Возникновение и становление российской государственной символики и особенности использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение возникновения и становления российской государственной символики и особенностей использования.
Данная цель достигается в процессе решения следующих задач:
– изучить теоретические аспекты данной темы;
– рассмотреть особенности использования государственных символов;
–раскрыть использование государственной символике в Мурманской области;
– проанализировать нормативно-правовые акты, посвящённые разработке, утверждению и описанию государственной символики Российской Федерации;
– сделать обобщающий вывод.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….... 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………...6
1.1. Краткий очерк истории российского флага …………………..…6
1.2. История российского герба …………………………………..…11
1.3. История государственного гимна России …………………..….14
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………………………………...…17
2.1. Взаимосвязь процесса создания государственности и появления главных государственных символов. Изменение госсимволов…………..…17
2.2. Правила использования государственной символики……..…..20
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКИ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ……………………………………………22
3.1. Государственная символика в Мурманской области……...…..22
3.2. Ответственность за незаконное использование государственной символики……………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………..…31

Вложенные файлы: 1 файл

ИСЕП курсовая.docx

— 62.00 Кб (Скачать файл)

      В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одержала решающие победы над Казанским и Астраханским царствами, присоединила Сибирь. Рост могущества русского государства отразился и на его гербе. Двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней. На лицевой стороне печати на груди орла изображен щит вырезанной, или “германской”, формы с единорогом - личным знаком царя.4

     Государственный орел Алексея Михайловича явился прототипом последующих официальных изображений русского гербового орла. У орла высоко подняты вверх и полностью раскрыты крылья, что символизировало собой полное утверждение России, как солидного и мощного государства; главы его венчают три царские короны, на груди помещен щит с московским гербом, в лапах - скипетр и держава. Интересен тот факт, что до появления в лапах орла атрибутов монархической власти когти орла, начиная от орла на мраморной плите Ксиропотамского монастыря в Афоне (Византия. 451-453 гг.), постепенно разжимались, как бы в надежде что-нибудь схватить, пока не взяли державу и скипетр, символизировав тем самым утверждение абсолютной монархии на Руси.

      Государственный герб при Петре I претерпел множество изменений. Помимо изменения цвета орла, на крыльях его впервые стали размещать щиты с гербами Великих княжеств и Царств. На правом крыле (левом от зрителя) были размещены щиты с гербами (сверху вниз): Киевским, Новгородским, Астраханским; на левом крыле: Владимирским, Казанским, Сибирским. Таким образом, при Петре I сложился основной комплекс атрибутов гербового орла. Такое изменение в государственном гербе можно, если подойти с исторической точки зрения, трактовать как символ быстрого и успешного скачка в развитии России. Однако после выхода России на “бескрайние просторы Сибири и Дальнего Востока” ”двуглавый орел стал символом нераздельности Европейской и Азиатской России, объединенных под одной императорской короной, так как одна коронованная голова смотрит на запад, другая на восток”.

    Взойдя на престол, Павел I (1796-1801) сразу же попытался модифицировать российский герб. Указом от 5 апреля 1797 года двуглавый орел становится неотъемлемой частью герба императорской фамилии. Так как Павел I был магистром Мальтийского ордена, то это отразилось и на государственном гербе. 10 августа 1799 года был издан указ императора Павла I об изображении двуглавого орла с мальтийским крестом на груди. На верхнем конце этого креста помещалась корона Великого магистра.

    Павел I также явился “отцом” Большого российского герба. Его манифестом от 16 декабря 1800 года было дано его полное описание. Большой российский герб должен был символизировать собой внутреннее единство и могущество России. Однако проект Павла I не был реализован.

     Александр I (1801-1825), взойдя на престол, отменил мальтийский крест на государственном гербе. Но тут же на двуглавом орле отразилось французское влияние. При Александре I на гербе крылья орла широко раскинуты в сторону, перья опущены вниз. Одна голова более наклонена, чем другая. Вместо традиционных скипетра и державы в лапах орла появляются новые атрибуты: перуны или громовые стрелы, факел, лавровый венок (иногда ветвь), ликторский пучок, перевитый лентами. Подобные орлы характерны для первой четверти XIX века. Правление Николая I (1825-1855) характеризуется твердостью и решительностью. Именно при нем с 1830 гербовой орел стал окончательно изображаться с поднятыми крыльями, что стало его неотъемлемым признаком до 1917 года.

       Золотой двуглавый орёл на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов к.XV-XVII вв. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия.5

 

 

1.3. История государственного гимна России

    Государственный гимн - торжественная песня (реже - оркестровая пьеса), официальный государственный символ наряду с государственным флагом и государственным гербом.

    В Русском государстве во время событий общегосударственного значения хор "государевых певчих дьяков" в XV-XVII вв. исполнял православные песнопения. В конце XVII - начале XVIII вв. встречи коронованных особ, победы в войнах и другие важные события отмечались панегирическими песнями - виватными кантами, перемежавшимися пением многолетий.

    Первым неофициальным государственным гимном Российской империи с 1791 года был полонез для хора и оркестра "Гром победы раздавайся" (автор текста - Г.Р. Державин, композитор - О.А. Козловский). Поводом к созданию гимна явилось взятие русскими войсками под командованием А. В. Суворова османской крепости Измаил в ходе Второй турецкой войны.

   В соответствии с указом императора Александра I в 1816 году первым официальным государственным гимном Российской империи стал гимн "Молитва русских". В его основе - британский государственный гимн "Боже, храни короля" (стихотворный перевод на русский язык выполнен В.А. Жуковским, музыка Генри Кэри). Гимн должен был исполняться при встречах Императора.

   В 1833 году по инициативе императора Николая I создан новый государственный гимн - "Боже, царя храни" (текст - написанная Жуковским новая редакция "Молитвы русских"; композитор - А.Ф. Львов). Впервые он исполнен по случаю празднования 21-й годовщины освобождения России от наполеоновского нашествия: в Москве в Большом театре и в Санкт-Петербурге в Зимнем дворце. Всего шесть строк текста и 16 тактов мелодии легко запоминались и были рассчитаны на куплетный повтор - трижды.

    После Февральской революции 1917 года при Временном правительстве во время приёма иностранных делегаций и в других торжественных случаях исполнялась "Марсельеза". Мелодия французского гимна (музыка Клода Жозефа Руже де Лиля), слова П. Л. Лаврова (это не перевод с французского). Композитор К.А.Глазунов видоизменил музыку так, чтобы она лучше соответствовала русским словам.

   После Октябрьской революции 1917 года в РСФСР государственным гимном становится "Интернационал" (партийный гимн РСДРП с 1906 года). Слова Эжена Потье (перевод А. Я. Коца), музыка Пьера Дегейтера. Согласно Конституции СССР 1924 года, "Интернационал" стал государственным гимном Советского Союза.

    В 1942 г. началась работа над созданием нового патриотического гимна. Его музыкальную основу составил "Гимн партии большевиков", написанный А.В. Александровым в 1939 году. Гимн был исполнен впервые в ночь на 1 января 1944 года. Авторы текста - С.В. Михалков и Г.А. Эль-Регистан. В гимне подчёркивалась особая роль России в сплочении СССР (единственная из союзных республик названа в тексте), прославлялись В.И. Ленин и И.В. Сталин, особые торжественные строфы посвящались армии. В 1945-55 гг. были утверждены тексты и мелодии гимнов всех союзных республик (кроме РСФСР, не имевшей своего гимна).

    После разоблачения культа личности Сталина на 20-м съезде КПСС (1956 г.) государственный гимн исполнялся с рядом изменений в тексте, а затем без слов. В связи с подготовкой Конституции СССР 1977 года, Михалков внёс изменения в текст гимна. Из него были изъяты слова о Сталине, а также имевшие особое значение в условиях войны строфы об армии, добавлены слова, прославлявшие КПСС. Музыка Александрова осталась без изменений.

   С 1990 года в РСФСР (Российская Федерация с 25.12.1991) в торжественных случаях исполнялась без слов "Патриотическая песнь" (музыка М. И. Глинки в аранжировке Андрея Петрова), которая была утверждена в качестве государственного гимна указом Президента РФ от 11.12.1993 "О Государственном гимне РФ". Слова гимна так и не были официально утверждены.

    Согласно данным социологических опросов, среди населения наибольшей популярностью по-прежнему пользовалась музыка Александрова. И в декабре 2000 года президент В.В. Путин предложил Федеральному Собранию в качестве государственного гимна оставить музыку прежнего советского гимна, но с новым текстом, написанным автором текста советского гимна С. В. Михалковым.

   Согласно Конституции Российской Федерации, государственный гимн РФ, его описание и порядок его использования устанавливаются федеральным конституционным законом. Ныне действующий закон "О Государственном гимне РФ" принят 25.12.2000. В государственном гимне используется музыка "Гимна Советского Союза" А.В. Александрова, автор нового текста - С.В. Михалков.

   Любое современное государство имеет  гимн, флаг и герб. Это - главные символы каждого государства, отражающие исторический процесс становления страны, национальные особенности, определяющие то, к чему в своей политике стремится государство, отличающие этого государство от всех остальных. В данной работе были рассмотрены основные этапы становления государственной символики России от начала образования единого русского государства до наших дней.6

 

 

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СИМВОЛИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 
  2.1. Взаимосвязь процесса создания государственности и появления главных государственных символов. Изменение госсимволов

    Объединение русских княжеств в государство Российское во времена Ивана III знаменовалось появлением российского герба - двуглавого орла. Герб - первый из государственных символов в силу специфики его использования - на монетах, дипломатических грамотах, впоследствии  - делопроизводственных документах. Кроме этого, придворные церемонии, на которых было резонно использовать государственные символы, в большей степени ориентировались на прежние каноны «до государственного» образца.

    18 век - стал временем превращения России в морскую державу. К этому времени значение флота, в связи эпохой географических открытий, стало одним из ключевых факторов мировой политики. В силу этого государственный флаг, как государственный символ, приобрел особое значение на море именно в это время. Тем не менее, в 18 века не было единого мнения по поводу того, каким должен быть российский государственный флаг. Во времена Петра I использовалось три флага, в середине 50 гг. 19 века российский флаг поменял цвета, став черно-желто-белым в соответствии с принятыми тогда канонами построения композиции флагов, и лишь в 80-е годы 19 века от приобрел знакомую конфигурацию, став снова бело-сине-красным.  Активное использование государственного флага в церемониалах приходится на время активного оформления идеи национальных государств в Европе. В соответствии с этими идеями активно пропагандировались подчеркивание национального колорита, начиналось целенаправленного изучение фольклора, и придавалось большое значение внешним атрибутам государства, его символике. В результате, наряду с государственными гербами, в государствах Европы тали столь же активно использоваться в церемониях государственные флаги, а чуть позднее и государственные гимны.

    Таким образом, появление государственной символики отражает процессы государственного строительства в России, с одной стороны, а с другой, оказывается во взаимодействии с канонами мировой практики использования государственных и национальных символов. 7

    Изменение государственных символов чаще всего является внешним отражением изменений в политике государства. В силу этого описанию государственной символики посвящены разделы главного закона страны - Конституции. Наиболее наглядный пример - изменение символики в связи с революционными событиями 1917 года, когда на смену старым государственным символам пришли новые, отражающие суть произошедших в стране изменений (вместо двуглавого орла - серп и молот, как символ единства рабочего класса и крестьянства; вместо триколора - красный революционный флаг, вместо гимна «Боже, Царя храни!» - Интернационал). Другой пример - обращение к дореволюционным российским государственным символам в 90-е годы ХХ веке в связи с крушением СССР и новыми ориентирами в политике России. В обоих случаях изменение государственных символов сопровождалось изменение политического строя страны и изменением главных законов.

  Однако государственные символы не создаются произвольно, а основываются на сложном сочетании традиции и особых геральдических канонов. Следование или игнорирование этих канонов зависит от людей, наделенных властными полномочиями. Так, изменение российского флага в 50-е годы 19 века произошло по инициативе управляющего Гербовым отделением Департамента герольдии Правительствующего Сената барона Б. Кёне. Кёне считал, что государственные флаги должны строиться исключительно на основе гербов: в композиции флага следует использовать только те цвета, какие имеются в гербе, и располагать их в порядке старшинства, свойственном гербовым фигурам. В результате Верхняя полоса стала черной - так как черным был цвет главной фигуры государственного герба, двуглавого орла. Средняя полоса получила желтый цвет - так как поле государственного герба было золотым. И нижняя полоса - белый цвет, соответственно серебряному цвету всадника на груди двуглавого орла. Император Александр II принял на веру мотивировки Кёне и 11 июня 1858 года утвердил новый российский государственный флаг - черно-желто-белый. Советское руководство 1917 года принципиально отказалось от всех возможных канонов при выборе флага, герба и гимна, подчеркивая, тем самым, стремление к построению государства нового типа.

      В некоторых случаях, утверждение того или иного символа является следствием компромисса власти и оппозиции. Так, например, инициаторами возвращения в 2000 году музыки советского гимна была фракция коммунистов в Государственной Думе РФ.

Информация о работе Возникновение и становление российской государственной символики и особенности использования