Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2014 в 20:27, курсовая работа
Целью настоящей работы является:
- исследование государственной власти;
- выявление форм ее осуществления в РБ и России.
При исследовании темы настоящей работы перед нами поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие и свойства государственной власти;
- охарактеризовать формы осуществления государственной власти;
- описать ныне существующие органы государственной власти, их сущность и властные полномочия в РБ и России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ…………..5
1.1 Понятия государственной власти…………………………………….…5
1.2 Свойства государственной власти………………………………….…..7
2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ………………………………………………………………………….9
2.1 Формы осуществления государственной власти………………………9
2.2 Методы осуществления государственной власти……………………..10
3. ОРГАНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ…………………………...13
3.1 Президент……...…………………………………………………………13
3.2 Законодательная власть…………………………………………………16
3.3 Исполнительная власть………………………………………………….17
3.4 Судебная власть…………….……………………………………………20
4. ОРГАНЫ РОССИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИХ СУЩНОСТЬ И ВЛАСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ………………………………………………………………...22
4.1 Президент………………………………………………….……………..22
4.2 Законодательная власть…………………………………………………24
4.3 Исполнительная власть……………………………….…………………26
4.4 Судебная власть и судебная система……………………………….…..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
Правоохранительная деятельность, т. е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.
В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами.
Неправовые формы охватывают большой
объем организационно-
2.2 Методы осуществления государственной власти.
В общепринятом понимании метод означает способ, приём практического осуществления чего- либо. Применительно к государственно-управленческой деятельности под методом понимается способ, приём практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительными органами (должностными лицами) на основе закреплённой за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме. В подобном виде "метод" позволяет получить необходимое представление о том, как функционирует механизм исполнительной власти, как практически осуществляются управленческие функции, с помощью использования каких средств. Данная категория имеет в силу этого прямое отношение к характеристике сущности процесса реализации исполнительной власти, являясь одним из её непременных элементов. Она служит также целям придания управлению динамики.
Арсенал методов реализации государственной власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального стимулирования, используя которые, государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле.
К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно, относятся убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути.
«Верховная власть, - отмечал еще А. Н. Радищев, - многие имеет средства направлять деяния граждан в стезю закона, и все они могут быть предметом общего законоположения. Средства сии суть:1) воспретительные; 2) побуждающие... Воспретительные средства, - продолжал он далее, - суть положенные в законе наказания, побудительные - суть награждения разного рода...» [8, c. 97].
Убеждение — это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций. Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей.
Метод убеждения стимулирует инициативу и чувство ответственности людей за свои действия и поступки. Между убеждениями и поведением нет промежуточных звеньев. Знания, идеи, которые не воплощаются в поведение, нельзя считать подлинными убеждениями. От знания к убеждению, от убеждения к практическим действиям — так функционирует метод убеждения. С развитием цивилизации, ростом политической культуры роль и значение этого метода осуществления государственной власти закономерно возрастают.
Экономические методы обычно характеризуются в качестве способов или средств экономического или косвенного воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления. Главное при этом заключается в том, что с их помощью субъект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их материальные интересы. То есть опосредствованно в отличие от способов прямого властного воздействия.
Государственная власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида принуждения — государственного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная власть отличается, в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.
Государственное принуждение — это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.
Само по себе государственное принуждение — острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.
Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом — тираническим, деспотическим, тоталитарным.
Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд.
Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей — выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.
Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия — проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение — административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты — восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.
ГЛАВА 3. ОРГАНЫ РБ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Государство осуществляет свои функции через органы государственной власти. Деятельность по управлению включает три основных элемента: принятие решения, исполнение и контроль за его выполнением. На такой же основе формируется и государственный аппарат, т.е. совокупность органов, реализующих государственную власть. Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 6), государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Особое место в системе государственной власти занимает Президент, который является Главой государства. Он обеспечивает, в частности, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти (ст.79 Конституции). По существу, мы можем говорить о еще одной мощной ветви власти.
3.1 Президент Республики Беларусь
Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Правовой статус Президента Республики Беларусь, его полномочия, порядок и гарантии их осуществления определены в Конституции Республики Беларусь и Законе Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года «О Президенте Республики Беларусь».
Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом,
постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами [6, ст.80].
Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании[6, ст.81].
Являясь высшим должностным лицом Республики Беларусь, Президент:
- олицетворяет единство народа;
- гарантирует реализацию
- представляет Республику
Президент Республики Беларусь принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности; обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти; осуществляет посредничество между органами государственной власти.
Как Глава государства, Президент:
- ведет переговоры и подписывает международные договоры;
- назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;
- принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств.
В случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, Президент вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики; в случаях, предусмотренных законодательством, Президент вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок.
Президент Республики Беларусь:
- подписывает законы;
- имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;
- имеет право отменять акты Правительства;
- непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления;
- имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.
Так же Президент Республики Беларусь формирует и возглавляет Совет Безопасности; является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил; вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики; осуществляет иные полномочия, если это не противоречит Конституции Республики Беларусь[6, ст.84].
Президент имеет право роспуска палат Национального собрания Республики Беларусь.
На основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь Президент издает декреты, указы, распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории республики[6, ст.84].
В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона.
Президент вправе в любое время подать в отставку[12, ст.13].Отставка Президента принимается Палатой представителей. Президент Республики Беларусь может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии.
Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики. Президент считается смещенным с должности, если за это решение проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.