Возникновение идеи правового государства и современное ее понимание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, что бы правильно и объективно раскрыть тему курсовой работы.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- рассмотреть возникновение идеи правового государства;
- дать понятие и изложить признаки правового государства;
- охарактеризовать разделение властей и права и свободы в правовом государстве;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Общая характеристика правого государства……………………………..5
1.1 Идеи возникновения правового государства……………………………5
1.2 Понятие и признаки правового государства…………………………….7
2. Цели и задачи правового государства…………………………………...13
2.1 Цель и принципы правового государства……………………………...13
2.2 Признаки как достижение задач правового государства……………..18

Заключение…………………………………………………………………..23

Список использованных источников…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

celi prav gos-va.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность Правительства перед представительными органами; дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением; импичмент и пр.

Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могли быть референдумы, опросы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.

На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения. Таким образом, отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.

 

2.2 Признаки как достижение  задач правового государства 

 

Признаками правового государства являются:

1.   Верховенство закона  во всех сферах жизни общества. Законы должны приниматься исключительно  демократическим путем.

2.   Деятельность органов  правового государства базируется  на принципе реального разделения  властей на законодательную, исполнительную  и судебную

3.   Связанность с  законом самого государства и  его органов.

4.   Эффективные формы  надзора и контроля за соблюдением законности.

5.   Взаимная ответственность  личности и государства. Равенство  сторон перед законом.

6.   Гарантированность  законных прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.

7.   Политический и  идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

8.   Стабильность законности  и правопорядка в обществе[15,c.133]

Из всех вышеперечисленных признаков, выделяются особенно главных четыре основных признака. Разделение властей. Верховенство закона. Строгое соблюдение прав и свобод человека. Социальная и юридическая защищенность личности.

 Кроме этого иногда  выделяют также и другие признаки правового государства. Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов. Наличие развитого гражданского общества. Создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте. Установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти. Формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах. Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права. Правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных решениях кого бы то ни было. Возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности. Соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти. Единство прав и обязанностей граждан.

 Признаки правового  государства отражают основные  его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать.

 Разделение властей  означает, что каждая из трех  существующих в государстве властей (законодательная, исполнительная и  судебная) должна быть независима  от другой и в своей деятельности  подчиняться только закону.

 Верховенство закона  означает, что государство и личность  в своих действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права  нарушить закон.

 Защита прав и свобод  человека - это, прежде всего конституционные  гарантии того, что человек является свободным, а его права - невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.

 Правовое государство  немыслимо без развитого гражданского общества, то есть, например, в Республике Казахстан невозможно построение правового государства, так как у нас отсутствует даже простое понимание того, что закон должен стоять выше всего. В Республике Казахстан традиционно высшей инстанцией считается не закон, а его исполнитель - глава исполнительной власти. Общество может стать только тогда развитым, когда оно начнет понимать основополагающие идеи правового государства и начнет претворять их в жизнь, но не так бездумно, как предлагает Европейское Сообщество, а сообразуясь с положением в стране [11,с. 78].

 Созданию антимонополистических  механизмов во властных структурах  должна препятствовать толково  написанная Конституция, четко разграничивающая  обязанности и возможности каждой  из ветвей власти. Когда исполнительная власть оплачивает все остальные ветви власти, ни о какой независимости различных ветвей власти речи идти не может. В правовом государстве государственная власть не может зависеть ни от кого, но, тем не менее, она получается вечно зависимой от народа, то есть государственная власть не может быть суверенной ни в одном государстве. Власть всегда должна зависеть только от народа и больше ни от кого. Далее уже идет задача власти - воспитать людей такими, чтобы они были законопослушными и не пытались купить за деньги собственную же власть. В государстве, называемом правовым, должна жестко пресекаться любая попытка повлиять на государство или на его отдельные органы[6,c.76]. Формирование обществом законодательных органов может происходить в абсолютно любом государстве, но только в правовом государстве эта привилегия общества достигает расцвета, потому что только развитое гражданское общество, которое существует в правовом государстве, может обеспечить свою же стабильность. Фактически, в условиях стабильности может отпасть надобность в прямом представительстве народа в государстве. Постепенно, с развитием гражданского общества, цели различных его представителей сближаются, а, соответственно, отпадает необходимость в многопартийной системе, а, как следствие из этого, и представление различных групп общества при выработке законов. Этот процесс можно наблюдать во многих развитых странах. Например, в США постепенно установилась двухпартийная система, однако, обе партии набирают на выборах примерно одинаковое количество голосов. Например, Джон Ф. Кеннеди на выборах 1960г. победил своего соперника Ричарда Никсона с отрывом всего 113 тыс. голосов (на 0,1% больше, чем у Р. Никсона). В ходе восемнадцати президентских выборов (с 1900 по 1968 гг.) обе партии получили примерно равное количество голосов: республиканская - 348,8 млн. голосов, демократическая - 350,9 млн. голосов. В будущем, вероятно, рейтинги обеих партий выровняются еще больше, а потом они просто сольются в одну партию.

 В правовом государстве  внутреннее законодательство должно соответствовать общепринятому международному, однако это не служит с хорошей стороны пропаганде идей правового государства, поскольку с помощью приведения законодательства к мировым стандартам, мы тем самым стираем наше собственное, неповторимое лицо государства, превращаемся в одно из мелких европейских государств, разрабатывающих эти стандарты. Только тогда, когда в них будут учтены все национальные особенности всех государств мира, только тогда можно приводить свое законодательство в соответствие стандартам, и то только некоторым их частям, потому что, приводя законодательство полностью в соответствие со всеми мировыми стандартами, нам заодно придется позаимствовать, образно говоря, «песни и пляски папуасов побережья Парагвая». Также, например, в не совсем далекое время назад, в мире существовало два воинствующих «лагеря»: коммунистический и капиталистический, у каждого из которых был свой стандарт законодательства. Правомерно задать вопрос: в соответствие, с каким законодательством (коммунистическим или капиталистическим) необходимо приводить законодательство правового государства?

 Правовая защищенность  всех субъектов социального общения  от произвольных распоряжений  представителей власти необходима  в любом государстве, не только в правовом. Никто не имеет права посягать на общество, его отдельных представителей, кроме как по решению независимого суда. Правовое государство должно представлять из себя такую ступень развития, когда общество сможет чувствовать себя свободно от посягательств власть имущих [9. с. 98].

 Суд также в любом  государстве должен являться  моделью для всех. В этом случае  примечательна англосаксонская  система права, в которой решение  суда является образцом для  всех последующих решений. Судебная  власть должна быть независимой ото всех.

 Единство прав и  обязанностей граждан — важный  залог построения правового государства. Правовое государство просто  немыслимо, когда одни граждане  пользуются большими правами, чем  другие.

 

Заключение

 

XXI век ставит новые  задачи в информационном пространстве человечества, учитывая трансграничные возможности информационных процессов. Усилилось и воздействие этих процессов на людей не только вследствие описания работы политиков (встречи, поездки, совещания и т. п.), но и путем описания жизни общества, самых разных людей. Большое значение приобрело описание многих малых воздействий, событий, приводящих к крупным потрясениям, переменам, которые происходят в обществе. Но ведь как часто в прошлом эти малые воздействия также были судьбоносными, приводили к социальным потрясениям, переменам, но отсутствие современной информационной технологии делало их малозаметными и малоизвестными.

Сейчас иное положение, по крайней мере, в Республике газеты, телевидение, радио полны сообщений о таких фактах, обстоятельствах, которые послужили основаниями кадровых перемен, политических решений, крупных социальных потрясений.

И такой признак правового государства как взаимодействие гражданина и государства также «работает» на гражданское общество. Взаимные права и обязанности гражданина и государства обеспечивают соблюдение как частных интересов, так и общих (общесоциальных, национальных, интересов крупных социальных групп и т. п.).

Переплетение этих интересов создает такую пеструю ткань, окутывающую, обволакивающую жизнедеятельность государства и личности, что приходится опять вспоминать о синергетических (самоорганизационных) процессах в жизни гражданского общества. Здесь, как нигде более, торжествует жестокая синергетическая действительность.

На смену идет иное мировосприятие действительности, как многовариантности, порой случайности, порой и вероятности бытия. Эти отчасти философские соображения в контексте современной теории государства и права по - новому обосновывают характер взаимодействия гражданина и государства. Но главное, именно в таком мире гражданин действительно свободен, может реализовать свои способности, достигать своих целей, удовлетворять свои интересы, а гражданское общество - процветать.

Таким образом, правовое государство может существовать только в паре, в связке с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование. И коль скоро такое общество складывается, в той же степени складывается и правовое государство. В этом его смысл, социальное назначение, будущее правового государства в существовании и развитии гражданского общества.

Пожалуй, будущее казахстанской государственности и заключено в этих двух основных параметрах. Правовое государство является и фактором становления гражданского общества, точно также как гражданское общество воздействует на формирование правового государства.

Именно человек в концепции государства правового и социального становится целью все этой открывающейся многокрасочной панорамы государственно-правовой жизни общества.

 

Список использованных источников

 

1. Керимов Д.А., Шумков Д.В. Основы учения о праве и государстве: Учебник. - М., 2008.

2. История политических и правовых учений / Под ред. В.С.Нерсесянц М., 2005

3. .Гражданское общество, правовое государство и право // Государство и право. - 2002. - № 1.

4. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2002.

5. Правовое государство, личность, законность. М., 1997.

6. Теория государства  и права. / А.В.Малько, В.В. Нырков, К.В.Шундиков - М., 2009.

7. Марченко М.Н. Теория  государства и права. М., 2004.

8. Гегель Г. Философия права. М., 1990.

9. Нерсесянц В.С. Философия  права. М., 1999.

10. Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.02.2011 г.)

11. Политология / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2003.

12. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т.1. М., 1995.

13. Кистяковский Ф. Лекции по общему государственному праву.

14. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2002.

15. Алексеев С.С. Государство и право. М., 2007.

 


 



Информация о работе Возникновение идеи правового государства и современное ее понимание