Возникновение идеи правового государства и современное ее понимание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, что бы правильно и объективно раскрыть тему курсовой работы.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- рассмотреть возникновение идеи правового государства;
- дать понятие и изложить признаки правового государства;
- охарактеризовать разделение властей и права и свободы в правовом государстве;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Общая характеристика правого государства……………………………..5
1.1 Идеи возникновения правового государства……………………………5
1.2 Понятие и признаки правового государства…………………………….7
2. Цели и задачи правового государства…………………………………...13
2.1 Цель и принципы правового государства……………………………...13
2.2 Признаки как достижение задач правового государства……………..18

Заключение…………………………………………………………………..23

Список использованных источников…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

celi prav gos-va.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

b. Принцип «разрешено все, что прямо не запрещено законом» - для остальных субъектов права, в частности для граждан, юридических лиц и иных субъектов хозяйствования[8,c.54].

Предметом особой заботы правового государства является соблюдение субординации действия нормативных актов государства. В нем формируется, функционирует и развивается строго иерархическая система источников права, т.е нормативных актов. Место каждого акта зависит от его юридической силы. Вершиной этой системы является конституция, обладающая высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону и основываться на его нормах. Соблюдение законов - это основа нормального функционирования государства, и защиты прав граждан.

Главным признаком правого государство о чем говорилось выше, является разделение властей. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для того, чтобы исключить произвол власти, создать механизм сдержек и противовесов. Оно направлено против авторитаризма в государственном строе и служит развитию демократии в государственном управлении. В правовом государстве существует баланс законодательной, исполнительной и судебной властей при провозглашенном суверенитете народа.

«В США согласно теории разделения властей в ней законодательная, судебная и исполнительная власти, действуют как три силы в замкнутом круге своих полномочий. Но при этом предусмотрены формы воздействия органов одной власти на органы другой»[9,c.43]. Так, президент наделен правом налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом. В свою очередь оно может быть преодолено, если при повторном рассмотрении законопроекта в его пользу отдадут голоса 2/3 депутатов каждой из палат Конгресса. Сената наделен полномочием утверждения членов правительства, назначаемых президентом. Он также ратифицирует договоры и иные международные соглашения, заключаемые президентом. В случае совершения президентом преступлений, Сенат обращается в суд для решения вопроса о вынесении ему «импичмента», т. е. выражение недоверия главе государства, отстранение его от должности, привлечение его к юридической ответственности. У нас согласно п.2 ст. 47 Конституции РК, Президент Республики Казахстан может быть отрешен от деятельности Парламентом только в случае государственной измены. [10]

В ряде стран Латинской Америки выделяются четыре ветви власти: к трем известным добавлена избирательная власть. И это не предел. В проекте Конституции Никарагуа 1986 г. указывались пять ветвей власти, а во второй Конституции Алжира шесть: политическая, законодательная, исполнительная, судебная, контрольная и учредительная.

Признак гарантированности прав и свобод граждан означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности в обществе должны существовать конкретные механизмы их реализации. Личность вправе иметь на закрепленные в законах субъективные права личности и рассчитывать на положительные действия государства в его интересах. [11,c.178]

Для правового государства характерна взаимная ответственность граждан перед государством, государства перед гражданами. Государство не только признает принадлежащее каждому человеку от рождения неотчуждаемые права и свободы, но и стремится создать максимально благоприятные условия для их реализации, воплощения в жизнь и охраны от посягательств. В свою очередь, граждане могут использовать свои права и свободы только таким образом, чтобы это не наносило ущерба государству, другим гражданам, иным субъектам общественных отношений.

Совокупное действие указанных выше признаков приводит к тому, что в обществе и государстве утверждается господство права, его верховенство, приоритет.

Итак, правовым следует считать государство, которое отдает несомненный приоритет правовым ценностям, заботится об их высоком авторитете как среди населения, так и среди работников государственного аппарата, во всей своей деятельности связано правом, действует в пределах требований закона, не допускает нарушения прав и свобод граждан.  

 

2. Цели и задачи правового  государства

 

2.1 Цель и принципы правового  государства

 

Цель правового государства - создание условий для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также последовательное связывание с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотребления властью, перерождения ее в диктатуру, деспотию.

Идея правового государства как идеального государства, в котором все подчиняются закону, праву, возникла еще в древности. Так, Платон в Диалоге «Законы» писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги» [12,с.93].

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.

Современное правовое государство осуществляет двоякого рода функцию. С одной стороны, государство законодательствует; государственная власть является творцом положительного права. С другой стороны, то же государство управляет; оно действует, осуществляя свои интересы, в пределах им же самим создаваемого права.

Законодательствуя, государство свободно; оно не связано положительным - обычным и законодательным правом. Нет вечных обычаев и законов. Положительное право не ставит никаких границ законодательному творчеству государства. По самому существу своему законодательная власть не может быть ограничена законом.

Наоборот, то же государство, в лице своей правительственной власти, - правящее, а не законодательствующее государство, - ограничено действующим положительным правом. Издавая закон, государство связывает и обязывает им не только подчиненных ему индивидов, но вместе с тем - посредственно или непосредственно, - и самое себя. Закон налагает известные обязанности на граждан, предоставляя соответственные права правительству; но в то же время закон налагает известные обязанности на правительство, предоставляя гражданам соответственные права. Государство, в лице своей правительственной власти, так же подчинено закону, как каждый, в отдельности, гражданин [13,с.100].

Основные принципы правового государства были сформулированы французским мыслителем Ш.Л. Монтескье в работах «О духе законов», «Защита о духе закона», английским философом Д. Локком в сочинении «Два трактата о государственном правлении», немецкими философами И. Кантом в труде «Метафизические начала учения о праве», Ф. Гегелем в работе «Философия права». Принципы - это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами:

- уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы;

- нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании большинством населения справедливым, а значит, и правовым существующего государственного устройства;

- наличием или отсутствием стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности государственных органов;

- степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях и необходимых пределах им самим ограниченной.

С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позиций современного научного знания можно выделить такие принципы правового государства:

1. Принцип приоритета  права. В литературе при характеристике  правового государства очень часто употребляется термин «господство права», происхождение которого, очевидно, связано с английским «rule of law» - «правление права» или «господство права», точнее было бы говорить о приоритетности права[14,c.87]. Это поможет избежать, с одной стороны, трактовки права как средства подавления и насилия, а с другой - фетишизации права как самодовлеющего и самоуправляющегося явления.

2. Принцип правовой защищенности  человека и гражданина. Сразу  следует подчеркнуть, что данный  принцип носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютный характер.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки. Это:

1) равенство сторон и  взаимная ответственность государства  и гражданина;

2) особый тип правового  регулирования и форма правоотношений;

3) стабильный правовой  статус гражданина и система  юридических гарантий его осуществления.

3. Принцип единства права  и закона. В правовом государстве  любой нормативно-правовой акт  должен не только по форме  и наименованию, но и по смыслу  и содержанию быть правовым. Это  означает, что он должен отражать  естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.

4. Принцип правового разграничения  деятельности различных ветвей  государственной власти. Власть  в государстве может олицетворять  один человек (монарх, диктатор, харизматический  лидер), она может принадлежать  группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т.п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом [14,c.89].

Главным принципом правового государства является разделение властей в целях недопущения произвола, диктатуры, тирании.

Основное требование принципа разделения властей заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах в виде системы «сдержек и противовесов».

Система «сдержек и противовесов», установленная в конституции, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Так, применительно к законодательной власти большую роль в системе противовесов играет Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя; в отношении исполнительной власти сдерживающими являются сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Правительству; со стороны парламента запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью; для судебной власти правоограничивающими средствами, выраженными в конституции, процессуальном законодательстве, являются следующие принципы: презумпция невиновности, право на защиту, равенство граждан перед законом и судом, гласность и состязательность процесса, отвод судей и т.п.Импичмент - это выражение недоверия высшему должностному лицу, отстранение его от должности, привлечение его к юридической ответственности.Так, в Конституции РК, в ст.47 п.4 закреплено, что импичмент (или отстранение от должности) Президенту РК может быть объявлен Парламентом только в случае государственной измены[10].Основания для импичмента могут быть различными, но при этом должны быть четко закреплены в законах государства.

Также необходимо рассмотреть подробно и такой принцип, как взаимная ответственность государства и личности. В этом принципе выражаются нравственно-правовые начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления.

Устанавливая в законах свободу общества и личности, само государство также устанавливает и границы своих действий. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами.

Информация о работе Возникновение идеи правового государства и современное ее понимание