирования, те единство процесса воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права).

 

Акты  толкования подключаются к разным звеньям  механизма правового регулирования  и выполняют функции обслуживания, влияя на эффективность действующих правовых норм. Интерпретационные акты могут быть рассмотрены с разных сторон:

  • как одна из правовых форм осуществления государством своих функций;
  • как средстве укрепления законности в деятельности правоприменительных органов;
  • как форма правовой пропаганды;
  • как метод повышения эффективности правового регулирования.

Информация о работе Виды толкования права