Государственная власть, её свойства и формы осуществления в Республике Беларусь и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2014 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является:
- исследование государственной власти;
- выявление форм ее осуществления в РБ и России.
При исследовании темы настоящей работы перед нами поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие и свойства государственной власти;
- охарактеризовать формы осуществления государственной власти;
- описать ныне существующие органы государственной власти, их сущность и властные полномочия в РБ и России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ…………..5
1.1 Понятия государственной власти…………………………………….…5
1.2 Свойства государственной власти………………………………….…..7
2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ………………………………………………………………………….9
2.1 Формы осуществления государственной власти………………………9
2.2 Методы осуществления государственной власти……………………..10
3. ОРГАНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ…………………………...13
3.1 Президент……...…………………………………………………………13
3.2 Законодательная власть…………………………………………………16
3.3 Исполнительная власть………………………………………………….17
3.4 Судебная власть…………….……………………………………………20
4. ОРГАНЫ РОССИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИХ СУЩНОСТЬ И ВЛАСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ………………………………………………………………...22
4.1 Президент………………………………………………….……………..22
4.2 Законодательная власть…………………………………………………24
4.3 Исполнительная власть……………………………….…………………26
4.4 Судебная власть и судебная система……………………………….…..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4. ОРГАНЫ РФ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИХ СУЩНОСТЬ И ВЛАСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ

 

По Конституции РФ 1993 г. [7, статья 11], государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание — парламент РФ, Правительство РФ, суды РФ. Статья конкретизирует предыдущую статью 10 Конституции РФ, согласно которой государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Этому принципу соответствует не только организация федеральной государственной власти, но и организация государственной власти на уровне субъектов федерации [7, статья 11], которые, однако, имеют возможность сами детализировать этот общий принцип.

 

 

4.1 Президент

 

Статус Президента Российской Федерации определяется в четвертой главе Конституции [7, ст.4.].

Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент определяет основные направления внутренней политики. Президент определяет основные направления внешней политики. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации, награждает государственными наградами, осуществляет помилование.

Один и тот же человек не может выдвигаться на пост Президента РФ более двух сроков подряд по шесть лет. Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.

Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.

Президент Российской Федерации участвует в осуществлении верховного представительства страны. Это право вытекает из того, что его избирают путем прямых выборов. В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма значительные полномочия. Он назначает выборы в Государственную Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы. Таким образом, Президент России может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет его.

Начиная с 1994 года Президент ежегодно выступает перед членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы с изложением своей оценки ситуации в различных сферах общественной жизни, формулирует свое видение основных направлений политики государства. Обозначенные в Послании приоритеты - важные ориентиры для Федерального Собрания и Правительства. Заявленные главой государства позиции по вопросам внутренней политики учитываются как парламентом, так и Правительством при составлении планов законопроектных работ, определении позиций депутатов по законопроектам. Сформулированные в Послании Президента оценки и приоритеты оказывают серьезное влияние на формирование общественного мнения по ключевым направлениям внутренней политики. По сложившейся практике основные направления внутренней политики Президент формулирует не только в указах и посланиях, но и в иных публичных выступлениях.

Хотя Президент РФ по характеру конкретных полномочий и деятельности ближе всего к исполнительной власти, тем не менее он не может быть отнесен к какой-либо из трех ее ветвей.

Как носитель государственной власти Президент РФ призван обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он — гарант Конституции, независимости и государственной целостности РФ, то есть ее суверенитета (статья 80, часть 2). Роль Президента РФ в осуществлении государственной власти первостепенна.

На мой взгляд, в современной Российской Федерации можно наблюдать, так называемую, тандемократию. После победы на выборах в 2008 году президентом Российской Федерации стал Дмитрий Медведев. Предыдущий президент Владимир Путин поддерживал своего преемника, а после выборов занял пост премьер-министра. Могу сказать, что сложилась ситуация «правящего тандема», когда старший по должности президент и более опытный премьер-министр фактически разделили между собой обязанности по управлению государством. А исходя из недавних президентских выборов Главой государства опять-таки избран Владимир Путин, что и подтверждает это предположение. Я не считаю, что это очень хорошо, так как такое положение, как минимум, не даст возможности занять пост Президента другим, не менее достойным, кандидатам. Теоритически, это конечно же возможно, но вот на практике, думаю, нет.

 

 

4.2 Законодательная власть

 

Федеральное собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Он состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы. Формально Совет Федерации не является верхней палатой парламента, а Государственная Дума - нижней (это не установлено Конституцией).

Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, Регламенте Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов.

Совет Федерации. Палата состоит из представителей, избранных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности [14, с. 1].

Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.

Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:

    • Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;
    • в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.  К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся:

- утверждение изменения границ  между субъектами Российской Федерации;

- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;

- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

- назначение выборов Президента Российской Федерации;

- отрешение Президента Российской  Федерации от должности;

- назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

- назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов [7, cт. 102].

В ряде федеральных законов на Совет Федерации возложены и другие полномочия, не предусмотренные в Конституции Российской Федерации.

Государственная дума. Россия, точно так же, как другие государства, пришла к парламентаризму методом проб и ошибок. Но уроки этого пути были усвоены. История российского парламентаризма лучше всего опровергает любые представления о том, что у России нет демократических традиций.

К ведению Государственной Думы относятся:

А) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

Б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

В) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

Г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

Д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

Е) объявление амнистии;

Ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности [7, cт. 103].

 

 

4.3 Исполнительная власть

 

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации [7, ст.110]. Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначение Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров. Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства. Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения. Механизм парламентской ответственности Правительства описан в российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности - обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам. Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.

 

 

4.4 Судебная власть

 

К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Продекламированные Конституцией РФ принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. (Так закон о статусе судей, в котором говорится о предоставлении судье в течение полугода свободного жилья очень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такого.) По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам [7, ст. 126]. Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров [7, ст. 127]. Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ, издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации [7, ст. 125].

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе данного исследования можно сделать вывод, что Государственная власть является органом осуществления власти в стране, которая выполняется через систему органов власти. Можно также выделить, что на данный момент государственная власть, как Российской Федерации, так и Республики Беларусь не так развита и ещё не способна выполнить все задачи, обязанности и свойства которые возложили на них Конституции этих стран.

На сегодняшний день существует множество споров на тему государственной власти. Множество учёных, юристов-теоретиков и практиков ведут бесконечные дискуссии на тему государственной власти, но каких-либо новых путей решения проблем не найдено. Данная тема в учебных изданиях разных авторов и учёных излагается по-разному. Из этого можно сделать вывод, что тема государственной власти ещё не полностью изучена.

В современном демократически ориентированном обществе необходимо добиться неуклонного исполнения законов государства. Для этого требуется чёткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Государственная власть позволяет чётко управлять страной, принимать законы и другие нормативные правовые акты, предназначенных для урегулирования отношений как в самом государстве, так и на международном уровне. Государственная власть также обеспечивает свободу и равноправие граждан.

Информация о работе Государственная власть, её свойства и формы осуществления в Республике Беларусь и России