Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 22:43, курсовая работа
Под военной реформой в Российской Федерации следует понимать комплекс политических, экономических, правовых, собственно военных, военно-технических, социальных и иных мер, направленных на качественное преобразование Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, военных органов, оборонного производства и связанных с ними государственных органов и организаций целью обеспечения достаточного уровня обороны и безопасности государства с приемлемыми затратами.
В действующем Федеральном законе "Об обороне" под "другими войсками" понимаются следующие войска Российской Федерации: Пограничные, внутренние войска МВД, Железнодорожные, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при президенте Российской Федерации (ФАПСИ).
1. Военная реформа, ведение………………………………………………. 2
2. Военные реформы России от Ивана Грозного до реформ 90-ых годов ХХ………………………………………………….. 4
2.1. Военные реформы Ивана IV. …………………………………………. 4
2.2. Военные реформы Петра I - военные преобразования в России в 1-й четверти 18-го века под руководством Петра I……………………… 5
2.3. Военные реформы 1860-70 гг. …………………………………………. 5
2.4. Военно-судебные реформы. ……………………………………………. 5-6
2.5. Военные реформы 1917-18 гг., формирование Красной Армии……….6
2.6. Военные реформы 1937-39 гг. …………………………………………. 6
2.7. Военные реформы периода Отечественной войны..……………………...6-7
2.8. Военные реформы 90-х годов. ……………………………………………7-8
2.9. Военные реформы 2001 – 2009 годов………………………………………8-9
2.10. Заключение. ……………………………………………………………….9-10
3. Условия для проведения военной реформы в России и ее цель ……………………………………………………………….11-13
4. Тенденция развития военно-политической ситуации…………………….14-15
5. Правовые основы военного строительства………………………………..16-18
5.1. Принципы Военного строительства……………………………………...18-21
6. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ ………………………….22-24
7. НАПРАВЛЕНИЯ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ ………………………………..25-28
8. Военная реформа 2009-2012 годов…………………………………………29-30
Поэтому в основу при реформировании ВС России в настоящее время необходимо положить доктрину сдерживания, в которой Вооруженные Силы должны выполнять задачи по сдерживанию вероятного противника, по обеспечению в случае развязывания войны стратегического развертывания войсковых группировок для отражения агрессии и лишение агрессора планируемых выгод. В условиях существенного сокращения армии в ходе проведения военной реформы возрастает необходимость в высокомобильных боевых войсках. Это обусловлено тем, что:
Во-первых,
непосредственная угроза развязывания прямой широкомасштабной военной агресии против России в современных условиях значительно снизилась по сравнению с недавним прошлым. Способность к обеспечению военной безопасности страны в современных условиях не означает подготовку к противоборству со всеми потенциальными противниками одновременно. Ни одно государство мира не способно поддерживать баланс военных сил со всеми иными центрами силы на международной арене. Для России такая постановка вопроса тем более неприемлема ни по военно-стратегическим, ни по экономическим соображениям.
Во-вторых,
состав ВС России (учитывая проводимое их сокращение, экономические возможности и договорные обязательства страны) в настоящее время не позволяет содержать достаточно сильные, глубоко эшелонированные группировки войск постоянной готовности на основных стратегических и операционных направлениях.
В-третьих,
боевые действия в войнах будущего все больше станут приобретать объемно-пространственный характер без четко обозначенных линий фронта и флангов с наличием больших оперативных и тактических промежутков (брешей) в оперативном построении войск, которые противник будет стремиться использовать для глубокого вклинивания своих подвижных ударных группировок.
Обеспечить
закрытие образовавшихся промежутков
(брешей) в обороне и своевременно ликвидировать
эти прорывы позволят сильные высокомобильные
формирования. Только они способны быстро
наращивать усилия войск на угрожаемых
направлениях, наносить короткие и неожиданные
удары, совершать маневр вне зависимости
от рельефа местности, естественных и
искусственных преград, времени года и
суток и преодолевать значительные расстояния
в короткие сроки.
В-четвертых,как показывает опыт вооруженных конфликтов в ряде регионов, на войсковые формирования все чаще возлагаются новые функции — миротворческие, разъединительные и т.п. Для выполнения этих задач также необходимы специально подготовленные мобильные формирования.
В доктрине должны быть отражены вопросы военно-технической политики государства. Предотвращение экономического коллапса и восстановление экономического могущества России — основа сохранения и развития оборонной мощи нашего государства. При этом военное производство может обеспечить качественное превосходство, во всяком случае — предотвратить военно-техническое отставание от передовых военных держав только в случае, если оно будет опираться на высокий уровень технического развития экономики в целом, а не изолированного от слаборазвитой гражданской экономики военно-промышленного комплекса (ВПК).
Следовательно, стремление сохранить большие производственные мощности ВПК, предназначенные для массового производства быстро стареющей военной техники быссмысленны.
В.СИМАКОВ,кандидат военных наук, № 11, Научно-Издательский совет ВОПД «Духовное наследие»
4. Тенденция развития военно-политической ситуации
Как показывает мировой опыт, чтобы рационально наметить концепцию военной реформы, необходимо выявить характер угроз и опасностей, с которыми Россия может столкнуться в ближайшие 3-5 лет, среднесрочной - 5-10 лет и долгосрочной - 15-20 лет, то есть в перспективе.
В краткосрочной перспективе внешняя угроза для Российской Федерации невелика. У нас за это время не появится врагов, которые, как в период холодной войны, могли бы в любой момент начать вооруженную агрессию. Конечно, вызывает опасение расширение Североатлантического альянса, превратившегося в доминирующую военную силу в Европе. Важным фактором обеспечения международной безопасности является комплекс договоров о контроле над вооружениями. Они способствуют большей предсказуемости ситуации и делают маловероятным внезапное нападение, и обеспечивают достаточное стратегическое предупреждение. Российская Федерация обладает также все еще мощными стратегическими ядерными силами, способными сдержать агрессора. Вместе с тем не исключены локальные конфликты, в которые может быть втянута Россия.
Наиболее сложно дать долгосрочный прогноз. Если не удастся создать региональной системы безопасности в Европе и АТР, укрепить механизмы обеспечения глобальной безопасности под эгидой ООН, то нельзя исключать возобновление типичного для многополярной системы международных отношений острого соперничества между новыми центрами силы, их попыток установить господство над регионами, имеющими жизненно важное значение для России и даже над некоторыми районами самой Российской Федерации.
Вероятность нападения на Российскую Федерацию со стороны какой-то крупной державы или коалиции сегодня мала. Поэтому призывы "готовиться к отражению агрессии любого вида и размахов, в том числе и к участию в крупномасштабной войне" лишают нашу военную политику каких-либо приоритетов. Ни одно государство, а Россия в ее нынешнем экономическом состоянии тем более, не в состоянии парировать в одиночку весь спектр потенциальных угроз. Более того, у нас продолжает сказываться и прежняя инерция подготовки к новой мировой войне, то есть к наименее вероятному для ближайшего будущего сценарию. В то же время лишь на словах признается приоритет наиболее реальных угроз от приграничных и локальных конфликтов.
Военное прогнозирование должно исходить из того, что регулярные российские Вооруженные силы не будут применяться в боевых действиях против других республик бывшего СССР, где отсутствуют сколько-нибудь боеспособные армии. Исключением может быть лишь тот случай, если эти страны станут членами враждебных России союзов, позволят разместить на своей территории зарубежные вооруженные силы, и с этих плацдармов будет предпринято неспровоцированное нападение на российскую территорию, граждан, имущество или объекты ВС.
С другой стороны, российские ВС могут применяться для защиты от вооруженного нападения извне других стран - членов системы коллективной безопасности СНГ по их просьбе. В этих случаях российские силы будут в основном поддерживать местные войска с воздуха и с моря, предоставлять оружие и тыловое обеспечение и лишь в крайнем случае сами примут участие в наземных боевых действиях, если этого потребуют действительные интересы безопасности России и наличие агрессии извне.
Участие российских ВС в миротворческих операциях в пределах СНГ (в конфликтах между странами СНГ или внутри них) должно происходить в составе многосторонних контингентов, желательно под эгидой ООН или ОБСЕ и по возможности не за счет российского военного бюджета. Тем более это относится к операциям в дальнем зарубежье. В принципе для таких функций будет достаточно поддерживать и обучать не более 2-3 легких дивизий (в основном Воздушно-десантные войска).
http://www.nasledie.ru. Номер 25 (52) от 12 июля 1997 г., суббота. Полоса 7.
5.Правовые основы военного строительства
Деятельность государства по обеспечению своей защиты отличается сложностью своего содержания, ее непосредственные цели не одинаковы. На обеспечение защиты направлены, в частности, подготовка и ведение политической, дипломатической, информационной и экономической борьбы. Составной частью государственной деятельности по обеспечению защиты Отечества является создание военной организации государства и осуществление руководства ею. Деятельность государства, направленная непосредственно на создание ее военной организации, а также необходимых условий для ее развития и осуществления эффективного руководства ею, именуется военным строительством.
Военное строительство, будучи одной из отраслей государственной деятельности, само включает ряд направлений, сторон, или слагаемых.
Основными направлениями военного строительства являются: определение системы устройства Вооруженных Сил; правовое регулирование в области военного строительства; организация государственного руководства и управления военной организацией; обеспечение законности в военном управлении; определение степени и форм участия населения в военном строительстве; комплектование Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов личным составом; организация военной службы, государственной службы и труда гражданского персонала; укрепление воинской дисциплины; организация службы войск и обеспечение безопасности военной службы; регламентация снабжения войск материально-техническими средствами, обеспечения военнослужащих натуральным и денежным довольствием; закрепление в нормативных актах иных прав, обусловленных военной службой, а также гарантий их реализации и защиты; мобилизационная подготовка.
По своему характеру одни слагаемые военного строительства могут быть отнесены к области создания военной организации государства и необходимых условий для ее развития, другие - к области обеспечения деятельности по эффективному руководству ею. Так, определение системы устройства Вооруженных Сил относится к первой из указанных областей, а организация государственного руководства и управления Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами - ко второй. Между слагаемыми военного строительства имеется тесная взаимосвязь.
На военное строительство, которое является сложным по своему содержанию, его основные направления, формы и методы влияют многие факторы. Определяющими из них являются: характер и степень проявления угроз военной безопасности; общественно-политический строй государства и проводимая им политика; уровень развития экономики, науки и техники; количество населения, способного исполнять обязанности военной службы и трудоспособного, а также его морально-психологические качества; социокультурные основы (нормы) государственности.
Наряду с термином "военное строительство" признанными официально являются также термины "оборонное строительство" (п. 1 ст. 4 Федерального закона "О гражданской обороне") и "строительство Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов" (ст. 2 Федерального закона "Об обороне").
Деятельность государства по созданию военного (оборонного) потенциала страны, по военному и оборонному строительству рассматривается в некоторых случаях исходя из того, что это аналогичные или очень тесно взаимосвязанные понятия, по существу они не разграничиваются. С учетом определения обороны, содержащегося в законодательстве (ст. 1 Федерального закона "Об обороне"), под оборонным строительством следует понимать систему мер по подготовке к вооруженной защите государства, целостности и неприкосновенности его территории, т.е. оборонное строительство обеспечивает в конечном итоге выполнение задач в области военной безопасности и обороны военными методами, средствами вооруженной борьбы, так же, как военное строительство.
Строительство Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов соотносится с военным строительством как особенное и общее. Разграничение понятия военного строительства и понятия строительства Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов связано с развитием научных представлений о сущности военной организации государства.
Вооруженные Силы составляют ядро военной организации государства и основу обеспечения военной безопасности. Ведущее значение вооруженных сил в обеспечении военной безопасности своего государства, неспособность каких-либо вооруженных формирований на должном уровне конкурировать в этом с ними подтверждается историей войн*(33). Поэтому строительство вооруженных сил занимает центральное место в системе мероприятий по военному строительству.
С подписанием 7 мая 1992 г. Указа Президента Российской Федерации о создании Вооруженных Сил стал широко применяться термин "военная реформа" для обозначения процессов, происходящих в военной организации государства. Под реформой понимается в наиболее общем плане преобразование, изменение чего-либо. Реформы могут осуществляться в различных сферах общественной и государственной жизни. Военная реформа предусматривает реформирование (преобразование) военной организации государства.
Военная реформа в Российской Федерации обусловлена радикальными изменениями военно-политической обстановки, задач и условий обеспечения военной безопасности России. Задачи военной реформы и ее основные черты отражены в Военной доктрине, других концептуальных документах, согласно которым военная реформа предполагает взаимосвязанное, скоординированное реформирование всех компонентов военной организации государства, масштабные количественные и качественные изменения Вооруженных Сил и характеризуется как комплексная (п. 17 разд. 1 Военной доктрины Российской Федерации "Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации").
Осуществляется реформирование предприятий, относящихся к части промышленного и научного комплексов страны, предназначенной для обеспечения задач военной безопасности. Современный этап жизнедеятельности указанных предприятий характеризуется диверсификацией производства, при которой осуществляется выпуск продукции, предназначенной не только для обеспечения военной безопасности государства, но также для иных целей.
В октябре 2003 г. руководство Министерства обороны Российской Федерации констатировало, что масштабные изменения в Вооруженных Силах, связанные с их коренной перестройкой в рамках основных положений военной реформы, завершены и на повестке дня новый этап развития - необходимо приступить к строительству современных Вооруженных Сил на основе созданных в процессе реформы правовых, политических и организационно-структурных предпосылок.
В связи с вышесказанным целесообразно уяснить соотношение военной реформы и военного строительства, включая строительство Вооруженных Сил. Изложенное свидетельствует о существовании такого представления о соотношении военного строительства и военной реформы, согласно которому они могут не совпадать по времени своего осуществления. Следует отметить, что подобная идея не является принципиально новой и отличается от выраженной ранее аналогичной по существу идеи лишь последовательностью строительства Вооруженных Сил и военной реформы.
Важно учитывать, что военное строительство как составная часть государственной деятельности осуществляется непрерывно. Данная черта военного строительства взаимосвязана с непрерывностью государственного и военного управления. Военная реформа, осуществляемая в ходе военного строительства, отличается характерными приоритетными задачами. Ее осуществление может быть связано с видоизменением некоторых принципов, находящихся в основе военного строительства, расширением их перечня. Поэтому военную реформу следует рассматривать как составную часть и один из этапов военного строительства, способ его осуществления.