С учетом опасных тенденций
в динамике роста и структуре преступности,
представляющей угрозу национальной безопасности
РК, главное в охране правопорядка сегодня
– это обуздание преступности.
В последнее время предприняты
меры по концентрации усилий государства
на этом важном направлении, подготовлена
программа борьбы с преступностью на ближайшие
годы.
Кроме вышеперечисленных внутренних
функций государства выделяют и функцию
обеспечения народовластия. Теория государства
и права до самого последнего времени
пытается обойтись без понятия функций
государства в политической сфере. Безусловно,
все функции государства носят политический
характер, однако в политической области
действует целая система политических
институтов, учреждений государственных
органов, через которые осуществляется
функции народовластия. Это прежде всего
представительные органы, выбираемые
народом и уполномоченные от имени народа
осуществлять государственную власть
в стране, органы местного самоуправления,
а так же осуществление народом своей
власти непосредственно, через референдум.
Обладая верховенством в системе
государственной организации, представительные
органы сосредотачивают в своих руках
государственное руководство обществом,
выполняют функцию публичной власти, защиты
конституционного строя. Содержание данной
функции составляют:
1) реализация волеизъявления
народа в форме законодательства
(правотворчества).
2) обеспечение государственного
суверенитета.
3) официальное представительство
общества, т.е. будучи носителем политической
власти, государство представляет
собой юридическую личность, субъект
права. Вместе с тем осуществление
функции обеспечения народовластия
предполагает наличие правовых
отношений между государством
и обществом, зависимость государства
от общества, ответственность перед
ним.
4) защита конституционного
строя, которая реализуется как
специальными органами (Конституционным
судом), так и непосредственно
народом, путем осуществления права
на сопротивление любой попытке
насильственного изменения или
устранения существующего конституционного
строя.
Социальная функция многообразна
по содержанию и масштабна по объему деятельности.
Главное ее назначение - обеспечить общественное
благополучие, создать равные возможности
для всех граждан в его достижении. Многие
государства характеризуют себя социальными.
Это означает, что они считают своей важной
задачей заботу о всех тех гражданах, кто
в силу каких-либо причин не в состоянии
обеспечить для себя нормальное существование,
достойное человека. Государство проводит
мероприятия направленные на защиту от
безработицы, проявляет заботу о детях
и нетрудоспособных людях.
Содержание этой функции многозначно:
государство призвано охранять труд и
здоровье людей, устанавливать гарантированный
минимальный размер оплаты труда, обеспечивать
государственную поддержку семьи, материнства,
отцовства и детства, инвалидов и пожилых
граждан; развивать систему социальных
служб; устанавливать государственные
пенсии, пособия и иные гарантии социальной
защиты.
Важные стороны социальной
функции государства составляют также
смягчение и преодоление таких издержек
нынешнего переходного периода, как бедность,
углубление неравенства и рост безработицы;
стабилизация уровня жизни населения
и более равномерное распределение бремени
экономических трудностей между различными
группами населения.
В Конституции РК 1993 г. впервые
записано, что Казахстан - социальное государство.
В ней также впервые признаны две формы
собственности: государственная и частная.
Это же нашло отражение в Конституции
1995 г. Конституция создает законодательную
основу для развития предпринимательства,
следовательно, для формирования социального
слоя, обладающего частной собственностью.
В то же время Конституция создает правовые
предпосылки для защиты человека от государства
и частных собственников, запрещая принудительный
труд, использование имущества для нарушения
прав и охраняемых законом интересов граждан,
в частности, эксплуатации. В связи с этим
предусматривается широкий спектр социально-экономических
прав человека, позволяющих свободно трудиться
в любой сфере и предоставляющих возможность
получать вознаграждение за труд не ниже
установленного законом минимума. Следовательно,
Конституция возлагает на государство
обязанность следить за установлением
социальной справедливости в сфере экономических
отношений и распределения.
Подходы к социальной политике
существенно изменились. Суть изменений
свелась к резкому увеличению государственного
финансирования социальной сферы (образование,
здравоохранение, социальная помощь безработным,
инвалидам, многодетным, жилищное строительство
и т.д.).
Были образованы фонды социального,
медицинского страхования и занятости.
Средства фондов образуются за счет страховых
взносов работодателей, граждан, занимающихся
предпринимательской деятельностью, независимо
от форм собственности и видов деятельности,
обязательных страховых взносов работающих
граждан.
В 2015 г. закончится реформирование
системы образования, а именно завершиться
программа перехода на 12-летнее образование.
В 1995-1996 гг. началась реорганизация системы
здравоохранения. Основным направлением
реформирования стало введение многоукладной
медицины (государственное здравоохранение,
обязательное медицинское страхование,
частный сектор). Также осуществление
социальной функции государства еще не
отвечает предъявляемым к ней требованиям.
В обстановке роста цен происходит снижение
жизненного уровня населения, растет число
граждан, чьи доходы меньше среднего прожиточного
минимума. Устранение такого рода негативных
явлений – первоочередная задача государства.
3.3 Экологическая
функция государства. Функция культуры,
науки
Непосредственно
примыкает к социальной экологическая
функция, которая обусловлена социальной
обязанностью государства обеспечивать
экологическое благополучие граждан,
их экологическую безопасность.
Охрана
природы, окружающей среды - насущная необходимость
современного мира. Человек в результате
своей хозяйственной деятельности нарушает
естественные природные связи, разрушает
окружающую среду, чем невольно создает
для себя неблагоприятные (даже гибельные)
условия обитания. Охрана природы - дело
всего общества, но только государство,
обладающее необходимыми средствами и
возможностями мобилизации усилий всех
организаций и граждан, может реально
обеспечить защиту окружающей среды.
Если
каждое современное государство не возьмет
на себя обязанность поддерживать условия
существования людей на собственной территории,
а также не станет взаимодействовать с
другими государствами в сохранении общепланетарной
среды существования человечества, то
в самое ближайшее время неминуем общецивилизационный
коллапс, глобальный кризис. Таков современный
экологический императив в его государственном
преломлении. Радиоактивные отходы, промышленное
загрязнение водных и воздушных ресурсов,
сокращение лесов – этих легких Земли,
– иные неблагоприятные последствия –
все это ужасающие реалии современного
человеческого существования.
Объективным
фактором, вызывающим необходимость в
такой основной государственной функции
как экологическая, является развитие
научно-технической революции и ее последствия
для человека. Создавая огромные блага
для людей, научно-техническая революция
одновременно с тем неизбежно связана
с многократно возросшим вовлечением
окружающей природной среды в общественное
производство, что, в свою очередь, вызывает
разного рода негативные последствия
в экологических системах; ведет к загрязнению
воздуха и водных источников, повышенной
радиации, создает угрозу растительному
и животному миру, здоровью и жизни человека.
В этих условиях проблема экологии вышла
на передний план не только в пределах
отдельной страны, но и в глобальном, международном
масштабе, превратилась в проблему спасения
земли, сохранения человечества.
Основное
содержание экологической функции составляют
государственное управление и координация
деятельности в области охраны окружающей
среды, регулирования природопользования,
обеспечения экологической безопасности,
оздоровления и улучшения качества окружающей
среды.
С помощью законодательства
государство устанавливает правовой режим
природопользования, берет на себя обязательства
перед своими гражданами по обеспечению
нормальной среды обитания. В Уголовном
кодексе составы экологических преступлений
выделены в самостоятельную 11 главу. Это
связано с особой важностью благ и ценностей,
охватываемых интересами защиты экологической
безопасности в РК.
В связи с этими рассуждениями вполне
логично признание экологической безопасности
составной частью нашей национальной
безопасности в Законе РК «О национальной
безопасности РК» от 26 июня 1998 г.: «Экологическая
безопасность является одним из направлений
правовых отношений в области обеспечения
национальной безопасности в стране.
Под экологической безопасностью следует
понимать состояние защищенности жизненно
важных интересов и прав личности, общества
и государства от угроз, возникающих в
результате антропогенных и иных воздействий
на окружающую среду».
Далее перейдем к рассмотрению
функции развития культуры, науки и образования.
Эта функция сложилась вместо ранее осуществлявшейся
культурно-воспитательной функции со
свойственным ей доминированием монопольной
государственной идеологии. В отличие
от прежней нынешняя функция развития
культуры, науки и образования зиждется
на признании Конституцией РК (ст. 5) идеологического
многообразия, согласно которому никакая
идеология не может устанавливаться в
качестве государственной или обязательной.
Статьей 44 Конституции «каждому
гарантируется свобода литературного,
художественного, научного, технического
и других видов творчества, преподавания»,
охрана интеллектуальной собственности.
Статьей 20 Конституции каждому
гарантируется свобода литературного,
художественного, научного, технического
и других видов творчества, преподавания,
охрана интеллектуальной собственности.
Содержание этой функции сегодня
составляет государственная поддержка
развития
культуры – литературы, искусства,
театра, кино, музыки, живописи, архитектуры
и т.д.;
физической культуры и спорта;
радио, телевидения и других
средств массовой информации;
сохранение историко-культурных
памятников, исторических комплексов,
заповедных территорий, архивов, музеев,
библиотек.
В содержание данной функции
входят также: государственная поддержка
развития науки, ее естественной интеграции
в новые рыночные условия; создание благоприятных
условий для творческой деятельности
научных коллективов и для свободной состязательности
различных школ и направлений; поддержка
приоритетного развития фундаментальных
теоретических исследований и принципиально
новых технологий; эффективное использование
как образовательного, так и научного
потенциала высшей школы, развитие интеграции
науки и высшего образования; меры по улучшению
работы общеобразовательной школы.
Имеющиеся в осуществлении
этой функции трудности и упущения, к сожалению,
связаны в основном с недостаточным выделением
средств на развитие культуры, науки и
образования из государственного бюджета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании
всего вышеперечисленного можно сделать
следующие выводы:
Функции государства многоплановы,
их формирование происходит в процессе
становления и развития государства. В
разные исторические периоды приоритетное
значение приобретают те или иные задачи,
цели государства, а, следовательно, и
различные его функции.
В функциях государства выражается
его сущность, та реальная роль, которую
государство играет в решении основных
вопросов общественного развития и прежде
всего в удовлетворении разнообразных
интересов населения страны.
В данной курсовой работке рассматривались
непосредственно внутренние функции государства.
Классификация внутренних функций
проводится по сферам деятельности государства.
Анализ реальной действительности
позволяет сделать вывод, что современной
Республике Казахстан присущи следующие
внутренние функции: экономическая, социальная
функция, налогообложение, экологическая
функция, функция культуры, науки; функция
охраны прав и свобод граждан, обеспечения
законности и правопорядка, обеспечения
народовластия.
Теория государства и права
до самого последнего времени пытается
обойтись без понятия функций государства
в политической сфере. Безусловно, все
функции государства носят политический
характер, однако в политической области
действует целая система политических
институтов, учреждений государственных
органов, через которые осуществляется
функции народовластия.
Подводя итог необходимо отметить,
что внутренние функции государства играют
определяющую роль в жизни общества, да
и государства в целом.
Список используемых источников
- Конституция Республики Казахстан
от 30 августа 1995 года
- Байтин М.И. Понятие и классификация
функций государства // Государство и право
– 2011 - № 8 – с. 13 – 19.
- Байтин М.И. Сущность и типы
государства // Теория государства и права.
Курс лекций. 2008
- Общая теория права / Под общ. Ред. А.С. Пиголкин. Изд. 2-е. –М.:НОРМА – ИНФРА –М, 2012.
- Общая теория права и государства /Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд.
М., 1996.
- Общая теория государства и
права М.К. Марченко М.Т-1 «Зерцало», 2009
- Основы государства и права
Казахстана, Сапаргалиев, г. Алматы «Атамура», 2000 с. 27
- Сенякин И.И. Основные внутренние функции государства // Право и политика – 2004 - № 1. – с. 34 – 40.
- Теория государства и права
/ Под ред. А.Б. Венгерова-М.: Юридическая литература, 1999.
- Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001г.
- Теория государства и права:
Курс лекций/ Под ред. М.Н. Марченко. - М.:Зерцало, ТЕИС, 1996. - 475 с.
- Теория государства и права:
Учебно-методический комплекс / Под редакцией д.ю.н., проф. С.Ю. Марочкина. Тюмень: Издательство ТГУ, 2000.- 216 с.
- Теория права и государства / Под ред. Н.А. Катаева и В. В. Лазарева.
– Алматы: Китап, 2001/