Военная реформа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 22:43, курсовая работа

Краткое описание

Под военной реформой в Российской Федерации следует понимать комплекс политических, экономических, правовых, собственно военных, военно-технических, социальных и иных мер, направленных на качественное преобразование Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, военных органов, оборонного производства и связанных с ними государственных органов и организаций целью обеспечения достаточного уровня обороны и безопасности государства с приемлемыми затратами.
В действующем Федеральном законе "Об обороне" под "другими войсками" понимаются следующие войска Российской Федерации: Пограничные, внутренние войска МВД, Железнодорожные, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при президенте Российской Федерации (ФАПСИ).

Содержание

1. Военная реформа, ведение………………………………………………. 2
2. Военные реформы России от Ивана Грозного до реформ 90-ых годов ХХ………………………………………………….. 4
2.1. Военные реформы Ивана IV. …………………………………………. 4
2.2. Военные реформы Петра I - военные преобразования в России в 1-й четверти 18-го века под руководством Петра I……………………… 5
2.3. Военные реформы 1860-70 гг. …………………………………………. 5
2.4. Военно-судебные реформы. ……………………………………………. 5-6
2.5. Военные реформы 1917-18 гг., формирование Красной Армии……….6
2.6. Военные реформы 1937-39 гг. …………………………………………. 6
2.7. Военные реформы периода Отечественной войны..……………………...6-7
2.8. Военные реформы 90-х годов. ……………………………………………7-8
2.9. Военные реформы 2001 – 2009 годов………………………………………8-9
2.10. Заключение. ……………………………………………………………….9-10
3. Условия для проведения военной реформы в России и ее цель ……………………………………………………………….11-13
4. Тенденция развития военно-политической ситуации…………………….14-15
5. Правовые основы военного строительства………………………………..16-18
5.1. Принципы Военного строительства……………………………………...18-21
6. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ ………………………….22-24
7. НАПРАВЛЕНИЯ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ ………………………………..25-28
8. Военная реформа 2009-2012 годов…………………………………………29-30

Вложенные файлы: 1 файл

военная реформа.docx

— 60.52 Кб (Скачать файл)

2.6. Военные реформы 1937-39 гг.   

      Основное содержание: создание в  марте 1938 г. Главного Военного Совета  Красной Армии и Главного Совета  Военно-Морского Флота, ведавшими  вопросами военного строительства. Увеличение числа военных округов  и комиссариатов. Создаются военные  отделы в партийных органах (от  ЦК до райкомов). Водится институт  военных комиссаров, просуществовавший  до августа 1940 г., когда вместо  них вводится должность заместителей  командиров по политической части. Воинская обязанность распространялась  теперь на всех. Были увеличены  сроки военной службы и снижался  призывной возраст, удлинялся срок  пребывания в запасе. Весь личный  состав ВС обязывался военной  присяге. Повышается ответственность  за дезертирство и самовольные  отлучки из части.

2.7. Военные реформы периода Отечественной войны.   

      В период войны произошло множество  реформ и преобразований, как  государственного, так и местного  значений, действующих небольшой  период времени и действующих  до сих пор.

      Основное содержание: изменение  системы организации высшего  командования, создание в пределах  фронтов соединений, оперативных  объединений и корпусов, объявляется  всеобщая мобилизация всех мужчин  с 19 до 55 лет. Усложнилась структурная  организация вооруженных сил. Структура  ВС включала теперь фронты, армии, корпуса, дивизии, бригады, полки, батальоны, роты, взводы и отделения. В 1942 г. Издается Боевой устав пехоты. Вводится деление военнослужащих  на рядовой, сержантский, офицерский  составы и генералитет, были введены  новые знаки различия. Усложнилась  и увеличилась система военных  трибуналов. Для улучшения материального  обеспечения войск были учреждено  Главное управление тыла. Было  принято постановление, обязывающее  республиканские, областные и районные  комитеты партии развернуть в  тылу врага сопротивление (партизанское  движение, подпольные партийные  и комсомольские организации).

2.8. Военные реформы 90-х годов. 

      Основное содержание: Строительство  Вооруженных Сил России намечалось  в три этапа. Первый, завершился  в 1992 году. В ходе его было остановлено  снижение уровня боевой готовности, начавшееся после распада СССР, пересмотрены подходы к созданию  группировок войск и сил общего  назначения и начато формирование  новых в связи с изменившимися  государственными границами.

      Тогда же были расформированы 3 управления военных округов, 8 управлений  армий, 1 армейский корпус, 15 управлений  дивизий, 8 военных училищ. Начался  процесс сокращения объединений  и соединений. Второй этап реформ  проходил с 1993 по 1995 год. В ходе  его на сотни тысяч сократилась  численность Вооруженных Сил. На 1 января 1996 года в них находилось  лишь около 1,7 млн. человек после 2,8 млн. в 1992-м! В ходе этого этапа  правительство пришло к важнейшему  выводу, что мы не можем иметь  сильные группировки войск вдоль  всей границы. Поэтому в основу  строительства ВС был положен  принцип мобильной обороны, реализация  которого позволила приступить  к формированию небольших, но  достаточно мощных сил, готовых  к применению там, где возникает  реальная угроза безопасности  России.

      Генеральным штабом совместно  с главными штабами видов ВС, главными и центральными управлениями  Министерства обороны был осуществлен  целый комплекс мероприятий по  стратегическому и оперативному  планированию применения войск  в новых условиях. А Президентом  РФ утвержден План оперативного  оборудования страны. В течение 1993-1994гг. разработана и введена в действие  новая система боевой готовности  ВС, опробован контрактный способ  комплектования частей и соединений. Наконец, принята Федеральная программа  развития вооружения и военной  техники, начались военно-правовая  реформа и реформа военного  образования... В соответствии с  Указом Президента "О военном  строительстве в Российской Федерации" в 1995 году была создана Государственная  комиссия по военному строительству  в РФ. Она активно взялась за  работу, но недостатки нормативно-правовой  базы создали трудноразрешимые  проблемы во взаимодействии силовых  структур. С учетом этого президент  уже в начале 1996 года издал  новый указ, которым на Генеральный  штаб возложены задачи по координации  разработки и согласованию проектов  планов строительства ВС и "других  войск". Все это говорит о том, что государством, видимо, наконец-то осознана вся сложность и масштабность проблем военного строительства.

2.9. Военные реформы 2001 – 2009 годов

В 2001 году со вступлением в должность министра обороны Сергея Иванова было объявлено об очередной реформе. В этот период военный бюджет стал увеличиваться, войска после долгого перерыва снова начали заниматься боевой подготовкой. Поначалу говорилось о том, что у России появится профессиональная армия, однако позже было объявлено, что, изучив зарубежный опыт, руководство страны приняло решение остановиться на смешанном способе комплектования Вооруженных сил. Несмотря на приток в армию контрактников и перевод целых воинских частей на контрактный способ комплектования, армия профессиональной не стала.

В 2004 году было объявлено о завершении активной стадии реформы, Сергей Иванов заявил, что «период коренной перестройки и кардинального реформирования Вооруженных сил завершен, и мы переходим к нормальному военному строительству».

В целом в рамках реформы и последовавшего за ней «нормального военного строительства» ряд частей и соединений были полностью переведены на контрактный способ комплектования, число отсрочек для призывников было уменьшено, а срок службы по призыву сократился до одного года (в 2007 году призывали на полтора года, с 2008 года – уже на год). В рамках общей монетизации льгот большинство льгот для военных были заменены денежными выплатами, а обеспечение офицеров и прапорщиков собственным жильем уступило место программе ипотечного кредитования военнослужащих.

Вместе с тем было объявлено о свертывании практики комплектования первичных офицерских должностей выпускниками гражданских вузов (т. н. «двухгодичниками») и о принятии мер по повышению привлекательности военной службы для выпускников военных вузов – решение жилищных проблем военнослужащих, социальные гарантии и льготы, ощутимое повышение денежного довольствия и т. д. На данный момент, по мнению экспертов, последние в полной мере не дали результата, социальные проблемы не решены.

Назначение на должность министра обороны Анатолия Сердюкова в феврале 2007 года, по заявлению руководства страны, было мотивировано необходимостью навести порядок в финансовых потоках и установить строгий контроль над военными расходами, которые за несколько предшествующих назначению лет были увеличены в четыре раза.

Первое время деятельность нового министра освещалась достаточно скудно, информация о том, что происходит в стенах военного ведомства, была обрывочной и нерегулярной. В этот период продолжаются процессы, инициированные еще предыдущим руководством, говорилось о планах сокращения и грядущих структурных преобразованиях.

В октябре 2008 года в «Российской газете» появилась информация об очередной военной реформе, которая затронет сами основы российских Вооруженных сил: Анатолий Сердюков на закрытом заседании коллегии Министерства обороны рассказал о том, что ждет армию в ближайшие годы. В очередной раз речь идет о сокращении, которое и так не останавливалось все последние годы. Но если по действовавшему плану сократить армию с 1 млн 130 тыс. человек личного состава до одного миллиона должны были к 2016 году, то в рамках новой реформы этого результата, по мнению министра обороны, необходимо достигнуть к 2012 году.

Сократить численность Вооруженных сил предполагается, в первую очередь, за счет офицерских кадров: из 355 тыс. должностей останутся 150 тысяч, что составит 15% от общей численности армии. Отказаться собираются и от института прапорщиков – их должности должны занять профессиональные сержанты, которых собираются готовить по-новому. Кроме того, будет изменена сама система управления: вместо армий, полков и дивизий теперь предлагается воевать бригадами, руководство которыми будет осуществлять оперативное командование.

Объявлено также о реформе военного образования – специализированные военные училища уступят место многопрофильным учебным заведениям, число которых, соответственно, будет уменьшено. Все эти меры, по заявлению руководства, направлены на то, чтобы оптимизировать военный механизм: в армии должны остаться немногочисленные, но полностью боеспособные части и соединения, все остальные должны быть расформированы. Под этой же эгидой пройдет реформирование тыловых и тому подобных служб – обеспечение тех, кто находится в строю, должны взять на себя гражданские организации, работающие с военным ведомством по договору.

Особенностью текущей реформы является крайне скудный объем информации на эту тему. На официальном сайте Министерства обороны о реформе нет ни слова, представители военного ведомства комментарии дают неохотно, информация о подготовке и ходе реформы публикуется редко и в небольших количествах. Каждое упоминание о военной реформе вызывает бурные дискуссии в СМИ и Интернете, но военное ведомство не изъявляет желания приглашать общественность к диалогу.

2.10. Заключение.

      Россия будет иметь Вооруженные  Силы небольшие по численности, но достаточные для надежной  обороны страны и не создающие  военную угрозу соседним странам. Вот только сможем ли все  это претвориться в жизнь при  нынешнем финансовом состоянии  и правовой базе? Станут ли  наши армия и флот такими, какими  мы видели их в самом начале  демократических преобразований? Ответ  на эти вопросы открыт, пока  не будут решены проблемы, как  на прямую, так и косвенно связанные  с решением проблем в наших  ВС. Это и повышение имиджа  нашей армии среди населения, так как юноши пытаются всеми  правдами и неправдами уклониться  от службы. Это и искоренение  довольно актуальной сейчас проблемы  неуставных отношений или проще  говоря "дедовщины", существующей  практически повсеместно. Это и  обновление командного состава  молодыми специалистами, обученными  современным методам управления  и командования, а также вытекающая отсюда проблема военного образования. В большинстве военных образовательных учреждениях, впрочем как и во всей системе образования, наблюдается дефицит материальных и денежных средств, а также устаревшая материальная база. И конечно же основной проблемой была, есть и будет нехватка денежных средств. Будет потому, что прогноз в области экономики является неутешительным. Кризис урезал и так небольшие поступления из бюджета и практически каждый день можно услышать о бедственном положении военных и их семей. Можно еще рассказать о множестве проблем, но самым обнадеживающим является то, что наконец стали заметны попытки реформирования армии, и что в будущем мы будем иметь действительно профессиональную армию.

Литература.

      1. Исаев И.А., История государства  и права России, М.: Юристъ, 1996г.

      2. Бобылев П.Н., Великая Отечественная  война, М: Изд-во политической литературы,1985г.

      3. Волкова И.В., История России, М: Высшая школа, 1997г.

       4.Газета «Взгляд», 9 февраля 2009г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Условия для проведения военной реформы в России и ее цель

Военные потребности страны теоретически должны формироваться исходя из внешних угроз ее безопасности. Они фиксируются в военной доктрине. Однако на практике, и в сегодняшней России особенно, военная доктрина представляет своего рода компромисс между военными потребностями, с одной стороны, и с реальными экономическими, научно-техническими, социальными, демографическими и другими возможностями государства, с другой стороны.

Реформа Вооруженных Сил РФ — составная часть военной реформы. Она может представлять собой комплекс тщательно согласованных по цели, времени, месту и выделенным ресурсам мероприятий, охватывающих все стороны строительства и деятельности Вооруженных Сил.

Цель реформы ВС — привести их в соответствие с требованиями, позволяющими с необходимой надежностью решать задачи по сдерживанию потенциального агрессора, предотвращению и свертыванию вооруженных конфликтов и отражению агрессии.

Реформирование Вооруженных Сил необходимо начинать с разработки и утверждения военной доктрины.

Ранее одобренные основные положения военной доктрины РФ требуют существенной доработки в части изложения обоснованных положений по новой военной политике РФ, по внешним источникам военных опасностей и угроз для РФ, характера и вероятности военных конфликтов и войн и др. К военной политике, осуществляемой законодательной и исполнительной властями можно отнести: разработку и принятие комплекса законов, создающих надежную правовую базу военного строительства или реформирования ВС, определение порядка и этапности проведения военной реформы исходя из обеспечения безопасности государства и его экономических возможностей.

Нужно четко признать и заявить, что армия создается государством и содержится им для войны, и если политическими, экономическими, дипломатическими и другими усилиями предотвратить войну не удалось, в действие вводится армия, которая должна вооруженной силой отстоять интересы народа и государства.

При разработке военной доктрины нужно руководствоваться положениями Конституции и принятых законов по экономической и военной политике государства.

В эпоху СССР территориальные и национальные проблемы не имели определяющего значения для безопасности СССР в силу большой военной мощи государства и направленности внутренней и внешней политики на предотвращение конфликтных ситуаций. На современном этапе развития России они приобретают решающее значение. Это положение подтвердилось военными действиями в Чечне.

В положениях военной доктрины должны быть отражены военно-политические и военно-стратегические цели. В случае возникновения локального конфликта с боевыми действиями, военно-политическими целями России будет достижение такого послевоенного мира, в котором были бы, с учетом ее национальных интересов, ликвидированы причины, приведшие к войне.

Военно-стратегическими целями войны будет отражение вооруженного нападения, лишение противника возможности продолжать вооруженную борьбу и принуждение его к миру на выгодных для России условиях.

Основным критерием для силового решения конфликтных ситуаций для противника является осознание, что достигаемые им выгоды в результате войны будут значительно больше понесенного ущерба.

Информация о работе Военная реформа